30. Восстание на Нижнем Дону

Валерий Горелик
Победу часто объявляют окончательной, не предполагая, что разбитый противник вернется с новыми силами, противостоять которым будет намного сложнее. Еще опаснее принимать за побежденных тех, кто добровольно прекратил борьбу, но не стал союзником.

Многие донские казаки без радости приняли в марте 1918 года Советскую власть, не собираясь однако против нее бороться. Станичники одобрили освобождение от стародавних повинностей, но земельную политику новой власти не приняли.

Характер этих противоречий описал М.Шолохов в незамысловатом диалоге отца и сына Мелеховых:

"- ...А ты знаешь, что иногородние зараз гутарют! Всю землю разделить на души. Это как?

- Иногородним коренным, какие в Донской области живут издавна, дадим землю.

- А шиша им! Вот им выкусить!..."

Разумеется "иногородние" отстаивали передел земли в не менее резких выражениях. Но в условиях весны 1918 года слова не были последним аргументом. Пока в Ростове и Новочеркасске пытались распространить действие советских декретов на Донскую область, в Сальских степях бродили остатки калединских отрядов под командованием генерала П.Х.Попова, а корниловцы штурмовали Екатеринодар.

Попытки председателя Новочеркасского исполкома Медведева провести регистрацию бывших офицеров с последующими арестами закончилась 23 марта протестами в отряде Н.М.Голубова. Отдельные антисоветские выступления происходили в станицах Хомутовской, Грушевской, Гундоровской, Суворовской, Егорлыцкой, Манычской и Кагальницкой.

Определенной гарантией против белогвардейского мятежа было разоружение жителей ненадежных станиц. Однако оружие было для казаков не менее важно, чем для американцев соблюдение Второй поправки к Конституции 1789 года. Неудивительно, что попытка разоружения станиц имела тяжелые и далекоидущие последствия.

Вечером 9 апреля 5 конных матросов прибыли в станицу Кривянскую, расположенную в 3 километрах от Новочеркасска, чтобы разоружить местных казаков, однако в итоге матросов разоружили и выгнали из станицы. Выступления отдельных станиц не помешали 9 апреля открыть в Ростове-на-Дону I съезд советов Донской Советской республики.

Чтобы предотвратить возможный мятеж, в Ростове объявили регистрацию офицеров, сопровождавшуюся обысками и арестами. Однако против Советской власти выступили не отставные золотопогонники, а один из руководителей антикалединского восстания Н.М.Голубов, который попытался объявить в Новочеркасске мобилизацию.

Из Ростова был переброшен конный отряд с броневиками, который после непродолжительного боя рассеял голубовцев. Н.М.Голубов и начальник новочеркасского гарнизона Смирнов направились из города в станицу Кривянскую. Прибывшие за ним в станицу 20 матросов потребовали у кривянцев выдать Н.М.Голубова и всех офицеров, а также уплатить контрибуцию за укрывательство. Казаки прогнали матросов и собрали Круг, который принял решение о восстании против Советской власти.

Между тем, отдельные станицы начали координировать свои действия. Утром 10 апреля в станице Заплавской на сходе казаков было принято решение свергнуть Советскую власть в Новочеркасске, для чего была объявлена мобилизация, к которой присоединились станицы Кривянская, Бессергеневская, Богаевская, Заплавская, Манычская, Старочеркасская и Раздорская. Н.М.Голубова, добравшегося до станицы Богаевской, задержал станичный атаман, а на следущее утро застрелил студент Пухляков.

11 апреля в Кривянской, куда подошла дружина пеших и конных казаков из станицы Богаевской состоялось собрание, на котором казаки избрали командиром своего отряда случайно очутившегося в станице войскового старшину (подполковника) В.С.Фетисова. 12 апреля по приказу Ростовского Совета в станицу Кривянскую для разведки был послан броневик, который застрял в грязи и был захвачен восставшими.

13 апреля советские отряды атаковали Кривянскую, обстреляв ее из орудий, но были отбиты. Вечером новочеркасские любители острых ощущений могли уже самостоятельно определить, кто побеждает в соседней станице, наблюдая за происходящим с берега реки Тузлов.

А в это время В.С.Фетисов, пользуясь сумятицей в рядах советских войск, решил атаковать Новочеркасск тремя колоннами, чтобы одновременно захватить Хотунок, хутор Мишкин и железнодорожную станцию. В 4.00 14 апреля казаки переправились по наплавному мосту через реку Тузлов и захватили железнодорожную станцию Новочеркасска, убив 37 красных бойцов и взяв в плен около 400.

Советский отряд под командованием Ф.Г.Подтелкова отступил в сторону Ростова. Одновременно южный казачий отряд захватил станицу Аксайскую под Новочеркасском, а северный отряд взял станицу Персиановскую. К отряду Фетисова присоединились генерал Смирнов, полковник И.А.Поляков и подполковник Рытиков. Казачье командование запретило выезд из Новочеркасска.

В 11.00 войсковой старшина В.С.Фетисов издал воззвание, в котором говорилось:

"Граждане Новочеркассцы. Штаб казачьего отряда, вступивший сегодня с боем в город и начавший очистку последнего от банд грабителей и негодяев и в то же время вынужденный безостановочно вести преследование их, крайне нуждается в денежных средствах и живой силе.

Штаб призывает вас сегодня же, а также и всех верных казаков любящих вольный родной Дон, спешить нести пожертвования и свободных казаков, сочувствующих и бывших партизан, явиться сегодня же в штаб отряда в Областное правление (нижний этаж) для присоединения к отряду."

В 17.00 в Новочеркасске в помещении зимнего театра состоялось объединенное заседание членов бывшего Калединского правительства, "войсковых есаулов", советников Областного Правления, членов войсковых кругов, на котором было принято решение воздержаться от избрания постоянного органа власти и был избран "Совет Обороны Донского края" во главе с есаулом Г.П.Яновым.

"Совет Обороны" принял решение использовать 620 тысяч рублей, собранных Новочеркасским Советом и случайно оставшихся в городе. "Совет Обороны Донского края" обратился к Ростовскому Совету с требованием освободить арестованного генерала М.П.Богаевского (уже расстрелянного), угрожая расстрелять всех захваченных в Новочеркасске большевиков.

В дополнение к этому полковник И.А.Поляков пригрозил расстрелять за каждого убитого казака десять красногвардейцев. В это же время в станице Манычской состоялся съезд 11 станиц Черкасского округа, принявших решение начать борьбу с большевиками.

На большевиков эти угрозы не произвели впечатления и не помешали 14 апреля завершить работу I cъезда Советов Донской советской республики, избравшего ЦИК во главе с казаком В.С.Ковалевым. 15 апреля казачьи отряды подошли к городу Александровск-Грушевский. В это же время заявили о поддержке антисоветского мятежа казаки станицы Аксайской.

16 апреля казачьи отряды захватили станцию Кизитеринка в 15 км от Ростова-на-Дону, однако дальше идти не стали, ограничившись разрушением полотна железной дороги. Командование в Новочеркасске выжидало, надеясь на приход отрядов генерала П.Х.Попова и Семилетова. Однако ожидавшаяся помощь не подходила. Плохо было и с мобилизацией.

Командующий казачьим корпусом В.С.Фетисов издал воззвание, в котором с большим пафосом говорилось: "К вам обыватели и казаки наше последнее слово... Неужели же вы и до сих пор останетесь безучастными зрителями происходящих событий? Идите в ряды наших войск и помните, что ваша жизнь и судьба в ваших же собственных руках. Позорно и преступно быть безучастным. Дон оскорблен и прислав вам с окрестных станиц своих казаков, властно требует от каждого из вас стать под ружье..."

В ответ на это обращение в Новочеркасске возле Атаманского дворца к 9.00 16 апреля собралось несколько сот пожилых офицеров.

В 10.00 "Совет Обороны Донского края" назначил командующим белоказачьей армией генерала К.Полякова, а начальником штаба - полковника С.Денисова. Оценив свои силы, которые не превышали 4 тысяч сабель, новое командование начало готовить отступление из Новочеркасска. Вечером казачьи отряды под огнем восставших железнодорожников покинули Новочеркасск и отошли в станицу Заплавскую.

Между тем, у советского командования обозначились новые угрозы. Со стороны Донбасса к Ростову приближались австро-германские войска, а с юга к Дону подходили части разбитой Добровольческой армии. Чтобы устоять, Донская советская республика должна была как можно быстрее подавить антисоветские выступления в станицах на Нижнем Дону.

17 апреля в 19.00 советский отряд под командованием В.М.Примакова занял Новочеркасск. Развивая этот успех, 19 апреля был предпринят штурм станицы Кривянской, однако он был отбит белоказаками. Безрезультатным оказался и штурм Кривянской 21 апреля. Пользуясь паузой, "Совет Обороны Донского края" в станице Заплавской был преобразован во "Временное Донское Правительство".

22 апреля в станицу Константиновскую прибыл отряд походного атамана генерала П.Х.Попова, насчитывавший 1000 человек при 3 пушках и 20 пулеметах. 23 апреля возле Константиновской на пароходе "Москва" состоялась встреча походного атамана генерала П.Х.Попова с делегацией "Временного Донского Правительства" (Яновым, Горчуковым и И.А.Поляковым).

В ходе этих переговоров было достигнуто соглашение о создании Донской армии, силы которой после объединения отрядов составили 6 тысяч человек при 6 орудиях и 30 пулеметах. Донская армия была разделена на Южную группу во главе с К.Поляковым, Северную и Задонскую группы. Командующим белоказачьими частями стал генерал П.Х.Попов, что вызвало определенное недовольство среди участников Нижне-Донского восстания.

Имея достаточную численность, белоказачьи части нуждались в боеприпасах. В определеннной мере исправить это положение помог эшелон, отбитый 30 апреля у красногвардейцев у Белой Калитвы, где в руки казаков попало около 5 тысяч снарядов и 600 тысяч патронов.

1 мая 1918 года советские отряды при поддержке броневиков атаковали позиции белоказаков в станице Заплавской. Бой растянулся до вечера. В какой-то момент советским частям удалось прижать сторонников "Временного Донского правительства" к Дону, однако полковник Денисов с остатками конницы сумел решительной контратакой отбросить противника от станицы, захватив на поле боя 8 орудий, около 5000 снарядов, более 200000 патронов, около 2000 винтовок, несколько пулеметов и броневик.

Как когда-то поражение под Глубокой стоило власти Каледину, так бой под Заплавской предопределил поражение Донской советской республики. Кроме того, в этот момент части А.И.Деникина заняли станцию Лежанка.

4 мая Добровольческая армия по просьбе генерала П.Х.Попова овладела станицей Егорлыцкой. И уже совсем неожиданным подарком для "Временного Донского правительства" стал прорыв в Ростов-на-Дону белогвардейского отряда полковника Дроздовского, которого хотя и выбили, но положение советских войск резко ухудшилось, тем более, что к Дону приближались германские войска.

Пользуясь дезорганизацией советских войск, белоказаки 6 мая в 3.00 начали штурм Новочеркасска. После непродолжительного боя Южная группа Донской армии заняла казачью столицу. 7-8 мая советские войска пытались отбить Новочеркасск, но смогли занять только Хотунок, откуда были выбиты при поддержке частей полковника Дроздовского.

Командующий Южной группой полковник Денисов вкратце изложил ход событий (даты указывались по старому стилю):

"Красногвардейцы, наступавшие на Новочеркасск с севера и отбитые 23 и 24 апреля, сегодня, с утра 25 апреля, вновь собравши значительные силы, решили во что бы то ни стало захватить город. Положение красногвардейцев безвыходное, ибо в направлении на Сулин наступают украинцы с поднявшимися на защиту Дона казаками и большевистским частям оставался один выход - завладеть Новочеркасском и постараться пробиться на присоединение к своим, доживающим последний день, в г.Ростове."

Так оно и вышло. Вечером 8 мая полковник Туроверов доложил "Временному Донскому правительству" о том, что его отряд одновременно с германскими частями вступил в Ростов-на-Дону.

Денисов уверенно заявил: "Население может быть спокойно и верить, что большевики больше в город не вступят." Население, возможно, в это и верило, но у большевиков были другие планы.


1. И.А.Поляков. Донские казаки в борьбе с большевиками. Мюнхен. 1962. 388 с.

2. Ю.Д.Гражданов. Всевеликое Войско Донское в 1918 году. Волгоград. Издательство ВАГС. 1997.

3. Ю.В.Карпич. Донское казачество в политических процессах начальных лет советской власти. Этносоциум и межнациональная культура. М. 2016. С. 109-112.

4. А.В.Голубинцев. Русская Вандея. Очерк Гражданской войны на Дону, 1917-1920 гг. Мюнхен. 1957. 212 с.

5. В.В.Добрынин. Борьба с большевизмом на юге России. Участие в борьбе донского казачества, февраль 1917 - март 1920. Прага. Славянское издательство. 1921. 123 с.

6. С.В.Волков. Донская армия в борьбе с большевиками. М. Центрполиграф. 2004.

7. Г.П.Янов. Дон под большевиками весной 1918 года и восстание станиц на Дону. Донская летопись. Белград. 1924. № 3. С. 20.

8. С.В.Денисов. Записки. Гражданская война на Юге России. 1918-1920. Часть 1. Константинополь. 1921.

9. С.В.Денисов. Начало гражданской войны на Дону. М.-Л. 1926.

10. А.В.Венков. Донское казачество в гражданской войне. Ростов-на-Дону. РГУ. 1992. 240 с.

11. В.П.Трут. Казачество России в период революций 1917 года и на начальном этапе гражданской войны. Автореферат докторской диссертации. Ростов-на-Дону. РГУ. 2005. 46 с.

12. А.Бугаев. Очерки истории гражданской войны на Дону (февраль - апрель 1918 г.). Т. 3. Ростов-на-Дону. ЗАО "Книга". 2014. 384 с.

13. И.Ф.Быкадоров. Заметки к статье "Освобождение Ново­черкасска". Донская летопись. Белград. Издательство Донской исторической комиссии. 1924. Т. 3. С. 63-67.