Малой кровью, могучим ударом - 7

Лев Ольшанский
Продолжение. Начало см.
http://www.proza.ru/2018/03/31/297



В ноябре 1941 года полковник Старинов был принят членом Военного Совета Мехлисом в связи с письмом Военного Совета Южного фронта.

В этом письме обосновывалась необходимость производства мощных противотанковых мин и мин замедленного действия, предлагалось нацеливать партизан на разрушение вражеских коммуникаций.

Мехлис, ознакомившись с письмом, пришёл в крайнее раздражение:

— Глубокий вражеский тыл, коммуникации! Вы что, с неба упали? Не знаете, что враг стоит под самой Москвой?!

— Но мы учитываем…

Мехлис перебил:

— Учитывать надо, что наступила зима! Что надо полностью использовать те преимущества, какие она дает! Нужно заморозить гитлеровцев! Все леса, все дома, все строения, где может укрыться от холода враг, должны быть сожжены!.. Если еще раз посмеете побеспокоить товарища Сталина своими дурацкими идеями — будете расстреляны!

В ноябре 1941 г. в недрах руководства страны появились лозунги: "выморозить противника!", "гони немца на мороз!"

А мины, по мнению руководства, это ерунда, это так, побоку... Мины - не главное; главное — это жечь деревни...

Старинов вспоминает: "Финны при отходе 99 % населения эвакуировали. Мы приходим в село — населения нет. Часть домов приведена в негодное состояние, часть уцелевших зданий заминированы минами замедленного действия. Продрогшие и измотанные солдаты набивались в такие дома по 50-150 человек. Когда дома врывались, мало кто оставался в живых.

После этого мы уже старались подальше держаться от любых зданий и сооружений, хотя минированных среди них было немного. И вся армия мерзла в палатках. Да, финнам удалось выгнать нас на мороз. А теперь, когда мы решили воспользоваться их опытом, что получилось? Стали поджигать деревни, в которых жили крестьяне".

Специально созданные отряды советских диверсантов начали жечь деревни, в которых жили крестьяне. Немцы говорили крестьянам:

— Посмотрите, что делают большевики! Вас поджигают! Помогите нам охранять ваши деревни!

И местное население, дабы не оказаться в морозы без крова, поддерживало немцев. Это дало возможность противнику вербовать в большом количестве полицейских.

Разгром гитлеровцев под Москвой начался переходом в наступление 5 декабря войск Калининского фронта. А утром 6 декабря в мощное контрнаступление перешли Западный фронт и войска правого крыла Юго-Западного фронта. Великая битва началась!

Перед началом наступления сапёрам пришлось снять тысячи собственных, поставленных в спешке мин, а затем, в ходе боев, обезвреживать мины противника.

В немецком тылу повсеместно стихийно появлялись партизанские отряды.
Но они действовали несогласованно, иные даже не имели связи с партийными и военными органами, снабжение партизан из советского тыла производилоь эпизодически, им не хватало оружия, взрывчатки, минновзрывной техники.

В начале декабря полковник Старинов составил ещё одну докладную на имя Сталина, в которой говорил о проблемах партизанского движения и эффективности минирования на коммуникациях врага.

Ознакомившись с докладной, член Военного совета фронта, первый секретарь ЦК партии Белоруссии П. К. Пономаренко составил письмо Сталину, в котором положения Старинова дополнил необходимостью усиления партийного руководства партизанами.

Сталин принял Пономаренко и имел с ним двухчасовую беседу, в результате чего на самом высшем уровне было принято решение о создании Центрального штаба партизанского движения и штабов партизанского движения отдельных фронтов.

Председатель Госплана Н. А. Вознесенский занялся вопросом увеличения производства мин и других подрывных средств.

К весне 1942 года проблема массового выпуска мин замедленного действия и производства других сложных мин решается полностью. Вскоре войска и партизаны начали получать их. Наконец-то!


Продолжение см.
http://www.proza.ru/2018/04/16/450