Развитие экотуризма

Зура Итсмиолорд
 
  Экотуризм – сравнительно  новое направление, стремительно набирающее обороты. От изобилия благ цивилизации, современный человек бежит в лоно первозданной природы. Избирательные требовательные туристы отказываются от роскошных отелей, чтобы почувствовать единение с природой. Горные тропы предпочтительнее автобанов, вместо душных ночных клубов и баров, путешественники выбирают отдых под открытым небом, исписанным созвездиями.
  Полноценное развитие эконтуризм может получить свой достойный старт и в Чеченской республике, так как у нас есть нетронутые человеком горные просторы. Современный экологический туризм делится на несколько направлений. Научный  ориентирован на изучение природы, проведение полевых исследований, различных наблюдений. Активный – пешие походы, альпинизм, конные и вело-прогулки; Исторический экотуризм направлен на поддержку национальной самобытности, знакомство с культурными традициями. Путешествие в природные резерваты – разного рода заповедники, национальные парки. Мы можем предложить агротуризм, актуальный для жителей  крупных мегаполисов,  отправляя туристов в села, в лес и обучая их земледелию, животноводству. Концепция экотуризма подразумевает противодействие негативному воздействию на природу; популяризацию отдыха на свежем воздухе; изучение культуры родной земли; поддержку природоохранных мероприятий; пропаганду экологического образования; повышение привлекательности регионов для туристов. Бесконечные горные плато, жемчужные родники и шумные водопады, заросли терна и кизила, ореховые рощи и платан.
  Горный чистый воздух наполнен запахом свободы. Необходимо разработать пешие маршруты различной сложности с учетом уровня подготовки путешественников, на базах отдыха  создавать оптимальную нагрузку как для новичков, так и для бывалых туристов. Создав условия для единения с природой, мы станем лучшим регионом для экотуризма. Лекарственные растения, здоровая пища, народные методы лечения, глубокое самопознание и очищение — это лишь часть того, что мы можем предложить  туристам. Искатели экстрима могут спуститься на байдарках по быстротекущей горной реке. На территории этнопоселений можно организовать театральные постановки из жизни наших предков. Почему бы не знакомить туристов со сказочными героями: нечистая сила и божества, Нарты и Турпал Нохчо и т.д.
  Представьте себе, что в каменной башне, вокруг кхерч (очаг) собрались туристы и слушают предания старины. Экскурсоводы в национальной одежде рассказывают: «За окном плачет дождь, или гуляет зимнее солнце? Может, молодой Месяц выгуливает звезды? Или давно за полночь, и Старушка-Луна кемарит? Усаживайся поудобнее. Расскажу вам о нечистой силе, которая живет в нахском народном фольклоре.     Дверь в нашу обитель надежно прикрыта, курится ладан и заварен чай из разнотравья.      Прислушайтесь. Это Г1ам скребется за дубовой дверью с засовом? Вы не слышали о Г1ам?
     Это женщина-оборотень, которая ночью превращается в кошку и  питается кровью домашних животных. Но с ней может справиться самый ленивый кот. А, может, это Алмаз заглядывает  в  окно? Он блеснул желтыми глазами, длинными острыми ногтями поцарапал каменную кладку твоего жилища и, грузно топая, опять удалился в чащу леса, которая окружает дом. Алмаз - лесной человек. Огромного роста. Его тело покрыто густой длинной шерстью. Он питается лесными ягодами, сырым мясом и непослушными детками.   Ну, а если  увидели тень бегущего Адам-Йилбаз - человека обладающего  сатанинской силой и умением превращаться в разные существа, то лучше не отходите от огня. Даже маленькая искра  пугает его, и он никогда не переступит порог этого дома. В контакт с ним не вступайте. И не дай бог, он поцарапает. Не бойтесь. Он в жилище не приходит, а вы не ходите на мельницу или кладбище по ночам. Его можно встретить там. Ну, а старушка Жоьра-баба обычно возится у себя. У нее нет ступы, как у бабы Яги, хотя уж больно вредная беззубая  одинокая старушка. Ах, да. Есть еще  Ешап - ведьма и Чабаба - старуха колдунья. Они больше по части колдовства. Мелкие пакостницы.   Жоьра-баба, Чабаба  и Ешап живут только в сказках, и их никогда никто не видел, не хватал за руку и не обривал наголо. Но людей, которые приручали Алмаз, а он бывает, как мужского,  так и женского пола, встречались с ним во время охоты, или на окраине села, даже я знаю. У меня, конечно, есть сомнения насчет правдивости рассказанных ими историй, но с ними встречаться мне бы, честно, тоже не хотелось…»
Сделав ставку не только на красоту горного края и здоровое питание, но наши обычаи и традиции, мы сможем сорвать джек-пот, не забывая при этом о бережном отношении к природным ресурсам и достопримечательностям горного края.