Они ушли

Хачхарджи Константин
               
               
                «Они ушли, они ушли
                В иные вечные пространства…»
                Из песни Тимура Муцараева.

 В конце апреля 2018 года мы посетили один из чудесных, курортных,  городишек Израиля, - славный  Эйлат. Здесь  жителей, всего-то,  чуть более 50 тысяч, из коих пятая часть русскоязычные. Прелесть, есть с кем поговорить на родном логосе. Расстояние от Хайфы по автодорожной магистрали, со всякими спусками и поворотами,  427 километров.  Если ехать автобусом со скоростью  60 км/час, - а больше не выйдет, как ни крути, - то вся дорога, - со всеми стоянками и перекусом, - будет перекрыта примерно за 8 часов. И вот эта тягучая  нудистика, естественно, может вконец испортить настроение туриста. А так – нормальный ход: отличное питание, чистенько, промышленности, как таковой, нет, воздух не загрязнён. То есть, если в общих чертах,  Эйлат – это экзотические отели, живописные коралловые рифы Красного моря, фонари и аптеки. К тому же ещё и великолепные молитвенные строения такие, скажем, как храм Хатхор, Монастырь Святой Екатерины и прочие культовые объекты. Короче говоря, по всему видно, что вкус у наших предков был превосходный. Стал искать, стёртые временем, следы. И, перелистывая архивную пыль, в  итоге, нашёл их в туманной мгле.  Они ушли….

  Итак, представьте себе, что на территории, простирающейся от Эйлатского залива и до Мёртвого моря, во Втором тысячелетии до новой эры было образовано государство, которое греки назвали Идумея, что на иврите прозвучит, как Эдом, то-бишь, «красный», - по цвету красной чечевичной похлёбки. Место ими выбрано было со знанием дела: превосходный климат, плодородная почва, строительного камня, - само собой, - сколь угодно, причём разных цветов. Не случайно ведь древние греки (и тут  греки!)  столицу идумеев назвали не иначе, как Петра, что в переводе, - «камень». В наши дни из всего того, что осталось от летописной Петры, вырубленной когда-то в красных скалах,  считается самой известной достопримечательностью Иордании. Вся сия панорама расположена в 262 километрах к югу от Аммана. Тем, кому выпало счастье самому узреть это древнее диво, не может не взяться за перо.  Вот строка от английского поэта и  путешественника  Дина  Бургона: "Поистине уникально это необыкновенное чудо, красно-розовый город моложе лишь самого времени". В самом деле, всё кануло в Лето, и не одни лишь строения, но и речевая полифония. Пару слов об этом.

  Эдомитский язык, - теперь, конечно, уже мёртвый язык, - на котором в тот далёкий от нас период изъяснялись древние идумеи, - по схожести, по интонации и акцентам, - относится к семитской группе языков. Из памятников эдомитского языка осталось почти ничего. Известно лишь, что первоначально для его записи использовалось древнеханаанейское письмо. А вот в VI веке до новой эры идумеи, как говорится, на полную катушку перешли на арамейский. По духу и букве, куда ещё ближе, и всё же к евреям идумеи относились, мягко говоря, - недружелюбно. Вот неоспоримый факт: когда евреи странствовали по пустыне, идуметяне не позволили им пройти через свою страну в Ханаан. Надо полагать, такое противостояние со временем должно было, как-то разрешиться. Позже всё-таки столкнулись лбами. Хотя надо бы отметить, что в период своего расцвета идумеи были настолько сильны, что могли выставлять войско численностью до 20000 бойцов. И всё же для победы надо быть ещё и храбрым. И в этом качестве они уступали евреям. Поэтому примерно с середины Х века до новой эры идумеи  были покорены войсками второго израильского царя Давида под предводительством Иоава. При этом, некоторые из идумеев бежали в Египет, где их, разумеется, не ждали. Там же их  царевич, - наверно, блистал красотой, не иначе, - вскоре женится на сестре жены фараона. После смерти царя Давида ему удаётся вернуться на свою малую родину, но толку было мало: в итоге идумеи теряют свою самостоятельность, становятся данниками Израиля, вплоть до царствования Иорама Иудейского (851 по 843 год до новой эры), когда Идумея снова обрела независимость. И снова – в бой: в 586 году до новой эры с вавилонянами участвовали в осаде, и разрушении  Иерусалима, и к концу VI века до новой эры, наконец, овладели частью Южного Израиля. Но из этого ничего хорошего не вышло. С образованием Набатейского царства, - а это конец III века до новой эры, - большая часть территории Идумеи вошла в его состав. И так всю дорогу туда-сюда. Вот ещё один из таких приёмов, пуще прежних. В 125 году до новой эры иудейский царь из династии Хасмонеев Йоханан Гиркан (правил с 134 по 104 года до нашей эры) захватил Идумею, то-бишь, область, простиравшуюся на юг от Бейт;Цура и Эйн Геди до Беэр;Шевы и дальше, а затем - насильственно обратил ее жителей в иудаизм. О чём еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» даёт такую подробность: «Затем Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумеян, позволил им оставаться в стране, но лишь с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по иудейским законам. Идумеяне действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и вообще построили всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого самого времени они совершенно стали иудеями»,- страница 272. Двинем дальше по той же тропе.
 
  Во времена оны  дело дошло до того, что кое-кто, из числа очень-очень мозговитых идумеев, вознёсся  до царского Трона. В l-м веке до новой эры идумей Ирод по решению Рима стал царём Иудеи. По жестокости ему нет равных в истории. О человеке с таким раскладом характера и ума, - думаю, это известно каждому из нас, - обычно говорят так, - «Ах ты, Ирод проклятый!». Ещё парочку шагов, и мы – в финале.

  Но прежде вспомним мудрость древнюю о том, что – «всё течёт, и всё изменяется». Наконец-то с ветхостью было покончено, пришёл Христос, и вместе с ним вступила в свои права Новая эра! И, буквально, через сотню лет значительная часть территории Идумеи вошла в состав Римской провинции Аравия, и с тех пор Идумея подразумевалась под общим определением, как Аравия, а позднее и вовсе название этого государства пропало. Однако, в этом водовороте я таки отыскал нечто чрезвычайно любопытное для себя.  Оказывается, - это я нашёл у библейского Марка (III, 7, 8), - что во время земной жизни Спасителя многие из потомков идумеев (вы меня слышите?)  следовали за Христом, слыша о великих делах Его.

 О, main Gott! Выходит, что не только среди евреев, но и среди Православных греков тоже можно найти, хоть что-то от идумея!  Опираясь на современные достижения науки в области «тонкой материи»,- несомненно, можно было бы пролить свет и на эту тьму, но кому это надо, - вот в чём вопрос!
               
И – к ассоциациям.

  Вот в эти дни, когда весь православный люд отмечает День Пасхи, в СМИ со всех концов, верующие, равно, как и атеисты, снова заголосили о том, что был ли на самом деле Христос, или это чистейший вымысел. Лично я никому бы не советовал затрагивать сию весьма трогательную нотку. На мой взгляд, надобно быть до ужаса храбрым, чтобы отрицать, равно, как и утверждать, был ли на самом деле Христос, или это красивая библейская сага? Оставим ненужные споры: они абсолютно бессмысленны. Ясно одно, что Он нужен был, и Его речи, и Его  советы, и Заклинания. Смертному человеку, - а вот это уже никто не станет отрицать, - нужна высшая мораль, высшие ценности, без которых он на земле не устоит, не доживёт свой век, как говорится, - "при здравии и твёрдой памяти". Поэтому рассуждать о том был ли Христос на самом деле, воскрес ли он после смерти, - лишний, напрасный, оборот извилин. Мы, ведь, настолько разные, настолько по-дурацки  живём, что нам без Веры никак нельзя. Аминъ!

               
                Sperare et Credere!