От сессии до сессии живут студенты весело...

Людмила Деревянкина 2
ВСЕМ, КТО ПРОЧТЁТ, и ВОЗМОЖНО УЗНАЕТ СЕБЯ или СВОЕГО ЗНАКОМОГО, ДРУГА, ТОГО КТО УЧИЛСЯ в САРАТОВСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ и ЖИЛ в ОБЩЕЖИТИИ на ул. КУТЯКОВА, 18  в 1968 - 1972 г.г. - ПРОСЬБА, ОТЗОВИТЕСЬ....!!!

Поверьте мне,  студенческая пора - это не только учёба - лекции, лабораторные, практические, написание рефератов, научных работ..., сессия... и другие глупости...:)... Это ещё и весёлая, насыщенная разными событиями, жизнь, особенно в студенческом общежитии, где мы проявляли свою самостоятельность... и утверждались - при умении рационально расходовать свои 28 рублей стипендии,  при варке борщей, супов, каш... и других доступных студентам блюд...,  да много всего, по взрослому самостоятельного...  В общем, закаляли сталь своей молодости!

На первом курсе мне довелось начать общественное житиё в общаге Саратовского Экономического Института на ул. Кутякова, 18, в комнате №7... Сравнивать не с чем..., т.к. это было моё первое поселение в коммуну, где нас официально проживало в комнате 15 человек..., а не официально...,  ...не поддавалось подсчёту даже нам - будущим бухгалтерам и экономистам... Готовили и убирались по графику дежурств... Что привозили из дома, или кому присылали посылки с продуктами - становилось достоянием всей коммуны... Но были и из таких "крыс", которые посылочку прятали под кроватью, а по ночам шуршали и хрустели...

Наше общежитие находилось в старинном здании, постройка где-то 1870-ых..., так говорили, и вроде бы в том доме на первом этаже в 30-е годы были мастерские по переквалификации дам легкого поведения..., в том смысле, что их туда направляли на идеологическое перевоспитание..., или... в наказание за их "лёгкий" труд обучали рабочим профессиям...  Так это или нет... не знаю..., но... "...ходют слухи тут и там..., а беззубые старухи их разносют по умам...". ... Мы прожили в этом старинном здании два года, пока строилось новое общежитие в студгородке....

Бдительным руководителем общежития СЭИ на Кутякова была комендантша Мария Никитична, которую мы между собой для простоты называли Марьяша... Она мне напоминала Домработницу Свантесонов из Малыша и Карлсона - Фрёкен Хильдур Бок, такая же суровая, пожилая дама, крупная в объёме и такая же решительная и во мнениях и в действиях... Запускала и выпускала из общежития строго по списку и по часам..., настоящая Домомучительница... Но, не смотря на её бдительность, каким-то образом, а возможно и с её "доброго материального" согласия, в общаге жили те, кто там официально не числился... Ещё в общежитии жили семьи молодых преподавателей, аспиранты..., но не так много, наверное они занимали три - четыре комнаты.

Наша седьмая комната объединила девочек с разных групп и факультетов, так что состав был довольно-таки разнокалиберный, как по составу, так и по характерам... Но именно эта жизнь, с общей на всё общежитие кухней на первом этаже, а около неё - одним телефоном,  с четырьмя туалетами "М" + "Ж" - два на первом и два на втором этаже (извините за столь интимные подробности, но именно с ними связана одна история, о которой я расскажу вам позже...),именно эта жизнь нас объединила и крепко сплотила, как оказалось, на всю жизнь - общаемся (переписываемся и перезваниваемся) до сих пор со многими из тех, кого удалось найти...

Особенно мне запомнился первый студенческий Новый 1969 год, который мы отметили совместно - наша девичья седьмая и первая ребячья комнаты. Ещё приехали в гости к нашим двум девушкам их парни, два Анатолия... В общем, как в песне..."...сегодня в нашей комплексной бригаде, прошёл слушок о бале-маскараде..."... К нему мы готовились заранее - украсили комнату гирляндами, мишурой, шарами, стены и окна разрисовали цветными мелками (кстати, мы жили в этой комнате, как кроты..., два больших окна комнаты выходили не на улицу, а в коридор..., почти круглосуточно приходилось жить при электрическом освещении...)... Так, вот, купили мы ёлку, тоже украсили, закупили выпивон и закусон, приготовили салаты и горячие блюда... Сели за стол в одиннадцать... Пили-ели-веселились, танцевали, пели...  Какие тогда были упоительные песни Майи Кристалинской, Валерия Ободзинского, Олега Ухналёва, Жана Татляна..., которые мы слушали на катушечном магнитофоне..., тогда же, я впервые, услышала песню Игоря Эренбурга "Планетарий" в исполнении Владимира Высоцкого ( ...а  я, пролетарий, подался в планетарий..), песню Евгения Клячкина "Не гляди назад, не гляди"...

Сейчас всё вспоминается, как сквозь сон.... ...В общем-то, всё хорошо прошло..., но кто-то - не допил..., кто-то перепил... Мы с подругой Ниной, как самые непьющие, смотрели на всех трезвыми глазами, было где-то смешно, где-то забавно... Но, видимо впечатления от первого такого взрослого Нового года были сильные, если помню как Вальдемар Гладков (кудрявый, как Пушкин), сидя за столом, полез целовать Любу Белицкую, она стала сопротивляться, в результате оба упали вместе со стульями..., грохоту было много..., смеха - тоже..., главное - обошлось без жертв, все остались живы.... Помню, как Татьяна Волкова пела в туалете не очень новогоднюю, но вполне патриотическую песню "Вихри враждебные"..., ...как я с её Толиком танцевала испанский танец, ...как приходил к нам из соседней комнаты пьяненький Володя Криворучко и приставал ко всем дамам с поцелуями, томно шепча: "Самые условия..., никто не заметит...", а как он танцевал твист... !!! Володя, парень из нашей второй группы. Он был инвалидом, ...последствия после менингита..., в быту - до смешного - наивный, в учёбе - палочка-выручалочка..., шпарил наизусть цитаты Маркса и Ленина. Когда мы были не очень-то подготовлены к практическим занятиям по политэкономии или научному коммунизму, просили его вызваться отвечать тему... Он, безотказно тянул руку, кричал, "можно я", его вызывали..., в итоге - он отвечал до звонка..., т.к. цитировал великих, спорил с преподавателями..., а нам только этого и надо было..., чтобы не успели ещё кого-нибудь спросить...  А вот в быту... В комнате над ним шефствовал Саня Торчилкин, он был самым старшим из ребят (светлая ему память!) и,  думаю, был самым добрым и самым справедливым... На его шутки нельзя было обижаться... Когда ребята куда-то спешили и говорили: "Володя, давай, чешись!" - Володя хватал расчёску и расчёсывал свои редкие волосёнки... А однажды они дали Володе десятилитровый бидон и послали его в соседний киоск за пивом... Он не хотел идти, сопротивлялся под предлогом - там народу много - но Саня ему сказал: "Тебе не надо стоять в очереди... Там продавец знает наш пароль, надо только спросить у него: "У вас продаётся славянский шкаф?" - и он ответит - "Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать... с тумбочкой..." (это из к/ф "Подвиг разведчика" :)... И тогда продавец без очереди нальёт тебе пиво..."  ...Конечно..., шутка не прошла... Володя пришёл злой, кинул пустой бидон в угол со словами: "Никто вашего пароля не знает..." Он всё принял за чистую монету...  Вот таким был наш Володя Криворучко..., простой, наивный и очень добрый...  Затерялся его след..., знаю, что жил и работал в Энгельсе, что женился, что у него дочка, он приезжал на встречу с выпускниками в 1982 году, после десяти лет окончания ВУЗа..., показывал нам фотографии своей семьи... Больше я его не видели... и ничего не знаю о нём...

Это небольшое отступления от событий встречи 1969 Нового года... А впечатления от неё нашли своё отражение в "исторических" докУментах...:), в переписке между нашей седьмой и первой комнатами, которые находились на одном этаже, совсем рядом... Эти мемуары я в подлиннике храню до сих пор... Первыми написали Рецензию на вечер, проведённый с 31-го на 1-ое 1968-1969 г.г. ребята... Вот что они изобразили, ... просто "картина маслом", всё по параграфам:
п.1. Количество лиц, приглашённых на встречу Нового года, было непропорционально.
п.2. Отношение спиртных напитков к закуске было 2:1. По нашему мнению это неверно.
п.3. Не было организовано истинное веселье, что способствовало ухудшению нашего настроения.
п.4. Организация музыки должна была лечь на выши плечи, т.к. мы были гости.
п.5. Ввиду того, что некоторые девушки 7-ой комнаты были не в состоянии продолжать встречу Нового года, мы последовали вашему примеру.
Факт: сожительница вашей комнаты Белицкая Любовь, ввиду нетрезвого состояния свалилась под стол, захватив с собой жителя 1-ой комнаты Гладкова Владимира, в результате чего тот получил травму.
Эта  рецензия написана на основе неполных данных, т.к. большинство членов 1-ой комнаты были не в состоянии запомнить всех подробностей.  Далее следуют подписи авторов данной Рецензии....

Наша комната не осталась в долгу и тут же отреагировала Ответом на Рецензию по тем же параграфам:
Поскольку ваша рецензия написана на основе неполных данных, постольку:
п.1. Согласны.
п.2. Мы не рассчитывали на ваши желудки (увы, они оказались безразмерными).
п.3. Веселье во многом завесило от вас: в то время, когда мы организовывали веселье, вы исчезали бесследно.
п.4. По-нашему, она и должна была лежать на ваших плечах, потому что они шире.
п.5. А здесь надо просто разобраться, кто чьему примеру последовал.
Опровержение: Белицкая Любовь не виновата в том, что сожитель 1-ой комнаты, Гладков Владимир, оказался космонавтом, который испытывает состояние невесомости не только в космосе.
P.S. Не будем вспоминать о ваших желаниях... и... последствиях.
Далее - наши подписи.

Не долго думая, ребята прислали Послание "космонавтов":
п.1. Согласны.
п.2. Ваш салатик не послужил должной пищей для наших желудков, а потому, мы были вынуждены скитаться в поисках пищи, а ваша духовная пища нас не устраивала.
п.3. Сытый всегда весел.
п.4. Но в вашей комнате находятся плечи не менее широкие, чем в нашей.
п.5. Любовь Белицкой слишком далеко зашла.
P.S. Но наши желания не совпали с вашими возможностями, так выпьем на днях или раньше за то, чтобы наши желания совпадали с вашими возможностями, которые должны совпадать с нашими желаниями.
И... четыре подписи: В. Мосин, Матвеев, Череменков, В. Гладков.
На этом анализ новогоднего вечера прекратился, и наступил период хороших и даже сердечных (у некоторых) отношений с ребятами из первой комнаты...

Первый курс промчался незаметно... Много было и весёлого и грустного, но молодость брала своё, отсеивая неприятности... Ну что для студента - не сдать экзамен - пересдаст (это я не о себе...), безнадёжно влюбился..., да пожалуйста - влюбляйся в других..., жизнь-то продолжалась! 

После сдачи летней сессии,  в общежитии начался ремонт... А мы остались на практике... Отрабатывали - кто где, кто-то уехал в стройотряд, я осталась в Саратове работать на стройке - в студгородке строилось наше новое общежитие...  Марьяша, всех кто остался, из родной 7-ой комнаты временно переселила в соседнюю... к другим девочкам...  Здесь мы, наверное, прожили до середины июля..., точно и не помню... Знаю, что шёл в это время 31-ый чемпионат СССР по футболу... Я футбол не любила... да и сейчас не люблю..., что там интересного - двадцать два здоровых мужика бегают полтора часа за одним мечом... То-ли забьют гол, то-ли нет... Я бы им, как старик Хоттабыч, выдала бы каждому по мячу и пусть забавляются ...

А вот Надя Коновалова, живущая на втором этаже, была фанаткой московского Спартака... Она  ходила к ребятам, в комнату на первом этаже, смотреть каждый матч по телевизору... ТВ был только у них...  И вот однажды..., в перерыве между таймами, она помчалась в туалет... Ну, ничего удивительного..., время идёт, приоритеты, интересы и склонности людей меняются... Неизменными остаются лишь некоторые пристрастия, привычки и желания: это поесть. поспать, поразвлечься и... сходить в туалет...

Туалеты, мужской и женский, располагались, конечно отдельно, по коридору общаги, но двери были рядом... Затёртые таблички, указывающие на принадлежность "М" и "Ж", находились над дверью... Но мы уже привыкли и знали - где чей... и головы не задирали, чтобы посмотреть...  Это - старое, довольно-таки мерзкое, советского "покроя" заведение, с "предбанником", где находилась ржавая раковина рукомойника, а следующее после умывалки, помещение - очковое, на три персоны, без перегородок... Напротив, как ни странно, и в женском и мужском, висели настенные писсуары... Туалеты, что на первом этаже, что на втором, были, как близнецы-братья, похожи друг на друга... и внешне и внутренне..., но... было одно небольшое отличие... 

И вот, наша Надежда, заскочила в это типично советское заведение, дверь не закрыла, а зачем, вдруг ещё кого-нибудь приспичит, времени-то всего 15 минут перерыва между таймами, заголила свою попу и уселась на корточки над очком... Как она и предполагала..., нуждающийся в услугах туалета не заставил себя ждать... В туалет зашёл преподаватель, живший на первом этаже...  Увидев Надю, он нисколько не смутившись, повернулся к писсуару и стал справлять свою, видно, очень острую нужду... Ну что делать..., мужская физиология реагирует в этих случаях острее женской..., промедление - смерти подобно...  Надежда, ошарашенная таким поведением преподавателя, промолвила:
- Вы чё здесь делаете...???... 
- А ты чего...?, - произнёс он...

Она быстро вскочила, даже не успев толком натянуть трусики, выскочила из туалета..., следом спокойной походкой, вышел преподаватель... Перед дверью стояла толпа только что подошедших ребят... Они посторонились... и с удивлением, как по команде, подняли взоры на надпись над дверью... Там висела табличка с обозначением направления..., с буквой алфавита "М"....
Дело в том, что разница между туалетами первого и второго этажа заключалась в расположении  - на первом, женский был справа, а мужской - слева. На втором этаже  - наоборот... И Надя, как житель второго этажа, привыкшая ходить налево,  залетела на первом не в том направлении...

Много было в нашей студенческой жизни ещё разных приключений, но разве всё упомнишь...

На втором курсе мы с подругой Ниной Барышовой уже жила на втором этаже общежития в 33-ей комнате с другими девочками... Здесь нас было уже значительно меньше - семь человек и тоже - с разных курсов и факультетов...
Жили дружно, как одна монолитная семья! Не помню даже, с чего началось и кто придумал, но у нас появились "подпольные" клички... Я была Анка, Раечка Мирочник - Василий Иванович, Кучелаева Рая - Петька... Две Нины - одна Федя, другая - Фреди... 
 
Помню, как Раечка Кучелаева, полусидя на койке, облокотившись спиной на подушку и жестикулируя в основном ногами..., читала нам вслух рассказы Михаила Зощенко... Мы больше смеялись над ней... Она глазами пробегала текст, и уже зная, что там дальше, начинала заразительно хохотать взахлёб..., и не могла вымолвить ни слова... Мы, вначале терпеливо ожидали продолжения текста, потом нас тоже начинал одолевать смех - уже над Раечкой..., хохотали до слёз и боли в животе... И только немного успокоившись, она продолжала читать дальше...
После прочтения юмористических рассказов Зощенко в нашем лексиконе при общении друг с другом, да и просто при похожей ситуации появились фразы, типа: "Докушайте, гражданка, заплачено"..., "Гляжу, стоит этакая фря...", "Которые без денег – не ездют с дамами...", "Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение..." (из рассказа "Аристократка"); ..."Что за шум, а драки нет... После этих слов драка и подтвердилась...", "Инвалид — брык на пол и лежит. Скучает..." ("Нервные люди"); «Спи скорей – твоя подушка нужна другому»...("Спи скорее"); "...Голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать — некуда. Карманов нету. Кругом — живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь..." ("Баня") ...Ну и много других цитат применяли - по ситуации..., чаще - из рассказов про Володю Завитушкина...
 
Девочки в нашей комнате с промфака - учились уже на четвёртом курсе. Они дружили с ребятами из института механизации сельского хозяйства (СИМСХ), те приходили к нам на танцы или просто посидеть, мы угощали их...  Одна пара уже готовилась к свадьбе - Машенька и Влад...  В мае 1970 года мы ездили всей комнатой в Балашов на их свадьбу. Так было здорово!.. Весна, май, город на Хопре уже утопал в зелени, на свадьбе звучали душераздирающие песни Валерия Ободзинского... "Эти глаза напротив", "Неотправленное письмо"......

В общежитии, на первом этаже, была одна на всех общая кухня с несколькими электроплитами, где мы по очереди готовили себе незатейливые блюда... Около двери кухни, на стене в коридоре, висел, тоже единственный, телефон. Если он звонил, то тот кто был свободен, спрашивал, кого надо позвать, и ходили приглашали... Однажды трубку подняла моя подруга Нина, спросила: "Кого надо?"... Мужской очень приятный голос ответил: "Вас"... Так у них завязался телефонный роман... В то время прошёл фильм с участием Михаила Ножкина "Каждый вечер в одиннадцать", и стало модным знакомиться вот таким образом... Помню, как на их первое свидание на площади Ленина у вечного огня мы отправились чуть-ли не всей комнатой..., но только чуть позже, чтобы Нина нас не застукала... Дело было зимой... Они договорились, что для того, чтобы узнать друг друга, в руках у них будут журналы "Огонёк"... Мы стояли в отдалении, в кустах и сразу его приметили..., а Нинуля покрутилась..., так и не увидев своего друга, повернулась идти обратно... Мы с девчонками вышли из засады, хотели устранить такую оплошность..., но парень уже сам отыскал её взором и догнал при переходе проспекта Ленина... Так получилось, что и мы в это же время оказались в том же месте, конспирация наша была нарушена... В общем-то, Нина на нас не обиделась...  Но встречались они недолго... Что-то у них не заладились отношения...

Вот, коротко или не очень, я вспомнила о жизни в старой, но очень ставшей родной, нашей общаге на улице Кутякова, 18.  Третий и четвёртый курс мы жили уже в новом общежитии в студгородке, вчетвером в одной комнате, все с одной группы...,  но это уже была другая жизнь..., и как мне кажется, менее интересная...
  Апрель 2018 год.

P.S.  Вверху на ФОТО - Общежитие СЭИ на ул. Кутякова, 18 и вид со двора.   Большие окна справа во дворе - это те, что выходят из коридора...  Напротив этих окон - дверь и два окна в коридор из 7-ой комнаты...