Т. Гумбатова. Католики в Азербайджане. Гл. 6

Тамара Гумбатова 2
6. Каплица во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии(1900-1905)
   В 1900 году БРКприход г. Баку получил  официальный статус и перешел  к вопросу выбора ее руководства. 17 сентября 1900 года в зале Городской Думы на Ашумовской площади (Думская площадь, пл. Молодежи) состоялись  выборы синдиков (старшин) РК прихода.
 Кандидатами к баллотировке  предлагались: И. Гославский, В. Грабицкий, Я. Лопуский,  И.Моравский, Б.Огулевич,  Парницкий,  И.  Плошко, А. Рыхловский,  К. Скуревич, В. Смоленский, М. Петкевич и И. Журковский.  Большинством голосов  были избраны двое последних.
   Польская колония католиков  провела  22 февраля 1900 года в Общественном собрании польский вечер, на котором хозяйками были Эмерина Владиславовна, (супруга нотариуса С.Б.Былинского) и жена архитектора-  Тереза Карловна Гославская(ур.Давыдовская-Давыдович). Билеты продавались в аптеке Моравского, которая  с 1893 года находилась на Николаевской улице №29 в доме  Аваака Исаевича Антонова, и стоили:  для  кавалеров  2 руб., с  дам  брали по 1 рублю,  на хоры - по  60 коп. Начало съезда  гостей  к  10  часам вечера,  а весь  праздник , под  оркестр Лабинского полка,  длился   до  поздней ночи.
   26 сентября 1900 года в Городскую Управу поступило прошение от и. д. настоятеля прихода о. Добкевича и синдиков, где указывалось, что передача земли католическому приходу по Биржевой улице фактически состоялась и там даже построено одноэтажное здание с квартирой для священника. Что же касается постройки церкви, то Техническо-строительный комитет МВД, рассмотрев представленный проект церкви,  не утвердил его. Согласно  Строительному уставу, церкви в городах должны быть на расстоянии не менее 10 сажень от соседней межи. По фасаду здание должно быть не менее 30 сажень. Выделенный же участок недостаточен, т.к. ширины участка едва хватает для соблюдения расстояний, которые требуются по закону между церковью и границами участка. Церковь  в этом случае будет находиться  всего в 10 сажень от выстроенного дома для священника, что недопустимо законом.
      В связи с этим, католики обратились с новым ходатайством  об отведении другого участка земли общей площадью в 1339 кв.саж., который находился на углу Меркурьевской и Каспийской улиц. Там предполагают поместить  церковь  и школу. При этом   просили  выделенный  ранее участок  А (640 кв. саж.) на Биржевой улице оставить полностью за приходом. Там будет достроен еще один дом (согласно представленного ранее плана), который будет  использоваться, как доходный. 
     7-9 ноября 1900 год  состоялось исторически значимое событие- Городская Дума постановила выделить новый земельный  участок  Б  (918 кв. сажень) на углу  Каспийской  и Меркурьевской улиц, рядом со строящимся там телефонно-телеграфным зданием. Это и было то место,  на котором стояло известное всем бакинцам здание католического костела.
  Кроме этого, было разрешено отмежевать по Каспийской улице   столько земли,  чтобы можно было установить ограду вокруг церкви  и пристроить ворота. На постройку церкви дали четыре года. Ранее выделенный участок по Биржевой улице, в той части, которая занята  домом, построенным для священника, было решено оставить за приходом до постройки церкви,  а другую же часть участка - вернуть городу.
   Теперь у католиков было две задачи (правильнее сказать- две головные боли) - построить РК церковь на новом участке  по  Меркурьевской улице, а на старом участке по Биржевой улице,   недалеко от  дома  Цейтлина (угол Биржевой и Б.Морской) довести до конца строительство дома  и уже, на законных основаниях, устроить там  официальную каплицу(молитвенный дом).
   Католики торопились и, не дождавшись окончательного утверждения губернатором и высшими властями Постановления Думы, срочно начали  реконструкцию дома священника по Биржевой улице и устройство там  приходского молитвенного дома. За эту поспешность  они получили предупреждение от Управы.  В отчаянии,  14 ноября  ксендз Добкевич  и  синдики  Петкевич  и   Журковский  дали подписку,  что в случае не утверждения губернатором, они готовы полностью очистить участок и вернуть его городу. Угроза сработала, губернатор утвердил, а землемер К.Максветов 16 ноября 1900 года отвел приходу 918 кв. сажень земли  на углу Каспийской и  Меркурьевской улиц (в натуре оказалось только 864 кв.саж). 
  Отток большого количества жителей, связанный с начавшимся в 1900 году   нефтяным кризисом,  уменьшил  к  1901 году численность  римско-католиков  в городе  до 1041 человек. Многие семьи выезжали  на родину. 
    Согласно сведениям полицмейстера,  в городе 1824 мужчин  и 1343  женщин армян-католиков. При этом, коренных армян насчитывается 1400 м. и 475 ж., временно-проживающих - 13.060 м. и 10 873 женщин.
   10 января 1901 года, следуя примеру младшего брата, 43-х летний доктор медицины Адам Касперович Плошко  обвенчался в молитвенном доме с 23-х летней Софией (18.02.1887), дочерью Феликса Ивановича и Амалии Викторовны Ивановских.  Свидетелями были Мечислав Шиманский и Ян Лопуский. На торжестве присутствовала сестра жениха  Мария Каспаровна с супругом, известным в Баку присяжным поверенным С. А. Вонсовичем.
   13 января в семье Иосифа и Сабины Плошко родился первенец, который при крещении 14 марта 1901 года получил имя Иосиф. Восприемниками были Бруно Антонович Огулевич и Мария Сигизмундовна Былинская. Таинство совершил о. Юлиан Добкевич.   
   14 января 1901 года  газета »Каспий» писала: »Помещение  для католического костела, находящееся  на Биржевой улице возле Солдатского базара (в те годы базар находился на будущей Биржевой площади) в собственном доме, ныне утвержденного католического прихода, закончен ремонтом, который  обошелся в 3 тыс. рублей».На богослужении 11 марта 1901 года об этом было сообщено прихожанам.
   25 марта 1901 года в воскресенье в день Благовещения Пресвятой Девы Марии Богородицы ксендз Добкевич вместе с двумя другими священнослужителями провели освящение молитвенного дома, который получил название «Во Имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии».  Этот дом  на Биржевой улице № 26 по существу стал единственным пристанищем  католиков  на  все  годы  их существования в Баку.(6.3). .
  27 мая 1901 года  ксендз  Добкевич собрал общее собрание для обсуждения  вопроса, связанного со строительством церкви и ее проектом. Денег на строительство церкви не было, поэтому священник предложил не строить церковь. Кроме того, существующий молитвенный дом свободно вмещал всех прихожан и   был достаточен  для богослужений.  Но собрание  не согласилось с ним.  Был  избран Комитет по строительству церкви,  в состав которого вошли архитектор К.Скуревич, Б. Огулевич, В. Минкевич, А.Фейгль, А. Вишневский, Зубалов, И.Гославский, И.Плошко и др.
     Это же собрание поддержало предложение И. Журковского  о  создании  Общества взаимопомощи проживающим в Баку католикам. В его задачи входило оказание материальной и нравственной помощи. В планах было открытие школы, приюта для престарелых и детей, бесплатная чайная, столовая, библиотека и пр.
   2 февраля 1901 года  был организован благотворительный польский вечер для устройства школы при римско-католическом приходе. Хозяйками были Т.К.Гославская и Э.В.Былинская. Билеты можно было приобрести в аптеке Моравского.
   29 ноября 1901 года Строительный комитет по постройке церкви представил губернатору Одинцову ситуационный план участка Б по Меркурьевской улице, т.е. схематический план размещения проектируемой церкви относительно других сооружений и улиц с учетом особенности местности и пр. О проекте здания церкви пока речь не шла.
   В конце года 1901 года ксендз Добкевич выехал в Тифлис  и  с  1 декабря 1901 года на должность администратора бакинского прихода был назначен священник (ксендз) поляк Владислав Кубик, служивший до этого в течение девяти  лет военным капелланом. Он родился в Царстве Польском. Духовное образование получил в Тираспольской  духовной католической семинарии в Саратове. Там же в 1892 году был рукоположен (введен в духовный сан). Обучался в университетах Фрайбурга, Парижа, Рима, где и удостоился ученых степеней доктора церковного  права,  философии и   богословия.
    В.Кубик прибыл в Баку в начале 1902 года. Католики, представленные  в основном поляками, очень сердечно и доброжелательно его приняли. 17 февраля о. Владислав присутствовал в зале Артистического общества, где прошел музыкально-литературный вечер на польском языке. Участие приняли: г-жи  Вонсович, Борковская, Плошко, г-да  М. и  Ф. Рыхловские,  Хржановский,  В. Даниелейт и др. 22 февраля 1902 года в здании Бакинского окружного суда состоялся костюмированный бал в пользу приходской католической школы.
   1 августа 1901 года  по состоянию здоровья оставил свою службу Епископ Церр. 27 мая 1902 года Папа Лев ХIII, получив согласие русских властей, назначил четвертым     Епископом Тираспольской епархии  немца из Либавы (Рига) Эдуарда Юльевича фон Роппа. Он окончил Ковенскую католическую духовную семинарию и юридический факультет Петербургского университета. В 1886 году был рукоположен в священники римско-католической церкви, а  в 1902 году  стал Епископом.
    14 марта 1902 года  Бакинские губернские власти окончательно утвердили Постановления Городской  Думы от 7-9 ноября 1900 года об отводе земли БРКП по Меркурьевской улице , и  разрешили постройку церкви.   
       16 апреля  на  общем собрании  решили  испросить   разрешение продолжить сбор пожертвований. Согласно существовавшего в то время закону, средства можно было собирать в течение трех лет и исключительно среди католиков с выдачей им подписных листов или книжек, а также посредством кружек в католическом молитвенном доме. А население католическое  было  небогатым…   12 мая 1902 года  прошение было подано  бакинскому губернатору Одинцову .
   29 мая (9 июня) в молитвенном доме на Биржевой площади прошла на французском языке месса по жертвам разрушительного  извержения вулкана  8 мая 1902 году на острове  Мартиника, б. колонии Франции.
    Ксендз  Кубик был деятельным и инициативным человеком. Он понимал, что в первую очередь необходимо разрешить вопрос с проектом здания церкви. В июне 1902 года о. Кубик выехал в Варшаву для того, чтобы ознакомиться  с построенными  и  вновь строящимися там костелами» с целью выработки проекта католического костела в Баку. В эти годы Епископом в Вильно  был о. Ропп. 
     26 августа 1902 года  о. Кубик  неожиданно, на 43 году жизни, скончался  в  Варшаве.  В  Баку в день похорон  была проведена заупокойная литургия.(6.4)               
    С августа 1902 года по май 1904 года  должность  настоятеля  приходской РК церкви исполнял священник о. Василий Мутанов. Ему было 56 лет, из которых 33 он прослужил военным капелланом.
   С сентября 1902 года в Баку начал служение Демуров Степан Антонович. Он  родился 20 мая 1871 года в г. Гори, который был  на то время центром армянского католического сообщества.  Его отец - Антон,  тифлисский мещанин,  мать- Наталия, ур. Ананова, оба армяне. Окончил 4-летний курс Тираспольской духовной семинарии в г. Саратове и 10 декабря 1895 года был рукоположен в Тифлисе. С 20 декабря 1895 года исполнял должность настоятеля римско-католической церкви в Кутаиси. С 1 сентября 1896 года до 1 сентября 1902г. был законоучителем католического исповедания в различных  школах, в том числе  и  в  Кутаисском  среднем учебном  заведении.
     30 ноября 1902 года и.д. вице-губернатора П.Лилеев утвердил Устав Бакинского римско-католического благотворительного общества (БРКБО).   Члены общества разделялись на почетных (которые вносили взносы не менее 100 руб. в год);  действительных (не менее 6 руб.)  и членов, ежегодный взнос которых составлял не менее 1 рубля. Были еще члены-соревнователи. Учредители общества  зачислялись в одну из этих категорий общим собранием, которое могло присвоить звание »Почетного члена» людям,   безвозмездно содействовавшие достижению цели общества, например - медикам, учителям и пр. Правление  из 9 человек избиралось на три года, при этом 1/3 членов правления ежегодно обновлялась. Кроме членов правления  к ним  избирались кандидаты.
      5 января 1903 года в 12 часов в квартире настоятеля С.Демурова собралось частное совещание всех лиц, сочувствующих делу помощи своим единоверцам (32 человека), для выборов Председателя и членов Правления. В состав избрали городского инженера Скуревича и его супругу, г. Залютинского и его супругу, Смоленского,  Журковского, Моравского, Звидневского и Згленицкого.
  12 января 1903 года состоялось публичное открытие Бакинского римско-католического благотворительного общества. Тогда же образовалось польское общество »DOMOTWARTY - Открытый Дом». В  это время  в городе проживало  1246 поляков.
     9 февраля 1903 года  в  помещении Общественного собрания прошел бал в пользу БРКБ обществ. Пожертвования сделали Г.З.А.Тагиев, Ярошинский, нотариус Вишневский. Чистый сбор составил 372 рубля.    20 марта   общество  организовало концерт, на котором присутствовал Г.З.А.Тагиев.
   10 января  1903 года католики  опять  подают прошение  о  разрешении  сбора денег  на строительство РК церкви.  На запрос  губернатора  Одинцова  от  21 марта 1903 года, они сообщают, что для строительства церкви  требуется не менее 100 тыс. рублей. При наличии таких средств   они смогут построить костел за три-четыре года.
    По данным прихода  к этому времени число католиков составляло уже 9-10 тыс. человек, если учесть не только поляков и армян-католиков, но и немцев, французов, итальянцев.  Новая церковь по замыслу создателей должна была вмещать 1200 человек. Кроме того, необходимо было предусмотреть наличие достаточной площади вокруг храма для совершения крестного хода. Оказалось, что выделенный участок этим целям явно не соответствовал. Поэтому БРК приход 21 февраля 1903  года  обратился в Городскую Дума с просьбой увеличить участок по Меркурьевской  улице еще  на 506 кв. саж., т.е. до 1331 кв.саж., что бы можно было построить там доходный дом.
   24 апреля при рассмотрении нового прошения католиков в Городской думе   мнения  гласных  разделились. Так, Гаджи Исрафил Гаджиев заметил, что евреям, армянам и лютеранам были отведены значительно меньше участки. А земля в этом районе  стоит очень дорого - до 200.000 руб. Городской голова А.И. Новиков возразил,  что город не может отводить бесплатно землю под доходный дом. А.М-бек Топчибашев,  наоборот считал, что католики должны иметь какой-то доход и предложил уважить эту просьбу. Но в итоге,  все единогласно решили, что этот вопрос надо  отложить до представления проекта церкви  и плана построек .
  24 апреля 1903 года Государь Император Высочайшим повелением разрешил  проживающим в Баку римско-католикам  построить церковь.  В тот же день на собрание был избран Комитет по постройке Римско-католической церкви в Баку во главе с настоятелем о. Мутановым, который дал объявления в газетах .
     В воскресенье   27 апреля 1903 года на углу Меркурьевской и Каспийской, при стечении многочисленного католического общества города   был совершен обряд  освящения закладки  фундамента  Римско-католической церкви во имя Беспорочного зачатия Пресвятой Девы Марии  в Баку.  Участие  в этом  торжественном событии приняли священнослужители о. Мутанов, о. Демуров  и  специально  прибывший  из Саратова   Епископ Э.Ропп. Это была его первая  визитаторская поездка с посещением приходов  на  Кавказе.      
    10 июня 1903 года и.о. Главноначальствующего на Кавказе генерал-лейтенант Фрезе разрешил сбор пожертвований  для этой цели в Бакинской губернии, но без права опубликования  объявлений в газетах. Здание военной каплицы  в урочище Кусары после  ухода гарнизона   было передано в ведении православного духовенства. .
    24 июня 1903 года  настоятель прихода о. Мутанов  вместе с двумя служителями отслужили в каплице  торжественную траурную мессу (meza S-ta) по в Бозе  Почившем в Риме  Святейшем  отце  Папе Льве XIII. Но  прямое общение с Римом по-прежнему было запрещено. 27 октября 1903 года  Епископ  Рооп  был переведен Епископом в Вильно.
  28 октября 1903 года в молитвенном доме прошла панихида по Владиславу Фердинандовичу  Шейло( инженер-техник  7-го округа Закавказского акционерного управления ), умершему после продолжительной болезни, которая произошла 11 октября в Ростове. 
    9 января 1904 года о. Мутанов  обвенчал французского гражданина Юлия-Шарля Деллатра, 34 лет  с  австрийско-поданной  22 -летней Паолиной  Валецкой.  В этот же день после троекратного оглашения перед народом, собравшимся на  торжественную литургию, прошло необычное событие - венчались немцы Адам  Махт  с  Елизаветой Шнейдер  и ее брат, 22-летний Александр Шнейдер с 19-летней   Магдаленой Махт. Согласие на эти браки дали родители:  Иоганес  Шнейдер с законной супругой Марией, урожденной Бургарт и Николай Махт с супругой Екатериной, ур. Келлер. Все они были поселяне Саратовской губернии, Камышинского уезда, Семеновской волости. Об этом  необычном событии 29 января 1905 года сообщил  настоятель  прихода  Демуров  в  отчете, который он ежегодно  представлял в  Бакинское губернское  правление.
   Надо отметить, что немецкая католическая диаспора в Баку была незначительной и не играла решающей роли в жизни церкви. Католическая церковь города, безусловно, была представлена поляками, которые активно боролись против ассимиляции и стремились сохранить традиции польской католической церкви. Прежде всего, это касалось языка богослужений, которые проводились священниками не на польском, а на  латинском языке. Это осложняло отношения внутри церкви поляков-прихожан и священников, которые практически не знали польского языка.
    15 января 1904 года католическое общество понесло  горькую потерю.  В 9 час вечера на 38-м году жизни от чахотки умер дворянин Варшавской губернии, городской архитектор И.В.Гославский.  Перед смертью Иосиф Викентьевич  был причащен Св. Таинствам настоятелем прихода о.  Мутановым. 
 17 января в 10 утра  в молитвенном  доме  состоялась обедня,  а  в 7 вечера в квартире Гославских, которая располагалась в доме Теймур-бека Ашурбекова, на ул. Гоголя 28, угол Церковной ул. (Видади), прошла панихида. Вынос тела состоялся 18 января  в 12 часов   из дома  со стороны  Церковной улицы.    Иосиф Викентьевич был похоронен на старом католическом кладбище. 
    Городская Управа 17 января 1904 года почтила вставанием память умершего и  ходатайствовала перед Городской Думой о приобретении его портрета для Строительного отделения Управы. Выделили 75 рублей на венок, но по предложению члена Управы Б.А.Македонского,  решили эти  деньги внести  в качестве  оплаты  учебы двум ученикам мужской гимназии. Такие мудрые решения были тогда нормальным явлением.
   25 января 1904 года вдова Тереза Карловна, указывая на одиннадцатилетнюю службу мужа, стесненное материальное положение   и  оставшихся троих детей (Елена- 13 лет,  Владислав(Чеслав)- 10 лет и Луция - 4 года), ходатайствовала  перед Городской  Думой о назначении ей пенсии. 23 февраля 1904 года  в  40-й день  в молитвенном доме  в  11 час  состоялась панихида. По всей вероятности, после смерти Терезия Гославская перешла жить в квартиру ее сестры   - Михалины  Карловны Семеновой (ур. Давыдович).
    На вакантную должность городского архитектора в Городской Управе был назначен  К.Б.Скуревич с жалованием в 250 руб.  Участковый архитектор 13-го городского участка  И. Плошко  стал  временно исполнять  должность  главного инженера Управы с окладом в 150 руб. В городе  была создана Бакинская группа 
Санкт- Петербургского  общества гражданских архитекторов.
    В связи с начавшейся 12 февраля 1904 года  войной на Дальнем Востоке  во всех  церквях и молитвенных домах проходили молебствия. Организовывались    патриотические манифестации и шествия. Вспомнили и об Австрии, этой »архикатолической стране, где в последние пять лет ярко проявляется политическая деятельность католической церкви»  .
     3 марта 1904 года Председатель Комитета по постройке Римско-католического костела в Баку, настоятель прихода Василиан Мутанов вместе с членами Скуревичем, И. Минкевичем и ?…, обратились  с покорнейшей просьбой к  Товариществу бр. Нобель  оказать денежную помощь. Они объясняли это тем, что «большинство местного католического населения бедно. Это вредно отражается на деятельности Комитета и даже возбуждает серьезные опасения об исходе этого благочестивого дела. Зная  вашу живую и сердечную отзывчивость на дела общего блага и бесценную заботливость о всесторонних нуждах служащих Ваших, среди коих имеется весьма многочисленное сообщество католиков, просим не оставить дело сооружения в Баку РК церкви  без Вашего благородного содействия». 
   Но т-во Нобель, вместе с Российским государством, очень остро восприняла навалившееся  горе-войну. Было отменено  намеченное на 18 мая 1904 года   празднование 25-тилетия Товарищества . Ограничились проведением только молебствия. Кроме того, Товарищество приняло решение выплачивать своим рабочим   при призыве их  на военную службу  единовременное месячное пособие, а семьям за все время  их отсутствия - половину их месячного оклада.  Так что просьба  на этот раз не была удовлетворена. Это был один из немногих случаев в деятельности  Товарищества бр. Нобель.
    7 апреля 1904 года Епископом Тираспольским был назначен  немец  каноник Иосиф  Алоиз  Кесслер. Период его  понтификата официально  длился  до 1929 года  (фактически до 1920 г.).  В мае 1904 года  Баку  покинул о. Мутанов  и с июня 1904 года настоятелем БРК прихода стал о. Демуров.
   6 июля 1904 года умер  член правления БРКБ общества,  горный инженер В. К. Згленицкий, о чем с глубоким прискорбием сообщало Бакинское пробирное учреждение.  Витольд Константинович жил на Персидской улице (Полухина,  Муртуза Мухтарова) в доме 5. После панихиды в приходском католическом доме тело усопшего отправили для захоронения в родовое поместье Дембе,  Варшавской губернии. Об этом сообщало Бакинское пробирное учреждение в газете »Каспий». Но в Баку оставалась жить его семья.
    28 сентября 1904 года в  католическом   доме  спешно прошло собрание,  на котором синдик Журковский, кандидаты  Скуревич  и  Плошко, а также  патер Демуров  представили  прихожанам проект католического костела  в  Баку. Автором проекта был  варшавский архитектор Юзеф  Дзеконский. Здание  костела  имело    длину - 23 саж., в ширину-14  сажень (площадь 322 кв.саж)., при этом расстояние свободного участка между ним  и оградой  с двух сторон составило по 4 саж., а с двух других сторон- по 6 саж. Костел   имел три алтаря.   «Бакинский спутник» за 1912 год писал: «проект католического костела имеет изящный висляно-готический стиль и разработан применительно к  типичным костелам  в  Царстве  Польском».     Собрание  утвердило   проект    и    избрало в  Комитет по строительству новых членов: Глинского, Дилькевича, инженера П. Когновицкого,  Урбановича  и Лукашевича. Об этом сообщила  газета «Бакинские известия».
    Надо сказать, что эти сведения  были неожиданными для нас, так как  на сегодняшний день общепринято считать, что архитектором католического костела в Баку являлся И.К. Плошко. Это утверждение основано на мнении уважаемого ученого и непререкаемого авторитета в области истории архитектуры городов Азербайджана Ш.Фатуллаева – Фигарова. К, сожалению, в архивах Баку отсутствует проект костела, который, в обязательном порядке подписывался  архитектором  и утверждался строительным комитетом Городской Управы.
   Мы провели дополнительные расследования по этому вопросу. Юзеф (Иосиф) П. Дзеконский  был на то время самым востребованным  варшавским архитектором. По его проектам было выстроено большое количество псевдоготических костелов в городах, находившихся в русских владениях. В частности, необыкновенный костел Кароля Боромея, построенный на Повонзковском кладбище в 1891- 1898 годах,  костел Флориана  на Праге в Варшаве в 1900 году, неоренессанский  костел Спасителя в Варшаве в 1902 году, а также больница  »Дзеционтко Езус» в 1898-1910 годах в Варшаве.
    В 1902-1909 годах он был приглашен для реставрации одного из старейшего в г. Вильно (Вильнюс) костела Св.Анны.  Согласно публичным сведениям, каменный костёл Св. Анны готической архитектуры был построен в 1495-1500 годах монахами францисканцами. Автор проекта неизвестен. Костел подвергался неоднократным реконструкциям. В 1850-х годах  на внешнем его покрытии  была создана имитация красного кирпича. Здание было выполнено в  неоготическом стиле, удлинённой прямоугольной формы, и имело  небольшие размеры: длина 46.86 саж.(22м)  и ширина 22.3 саж (10 м), общая площадь 1045 кв.саж. Боковые стены  были тонкими, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступали с внутренней и наружной стороны столбы (контрфорсы), которые несут всю  тяжесть сводов.
   Доминантой ансамбля являлся удивительный фасад костела. Его правильная  симметричная композиция   была украшена тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.  Различные арки, фиалы и кирпичные узоры, элегантные шпили, увенчанные металлическими крестами,  создавали удивительное зрелище. Верхняя часть фасада отделена от  трех арок  входа  карнизом, от которого вверх   поднимаются вертикали прямоугольников центральной части фасада, украшенные верёвочным  орнаментом.  Высокие узкие окна пересекаются большой выгнутой килевидной аркой,  связывающей все элементы. Над ней устремляется ввысь средняя башенка фасада. Внутри  здания костела  сводчатые потолки,  на стенах  и  в нишах -  небольшие скульптуры. Костел имел три  барочных алтаря. Миниатюрный костел выглядел  ажурным и  очень   изящным. Существует легенда  о том, что Наполеон при виде  костела Святой Анны, воскликнул, что если бы он мог, он бы поставил костел на ладонь и бережно перенес в Париж.   
В 1902 году возникла угроза обрушения костёла. Требовалась срочная реставрация, для чего и был  приглашен варшавский архитектор и реставратор Й.П.Дзенконский. Тогда заново были  перестроены своды, восстановлен раскрошившийся кирпич, а сам  костел был оштукатурен красной глиной.
     Если сравнить внешний вид  костела Св. Анны в Вильно(рис.6.6),  с костелом  Св. Девы Марии, построенным в Баку, то можно предположить, что то, что не удалось Наполеону, оказалось  под силу бакинцам. 
   Со слов Шамиля-муаллима  мне известно,  что  в 1995-96 годах  он получил письмо из Польши от  потомков семьи Дзеконских, которые утверждали, что автором проекта бакинского костела является он. Согласно архивным данным, они  ранее проживали в Баку.  Так, согласно церковной записи  от 11 января 1915 года  в Баку умерла Янина Ивановна Дзеконская, 35 лет, р-к исповедания. Остался муж Марианн- Фаддей Альбинович Дзеконский, 40 лет, дворянин Гродненской губернии и  дети :  Ядвига -18 лет и  Яна 16 лет.
      И.Плошко появился в Баку в 1897 году, работал участковым архитектором и не имел еще опыта строительства таких монументальных зданий.   Именно в эти годы он начал  большую и сложную  работу по сооружению во Владикавказе по заказу  нефтепромышленника Муртазы Мухтарова( жена которого  Лиза Туганова  была уроженкой Владикавказа и дочерью осетинского генерала Хамби Туганова)   Суннитской мечети. 14 октября 1908 года состоялось открытие и освещение Суннитской мечети специально приехавшим из Баку для совершения обряда молебна  ахундом( рис.  6.7). 
      Бакинское РК благотворительное общество активно пыталось заработать деньги. 20 января 1904 в помещении Артистического общества прошел благотворительный драматическо-музыкальный вечер. На польском языке было представлено сочинение И. Билинского « Maz od bieqy- На безрыбье и рак -рыба» и «Scnarzka- «Свидание»  С.Пржибыльского. В концерте участвовали г-жа София Феликсовна, жена доктора А.Плошко (скрипка), г-жа Ляхович (пение), С.Вонсович  и  г-жа С. Гейнрих (декламация). Начало в 8  вечера. После концерта – танцы .
    28 января 1904 года в театре Тагиева был поставлен спектакль »Камо Грядеши» по роману Сенкевича. 5 февраля общество устроило польский бал с художественно-музыкальным отделением. Солист Е.И.Величества виолончелист А.Вержбилович исполнил лучшие произведения польских и других композиторов: Шопена, Бочерини, Поппера, Зарембы. В концерте участвовала С.Ф.Плошко. Свободный художник Б.А.Ционглинский подготовил живые картинки с изображением произведений Матейки и Генриха Семирадского «Песнь рабынь». После концерта танцы и Great attraction!
    14 марта 1904 года в приходском доме по Биржевой улице 26 состоялся первый  годовой отчет БРКБ общества за 1903 год.  Там  насчитывалось  5 почетных членов, среди которых Г.З.А.Тагиев, А.Фейгль,  Бардский и др.,  81 действительных, 2 члена – сотрудника  и  14 членов-соревнователей.  Членами правления  в 1903  году были К. Скуревич, И. Гославский, В. Згленицкий, В.Минкевич, Р. Виршило,  Л.Скорупко и др.     На 1904 год  были избраны  в  правление    В. Смоленский, В. Минкевич,  Я. Журковский, Я.Моравский, А. Феранский,  Л. Дылькевич, Я.Войнилович,  М. Пигловская и  И. Урбанович(председатель). Членами ревизионной комиссии  стали  доктор Раабе,  Я.Вышинский и Т. Абрамович. 
      18 апреля в доме гласного  Х.С. Антонова на углу Б. Морской и Торговой улицы католическое общество  открыло библиотеку, куда поступал журнал «Католический церковный вестник».
 
   14 сентября в Париже скончался уроженец Тифлиса католик Степан Константинович Зубалов.  20 сентября в римско-католическом приходском доме на Биржевой улице прошла заупокойная молитва.  Это на его средства была построена в Батуми католическая церковь. В Тифлисе он построил Народный дом имени своего отца К.Я.Зубалова и дворянскую школу. Проживал большей частью в Баку. Был Почетным членом Бакинского Отделения Императорского Технического общества и часто жертвовал  на строительство их здания на Миллионной улице. Наследники  К.Я.Зубалова пожертвовали 15 тыс.руб. на отделку зала.
     26 сентября  прошло общее собрание, где были избраны новые синдики прихода и рассмотрены текущие вопросы.
     21 сентября 1904 года одноклассная начальная школа с 4-х годичным образованием, основанная Благотворительным РК обществом,  получила официальное признание. Это была не церковная, а светская школа по типу школ 1870 года. Для школы арендовали помещение в доме Шагиданова на Николаевской улице (Коммунистическая- Истиглалият). 7 ноября в воскресенье о. Демуров освятил это светлое помещение  из трех комнат, рассчитанное на 40 учеников. Школа  имела одно азбучное отделение. Изучение польского и немецкого языков было обязательным,  французский - по желанию.

    С 1 сентября 1904 года о. Демуров  работал  законоучителем   в  городских учебных заведениях, где были ученики католического вероисповедания. 23 октября 1904 года о. Демуров обратился к директору Бакинской Императора Александра 111 мужской гимназии Ф. Копылевскому  с просьбой разрешить ему преподавать пятнадцати ученикам- католикам Закон Божий. Директор направил запрос в Попечительский совет Кавказского учебного комитет  и  2 ноября о. Демуров получил  разрешение  на 2 урока в неделю при оплате  1 руб. за час.  При этом, он не вел  уроки Закона Божьего в приходской католической школе. По всей вероятности, это объясняется  в первую очередь, незнанием польского языка.   
   29 октября 1904 года настоятель прихода о. Демуров  вместе с синдиками Я.Журковским и В.Смолянским направили в Городскую управу особое прошение с приложением плана постройки римско-католической церкви на участке по Меркурьевской улице для демонстрирования его в Городской Думе. При этом, они  просили  выдать  удостоверение о неимении со стороны Общественного управления претензий и препятствий к возведению означенной постройки. Одновременно был представлен  на утверждение проект школы  на  Каспийской улице.    9 ноября был получен отзыв  К. Скуревича о том, что  » с технической стороны препятствий нет».  Теперь ожидали постановления Городской Думы.
   В конце ноября настоятель прихода о. Демуров вместе с синдиками Я. Журковским и  В.Смоленским, считая, что БРК Благотворительное общество, школа и приют должны находиться рядом с костелом, опять обращаются с ходатайством в Городскую Думу. При этом они напоминают, что поданное ранее ходатайство  об оставлении за БРК приходом всего участка по Биржевой улице, где построен дом в 15 тыс. рублей, не рассмотрено Думой  в полном объеме и  настаивают на  принятии решения  по этому вопросу. Кроме того просят разрешить устроить ворота на Биржевую улицу и отвести внутри двора участок для прохода  от  дома священника до участка на Меркурьевской улице, где будет выстроена церковь  .

    29 декабря 1904 года прошения католиков о дополнительном участке поступило в Городскую Думу. И гласные  удивились: через год заканчивается  данный  4-хлетний срок для строительства костела, а до сих пор даже  не утвержден  его  проект.  Нет и денег. Ведь в 1903 году было собрано всего 1800 руб.!  Вспомнили  опять о молоканах,  которым   выделено всего 500 кв.саж., обсудили  и отказали..
    Прошло более четырех лет, как скончался И.К.Рыльский, а суды продолжаются, подтверждая  факт его невиновности.  И вот опять горе в семье. Его старший сын  С. И. Рыльский, погруженный в глубокую душевную скорбь, сообщает о смерти горячо любимой матери  Анны Васильевны, которая последовала  21 декабря  1904  года. Идет череда панихид- 23 , 24, 27 декабря в Александра- Невском соборе, 29 декабря у гроба на дому по Николаевской улице(дом А.И. Адамова). 30 декабря в 8.30 утра заупокойная литургия в АН соборе и  вынос тела  на вокзал  для эскортирования в Тифлис и  погребения там  рядом с могилой мужа.  31 декабря в 12 ночи  опять в АН соборе  панихида. 
    Наступил неспокойный 1905 год. Тяжелая  ожесточенная русско-японская война продолжалась. В ней не предвиделось победного конца.  Скорбные вести достигали далекий Баку. Мужчины уходили на войну. Призван на действительную военную службу и городской инженер, подпоручик И.К.Плошко, который прослужил в городе более 8 лет. В январе 1905 года он просит Городскую Управу дать ему отпуск с сохранением содержания до окончания военных действий на Дальнем Востоке. Это дало бы  ему возможность не оставлять семью без средств к существованию и  сохранить рабочее место. Судя по всему, просьбу его удовлетворили, так как в марте 1906 года он был замечен на  вечере у баптистов.   
   14 января 1905 года в годовой день кончины И. В. Гославского,  Терезия Карловна  и дети  пригласили родных и друзей в католический дом  на обедню. 14 февраля  там  прошла панихида об умершей в Кракове Ванде Журковской.
   В феврале в городе прошли беспорядки. Три дня разносились звуки выстрелов, три дня город был усеян трупами невинных жертв. Город был объявлен на военном положении. Трагически погибли председатель Правления БРК общества И.Урбанович и Снарский.  Благонамеренная часть населения оцепенела.
  18 февраля бакинский губернатор  Кн. Накашидзе объявил город Баку и Бакинскую губернию на военном положении. Начальником гарнизона Баку был назначен командир Сальянского полка подполковник Вальтер. Обязанности генерал -губернатора стал исполнять генерал-адьютант кн. Иван Гивич Амилахвари.  Всякая деятельность замерла. На станции толпилось до 10 тысяч  желающих спешно покинуть этот город. В период с 16 по 23 февраля выехало 7,5 тысяч человек.  Католическое общество помогало неимущим  католикам оплатить проезд  на родину. Доктора А. Плошко, К.Довят и аптекарь Моравский оказывали посильную  помощь  пострадавшим при этих событиях.
   2 мая армянские дашнаки злодейски   убили губернатора Накашидзе. Ему не простили закрытие школ при армянской григорианской церкви и конфискацию церковного имущества в 1893 году. Тогда армяне «приговорили»  многих представителей власти к смерти  и  исполнили их. Временно обязанности Бакинского губернатора стал исполнять генерал-лейтенант С.А.Фаддеев. В августе, после смерти  в Гори И.Г.Амилахвари, он был назначен временным генерал-губернатором города.
    8 апреля 1905 года в католическом доме  прошла панихида по умершему французу Шарлю Шарпантье. Вместе с его женой  Бертой и сыном скорбели  его друзья и прихожане 
   Государственные власти озаботились вопросом укрепления веротерпимости в стране. Было отмечено, что преследование сектантов (молокан, хлыстов, баптистов, духоборов, штундистов и  пр.), которое началось еще при Николае 1, приводило к увеличению последователей и их фанатизму. Этому способствовало также недоброжелательное отношение православной церкви к католикам, лютеранам, иудеям, армяно-григориянам и др.
    17 апреля 1905 года вышел Указ Императора Николая II,  регулирующий вопрос перехода из православия в католичество. Теперь отпадение от веры и переход в другую веру, не является предметом преследования. Этот указ дал определенную свободу совести, но предотвратить  религиозный фанатизм  возможно было  только за счет просвещения широких масс населения. Правила о порядке регистрации переходов были утверждены 17 июля 1905 года. Надо сказать, в отличие от других верований, эти послабления не оказали влияния   на  количество  католиков.      
   24 апреля 1905 года  на собрании заслушали отчет БРК благотворительного  общества за 1904 год. На это время в обществе состояло 102 члена: 3 почетных, 87 действительных и 12 соревнователей. В правление были избраны  В.Смоленский, тов. председателя Я. Журковский, В. Милькевич, К.Скуревич, Л.Скорупка (секретарь), С.Рыльский, Т.Глинский, М.Ксенжопольский, Я.Моравский и др.

      В марте был снят запрет  с польского языка, что    позволяло детям учиться на своем родном языке. Это вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Так, известный журналист, сотрудник Горного ведомства К.А. Скальковский  писал, что это  «вопрос   не педагогический, а политический. Признав за поляками право на употребление их языка в учебных заведениях, придется признать это право и за малороссами, а их в Российской Империи 26 миллионов».  На что газета ответила вопросом: »Неужели мать Скальковского- полька, не ознакомила своего сына с историей, бытом и обычаями Польши?» 
   На собрании католического общества Баку в срочном порядке было принято решение  построить собственное здание школы. Встал вопрос о  получении участка для этой цели.

   На Биржевой улице д. 26 вместо запланированных двух домов в два этажа, католический приход сумел построить только одноэтажное здание, где расположился молитвенный зал и квартира священника. Участок земли, расположенный рядом, оставался не застроенным  (рис 6.8.). 21 мая 1905 года Председатель Правление БРКБ общества Смоленский и секретарь Скорупка  обратились в Городскую Управу с просьбой отдать  этот свободный  участок земли   им  для строительства школы. Решение не было согласовано  с настоятелем прихода о. Демуровым, так как  он  одновременно  пишет прошение в Управу с просьбой передать  этот участок ему  под строительство каменного флигеля (пристройки к основному дому) и устройства  ворот на Биржевую улицу. 30 сентября  приход  получил отказ на том основании, что участок должен быть возвращен городу и  что  на него  претендует БРКБ общество.  Последние также получили  отказ.   
     В тот же день о. Демуров пишет новое ходатайство в Управу,  где объясняет, что возвращение этого свободного участка земли городу должно произойти после постройки костела, но на его строительство потребуется многие годы. Флигель нужен уже сейчас. Приход настаивает  на  скорейшем утверждении  проекта флигеля и  просит  передать в Думу ходатайство об окончательной передаче свободного участка по Биржевой улице     приходу.
     «Что же касается ходатайства католического общества»- пишет о.Демуров, «то  они ведь мои прихожане и имеют в приходском доме место. Кроме того », уточняет он,   »при их недавнем и непрочном существовании, приход не уполномочивал их к упомянутому ходатайству».  Настоятель просит поставить его в известность   в случае поступления повторных просьб от католического общества. Так, непростые отношения между католиками-поляками и священником другой национальности стали  известны городскому обществу.

    24 июля 1905 года  о. Демуров, как председатель Комитета по строительству костела и  его секретарь  Р. Минкевич обратились в МВД с жалобой на строительный отдел Губернского Правления, который медлит с рассмотрением проекта костела. Кроме этого, они сообщили, что  по » причине неприятных происшествий и неудачной войны», в кассу   Комитета пожертвовано только 3 200 руб., в связи с чем  просят дать еще три года для сбора денег и разрешить собирать  их на Кавказе и за -Кавказом, включая лиц других вероисповеданий. Их просьба была удовлетворена.

    27 июля в молитвенном доме   на Биржевой улице по инициативе Бакинского отделения Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества прошла панихида  по внезапно скончавшемся 24 июля  сотрудника – Романа- Эдмунда Иосифовича Стацкевича. С последним словом выступил Густав Юлианович Зацвилиховский, который  сказал добрые лова о покойном и рассказал причины столь неожиданной смерти. Дело в том, что на заводе забастовали рабочие и начали кричать: » Долой Стацкевича!» Роман  Иосифович  очень расстроился этому, так как он считал, что всегда был корректным в обращении с рабочими. Это так подействовало на него, что порок сердца, которым он страдал, быстро развился и свел его в могилу. Говорят, что перед смертью он все время твердил:» Я ведь обращался с рабочими, как с детьми». Присутствовали Леопольд  Михайлович  Фейгль, Казимир Людвигович Бардский, Адам Михайлович Ромишовский  и др. Тело покойного было отправлено для захоронения в Королевство Польское.
   18 августа 1905 года проект РК церкви в Баку был одобрен Губернским Правлением и  к  29 сентября был окончательно представлен на утверждение Городской Думы.
    Городская дума  только через четыре месяца  4 октября 1905 года возобновила свою работу и  вскоре утвердила проект.  С сентября 1905 года было разрешено начать постройку костела. На это опять был выделен  4-х годичный срок .
   Война с Японией окончилась, но с заключением мира внешнего, не было в России мира внутреннего. Шло унижение и расшатывание царской власти и православной церкви. На Кавказе буйствовали армяне. 25 сентября в Тифлисе армянские террористы разбросали в разных частях 9 бомб. Пострадало мирное население. Шел суд над шушинскими армянами, участниками убийства бакинского губернатора кн. Накашидзе. Отъезд людей возобновился с новой силой. Так, на  Кипр  и в Канаду уезжали семьями молокане. На Сабунчинском вокзале скопилось около 3 тыс. пассажиров.
   В Баку напряжение не спадало. 15 октября опять появились  слухи о нападении  армян на мусульман  и  о готовящихся погромах: »армяне будут резать евреев, а татары и русские- армян» (98). 
    17 октября, на пике революционной смуты, Император Николай 11, под нажимом Председателя Совета Министров С.Ю.Витте, подписал Манифест «о гражданской свободе на началах действительной неприкосновенности личности, свободы  совести, слова, собраний и союзов». Из двух возможных на то время решений: диктатура или конституция, он выбрал последнее, чем, по  мнению многих, подписал  царизму и себе смертный приговор. Скоро стало ясно, что  эта уступка не принесла мира. А даже – наоборот.
 18-19 октября на Биржевой площади проходили митинги и собрания торжествующего народа.    А через несколько дней, 20-25 октября в Баку прошла вторая волна беспорядков и погромов. На этот раз под лозунгом: «За свою свободу и независимость». И все это происходило  на фоне поджогов, грабежей и убийств. Вооруженные  армяне стреляли в людей и в портреты Императора.  »Ну, нынче можно всех резать. Свобода!» - шутили. В этих трагических событиях  погиб председатель БРК благотворительного  общества Игнац Урбанович. Из правления выбыли В.Смоленский, Я.Моравский, Я.Войнилович, отказался Я. Журковский. Среди многих выехавших был Пигловский М. Председателем Правления избрали  Снарского.   
     21 октября на Николаевской улице от поджога сгорела школа католического общества с обстановкой, архивом и вещами учительниц. Она просуществовала только один год. Количество учеников снизилось до 16 человек. Библиотеку пришлось закрыть.  Хотели поджечь дом Общества Ротшильдов, но затем потребовали откуп.   25 октября и. д. бакинского губернатора д.с.с. Радченко и полковник Толмачев приказали стрелять  в поджигателей и грабителей. Запрещаются  шествия  и собрания. Были освобождены от службы в местных войсках армяне (нижние чины) и отданы распоряжения обезоруживать «в случае их враждебного отношения ко всем другим  гражданам». Начальник гарнизона Вальтер сообщает об армянах, переодетых в военную форму.  Газета писала: «Среди армян есть люди злые, скверные, нечестные, вероломные и жадные.  Есть- щеголяющие  внешним изяществом, лоском ,округлостью жестов и слов, но прогнивших внутри. Есть торгаши и фарисеи, есть дипломированные софисты, оправдывающие свои грязные поступки »борьбой за существование».  Каспий,  1905-№111.  Начали собирать подписи под петицией о выселении всех некоренных армян из Баку.
   1 ноября покинул свой пост временный генерал- губернатор С.А.Фадеев. Собрался к отъезду и вице-губернатор  П.А.Лилеев.  Вскоре губернатором был назначен а.с.с Алышевский, но его власть не распространялась на Баку. Было отменено военное положение, но спокойней от этого не стало. В городе шли собрания и митинги, забастовки и стачки. Все начали выражать свое «недоверие»  и »нетерпимость»: ученики- учителям, священники- епископам, рабочие – своим хозяевам. 
   В целом, Римско-католическая церковь России получила возможность более свободно осуществлять свою религиозную деятельность.  Виленский  епископ Э. фон Ропп сразу же  проявил большую активность в вопросах общественной жизни. Он обратился  к Императору Николаю II с письмом, в котором подчеркнул необходимость улучшения положения католической церкви и направил в католические приходы комментарии и разъяснения к Манифесту. Епископ Тираспольской епархии Кесслер  обратился к правительству с прошением отменить религиозные ограничения, разрешить свободное  общение с Ватиканом и открыть мужские и женские монашеские ордена в епархии.
  Одушевленный Манифестом  и создавшейся обстановкой,  настоятель  БРКприхода о.Демуров  28 октября 1905 года  также  проявил активность и опять обратился в Городскую Думу. Он счел возможным   напомнить »почтенным отцам и благодетелям об их обязанности  заботиться  о благе горожан  и  города Баку». Он сообщил, что в Баку проживает  7-10 тыс. католиков! и,  поэтому, католическая  церковь должна  вмещать до 1500 человек молящихся. Выделенное место на Меркурьевской улице, по его мнению, имеет свои недостатки: близкое соседство с мельницей, неудобное положение земли  со  стороны улиц,  слабая почва и плохое сообщение с домом священника. В связи с этим, священнослужитель «почтительно просит о более достойном месте для католической церкви,  чем место,  выделенное в 1900 году на  углу Каспийской и  Меркурьевской».   
   Самым удобным местом для церкви, на его взгляд, является юго-западная часть Биржевой площади (пл. Свободы – пл. 26-ти Бакинских комиссаров). «Это не помешает проектируемому там скверу, а сам храм  послужит украшением города».  Кроме этого, он просит  полностью оставить  занимаемый ими участок по Биржевой улице  в пользу прихода для приходских надобностей .
      В связи  с тем, что в 1904 году  было решено на углу Биржевой и Б.Морской  построить здание биржи, в просьбе католикам было отказано. 
   13 ноября 1905 года  Е.Грабицкая  устроила благотворительный  вечер с кинематографом в пользу  католической школы.
   Известный сегодня многим Андрей Януарович Вышинский (с 1903 года член  меньшевистской организации РСДРП  и сотрудник армянской газеты »Баку») ,21 декабря 1905 года за подстрекательство к стачке был арестован. Дело  передали жандармским властям. Его отец, прихожанин католической церкви и член благотворительного общества, продолжал  держать магазин по продаже  аптечных  товаров  на углу Парапета и  Воронцовской улицы. 
   Наступивший всеобщий экономический кризис в государстве усилил число безработных  и  нуждающихся.  Все эти события отразились на благосостоянии всего общества, в том числе и прихожан католической церкви.  За 1905 год  Баку покинуло   около  44  тысяч человек, не считая детей и женщин. За границу уехали в этом году 849 иностранцев. Но, несмотря на тяжелые события, жизнь продолжалась. БРК приход зарегистрировал в этом году 30 браков и крестил 76 детей (среди них- 11 незаконнорожденных).Умерло- 43 человека.   Прошедший, 1905 год, обагривший всю страну кровью,  проклятиями и стонами умирающих и раненных людей уходил в вечность.