29. Очередные задачи и очередные проблемы

Валерий Горелик
Резкий поворот подразумевает ещё целый ряд маневров, чтобы сохранить и уточнить выбранный курс и, главное, не остановиться из-за нехватки горючего. В апреле 1918 года казавшиеся многим временными набросками декреты стали частью государственного строя Советской России.

Большевики выстояли перед первыми натисками противников и готовились идти дальше. Первые шаги, намеченные Лениным в "Апрельских тезисах" 1917 года, были сделаны. Теперь от главы Совнаркома ждали определения перспектив развития нового общества. Набросок нового плана был составлен Лениным между 13 и 26 апреля и опубликован № 83 газеты "Правда" 28 апреля 1918 года в виде статьи "Очередные задачи Советской власти".

До победы в Гражданской войне было еще далеко, но Ленин схематично описал основную задачу Советской республики: "Надо продумать, что для успешного управления необходимо, кроме уменья убедить, кроме уменья победить в гражданской войне, уменье практически организовать."

 Переход к такой организации был описан главой правительства самыми обыденными призывами:

"Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде, - именно такие лозунги, справедливо осмеивавшиеся революционными пролетариями тогда, когда буржуазия прикрывала подобными речами свое господство, как класса эксплуататоров, становятся теперь, после свержения буржуазии, очередными и главными лозунгами момента."

Но далее Ленин подчеркивал, что обращение к личной добросовестности это только шаг к преобразованию всей системы управления:

"Решающим является организация строжайшего и всенародного учета и контроля за производством и распределением продуктов. Между тем, в тех предприятиях, в тех отраслях и сторонах хозяйства, которые мы отняли у буржуазии, учет и контроль нами еще не достигнут, а без этого не может быть и речи о втором, столь же существенном, материальном условии введения социализма, именно: о повышении, в общенациональном масштабе, производительности труда."

Позже Л.Б.Красин возражал против избыточного контроля: "Цель всякого хорошего организатора состоит не в том, чтобы усилить контроль, а напротив, в том, чтобы сделать какой-либо контроль совершенно ненужным, добившись автоматически правильной работы аппарата."

Но Ленин смотрел на "автоматизм" аппарата менее оптимистично. Он предполагал использовать в новой организации общества опыт буржуазных специалистов:

"Но мы не будем так глупы, чтобы на первое место ставить "красногвардейские" приемы в такое время, когда эпоха необходимости красногвардейских атак в основном закончена (и закончена победоносно) и когда в дверь стучится эпоха использования пролетарскою государственною властью буржуазных специалистов для такого перепахивания почвы, чтобы на ней вовсе не могла расти никакая буржуазия."

Ленин видел и обратную связь между организацией контроля с помощью специалистов и подчинением специалистов этому контролю:

"Если бы наш пролетариат, овладев властью, быстро решил задачу учета, контроля, организации во всенародном масштабе, - (это было неосуществимо вследствие войны и отсталости России) - тогда, сломав саботаж, мы всеобщим учетом и контролем подчинили бы себе полностью и буржуазных специалистов."

Председатель Совнаркома предполагал привлечь знающих людей высокими зарплатами, хотя это расходилось с первоначальными планами:

"Нам пришлось теперь прибегнуть к старому, буржуазному средству и согласиться на очень высокую оплату "услуг" крупнейших из буржуазных специалистов. Все, знакомые с делом, видят это, но не все вдумываются в значение подобной меры со стороны пролетарского государства. Ясно, что такая мера есть компромисс, отступление от принципов Парижской Коммуны и всякой пролетарской власти, требующих сведения жалований к уровню платы среднему рабочему, требующих борьбы делом, а не словами, с карьеризмом."

Как о чем-то вполне реальном, говорилось в статье о перспективах развития центрального Народного банка:

"Чтобы продолжать дальше национализацию банков и идти неуклонно к превращению банков в узловые пункты общественного счетоводства при социализме, надо прежде всего и больше всего достигнуть реальных успехов в увеличении числа отделений Народного банка, в привлечении вкладов, в облегчении для публики операций внесения и выдачи денег, в устранении "хвостов" в поимке и расстреле взяточников и жуликов и т.д."

Следующим этапом в обеспечении стабильности финансовой системы автор статьи видел в переходе от конфискаций к обычным налогам:

"...мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля."

Идею национализации В.И.Ленин рассматривал, как способ сохранения экономической самостоятетельности социалистического государства:

"Укрепить и упорядочить те государственные монополии (на хлеб, на кожу и пр.), которые уже введены, - и тем подготовить монополизацию внешней торговли государством; без такой монополизации мы не сможем "отделаться" от иностранного капитала платежом "дани". А вся возможность социалистического строительства зависит от того, сумеем ли мы в течение известного переходного времени выплатой некоторой дани иностранному капиталу защитить свою внутреннюю экономическую самостоятельность."

Снова и снова возвращаясь к вопросу учета и контроля, в статье давалось своеобразное определение нового строя:

"Социалистическое государство может возникнуть лишь как сеть производительно-потребительских коммун, добросовестно учитывающих свое производство и потребление, экономящих труд, повышающих неуклонно его производительность и достигающих этим возможности понижать рабочий день до семи, до шести часов в сутки и еще менее. Без того, чтобы наладить строжайший всенародный, всеобъемлющий учет и контроль хлеба и добычи хлеба (а затем и всех других необходимых продуктов), тут не обойтись."

И развивая мысль о производительно-потребительских коммунах Ленин писал: "Советы могут (и должны) теперь измерять свои успехи в деле социалистического строительства, между прочим, мерилом чрезвычайно ясным, простым, практическим: в каком именно числе общин (коммун или селений, кварталов и т. п.) и насколько приближается развитие кооперативов к тому, чтобы охватывать все население."

Другой стороной успешного построения социализма Председатель Совнаркома видел в повышении производительности труда: "Подъем производительности труда требует, прежде всего, обеспечения материальной основы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности."

В отличие от борцов с зависимостью от "нефтяной иглы", Ленин не считал минеральные ресурсы проклятием, ведущим к одностороннему развитию страны: "Разработка этих естественных богатств приемами новейшей техники даст основу невиданного прогресса производительных сил."

При этом в ленинской статье речь шла не только о расширении ресурсной базы, но и об изменении отношения к труду:

"Другим условием повышения производительности труда является, во-первых, образовательный и культурный подъем массы населения... Во-вторых, условием экономического подъема является и повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации."

Еще не предвидя, насколько может выхолоститься первоначальная идея, Ленин противопоставлял капиталистическую конкуренцию социалистическому соревнованию:

"И именно советская организация, переходя от формального демократизма буржуазной республики к действительному участию трудящихся масс в управлении, впервые ставит широко соревнование. В политической области это гораздо легче поставить, чем в экономической, но для успеха социализма важно именно последнее."

В связи с соревнованием упоминалась информационная сторона нового общества:
 
"Статистика была в капиталистическом обществе предметом исключительного ведения "казенных людей" или узких специалистов, - мы должны понести ее в массы, популяризировать ее, чтобы трудящиеся постепенно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать, - чтобы сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун стало предметом общего интереса и изучения, чтобы выдающиеся коммуны вознаграждались немедленно (сокращением на известный период рабочего дня, повышением заработка, предоставлением большего количества культурных или эстетических благ и ценностей и т.п.)."

Возвращаясь к вопросу о дисциплине, Ленин лишний раз упоминал, что "было бы величайшей глупостью и самым вздорным утопизмом полагать, что без принуждения и без диктатуры возможен переход от капитализма к социализму."

В связи с особенностями этой диктатуры говорилось:

"Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением - воле одного лица, советского руководителя, во время труда. Мы этому еще не научились. Мы этому научимся."

"Беспрекословное повиновение воле одного лица" впоследствии нейтрализовало "митинговый демократизм" настолько, что его проявления становились все более формальными. Ленин надеялся, что препятствием для реставрации старого строя будет "бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, по отбытии 8-часового "урока" производительной работы: переход к этому особенно труден, но только в этом переходе залог окончательного упрочения социализма."

Идеи, высказанные В.И.Лениным в "Очередных задачах Советской власти" были одобрены на заседании ЦК РКП(б) 26 апреля, а затем на заседании ВЦИК 29 апреля 1918 года. Многие из предлагавшихся мер были уже реализованы и нуждались только в корректировке.

Но планы использования кооперации оказались отложенными до 1921 года. Да и надежды на мирное преобразование общества быстро разрушились вскоре после опубликования статьи о задачах Советской власти. Для Ленина такой поворот был предсказуемым.

В той же статье говорилось: "Непрочность мира обусловливается тем, что в граничащих с Россией с запада и с востока империалистских государствах, обладающих громадной военной силой, может взять верх с минуты на минуту военная партия, соблазненная моментальной слабостью России и подталкиваемая ненавидящими социализм и охочими до грабежа капиталистами."

Вывод, которым закончил Ленин свою работу, был красноречивым: "Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата."


1. В.И.Ленин. Очередные задачи Советской власти. ПСС. 5-е издание. Т. 36. М. 1974.

2. В.А.Ацюковский. Основы коммунистической идеологии и современность. М. ИДСП. 2004. 448 с.

3. П.М.Керженцев. Принципы организации. Избранные произведения. М. Экономика. 1968. 464 с.

4. Г.В.Барабашев, К.Ф.Шеремет. Советское строительство. М. Юридическая литература. 1974. 560 с.

5. Е.Г.Ясин. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М. Экономика. 1989. 318 с.

6. Р.А.Белоусов. Основные этапы развития теории и практики управления социалистической экономикой. М. Мысль. 1981.

7. Б.М.Морозов. Партия и Советы в Октябрьской революции. М. Мысль. 1966.

8. А.Г.Зверев. Совершенствовать государственный аппарат М. Государственное издательство политической литературы. 1955.

9. Е.В.Шорина. Коллегиальность и единоначалие в советском государственном управлении. М. Государственное издательство политической литературы. 1959.

10. А.А.Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука. М. Финансы. 2003.

11. Д.А.Баевский. Очерки по истории хозяйственного строительства периода гражданской войны. Киев. Госполитиздат. 1957. 447 с.

12. Б.М.Морозов. Создание и укрепление Советского государственного аппарата (ноябрь 1917-1919 гг.). М. Госполитиздат. 1957.