Опасная командировка, 8-мь патронов на всё про всё

Виктор Комосов
                (Боевые будни предпринимателя 90-х годов)

                ч.1

    Наш рабочий день предпринимателя 90-х находится в самом начале. Всё, как всегда – на утренней оперативке звучат два главных вопроса вчерашнего вечера: где взять деньги, чтобы вернуть кредит и как будем жить дальше?? Обычные будни людей, решивших в смутное время перемен, открыть собственное НПП (Научно производственное предприятие). Без коммерции тогда выжить было невозможно, поэтому приходилось ею параллельно заниматься. Да так, что уже трудно было различить, какие цели стоят в первую очередь.

     Накануне, товар, полученный за поставку  нашего сырья, заблокировали уголовные братки, прямо перед выездом из фабрики. Неожиданно для нас, потребовав отстегнуть процент от стоимости партии. Мы так не договаривались с руководством предприятия. Это получились непредвиденные затраты, на которые мы не рассчитывали. Если бы этот расклад нам был озвучен при заключении договора, то эта сделка вообще потеряла бы всякий смысл. Пришлось нашему директору подключать влиятельные силовые структуры, нестись через все посты ГАИ, не сбавляя скорости. В этом месте хочу напомнить, что в те времена каждый водитель обязан был, снизить скорость до 40 км/ч и остановиться, если потребуют, возле стеклянной будочки на въезде в город и выезде из него, но магические автомобильные номера, нашего сопровождения, вводили сотрудников ГАИ в ступор. Директор в такой мощной компании приехал на фабрику, забрал товар и без проблем уехал домой, решив, что инцидент исчерпан, и «братки» больше не осмелятся чинить препятствия при вывозе. Но он ошибся – опять наши гружёные КАМАЗы стоят заблокированными на фабрике.

  На оперативке мне, как техническому директору и, по совместительству, начальнику охраны, дают задание выдвигаться во внеочередную командировку для сопровождения груза. Мол, это досадное недоразумение на месте легко решить. Для этого будет достаточно напомнить местным шалопаям-рэкетирам о прошлом помпезном визите. Директор уверил меня, что он тогда переговорил, с кем следует, и договорился. Для подстраховки мне выделят, в напарники, сотрудника милиции. Мол, дело пустяковое – просто прокатишься на своём автомобиле туда и назад, для общей пользы дела.

   Надо - значит, надо. Мчусь домой собираться в дорогу. Спустя некоторое время, спортивная сумка, с личными вещами, собрана.  Бутерброды и минеральная вода разложены по её отдельным боковым кармашкам, походный трёхлитровый термос заполнен кипятком для кофе, под окнами дома стоит мой автомобиль с полным баком (80 литров). Перед этим, на стоянке, я проверил уровень масла, тосола и тормозной жидкости.  Выровнял давление шин. Тщательно вымыл лобовое стекло и фары. Всё готово и теперь можно присесть на дорожку. Чтобы ничего не забыть, мысленно перебираю все вещи, которые я беру с собой.  Докладываю в сумку атлас автомобильных дорог и фонарик.  Похлопав по карманам, лишний раз, убеждаюсь, что права и бумажник на месте. Эта командировка необычная, совершенно непонятно чем она может закончиться. Так, они все у меня такие. Единственное её отличие в том, что мне придётся не уклоняться, а наоборот искать встречу с бандитами. Но страха почему-то нет – есть спокойная уверенность, что я сделаю это, как надо и всё будет хорошо. Тем более, что директор всё порешал и мне нужно только расставить точки над «i» и напомнить о договорённости.

   Пора в путь. Встаю, перекидываю сумку через плечо, беру термос. Выхожу на улицу. Городской дворик, окружённый однообразными «скалами» многоэтажных домов, живёт своей обычной жизнью: молодые мамаши катят коляски с малышами, детвора звонко щебечет в песочнице, на солнышке греются коты, на скамейках возле подъездов бдят говорливые пенсионеры, цепко всматриваясь во всех прохожих. Мне сюда нужно во чтобы-то ни стало вернуться целым и невредимым – меня здесь ждут близкие мне люди. Подхожу к своей Audi – 100, она радостно сверкает на солнышке. Мне даже кажется, что машина, словно гарцующий жеребец, ждёт дальней загородной поездки. Несмотря на прекрасную манёвренность, по сравнению с отечественными Жигулями и Волгами, эта машина не любит рваный городской режим перемещения в тесноте «каменных джунглей» - она создана для дальних скоростных поездок. Именно там Audi проявляет весь свой автомобильный потенциал. Хотя, когда я её покупал, то был под впечатлением от двух достоинств этого немецкого автомобиля. Первое, на что было обращено внимание – это большое пространство в салоне для размещения пассажиров. Особенно удивило расстояние между передним и задним сидениями – коленки моего рослого компаньона совершенно не упирались в спинку переднего сидения. Второе, что меня впечатлило, как водителя – это неожиданный круговой разворот во время движения по дороге, который продемонстрировал нам прежний владелец машины, чтобы показать ей манёвренность.

   И вот, ключ зажигания вставлен, плавно проворачиваю его, и Audi откликается мелодичным урчанием мотора. Плавно трогаюсь с места навстречу новым километрам моей тропинки жизни. Заезжаю за своим новым попутчиком. В условленном месте меня ждёт человек в штатском со спортивной сумкой в руках. Две спортивные сумки в четырёх крепких руках – это значит, что в сегодняшней поездке, безопасность сопровождения груза, лежит не только на моих плечах – приятное и непривычное, для меня, состояние.

                ч.2

    Он представился мне, как Алексей. Мы обменялись с ним короткими оценивающими взглядами. Он совершенно не выглядел, как громила – обычный человек со спортивным телосложением. Правда, профессиональным взглядом отмечаю сухость и рациональность его движений. Пластика его тела вне всякой критики. Координация просто на высоте. Алексей очень ловко, одним движением, поместил свою сумку в багажник, не зацепив при этом ни крышку, ни борт. Его багаж лёг так точно, что не коснулся даже тех предметов, которые там лежали. Перехватив мой восхищённый взгляд, он улыбнулся. Открытый прямолинейный взгляд и приветливая улыбка – его характерная манера поведения. Этим он напоминал моего знакомого чемпиона США Эда Митчелла, тот тоже был обаятелен и не скупился на приятную мимику лица, и это совершенно не мешало ему быть хорошим бойцом в кикбоксинге. Ещё один момент мне пришлось отметить – это действительно профессионал своего дела. Алексей, приветливо улыбаясь и ведя непринуждённый разговор, энергично жестикулируя, очень ловко и быстро, буквально в несколько незаметных движений-похлопываний, проверил наличие, под моей одеждой, какого-либо оружия. Для пущей уверенности, он закрепил проверку, прямолинейным вопросом и очень внимательно отследил мою реакцию при ответе. После этого, Алексей в шутливой форме, сказал, что он искренне удивлён, моими «голыми» руками в такой поездке. Я тогда ему, что-то ответил весёлое, а сам подумал про себя: «Даже, если бы и было оружие, то, как им пользоваться при таком свидетеле в случае надобности?». И правда, мне совершенно не была известна ни должность, ни звание Алексея. Для себя я решил, что он, наверное, оперативный милицейский работник. Из тех, которые находятся на переднем крае борьбы с преступностью. На таких людях гражданский мир держится. Слово «мент» к такому сотруднику не подходит. Но эти догадки только будущее время может подтвердить, вот мы и двинулись ему навстречу в немецкой Audi.

     Собеседником он был интересным, хотя я прекрасно понимал, что в непринуждённом разговоре, Алексей незаметно задаёт мне очень много тестовых вопросов – хочет лучше понять какой я человек. В пункт назначения мы приехали под вечер. Было решено остановиться на въезде в город, возле придорожной шашлычной. Перекусить, и тут же в хвойном лесу заночевать. Я загнал машину между ёлками, и мы пошли заказывать шашлык. Тут его отменно готовили по специальному рецепту. Куски мяса были огромными, но тщательно прожаренными. Поэтому, больше одной порции, было трудно съесть за короткий присест – такой сытный получался этот лесной шашлычок. Прихватив с собой по паре бутылок пива, зелень и лаваш, мы расположились возле машины на незапланированный пикничок. Изрядно насытившись, мы проводили взглядом живописный солнечный закат, неспешно запивая это зрелище пивом и воздушным хвойным коктейлем.

   Во время ужина состоялась импровизированная оперативка. Алексей попросил подробнейшим образом ввести его в суть дела. Тщательно проанализировав все известные мне детали, он пришёл к выводу, что директор, мягко говоря, плохо договорился, если это вообще имело место.

   Скорее всего, его самолюбие потешил демонстрационный парад силы, который в тот момент застал местную «братву» врасплох. Она позже опомнилась, и сейчас будет к таким фортелям готова. Потому, что нельзя забрать парадным строем весь груз – так дело не делается. Вести переговоры с блатными – не наш уровень. Поэтому, «лёгкое» задание «просто» забрать груз, в этой ситуации выглядит, как насмешка. Это равносильно тому, что нам бы сказали забрать у расшалившегося льва, кусок мяса, который он уже считает своим, раз он лежит в его клетке. С этим фактом не поспоришь. Наверняка, директор серьёзно разозлил местный «улей трутнев». Такие поступки торговым людям не простят – предстоит жестокий разговор с позиции силы, который в лучшем случае, закончится большим штрафом. Местным бандюкам нужно поправить имидж – им ещё тут «работать», и, если одному «барыге» спустить это с рук, то начнутся вольничания с других сторон.  Словом, как ни крути, но НПП и его директора тут ждёт большая «порка» за яркое шоу, а мы, как два клоуна этого цирка, можем первыми попасть под «горячую руку».

   Выводы Алексея оказались неутешительными. Так бизнес не ведут, тут налицо неоправданный риск. Поэтому он не очень понимает, что мы в этой командировке собираемся делать вдвоём. Его лично посылали просто сопроводить груз, но не отбивать заблокированные КАМАЗы или вести переговоры. Замечание вполне справедливое, поэтому я предложил Алексею прервать командировку и ехать домой. Ещё есть вариант – нам разделиться. В этом случае он будет ждать меня в условленном месте, чтобы потом присоединиться для сопровождения транспорта, если у меня выйдет его разблокировать. Лично у меня, дороги назад нет – под этот груз мой компаньон заложил свой дом в банке, взяв коммерческий кредит. Поэтому я попробую выяснить ситуацию, и хотя бы начать переговоры, выслушав условия «братков».

   На это Алексей, немного подумав, улыбнулся и сказал, что только отчаянный безмозглый ковбой или психически больной человек может пойти на такой серьёзный риск, но так как, в последнее время, он себя неважно чувствует, то пойдёт со мной до конца. Он, видите ли, боец и не привык пасовать перед бандитами. Если он сейчас уедет, то посчитает себя трусом, а так жить он не привык. Всё это прозвучало почти, как в фильме «Ва-банк», где Квинта предложил своему другу безрассудное ограбление. Это значит, что в оценке Алексея я не ошибся – это настоящий милиционер, а не мент. И завтра утром нас ждут обыденные рутинные предпринимательские будни 90-х годов. 
 
     Перед сном, Алексей спросил меня, знают ли в этом городе о том, что мы должны сегодня приехать, и, получив утвердительный ответ, положил между нашими сидениями пистолет. Накрыв его тряпкой для протирки стёкол. Затем он поинтересовался, умею ли я обращаться с таким оружием, получив положительный ответ, он предложил мне воспользоваться им, в случае необходимости. Предупредив мой вопрос, Алексей сказал, что о себе он позаботится и без «ствола». Ну, в крайнем случае, подберёт, что-нибудь из «предложенного на улице». Я ещё тогда подумал, что мой попутчик немного заигрался, но он, в свойственной ему манере, угадывать чужие мысли, сказал, что время сейчас неспокойное, и ночёвка возле трассы – это уже экстрим.

       Ночь прошла без приключений. Несмотря на ранний утренний подъём, мы отлично выспались в хвойном лесу.  Умылись из походного автомобильного бака с водой. Алексей тщательно побрился, а мне эта процедура была совершенно ни к чему – давно хожу с бородой, «временно» оставленной, как-то после очередного туристического похода. Позавтракав, мы тронулись в путь. На въезде в город, нас остановили на посту ГАИ. Спросили о маршруте следования, была тогда такая ночная практика у сотрудников ДПС, задавать водителю вопросы. Особенный азарт и рвение они проявляли в ранние утренние часы, в тайной надежде учуять вчерашний перегар, дающий повод устроить нерадивому водителю основательную финансовую встряску.

                ч.3

   В город мы въехали вместе с рассветом. До начала рабочего дня было ещё далеко. Алексей попросил меня проехаться мимо фабрики и затем поколесить в округе, чтобы осмотреться. Такая тактика была мне понятна – сам ею всегда пользуюсь в незнакомом месте. Улицы сонного города были ещё пустынны. Недалеко от фабрики мы нашли старинные развалины, которые когда-то могли быть даже замком, но сейчас об этом можно только догадываться. В этом месте Алексей предложил мне свернуть с дороги и заехать в полуразрушенную арку этого старого здания. Тут мы вышли из машины. Алексей переоделся в милицейскую форму, и опять вручил мне свой пистолет, коротко озвучив инструктаж о том, как и в каких ситуациях, им можно воспользоваться. «Ствол», скорее всего, был неучтённым. Его появление за поясом джинсов мне придало больше уверенности в своих силах и настроило на сосредоточенный лад. Перед лицом реальной угрозы жизни, человек редко задумывается о законности применения оружия – можно и не успеть. Выбор прост – тюремная решётка или жизнь. Хотя, не мешало бы в школе ввести уроки по обучению правильной самообороне, которая и так очень сильно стиснута «тисками» законов.

   Закончив свой маскарад, мы сели в машину и поехали к фабричной проходной. Рабочий день на предприятии ещё не начался. У Алексея была своя манера поведения и план действий, о котором я узнал чуть позже. Главный его принцип – действуй уверенно и жёстко, согласно возникших обстоятельств. Моя манера поведения в таких командировках была полностью противоположна.  Первоочерёдная задача – избегать открытых столкновений с бандитами, быть непредсказуемым, появляться там и тогда, когда меня не ждут. Моя цель – не воевать, а безопасно доставить груз и сохранить жизни водителей.

   В общем, мы ещё та парочка нестандартных напарников – полная противоположность друг другу. Алексей – коротко стриженный, гладко выбритый, светловолосый статный мужчина в строгой милицейской форме. Я – длинноволосый молодой человек с чёрной бородой, спортивного телосложения и набитыми костяшками на кулаках. Забежав вперёд, отмечу, что на протяжении всей этой командировки мы встречали недоумённые взгляды - так сильно было заметно внешнее несоответствие друг другу. Но стороннему взгляду было видно, что нас объединяет одно общее состояние – мы единая команда и у нас достаточно сил, и готовности защитить спину своего напарника.

  В этом месте напишу неожиданные слова. Несмотря на опасность ситуации – это был третий самый безопасный день в моей жизни. Обычно приходится рассчитывать только на свои силы и смекалку, а тут, как при охране чемпиона по кикбоксингу получилось. Я тогда всё время с улыбкой на лице думал, что в случае чего, Эд Митчелл меня бы не дал в обиду. С Алексеем я тоже чувствовал себя защищённым – такая спокойная уверенность в своих силах от него исходила, и надёжность. Не часто такие попутчики попадаются людям на тропинке жизни.
 
                ч.4

  Подъехав загодя к фабричной проходной, Алексей попросил меня остановиться прямо у кафе, которое было напротив КПП. Мобильных телефонов тогда ещё не было, поэтому у «братков» практиковалось организовать свою штабную резиденцию в ближайшей кафешке. Тут есть всё, что нужно: стационарный телефон, жратва, питьё, туалет, умывальник, тепло, сухо, светло, даже чёрный ход (на всякий случай). Можно «работать» хоть сутки напролёт.  В таком месте, в отдельном кабинете, можно «перетереть тему» с местным «бригадиром» (уголовным командиром подшефной территории). Тут всегда находилась на дежурстве оперативная бригада боевичков.
 
   Вот, к такому кафе системы «уголовного общепита», мою Audi направил Алексей. Причём попросил припарковаться так, чтобы машина нагло перекрывала центральный вход и ограничивала доступ к нему. Пусть обходят и видят, что приехали необычные посетители.

 Клацнув сигнализацией, мы уверенно вошли в кафе. Там было пустынно. Буфетчица за стойкой, да пятёрка «братков», оживлённо облепивших столик в укромном углу. На нас они сразу не обратили серьёзного внимания – так были увлечены карточной игрой. Мало ли кто там шастает в неурочною пору. Но Алексей быстро простимулировал их интерес к нам. Он решительно подошёл к игровому столику, пододвинул себе свободный стул, придвинулся ближе к игрокам, и даже одного из них, развязно и панибратски похлопал по плечу. Затем, приветливо улыбаясь, он спросил: «На денежки играем? А не борзо ли, в общественном месте, вы себя ведёте? Ну, да ладно. Во что «шпилитесь»?».

  К такому наглому обращению уголовная толпа была не готова. Наступила полная тишина, переходящая в ступор. Бравые игроки оцепенели. По их внешнему виду было ясно, что им резко стало неуютно в своём кафе. Никто даже не думал огрызнуться или хотя бы оскалить свою злобную гримасу рожи. В их неповоротливых озадаченных «мозгах» вертелось одно – нужно быстрее сваливать отсюда.

  Выдержав паузу, Алексей ещё раз похлопал одного из них по плечу и сказал: «Ладно, позже договорим». После этого он встал и не спеша подошёл к стойке. Поздоровался с буфетчицей и заказал у неё две чашки зернового кофе, два апельсина и плитку чёрного шоколада. Когда хозяйка кафе назвала общую цену, Алексей подарил ей приветливую улыбку, но при этом твёрдым жёстким тоном спросил у буфетчицы: «А, как вы, любезная, без взвешивания определили цену двух апельсинов?». Дама заёрзала, бросая лихорадочные взгляды в зал, но там она сегодня не нашла поддержки – никаких окриков и развязных комментариев не последовало. Игроки сидели за столом, понуро опустив головы, карты со стола были убраны. Они шкурой чувствовали, что игра закончилась. Вопрос только в том, какая это игра, карточная или по «работе».

   Буфетчица тоже не привыкла обслуживать таких посетителей, и она поспешила предложить нам этот лёгкий завтрак за счёт заведения, мол, у неё сейчас временные технические трудности – поломанные весы сданы для ремонта. Алексей поблагодарил её за радушие, и раз такая оказия с весами получилась, то неплохо было бы ещё по порции развесного пломбира сюда присовокупить.

   Когда все эти разносолы мы разместили на своём столике, зал опустел – «братки», как приведения бесшумно испарились из помещения и занялись поисками другого телефона, чтобы доложить о необычных посетителях. Ситуация крайне нестандартная – им нужны указания, что в таком случае делать, в их «мозги» это совсем не укладывалось. Забежав вперёд, скажу, что напрасно они расстраивались, мы были крепким «орешком», который оказался не по зубам и  их мудрым блатным командирам.

   Неспешно закончив свой завтрак, мы вышли из кафе и сели в машину. Алексей предложил подъехать к проходной и припарковаться на самом видном месте. Рабочий народ медленной вереницей потянулся к фабрике. До начала смены осталось немного времени, которое было использовано на обмен впечатлениями.

  Мне не очень были по душе эти бесплатные завтраки. Алексей пояснил их тем, что в нашей ситуации необходимо соблюдать напористый стиль поведения. У окружающих должно сложиться впечатление, что наш тандем – это жёсткая силовая структура, за которой стоит мощная система. В могуществе и защите, которой мы абсолютно уверенны. Мол, если, что не так, то тут будет собрана «под ружьё» целая армия. Вот такую тактику выбрал Алексей, с которой мне пришлось согласиться потому, что своего богатого опыта такой «войны» с «братками» у меня не было. Тут, кто на что учился. Лично я добрался по тропинке образования, до институтского инженера НИЧ (научно-исследовательская часть), дослужившись до должности мнс (младшего научного сотрудника), и в институте нас совершенно не учили, как апельсины взвешивать и бесплатно завтракать в служебных командировках.

                ч.5

    Началась рабочая смена, и я пошёл на фабрику.  Алексей остался в машине. На КПП, созвонившись с отделом сбыта, я получил пропуск. Обстановка на этой фабрике была, мягко говоря, странной. Все выглядели уныло и запуганно. Прямо во дворе, перед выездом, стояли наши гружённые КАМАЗы. Водители уже второй день живут в своих машинах. Их загрузили, но документы не оформляют. Мало того, их терроризируют какие-то тёмные личности спортивной наружности, которые требуют, чтобы на фабрике появилось начальство предприятия. Мол, к руководству НПП есть вопросы.

    Директора фабрики на месте не оказалось, и я ввалился в кабинет главного инженера за разъяснениями. Мой разговор получился жёстким и эффективным – он вынужден был дать команду, чтобы отдел сбыта выписал накладные на груз. Набив свою папку документами, я поспешил к КАМАЗам, но не тут-то было.

  Выехать мы не можем – нет пропуска!? Иду опять к главному инженеру, но его уже нет на месте – он на территории. Будет через два часа. Делать нечего, выхожу за территорию предприятия, коротать время в Audi. Из добытых сегодня сведений складывается невесёлая картина. Похоже, что тут идёт мощный передел собственности. Предыдущий директор фабрики был недавно застрелен. Дело не закрыто, превратившись в «висяк». Договор мы заключили уже с новым директором, который тут явно не хозяин. На проходной фабрики в охране сидит милиция. Я даже видел там одного майора, но заправляют всеми делами «братки». Мы не первые, кто попал в переплёт. До нас уже были конфликты с поставщиками. Если их пытались решить официально через приезжих сотрудников милиции, то предприниматели могли попасть на территорию, но груз им не отгружали. Если заказчики приезжали со своей «братвой», то разборки на территории фабрики пресекались её милицейской охраной. В этом случае, «тёрки» на улице могли закончиться положительно. Груз отгружали, но пропуск не давала милицейская охрана, на которую у заезжих «братков» не было управы. Вот такой непробиваемый «бастион» образовался. Тут, похоже, всему виной то, что «рыба гниёт с головы» этого города.

    Вскоре мы увидели весьма странную картину – главного инженера вывели из фабрики два крепких «братка», его затолкали в Жигули и увезли в неизвестном направлении. Внешний вид этого руководителя был достаточно подавленным и помятым, причём настолько «помятым», что он был «разукрашен» здоровенным фингалом под глазом. Похоже, что подписанные накладные ему вышли боком. Тучи явно сгущаются. Делать нечего, ждём, что будет дальше. К нам никто не подходит. Это всё похоже на бой с тенью. Прошло два часа, и я пошёл в директорскую приёмную. Мне это ничего не дало. Когда будет директор неизвестно, где главный инженер тоже неясно. Иду по территории, проведать наши КАМАЗы, и вдруг неожиданно, в укромном месте, со спины слышу жёсткий оклик.

  Меня назвали по фамилии и имени. Эффект получился угрожающим, но мне повезло – я не успел дёрнуться и испугаться. Думаю, что это произвело хорошее впечатление, подтверждающее версию, что мы действительно бесстрашные ребята. Я спокойно обернулся и утвердительно ответил на этот внезапный вопрос. До сих пор удивляюсь, где столько храбрости взялось. Честно сказать, очень жутковато тогда было, но главное, что не показал виду, а то мне бы устроили «бесстрашных ребят».
  Ко мне подошёл крепкий «браток»-верзила, с колоритным внешним видом. По шрамам на лице и жёсткому  взгляду было сразу понятно, что это человек властный и бывалый. Он представился, как Боцарь, «смотрящий» за этой территорией. Было непонятно кличка это или фамилия, но это неважно – передо мной стоял хозяин местного положения. Ему, мол, нужно «перетереть» одно дельце. Накануне, мы решили с Алексеем разделить обязанности – я «прессую» заводских, а «братков» берёт на себя мой напарник. Поэтому я сказал «смотрящему», что уже не полномочен с ним говорить – для этого есть у меня напарник в машине, который давно ждёт серьёзной беседы. Мы оба вышли через проходную, и подошли к Audi. Я представил Алексею своего нового знакомого и оставил их наедине, так мы договаривались действовать в подобной ситуации.

   Мой напарник, во время этой встречи был само обаяние. Он радушно распахнул дверь перед нашим новым знакомым и вежливо, но настойчиво предложил присесть в машину. Наверное, Алексей гипнотизёр? Потому, что «браток» очень не хотел сидеть в этой Audi, да ещё рядом с милиционером, но он подчинился, как кролик удаву. Вот, что значит суметь себя подать с загадочной и напористой помпой. Простые движения, и люди перестают тебя воспринимать реально. Ты для них становишься тем, кто не постижим потому, что не вписываешься в круг их понятий об окружающем мире.
  Подробности их разговора мне не известны. Со слов Алексея, он настойчиво и убедительно порекомендовал оставить сделку этого предприятия в покое и дать вывезти весь груз. Мол, это НПП находится под особым надзором со стороны специальных силовых структур и лучше его не трогать. Дескать, у вас есть хорошие стрелки, но и у нас найдутся не хуже, плюс за нами целая государственная система. Поэтому лучше нас не злить – тут честь мундира замешана. Мало того, если вы проявите понимание момента и сделаете исключение для этого предприятия, то мы сможем с вами даже говорить о поддержке, если она понадобиться в нашем регионе. Мир тесен. Мало ли, где и когда могут возникнуть проблемы, которые кому-то нужно решить. Алексей сказал, что специально вёл разговор в смешанной манере, чередуя угрозы с уважительными речевыми оборотами,  чтобы не перегнуть «палку». Случай неординарный, а у «братка» нервы не железные, да и своему блатному руководству ему нужно, что-то внятное доложить и оправдать свои дальнейшие действия.
  После разговора Боцарь сказал, что ему нужно время, чтобы это всё обдумать. Он вышел из машины и скрылся за дверью кафе. Думаю, что он там не одну чашку кофе выпил, раскалив «до красна» трубку телефона.

  Нашу Audi заблокировал сзади белый Жигуль, ограничив пространство для резкого разворота. Салон этого автомобиля забит до отказа «братками», им там явно тесно сидеть. Все ждут указаний. Лично мы всем своим видом показываем, что чувствуем себя уверенно и комфортно. Открыли все окна, включили громко нашу любимую песню группы «Любэ» под названием «Служили два товарища». Так «весело» проходит целый час, начинается отсчёт следующего. Спрашиваю Алексея, что будем сейчас делать. Он мне ответил, что самое время импровизировать, чтобы сдвинуть тему с места, а то ни туда, ни сюда. Они тут живут и могут долго думать. Если дать мало времени на размышление, то могут сгоряча «дров наломать», а если слишком много будет времени на раздумья, то гадость какую-нибудь обязательно придумают. Нам это тоже ни к чему – нужно с боями пробиваться домой.

   Алексей спросил меня, смогу ли я без резких нервных движений спокойно вырулить машину и поехать в сторону центра города. Я ответил утвердительно и включил электропривод выдвижной антенны моего автомобильного радиоприёмника. Мой бравый напарник поднёс к своим губам пистолетную обойму, имитируя микрофон рации. Сделано это было открыто, чтобы все видели, что мы с кем-то поддерживаем связь. Потом мы без спешки и суеты медленно развернули нашу Audi и выехали со стоянки. В белых жигулях, при этом, отчаянно заметались – они явно не знали, что им сейчас делать. После секундного замешательства, «братки» поступили логично – стали нас сопровождать сзади. Мы ехали на небольшой скорости, тем самым, не вызывая особых беспокойств со стороны «хвоста». Алексей, озорно улыбнувшись, спросил смогу ли я оторваться от них. Вместо ответа, мною была применена манера «рваной» езды. Подъезжая к очередному перекрёстку, я делал вид, что ищу, где мне нужно свернуть, так как я плохо ориентируюсь в незнакомом городе. Потом улучшив момент, мы коротко ускорились, перед перекрёстком, перестроившись в крайний левый ряд. Этот манёвр был выполнен так, что Audi оказалась первой перед светофором, на котором начал мигать зелёный свет. Затем была сымитирована полная остановка автомобиля, но ногу со сцепления я не убрал, и как только машина замерла, резко стартанул с места, повернув на перекрёстке на жёлтый свет.

Так делать нельзя – очень опасно, но я был, что называется «в ударе». Трезвый расчёт и максимальная собранность позволили совершить этот рискованный манёвр, и мы легко оторвались от наших преследователей. Пока они дождались зелёного света, пока тронулись в общем потоке машин, пока развернулись на перекрёстке, мы были уже за несколько кварталов от них  и успели нырнуть в арку старых развалин, совершенно скрывшись из виду. Из укромного места мы видели, как пронёсся белый Жигуль «братков». Им и в голову не приходило, искать нас в этом тупике, они зациклились на тактике ловли, без оглядки, убегающей добычи, но не всегда умно быть только быстрым догоняющим хищником. Иногда нужно быть гибче в своей манере охоты. Так и в жизни. Какой бы сильный и матёрый волчище не пускался в погоню, но на него всегда найдётся парочка, другая хитрых и ловких зайцев. Иначе хищники всех бы давно переловили.

   Жигуль поехал в сторону местного районного отдела милиции, за которым открывалась прямая, далеко просматриваемая, дорога. Поэтому немного проехавши на большой скорости, они вполне могли решить, что мы заехали во двор этого здания. И, скорее всего, остались нас там поджидать возле ворот.
    Минут тридцать мы постояли среди развалин и поехали назад к проходной фабрики. Там мы не спеша припарковались на прежнем месте и стали ждать развития событий. И тут…

                ч.6

    Есть у оперативных работников такое выражение «милицейское счастье». О нём вспоминают тогда, когда судьба дарит служивым невероятно счастливый поворот. Может  - это награда за праведную службу, если человек её заслужил. В нашем случае это «счастье» мелькнуло в виде бортового грузовичка, битком набитого бойцами ОМОНа, в полной боевой выкладке. Они совершенно случайно остановились перед фабричным киоском, чтобы купить сигарет. Вот и верь тому, что пишут на сигаретных пачках: «Минздрав предупреждает, что курение опасно для вашего здоровья». Иногда привычка курить очень даже может оказаться полезной для сохранения здоровья. Тому пример – наш командировочный случай.

   Алексей не упустил такой шанс продолжения нашего спектакля под названием «Явились на побывку два крутых товарища». Он тоже подошёл к киоску «перекинутся» несколькими фразами, с приехавшими к нему, «коллегами по работе».  Неожиданный ОМОН скоро уехал, но осадочек остался. У нас приятный, а «братков» этот случайный визит насторожил.   Теперь стало веселее, в своей Audi, «ждать у моря погоды». Но с этого момента время потекло быстрее. Неизвестно, что было «за кадром», но очень скоро, из проходной вышел сотрудник милицейской охраны и сказал, что пропуск на выезд подписан – значит можно забирать груз.

   Я «пулей» метнулся к КАМАЗам, водители в темпе прокачали воздух в тормозной системе энергоаккумулятора, и получили от меня неожиданный инструктаж, который был предварительно согласован с Алексеем. Его суть в том, что домой мы сейчас не поедем.

    В двух словах я объяснил им, что ситуация нестабильна. Совершенно непонятно, кто и на каких условиях, дал добро на наш отъезд. Возможные варианты развития событий я им не изложил, но пояснил наши нестандартные действия, желанием подстраховаться от нежелательных сюрпризов. Главная наша задача выйти достойно из щекотливого положения, сохранить груз и здоровье участников «каравана». Поэтому водители должны держать рот «на замке» и всем говорить, что мы едем домой.
 
  Ожидание было долгим и томительным, но сама разблокировка груза произошла слишком стремительно. Это больше походило на нервный срыв под влиянием импульса. Мой жизненный опыт показывает, что такие действия не бывают стабильными, и человек, спохватившись, может попытаться их изменить. Если бы всё было тщательно обмозговано и продумано, то «смотрящий» связался с нами и подвёл итог нашей встречи. Мы бы обменялись контактами и наметили варианты дальнейшего сотрудничества, хотя бы по вывозу оставшейся партии груза. Но этого не произошло. Поэтому дальнейшие события могут стремительно меняться.

   Например, «смотрящий» одумается, наведёт дополнительные справки по ОМОНУ или просто получит нагоняй от своего уголовного руководства. Тогда нам мало не покажется за этот блеф. Нас быстро настигнут в пути, и разорвут в клочья, в назидание всем остальным.

Или другой вариант – нас просто выпустили из города, чтобы не «сорить дома», на территории фабрики. Этот сценарий аналогичен первому – догнать, разорвать. Оба эти варианта нас не устраивают, поэтому мы приняли решение выехать из города в противоположном направлении, чтобы попасть домой кружными путями. Дополнительные затраты на солярку тут не в счёт потому, что на кону здоровье и жизни, вверенных нам людей.

                ч.7

   По карте намечаем маршрут и трогаемся в путь. Audi идёт в «хвосте» колонны. «Лёгкие» и «прямые карточные дороги» - это тема отдельного рассказа и не одного. Естественно, что мы поблуждали от души. Но обратный путь всё равно кажется путнику всегда короче.

   Расслабиться мы себе позволили, только тогда, когда повстречался дорожный указатель нашего города. Дальше КАМАЗы пошли одни под разгрузку. А мы припарковались на обочине, и вышли из машины. Только тут я дал волю своему после геройскому мандражу. Хорошо, что так благополучно это мероприятие завершилось, и как всегда, благодаря правильно выбранной тактике, всё обошлось без единого выстрела, но тут я ошибся.

                ч.8

     Выстрелы в этой командировке всё же прозвучали, и произошло это для меня в самый неожиданный момент.

    Когда я возвращал пистолет Алексею, он улыбнулся и сказал, что так не пойдёт. Нужно нюхнуть пороху для тренировки воинского обоняния. Он предложил мне пострелять по консервным банкам и бутылкам, которых в этом месте накопилось огромное множество. Сначала стрелял я. Из четырёх выстрелов, первый был мимо, а остальные попали точно в цель. Алексей стрелял, практически очередью, не целясь, как ковбой с уровня пояса. Все четыре пули легли точно в цель. Вот, это класс! Причём стрельба была произведена после молниеносного извлечения пистолета из-за пояса. Забавно мы со стороны там выглядели среди бела дня на оживлённой трассе.
 
   Но моё общение с этим «стволом» на этом не закончилось – он, словно, прирос к моему поясу за время командировки. Алексей отдал пистолет мне, чтобы я передал эту «железку» его шефу, сославшись на то, что ему сейчас будет не по пути, и у него есть неотложные дела на сегодня. Я спросил его, что мне сказать по поводу использованных патронов. Он мне предложил ответить, что подробности будут описаны в рапорте, но позже. Ну, а, если будут продолжать настаивать, то пошути, сказав: «вы же знаете, как Алексей метко стреляет». О том, что это чёрный милицейский юмор для внутреннего нашего пользования, а не для слуха начальства, Алексей забыл уточнить. В этом я убедился позже, когда сдавал оружие.

    Шеф Алексея в кабинете был не один. Там ещё был крепкий мужчина в штатском. Встретили они меня радушно. В общих чертах расспросили о командировке. Я поблагодарил их за отличного сотрудника, который блестяще проявил себя в деле. Мы по-товарищески обменялись рукопожатиями, и уже готовы были распрощаться, как тут я вспомнил о пистолете за моим поясом. Извинившись за забывчивость, я тут же отдал его шефу. Он первым делом поднёс ствол к своему носу и немедленно задал мне предсказуемый вопрос: «Где восемь патронов?». Как договаривались, я ответил, что Алексей распишет подробности в своём рапорте. Но это не устроило шефа. Он захотел узнать всё сейчас же. И тут, меня дёрнула нелёгкая, отшутиться, сказав, чтобы они не беспокоились. Мол, ничего серьёзного не произошло, вы же знаете, как Алексей метко стреляет.

   Шеф и его гость видно лучше меня знали, как стреляет этот сотрудник. Если нет восьми патронов – значит, где-то есть столько же поражённых целей или, в лучшем случае, раненых. На этих словах любезность хозяина этого кабинета резко закончилась. Меня, чуть ли не схватив за шиворот, усадили на стул и потребовали чётких объяснений. Должен сказать, что сделано это было с таким жёстким напором, что мне показалась лёгким испугом моя недавняя неожиданная встреча со «смотрящим».  Ещё одна шутка или хотя бы пауза, и я, без всякого сомнения, получил бы хорошую затрещину от моих новых знакомых. Могло и до письменного показания дойти, но всё обошлось мирно. Я извинился за свой необдуманный комментарий, и мы расстались.

   Выйдя из этого кабинета, сделал два вывода. Первый – никаких, даже очень удачных шуток в милицейском кабинете больше не произносить. Второй – Минздрав напрасно пугает, потому, что, иногда оказывается, курение может быть полезным для здоровья, тому подтверждением события нашей рядовой командировки 90-х годов.




P.S. Для нормального человека, профессия следователя или милиционера - это очень тяжёлое бремя. Тут трудно бывает с честью выполнять свой долг потому, что приходится вертеться между множества "наковален", рискуя, жизнью, свободой и репутацией. Алексей говорил, что им, во время учёбы, преподаватель не уставал повторять: "Курсанты, помните, вы выбрали профессию, которая будет держать вас на расстоянии "одной ноги" от тюрьмы". Поэтому, очень тщательно обдумывайте свои поступки и всегда заранее просчитывайте варианты развития событий….".


P.S. "2" Эта обычная, для нас, предпринимательская история выглядит фантастично и больше похожа на рыбацкие байки. С этим я не буду спорить. У меня была другая цель -  воспроизвести текст добрым молодцам для памяти, на заметку и для потехи.
Дальнейшее развитие событий показало, что мы тогда поступили правильно, пустившись в круговой путь. Спустя некоторое время нас уведомили, что фабрика готова отгрузить очередную партию груза, согласно текста нашего договора о сотрудничестве. Перед отгрузкой, я мотнулся на своей Audi, уточнить условия, прихватив с собой только одного сотрудника нашего предприятия - он, видите ли, захотел просто прокатиться. Когда он увидел, с какими колоритными монстрами я там здороваюсь возле кафе, то говорит, что чуть не обделался от страха. И позже, был приятно удивлён тому, как они уважительно со мной общаются. Кстати, боялся он не напрасно – там, незадолго до моего приезда, была стрельба, погибли люди, среди которых были и сотрудники милиции. А по поводу правильности нашей тактики, озвучу то, что, при личной встрече, «смотрящий» с улыбкой задал мне вопрос: «А куда вы тогда делись?». Это значит одно – нас тогда бросились догонять и не нашли на дороге, ведущей в сторону нашего города. Потом горячие страсти улеглись и всё, каким-то образом утряслось, настолько, что после этого я совершенно спокойно отправлял своих водителей грузиться, и никто им больше не чинил препятствий. Мы благополучно завершили контракт с фабрикой.

P.S. "3" Читатель. Вадим Светашов написал в отзыве на этот рассказ: "...90-е позади. И, слава Богу!!"
  Ему в ответ продолжу тему: "И то верно!
Хотя, одного деда-ветерана спросили: "Какие годы в его жизни были лучшими?". На это он ответил: "Лучшими были годы Гражданской войны".
- Как это? Удивился внук.
Дед ответил: "Дык тогда я молодой ишо был, и "перчик" стоял!".
  В каждой шутке есть доля..., а мир так устроен, что в нём нет только чёрного или белого цвета. Просто рассвет молодецкой силы деда пришёлся на лихую годину войны и был затрачен на гашение злой гари. Об этом человека обычно не спрашивают, где ему уготовано судьбой здоровье тратить и ловкость своего тела чувствовать.