Тропа Здоровья

Владимир Задра
      Вышел из своего подъезда и увидел Галину, соседку из другого блока. Идёт по насыпанной дорожке в мою сторону. Решил подождать её, перекинуться немного словами. Отношение  к ней у меня  самое предупредительно-внимательное.
      Пятнадцать лет уже живу на Севере и никому не могу “сесть на хвост”, чтобы вместе клюкву пойти собирать. Хоть посмотреть, как она растёт, а самому лезть в незнакомое болото – страшновато. Грибы сам собираю, даже Чёрную речку перехожу. Специально для этого купил болотники. Другие, кто редко туда забираются, покупают большие и плотные мусорные мешки, надевают их на каждую ногу и спокойно переходят эту речку. Те, кто смелый и обладает здоровьем, разувается, закатывает штанины и в ледяную воду, вброд, на противоположный берег. На той стороне тоже есть болота, но клюква там не растёт – лично проверял. Галина узнала об этом и сжалилась надо мной. Обещала в новый сезон взять меня с собой. Естественно, я сам к ней напросился на эту акцию, когда узнал, что клюкву она собирает вёдрами.
      – Привет, Галина!
      – Привет, Володя!
      Начать разговор – не проблема. Слишком много у нас с ней общего: пенсионные дела, жизнь пенсионера, болячки и так далее, к тому же мы с ней из страны Советов. Надо сказать, что она старше меня лет на десять, но продолжает работать. Ей уже за семьдесят, но мне ещё фору даст.
      Слово за словом и вдруг она мне говорит, что была на Тропе здоровья и получила огромное удовольствие. Я недоуменно смотрю на неё. Торец нашего дома выходит на улицу Пионерскую. Можно и по ней походить. От Воркутинской улицы до проспекта Нефтяников, что её пересекают, метров пятьсот. Машины там ездят только в утренние часы, когда людей развозят на работу. Спокойно можно ходить по Пионерской туда и обратно, наматывать километры. Конечно, из-за бережного к ней отношения,  этого не сказал.
      – Я до нашего ОРСа хожу , а там по магазинам. Совсем необязательно, что я там что-нибудь куплю. Просто хожу: от нашего дома туда и обратно больше двух километров. Прогуливаюсь таким образом ежедневно, чтобы лекарств поменьше принимать.
      Поговорили мы ещё о чём-то и разошлись. Но её слова о Тропе здоровья мне запали. Решил проверить просто из спортивного интереса. Протяжённость тропы - тысячу шестьсот метров и пролегает в лесу. Что же там может быть интересного? Разве что встреча с медведем. Но зараза к заразе не пристаёт, поэтому хожу относительно спокойно за грибами и ягодой. Но как-то на плёсе ручья увидел следы медведицы и медвежонка. И я скорей в обратном направлении! Лучше подальше держаться  от таких  мамаш!
      У нас Крайний Север, где кругом одни болота. Невысокие берёзки, ели, да кустарники и это в лучшем случае. А снегом нас не удивить, даже во сне снится. Может и в июне выпасть. Летом комары с этой тропы всех выгонят. Конечно, наши комары уступают астраханским по количеству, но компенсируют это своими размерами и агрессивностью. Даже волков нет, что им здесь делать в такую холодину. Зато есть медведи, на них шубы достаточной толщины. Могут и в гости зайти к кому-нибудь на дачу, правда, очень шумно при этом себя ведут.
      На природу Севера насмотрелся в любое время года. Десять лет по объектам от города Печоры до Баренцево моря. Иной раз идёшь по просеке и как в песне В.С. Высоцкого: “…кругом пятьсот, И кто кого переживет…” – вот это романтика. Мужики гораздо любопытнее женщин, правда, никогда в этом не признаются. Любопытство это очень узкой направленности. Наша Чёрная речка по ширине двадцать – двадцать пять метров, но когда разливается во время весенних паводков, то с полкилометра будет. Самому пришлось в этом убедиться. В мае к нам прилетают гуси. Даже внимания не обращают на проходящий мимо вездеход в тундре. Ходят и, наверное, переживают: будет ли у них удачным супружеский брак в этом году…
      Спали мартовские тридцатиградусные морозы. Температура установилась на уровне десяти – пятнадцати градусов, и решился пойти в разведку на эту Тропу здоровья. Иду по Пионерской, входная арка тропы уже напротив меня и вижу даму со скандинавскими палками, которой лень перейти в удобном месте, поэтому карабкается на бугор по утоптанному снегу. Дама явно с этой тропы.
      – Ну как, там? – опасливо спрашиваю я. Всегда боязно вступать во что-то неизведанное.
      – Здравствуйте! Отлично! – радостно отвечает дама и начинает объяснять, где удобно пересекать  улицу.
      Естественно, я её не послушал, такой же, как и она: пару прыжков и потом перешёл улицу. Подхожу к арке,  из неё ещё выходят несколько женщин. И первые со мной здороваются. Другие дамы идут навстречу и тоже со мной здороваются. Такое ощущение, что попал в какое-то Зазеркалье. Тем более, что справа и слева красочные зверушки расставлены вдоль тропы и везде скворечники развешаны. Осталось только Снежной Королеве появиться. Говорят, она из этих краёв.
      Впереди вижу даму в возрасте, она перетаскивает детскую коляску через препятствие. Остановилась и пытается отдышаться. В этот момент мы уже поравнялись. Смотрю вниз, а там самодельные ступеньки из утоптанного снега:
      – Здравствуйте. Серьёзное препятствие вы преодолели.
      – Здравствуйте! А куда деваться?!               
      Через некоторое время вижу ещё одну детскую коляску, потом ещё одну. Человек тридцать, наверное, повстречал на этой тропе. Молодёжь реже здоровается, а мужики вообще нет. Оно и понятно, глобальные вопросы решают. В сезон здесь будет так людно, как на бульваре, пока не начнётся время комаров и мошки. Но перед этим начнут вылетать оводы. Это означает только одно – в Усинск пришло лето. И наше лето будет продолжаться ровно столько, сколько будут нас жалить эти оводы. Иногда это всего две – три недели.
      Навстречу идёт пара моего возраста, с ними дочь, а чуть позади большая чёрная собака. На всякий случай остановился и жду, пока они пройдут. Изначально не доверяю собакам, кто его знает, что у них на уме. Я спокоен, но предельно собран. С дамой мы сразу поздоровались, будто старые знакомые. Собака, как назло, остановилась и крутит головой в разные стороны. Женщина оборачивается и командует:
      – Маша, домой!
      Собака протрусила мимо меня.
      – Ну и Маша! – невольно я выдохнул.
      Вроде меня уже здесь все за своего приняли, если даже Маша не сожрала. И я подумал, что надо бы более конкретно обозначить своё присутствие. Объект обозначился сразу. Навстречу мне несётся дама со скандинавскими палками. Главное, не умничать, говорить понятным языком. Слова произносить свободно, дружелюбно и с улыбкой. Иначе потом неприятностей не оберёшься. Мы поравнялись:
      – Здравствуйте! Серьёзный ход!
      Дама прыснула от смеха и поскакала дальше. Смотрю ей вслед: ну да, ей ещё лыжи выдать и можно смело выставлять на соревнованиях “Кому за шестьдесят!”. Следующая дама не заставила себя долго ждать, она идёт размеренно со своими скандинавским палками. Решил не баловать женщин излишним многообразием русского языка, тем более, что шутка прошла. Мы поравнялись:
      – Здравствуйте! Серьёзный ход!
      Дама улыбнулась и ответила:
      – Здравствуйте! У меня всё по серьёзному!
      Будто меня приняли в большую и дружную семью. Надо ещё сюда прийти. Где я ещё увижу столько улыбающихся людей?...