Яркое солнце моего детства часть 1

Талла Селезнёва
У меня очень ранняя память,помню себя лет с трёх. Сейчас сравниваю человеческую память с компьютерной, вся наша жизнь в нас как в файлах,некоторые сохранились сами по себе, другие стёрты, и вот одно лишь ключевое слово, и файл открывается.

Я- третья младшая дочь в семье военнослужащего, прошедшего Великую Отечественную войну. Фронтовик, донской казак, Селезнёв Василий Васильевич родился в мае 1918 года. Кратко обмолвлюсь, как он познакомился с моей мамой, ведь без этого факта меня не было бы на свете.

Во время войны он воевал на Ленинградском фронте под Волховым с братом моей мамы Георгием Турченко. Папа увидел фотографию его младшей сестры Марии и стал с ней переписываться. Мама родом из Ставропольского края, жила в селе Дивное. До войны у неё был жених из односельчан Василий Бахта, высокий черноволосый красавец, который, как и все, ушёл на фронт, а после войны хотел жениться на маме. В моей взрослой жизни, я увидела Василия Бахту в Москве. Это было в начале восьмидесятых , он разыскал маму. Это был красивый мужчина, немного за шестьдесят, при разговоре, он меня спросил, знаю ли я ,что он был женихом мамы, я ответила: знаю.

  Фронтовая переписка папы с мамой была долгой . Когда окончилась война, папа поехал свататься к моей будущей маме. Мама получает телеграмму: Приезжаю, встречай, Василий. Мама в растерянности- какой Василий? И вот приезжает мой папочка, невысокий, худенький капитан, в одной шинели с чемоданом. Мама в растерянности, ведь была лишь переписка. Папа гостит в доме день, два, три, мама в нерешительности. Тогда папа ставит вопрос ребром: или свадьба, или я уезжаю. Мама подумала, ей 22 года, уедет жених, а в селе скажут, что не взял её в жёны , не понравилась, а девчат молодых понарастало,как говорила мама, и согласилась.

Сыграли свадьбу, и они поехала на папину Родину в Ростовскую область. Папа и мама сами строили свой первый дом в Ростовской области в селе Анастасиевка, где в 1948 году у них родилась первая дочь, потом вторая и я.

В начале пятидесятых годов папу вновь призвали на военную службу, и мои родители с тремя маленькими детьми переехали в Башанту, Ростовской области.
Мы жили в частном доме, вернее в части его. Перед входом завалинка, потом темный коридор, а потом кухня с печкой, а далее две комнаты, в самой дальней была детская спальня. У нас было своё хозяйство- свинья, козы, утки, куры. А ещё у нас была бахча, это участок земли, но не под огород, а там росли арбузы и дыни. На бахчу мы ездили на линейке, это такая повозка, которую везли лошади. Урожай арбузов был большой, мама варила варенье из арбузов,оно больше походило на мёд, тёмное, тягучее, а в сарае ,который был на улице, арбузы хранились до Нового года в соломе. Однажды зимой у нашей козы родились козлята, папа принёс их в дом в ящике, мы их назвали Минька и Борька, они были такие милые, мягкие и кудрявые.

  Мы жили очень скромно, но в доме было очень чисто, уютно и кормили нас вкусно и сытно. Особенное внимание мама уделяла постельному белью. В большом баке, который называли вываркой, мама бельё вываривала, потом полоскала, крахмалила и подсинивала. Игрушек было не очень много, я помню их все, игрушечная мебель, шкафчик с зеркалом, диванчик ,обтянутый коричневым дерматином, а ещё мой любимый резиновый лётчик Вася.
 
 В середине пятидесятых папу  отправили с солдатами в Казахстан поднимать Целину на целый год. Мама осталась с нами одна. Мы болели детскими болезнями, хозяйство, всё легло на плечи мамы. Маме было очень тяжело. Когда папа вернулся, я болела, лежала у печки, он ко мне подошёл, но я его не узнала. Он опустился передо мной на колени и заплакал. После возвращения папы жизнь вошла в своё русло, всё стало налаживаться. 

 Башанта- это мои первые детские воспоминания. Наша улица в моих воспоминаниях-главная. Не знаю, где она начиналась, но заканчивалась у ворот МТС, машино-тракторной станции, где стояли трактора, где их ремонтировали. По весне наша улица из-за того, что таял снег, да ещё ездили трактора, превращалась в непреодолимое препятствие для маленьких детей. Но светило солнце, а через дорогу жили наши друзья, нас так и тянуло перейти её во что бы то ни стало. Так вот в один из мартовских дней, мы вышли погулять, старшая сестра решила меня перенести на другую сторону улицы. Люде было 8 лет, а мне 4 года. На середине улице она упала, уронила меня, и это было не просто слякоть, а грязи по колено. Вытащили нас взрослые. Мама не очень ругала. Помню наши бархатные капюшоны, замоченные в цинковом корыте на улице- Людин красный и мой голубенький.

 Мы очень ждали папиной получки, он всегда приносил нам гостинцы. Шоколадные конфеты в бумажных кульках, подсолнечную халву, печенье. Папа вначале смотрел на наши руки и говорил: Ай-я-яй, чернозём под ногтями, быстро мыть руки, а потом сладости".

                Военкомат.

  Папа работал в военкомате, я часто сама туда ходила.Природа в Башанте была бедная, степи. В военкомате все деревца были огорожены, побелены, а на клумбах росли скромные цветочки. На территории военкомата жила семья военкома: дядя Стёпа, военком, его жена тётя Аня и их дети Люда и Толик. Мы дружили с ними, они были послушные и воспитанные. Я же всегда была очень самостоятельная, мне не было скучно одной и у меня всегда были "важные" дела.
  Толик был один мальчик, а нас с его сестрой было четверо, а ещё приходила Лёля,
её отец тоже работал в военкомате. Лёля была кудрявая, с бантом и очень важная.
  Наступил Новый год. Наши родители собрались отмечать его. Накрыли столы, мы, дети радовались празднику: елка, наполеон, яблоки, разные угощения. Но, самое главное, что мне после болезни постригли волосы, и Толик сел рядом с Лёлей. Никогда не забуду обиду, я  всё равно чувствовала себя самой красивой. Сохранилась фотография, на которой Толик, Лёля и я смотрю в сторону.
  На майские праздники мы с родителями выезжали на маёвки, на природу. Прямо на земле накрывали столы, играл баян, рядом проходила сельскохозяйственная выставка,
продавали мороженое из металлических бидонов. Вобщем всё было весело и вкусно.

                Валет

   Было тёплое время года, конец весны или начало лета. Как-то к нам зашли папины сослуживцы. Мы, дети, крутились рядом во дворе. Сначала были разговоры, потом кто-то попросил меня станцевать, а в награду пообещал щенка. Я станцевала,как обычно танцуют дети, а на следующий день утром отравилась за щенком. Я знала,куда  идти, видимо мне рассказали, где находится дом. Надо было идти через дубовую рощу, было страшно, говорили, что там цыгане воруют детей. Я перешла рощу, подошла к дому, вошла во двор и сказала,что я пришла за щенком. Хозяева открыли сарай. За кучей угля сидел щенок, такой же чёрный как уголь. Он был мохнатый и похож на шар. Я взяла его на руки, прижала к себе. и мы пошли домой. С щенком было идти не страшно. Когда я подошла к дому, мои родители были во дворе. Мама развешивала бельё, а папа что-то делал по хозяйству. Увидев меня со щенком на руках, мама ахнула, папа подошёл,приласкал собачку, сказал какие-то добрые слова. Я спустила щенка на землю, и он стал смешно путаться под ногами. Мы стали придумывать ему имя,помню одно смешное Бантик, но остановились на Валете. Имя предложила мама, а её слово всегда было последнее.
   Папа соорудил Валету халабуду,так называли домик для собаки. Так у нас появился любимец и друг. Рос он очень быстро и к зиме превратился в огромного чёрного лохматого пса с огромными лапами, он оказался из породы волкодавов,  что пасут стада овец в Калмыкии. Больше всех Валет любил меня, зимой, когда намело сугробы, Валет одной лапой валил меня в сугроб, а я громко смеялась.

  На следующую осень, папу перевели по службе в Дагестан, в Дербент. Мы стали собираться в дорогу. Приехала машина, на которую погрузили наш нехитрый скарб.
Но, самое ужасное, что Валета мы с собой не взяли. Он громко лаял и рвался с цепи, он знал, что мы уезжаем навсегда.