про колбасу

Петро Федорович
       Ну вот и я, наконец-то, очутился напротив синих весов с красной стрелкой, стоящих на высоком деревянном прилавке.

       - А тебе что? - Румяная продащица в белом халате, какая-то вся округлая, с доброй, домашней улыбкой, посмотрела на меня.

       - Дайте мне пожалуйста один килограмм "докторской" колбасы по "два-двадцать"!

       - Смотри-ка ты! Понимает, что брать! Знает толк в колбасных обрезках! - Одобрительно засмеялась-обрадовалась очередь. - Такого можно одного в магазин отпускать!

       Мне скоро будет шесть. Меня действительно впервые послали в магазин одного. С такими огромными деньгами. Два двадцать! Конечно же, можно было и без очереди меня пропустить. Но тогда не будет должного воспитательного эффекта. Не прочувствую я, что уже большой! А нужно, чтобы прочувствовал. Ощутил себя самостоятельным. И все взрослые в магазине старательно играют в игру "ты такой же, как и мы". Ну-ка, давай, спроси:"Кто крайний? Вы? Тогда я за вами!". Постой в очереди на равных. Посмотри, как тебе отрезают-взвешивают колбасу с маленьким довесочком и заворачивают в плотную серую бумагу. А теперь, давай, расплачивайся! Деньги крепко зажаты во вспотевшей от волнения ладошке. Два мятых, чуть уже подмокших рубля и четыре больших, тёмных, тяжелых пятака. Получите! Всё! Теперь бегом домой. Я это сам купил! Я уже большой!

       Это Советский Союз. Самое начало "шестидесятых". В магазинах ещё есть всё, что совсем скоро из них исчезнет. Разливное молоко утренней дойки. Парное мясо, большие "кубы" сливочного масла. Даже "топлёного" и обожаемого нами, пацанами, шоколадного. Сыры в круглых разноцветных головках. И блестящие треугольнички "плавленого" в пласмассовых коробочках. Не поверите, но доступная по цене, и не сильно кому нужная, развесная чёрная икра. И красная, в банках, выстроенных пирамидками. Вкусненное мороженое! И несколько сортов колбасы. Нет! Не такой, как сейчас! Настоящей! Вкусной непередаваемо! И, если подобную "тогдашней", "докторскую" сейчас и можно встретить, то "ливерной" такой уже нет в природе. А вот куры были, почему-то, почти деликатес. Полезный для здоровья. На праздник приготовленный. А рыбу мы ловили сами. Хотя был и магазин "Живая рыба". Рыба там плавала в кафельном бассейне и в огромном мутноватом аквариуме и её доставали сетчатым верёвочным сачком на длинной палке.

       Вот же, какая странная штука! Была и колбаса и идеология. Не мешали друг другу совсем. Потом как-то незаметно идеология осталась, а колбаса исчезла. А потом наоборот, исчезла идеология, а колбаса появилась. Но не такая вкусная, как раньше. Зато много и разная.

       А тогда, в "шестидесятых",  всё было. Вначале. Потом неожиданно пропал из продажи белый хлеб. И ограничили продажу "чёрного" в одни руки. И меня брали стоять в длинной, многочасовой очереди в "хлебный", чтобы хлеба "дали" больше. А в очереди все ругали "Никиту". "Кукурузника". "Хруща".

       Я его хорошо помню. Его портрет был у меня на первой странице букваря. 0н торжественно обещал, что мы будем жить при коммунизме. Но зачем-то отвлёкся на кукурузу. Поэтому кукуруза была - и початки, и хлопья, и воздушные палочки. А коммунизма не было. Но я всё ещё надеюсь, что будет. Потому что верю в последовательную смену социально-экономических формаций и в развитие общественно-политических отношений. Это благоприобретённая вера. Мне её очень долго внушали и проповедовали. И я проникся. Логически осмыслил, обосновал и аргументировал для постоянного внутреннего употребления. Теперь пользуюсь сам и, при случае, рассказываю другим, почему именно так будет. Вот проснёмся однажды, а на дворе безмятежное солнечное утро, выходной  и коммунизм. Кто-то взял и построил. Пока мы все спали ... 

       - Их ещё в древнем Вавилоне строили, и майя в Америке, и в Египте. Выглядят, как усечённые пирамиды ...

       Я отвлёкся от своих воспоминаний и прислушался. Кеша о чём-то увлечённо вещал нашим ветеранам. Бригада уже час ожидала завершения "обрезания" загона и развлекала себя. Кто чем. Кеша, похоже, делился очередной "жёлтой" эзотерической байкой.

       - Называются зиккураты. У них специальная конструкция для усиления излучения. А частота, на которой излучатель работает, специально подобрана так, чтобы на людей воздействовать. Угнетать психику. Ну и внушать чего-нибудь. Я недавно в "Комсомолке" читал. У нас по такому принципу сделан мавзолей. Ленинский. Там, типа, как в фокусе голографическом, его тело лежит и генерирует энергию для подавления воли. А сам мавзолей как раз и есть зиккурат. Для усиления той энергии. И у него один угол это не угол вовсе, а ниша на самом деле. Раструб излучателя.

       - Да ну! Бред какой-то! Какое излучение? В каком диапазоне? 

       - Я вам рассказываю, что прочитал. Там что пишут ... глядите ... Ленина в войну из мавзолея убрали, увезли в Тюмень. И сразу народ воспрял, от сна очнулся, так фашистам "вломил", до сих пор хватает. А потом Ленина вернули и снова все, как мухи сонные. Не все, конечно ... только русские.

       - А русские-то почему?

       - Потому что излучение только на русских действует. По крови, которые, не по паспорту. Для этого специально убили Есенина и его кровь держат рядом с Лениным, в специальном сосуде. Для модуляции. Чтобы излучение было нужного спектра. Русские же раньше, смотри, какие всегда активные были ... Территории какие заняли. Войны все повыигрывали. Революцию сделали. А потом вдруг ... Раааз! И скисли все. 

       - А как насчёт расстояний? У нас же страна, сам понимаешь, какого размера. И что? Прямо на всю страну излучает и хватает мощности?

       Действительно. На Москву и окрестности может и хватит. А дальше что? Расстояния, да плюс климат, да плюс тайга, тундра, горы.

       - А вы "Обитаемый остров" смотрели? Стругацких. Читали? Про башни там? Это же ретрансляторы были. И может, к примеру,  по телевышкам идёт ретрасляция излучения, или по сотовым, а может просто радиорелейки военные используют или ЛЭП. С этим же ещё Тесла экспериментировал. Или может, вообще, через церковные купола. Тоже как антенна выглядит. И понастроено их сколько ... Откуда нам знать, как на самом деле? 

       Это точно. Про такие тонкости в газетах не напишут. А, если напишут, то только, чтобы правду замаскировать, по ложному пути мысли пустить. Отвлечь.

       - А что? Вполне может быть такое, - встрял в повествование Васильич, - я когда служил, сам перед майскими и ноябрьскими праздниками по районам ездил. Проверял исправность излучателей. Стояли у нас такие по области. И другие ездили. Что, как, для чего - не наше дело. Нам важно было поддерживать работоспособность. А в "девяностые", как всё "посыпалось", так больше не ездили. А потом я уже уволился. 

       Ничего себе ... откровения ... Васильич, для справки, бывший "конторский" и мужик весьма серьёзный. Для "красного словца" не ляпнет ничего. Да и "бывших" не бывает, как говорится. Значит, реально было что-то?

       - Да ладно заливать! - вставил "свои пять копеек" в разговор Семёныч, до "перестройки" большая "шишка". - Это всё сказки! Никто народ не облучал никогда! Вы чего? Да за такие вещи раньше ... Была общая идеология. И были отдельные "элементы". С ними, да. Боролись. Перевоспитывали. Убеждали. Иногда, если честно, бывали заскоки. Но, чтобы облучать своих ... Советских людей?!  Зачем? Вот иностранцам "мозги запудрить" и "пыль в глаза пустить" это да! Любили! Но и там тоже без "наглежа". Так, приукрасить слегка. Вон, например, сооружение видите?

       Семёныч показал на облупленную, с выбоинами, бетонную автобусную остановку в виде конуса - "шалаша", бывшего голубого цвета, метрах сорока от нас. 

       - Этот "модерн" к московской олимпиаде построили. По всей трассе от Москвы до Ленинграда. Чтобы было приятно глазу проезжающих зарубежных гостей. А если "приспичит" кого из них в дороге ... от избытка впечатлений ... там сзади, за будочкой, туалет. Цивилизованный. Всё, как у них принято. Санфаянс, вода, туалетная бумага ... просто так лежала. Сейчас, конечно, ничего уже давно не лежит. Унитазы ро домам растащили. Да чего там унитазы! Краны, трубы, проводку и ту всю поснимали. Двери. Зеркала побили. Короче, в кустах поуютнее будет. А самое смешное знаете что? Не знаете! Вся эта сантехника "для близира". Тут ни водопровода, ни канализации отродясь не было. Воду в бак заливали. Под крышей. Пока олимпиада шла, приезжали специально каждое утро "поливалки". А "смыв", тот уходил прямиком в ямы. Даже не выгребные. Их потом где зарыли, а где и забыли. Вооот! А ты говоришь излучение ... У нас без всякого излучения всегда умели "тень на плетень навести".

       Умели, конечно. Не все. Большинство "вкалывали, как папа Карло". Строили то, что другие обещали. За них. Так и жили. Когда такая ерунда началась, трудно сказать. Может, и при "Хруще". Может, и  раньше. Зато точно известно, когда кончилась. Для той страны. Предыдущей. 

       А облучение теперь, тем более неактуально. В массовом масштабе. Теперь у каждого в кармане свой, персональный излучатель. Сетевой мобильный зиккурат. Да и что излучать-то? Снижать квазиреволюционную активность? Так и идеологии тоже нет. Поскольку, нет настоящих идей, овладевающих "массами". Таких, как коммунизм. Зато есть колбаса. Не уверен, что настоящая.