Опера Кармен Итальянские байки

Наталия Кроль
" У всех скукотища, а у нас опера Кармен"
Из фильма " Моя морячка "

Оля очень любила оперу. Но слышала её только по радио или телевидению. Она была дочь неизвестного отца и матери-алкоголички. Любая мать, она мать. Но когда тебя подводит родной и любимый человек, это очень больно. А её мама пропивала всё: и своё и дочкино. Какая уж тут опера! Но однажды Оле повезло. Она выиграла в лотерею какие-то деньги. Оля скрыла это от матери и взяла третью работу по вечерам. Трудяга! Так она накопила денег на путешествие в Италию.
Там мы и познакомились. Мы попали в одну туристическую группу. Большинство туристов были семейными парами, но между ними затесалось несколько неспаренных женщин.
 Как-то получилось, что я подружилась с Олей и Ленкой, особами 25-27 лет. И почти всегда мы ходили втроём. Это было достаточно странно - мне к тому времени исполнилось 54 года. Чего не бывает на свете! Но эта история произошла без Ленки. Она терпеть не могла классическую музыку вообще и оперу в частности.
Было лето. Все оперные театры не работали. Но в Италии, в бывших римских амфитеатрах под открытым небом ставили оперы, проводили концерты классической музыки.
Мы жили в Падуе, то есть в двух шагах от Вероны. Поэтому Арена-ди-Верона была ближайшим к нам амфитеатром. И вот, нам сказали, что там ставят оперу Кармен и можно купить билеты.
Ну конечно, мы с Олей купили билеты подешевле. Примерно половина нашей группы тоже решила пойти на оперу. А шофёр автобуса, мощный и спокойный сицилиец, сказал, что отвезёт всех туда, подождёт и доставит обратно. Мы конечно скинулись, но он взял денег по-божески.
Оля разволновалась, но я объяснила ей, что она увидит оперу в наилучшем виде и поэтому ей просто повезло.
Спектакль начинался в девять вечера. Почему-то балетные и оперные спектакли начинаются и заканчиваются поздно.
Примерно в семь вечера все погрузились в автобус и он помчался в Верону. А по обеим сторонам дороги царила прекрасная Италия, всеми своими преувеличенно-яркими красками.
Арена-ди-Верона - второй по величине амфитеатр Италии. Больше только Колизей в Риме. Сцену организовали на огромном каменном подиуме, куда во времена древнего Рима выводили всех гладиаторов и из них выбирали противников для очередной схватки. Арена, на которой происходили гладиаторские бои, была небольшой. Там, в лучшем случае, могли бы разместится 3-4 пары сражающихся. Теперь на этом месте стоят кресла. Это своего рода партер. Тут самые дорогие места, где обычно сидят "богатенькие Буратины".
А мы сидели на вырубленных из камня скамьях, где в древнем Риме сидел плебс: солдаты, торговцы, матроны с детьми и другие, мягко говоря, не патриции.
Солнце за день раскалило эти камни и сидеть на них было совсем не холодно. И всё-же, бывалые итальянцы принесли с собой пледы, что-бы было мягче сидеть.
Как правило, в амфитеатрах ставят длинные четырёхактные оперы вроде Аиды или Кармен, либо четыре одноактные оперы. То есть это всегда долгое зрелище.
Оперу под открытым небом никак нельзя сравнить с оперой в театре.  Тут и луна настоящая в небе, а не дырка в заднике сцены. Тут и места для оперного спектакля немеряно. Поэтому не два-три человека изображали огромное сборище цыган или контрабандистов. Тут и в самом деле была толпа народа. Более того, на сцене могли развернуться среди толпы два пикадора на конях или, например, ослик с огромной подводой и кучей контрабандистов на ней. Совсем другое восприятие. Да мне ещё и повезло. Рядом со мной сидела оперная девственница Оля.
В перерывах между актами ходили торговцы. Продавали попить\поесть. Но мы с Олей сидели как заворожённые. Уж кто-кто, а итальянцы умеют петь. Все пели безукоризненно : и хор, и солисты.
Итальянские оперные певцы считают, что они не только певцы, но в первую очередь  актёры. Они играют свои роли. И когда Кармен села на стол и начала соблазнять Хосе, то она его так соблазняла, что все сидящие вокруг мужики вдруг заёрзали и стали нервно поглядывать на своих жён.
Кармен - длинная опера, но всё пролетело за один миг. Хосе пырнул ножом свою Кармен, они спели свой дуэт, она умерла и музыка остановилась.
" А дальше что? " - спросила Оля , не отрывая глаз от сцены.
" Всё. Опера закончилась. " - ответила я.
Оля встрепенулась и посмотрела на часы.
" Так что мы тут сидим! Час ночи! "
Мы быстренько похлопали и двинулись к выходу. Вся наша группа двинулась за нами.
Один несчастный муж сообщил, что его жена хочет полюбоваться на аплодисменты. Мы дружно посоветовали ему вернуться в Падую рейсовым автобусом. Он вздохнул и пошёл возражать жене, наверное первый раз в жизни. Через пару минут эта парочка нас догнала. Разъярённая женщина кричала, что мы примитивные, тупые, невоспитанные болваны. Но никто даже не обратил внимания.
Мы выбежали на забитую автобусами и машинами площадь перед амфитеатром. В нашем автобусе сидел безутешный водитель-сицилиец ожидая, что раньше четырёх утра ему отсюда не выбраться. И тут он увидел нашу нестройную колонну, пересекающую площадь наискосок.
" А где ещё одна сеньёра? " - только и сказал он.
" В туалете. Но ты не бойся, это наша сеньёра! " - дружно ответили мы.
И тут на всех парах примчалась наша девушка. Автобус вырвался с площади и в гордом одиночестве помчался в сторону Падуи.
В два с чем-то ночи мы уже отправились спать. Но как заснуть! Опера Кармен!