Воспоминание о Первом

Вадим Бережной
          Здесь на снимке сияет веточка цветущего деревца вишни. Оно растёт возле подъезда моего дома. Сегодня, 12 апреля 2018 года, деревце вновь в который раз распустило свои цветочки. Выходя из дома при виде их я вспомнил, что в этот день пятьдесят семь лет тому назад впервые за всю историю человечества на круговую орбиту вокруг Земли был отправлен первый в мире человек. Он совершил этот головокружительный виток с первой космической скоростью 7,9 км/сек и благополучно при помощи парашюта опустился на землю в своей капсуле космического аппарата.
          Его звали Юрий Алексеевич Гагарин *).
          Это было выдающееся историческое событие всей известной человеческой истории. И потому день 12 апреля стал для меня с тех пор ежегодным праздничным днём.
          Сегодня космические полеты человека стали вроде бы делом обыденным и никого уже особенно не удивляют. А тогда для всех нас, моих современников, это событие стало чудом, торжеством. И потому мне захотелось кое-что написать о нём здесь, на Прозе_Ру, написать о том выдающемся дне той нашей советской жизни, которая вот уже тридцать лет как канула в Лету, как говорится. Аж страшно и нереально было тогда проговорить: первый космический полёт русского советского человека в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.
          Неужели я уже был тогда, 12 апреля 1961 года, и слышал об этом?
          Приходится верить, что так оно и было. Мне в те минуты, когда охватил восторг от услышанного Сообщения ТАСС, незадолго до того исполнилось только 20 лет. Я был студентом физико-математического факультета Одесского Педагогического института им. К. Д. Ушинского. Из любви к искусству в свободное время от занятий и лекций я "заведовал" институтским радиоузлом. Радиоприёмник у меня там был всегда включенным. И помню, как внезапно грянул тот великолепный, торжественный, знаменитый и неповторимый голос Юрия Борисовича Левитана: "Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза. Передаём сообщение ТАСС". Это здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=Dl1QHQMl4Iw
         Я был ошеломлён. Помню, выскочил из радиоузла и стал глядеть на лица других. Я увидел радость и изумление у всех, кто тогда был перед моими глазами. Новость очень быстро стала достоянием тысяч людей.
         Абсолютно стихийно без каких бы то организаторов люди в Одессе тогда повыходили на улицы. Люди пошли рядами по улицам, счастливые и улыбающиеся на нашу центральную Площадь имени Октябрьской революции. Так же, как они ежегодно ходили на праздник 7 ноября.
         Не верилось. Да, мы помнили о полётах космических спутников, которых с 1957 года стали запускать в Советском Союзе. Но не думалось, что так скоро станут возможны и космические полеты человека.

Приложение:
*) Полет Гагарина
- 1. https://www.nkj.ru/archive/articles/19426/ Антон Первушин "Гагарин и цензура"
- 2. Виток вокруг Земли – путь в бессмертие. https://mosmetod.ru
Фото автора.