Детские вопросы к языковедам

Виталий Чумаков
В прекрасный по-летнему весенний день, прогуливаясь по парку с женой, подошёл к величественному памятнику Петру Кирякову Калоянову, известному как капитан Петко Воевода (1844 - 1900) – национальный герой Болгарии, гайдуцкий вожак, соратник Гарибальди. Активный участник Освободительной войны 1877-1878 годов,

(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/914863)

Меня заинтересовало старинное слово воевода (военачальник). И тут же всплыло слово полководец. Но почему мы не говорим "полковода" или "воеводец"?  И почему воевода как бы слово женского рода, хотя касается военачальника. Правильнее было бы сказать воевод по типу громоотвод, оленевод. Но нет же, нет такого слова "воевод" в смысле воевода. Хотя мы и говорим, например, список воевод, разогнали воевод...

С такими вопросами я обратился к моей супруге Она посмотрела на меня внимательно, покачала головой и сказала: "Не перестаю удивляться тебе. И почему такие дурацкие по-детски мысли посещают твою седую голову?" И в самом деле, почему? Весь мир замер в ожидании чего-то нехорошего, что надвигается, как чёрная туча из-за океана, предвещая бурю в пустыне, а моя головушка занята такой чепухой.

А в моей дурацкой голове ещё имеется несовместимость слов "женщина" и "мужчина". Оба слова как бы женского рода и для лиц прекрасного пола "женщина" не вызывает у меня вопросов, вот для мужиков слово мужчина явно не подходит. Хотя почему-то русских мужчин любят слова женского рода, как например, дубина стоеросовая (о крайне глупом, несообразительном человеке), коломенская верста (о высоком худощавом человеке). молодчина и т.п.

И этот вопрос я задал жене, Реакция была мною предсказуема - она только покрутила пальцем у виска. Но это меня нисколько не обидело, и я. как истинный моральный мазохист, задал ей ещё очень "важный" вопрос: А вот почему сомнамбула (лунатик), касается лиц и женского, и мужского родов, хотя для мужчин более подходящим словом было бы "сомнамбул"? Ответ не заставил себя ждать: "Слушай, не морочь мне голову, вот я истратила уже 150 рупий а жрать дома нечего!" 

А у меня всё в голове "почему да отчего?", с детства был большим почемучкой. И тогда, чтобы успокоить жену, стал ей напевать вот эту песенку. Она заулыбалась


Валерий Сюткин – Почему, отчего я не знаю сам (Повесть о первой любви) #LIVE Авторадио

и мы  вместе "заотчевокали"


Владимир Качан, Людмила Черепанова - «Старый клён»