Лихие 90-е Гл. 1 1991 г. Часть 8-1 О книгах

Дудко 3
Книжный шкаф, в котором хранятся последние остатки нашей некогда огромной домашней библиотеки…

ЛИХИЕ  ДЕВЯНОСТЫЕ

ГЛАВА 1    1991 г 

ЧАСТЬ  8-1    О КНИГАХ


Ещё в 1990 году мы с Виктором Анатольевичем поступили на первый курс
Астрологической академии.
   
В огороде бузина, а в Киеве - дядька!

Сразу возникает вопрос - А причем здесь - мы, АСТРОЛОГИЯ и АСТРОЛОГИ?

На протяжении всей жизни мы с Виктором никогда не интересовались АСТРОЛОГИЕЙ. Почему? У нас просто ни на что большее, кроме работы, семьи, детей, путешествий и быта - времени не хватало. У нас были заняты - наши руки, ноги, мышцы, а главное - мозги.

Правда, в любые пробелы времени, мы иногда ещё что-нибудь читали, или - по крайней мере, просматривали, покупая новые книги. А книг мы покупали много и, надо сказать, - библиотека у нас была отменная. Впрочем, как и у большинства советских людей. В нашей стране было самое читающее МЕТРО в МИРЕ.
   
Каждый специалист всегда старался иметь свою библиотечку с книгами по своей специальности. Взрослое поколение, естественно держало на своих книжных полках классическую литературу, подборку исторических книг и всевозможные словари.

Была ещё и другая категория любителей книг, именно - книг, а не то, что в них написано. Я лично встречала их среди некоторых номенклатурных работников, которым, кроме всяких льгот, ещё представлялась возможность - покупать дефицитные книги. Они регулярно получали каталог с перечнем книг, которые  могли заказать. Им лично заниматься этим было особенно некогда, поэтому они перепоручали эту функцию своим не работающим женам. И те, в числе льгот на покупку продуктов, пользования ателье, выбора путевок и других привилегий, которые отличали этот слой населения от всех остальных слоев, покупали ещё и дефицитные книги.

Причем, книги они подразделяли - на модные и редкие (чтобы при случае блеснуть упоминанием о них в беседах с друзьями), особо дефицитные (для подарков), одетые в красивые переплеты (чтобы не портили интерьер книжных полок), и были ещё в этих абонементах -  всякие другие книги...

К другим  относились книги, оставшиеся в каталоге не заказанными. Выбрав книги для себя, обладатели абонементов  каталог книг передавали своим близким родственниками или проверенным знакомым. Дело в том, что подобными льготами, как и всеми остальными - хвастаться было не принято...
 
А все остальные люди, типа нас, любили заходить в книжные магазины, и высматривать на полках свою "изюминку".

И, как все - мы собирали и копили макулатуру, с тем, чтобы потом, выстояв очередь в пункт приема, обменять её на желанный очередной томик.
Но основными книгами на полках были - подписные издания. О них книжные магазины предупреждали заранее. И, выстояв очередь, удавалось оформить подписку на какое-нибудь волнующее слух издание. А потом в течение года, ежемесячно получали открытки на очередные тома какого-нибудь издания и спешили его выкупить.
У опоздавших или отсутствующих, не выкупивших своевременно тома, на книжных полках некоторые издания так и оставались с отсутствующими томами.

В результате всех этих операций, домашние библиотеки у множества советских людей были похожи, как близнецы.
   
Наша домашняя библиотека занимала такое множество полок, что они заполняли собой всё свободное от мебели - пространство стен. Причем, книжные полки подкупались по необходимости, поэтому они были у нас разномастными - со стеклами и без, большие и поменьше размером. Чтобы из них сделать стенку, мы купили несколько маленьких не высоких тумбочек из ДСП с дверцами, в виде ящичков и установили на них сплошняком полки побольше, помассивнее. А затем, на них в шахматном порядке устанавливали те, которые поменьше. И так - до потолка и во всех комнатах. Поскольку у нас у каждого члена семьи было к счастью - по комнате, соответственно, и книги распределялись - по интересам.
   
С нашей библиотекой нам пришлось расстаться где-то в 2005-ом году. Мы уже несколько лет прожили у Стэллы на даче. Квартира пустовала. Стэлла продолжла жить в Московской квартире с Людочкой, которой уже исполнилось 20 лет, и у неё появился свой круг друзей и подруг. А у Стэллы, которая пережила уже первые пять лет вдовьего одиночества, тоже постепенно создалась своя компания, с которой удобно было проводить свободные вечера в пустующей нашей квартире.

Но вот однажды наши близкие родственники, приехав в Москву, попросили разрешения временно пожить у нас. Мы разрешили...
   
К этому времени мы с Виктором уже четыре года, как переехали на круглогодичное проживание к Стэлле. Гостевой домик, который был выделен для нас - был маленьким, но - двухэтажным, если можно считать мезонин за второй этаж.
Как-то незаметно, все необходимые вещи постепенно перекочевали из Москвы - в наш домик. Все удивлялись - как только мы смогли всё основное из трехкомнатной квартиры (кроме мебели), уместить в нашем домике. Это: посуда, постели, одежда, вся техника, а главное - документы, записи и книги, необходимые нам для постоянного пользования: кулинария, садоводчество и огородничество, цветоводство, астрология, книги по Православию, энциклопедии, техническая литература Виктора, и ещё кое-что.
   
И вот теперь встал вопрос о том, что библиотеку, видимо, нужно из квартиры вывозить, но - куда? Посоветовались с детьми. У каждого из них уже дома сформировалась своя библиотека. Но, тем не менее, удалось прийти к единой концепции.

Выделили несколько основных тем: классическая проза, исторические романы, поэзия, фантастика, приключения, включая путешествия в экзотические страны, детективы и детская литература.

Детям было предложено взять себе - всё, что они пожелают. Внуки - Дима и Люда, Олег и Стэлла - каждый выразил желание, соответствующее их наклонностям и пристрастию. Кто-то взял фантастику, кто-то детективы. Таким образом, часть библиотеки, кроме исторических романов, полученных в обмен на макулатуру, и имевшуюся у них у всех, перекочевала к ним.
   
У Стэллы на даче стоял большой книжный шкаф, практически почти пустой. По её желанию сюда переехала - любимая поэзия и всё остальное, выпавшее в осадок. Огромный шкаф стал похож на беременную перед родами фигуру, готовую лопнуть от распирающих её радостей. Крепчайшие деревянные полки прогибались под тяжестью стопок утрамбованных книг. Приходилось их укладывать пачками, используя ещё и как - распорки... Но зато, они все теперь хранились за стеклом, не пылясь. А всё, что было особо любимым и перечитывалось ещё не раз, было поставлено на полочки в боковые шкафчики шкафа - этого огромного хранилища.

Но самые необходимые нам книги мы всё-таки перетащили и разместили на 10 полках в мезонине нашего домика.

И вот, наконец, в  2015-ом году Стэлла, затеяв большой ремонт в «большом» доме (так мы называем её дом в отличие от нашего маленького), выделила место для специально заказанных нами книжных полок, на которые переберутся наши любимцы и будут жить свободнее, как в разных комнатах общежития...

В результате проведённого ремонта – огромнейший чердак превратили в оригинальное помещение, совмещавшее по своему назначению и названию – "три в одном" – «кабинет-спальня – библиотека». Это Стэлла решила сделать такой подарок своему любимому мужу - Саше.

Поскольку Стэлла у нас на все руки мастер, всё помещение она отделывала сама. Пол и стены – всё отделано   брашированой (искусственно состаренной) вагонкой.

Она сама выбирала вагонку.  Распиливала её на досточки необходимых размеров -  для будущих шкафчиков, дверок, стенок, перегородок и т. д.

Каждую панельку тщательно шлифовала наждачной бумагой.
Для того, чтобы рисунок на дереве стал более выразительным, Стэлла покрывала всё маслом для дерева. Цвет масла выбирала соответствующий – под желаемый цвет древесины.
Причём вся работа требовала аккуратности и точности выполнения технологии. Например,  масло нельзя резко взбивать, так как потом при нанесении его на дерево, могут оставаться воздушные пузырьки.
При нанесении масла на дерево, нужно брать его маленькими порциями – на  кончике кисточки и наносить  лёгкими мазками. Это называется – сухие мазки. Этим обеспечивается равномерное покрытие  панелей маслом.
Потом масло растирается по дереву до тех пор, пока не будет достигнут по всей поверхности одинаковый цвет.
Затем панели – высушивают, шлифуют  зернистой шлифовальной губкой, обеспыливают сухой малярной кисточкой,  и в конце – покрывают биозащитным составом.

Я помню это время изготовления Стэллой этих панелей. По всему пространству не занятых полов в доме  были уложены готовые к сборке заготовленные панели
разных размеров.

Слава Богу, вся обработка панелей проходила на улице, на специально сбитом для этой работе столе. Пыль при шлифовке, запах от масел и биозащитного состава – витали  по всему участку.  Руки у Стэллы не отмывались от красящих масел.

Но зато – каков результат от её работы!

Ну вот – это моя слабость – всегда меня во время «свободного» рассказа куда-нибудь уносит в сторону.

Ах да – мы о книгах!

Полок для книг в этом Сашином кабинете не оказалось. Зато было неисчислимое количество разных шкафчиков, куда была и упрятана большая часть книг, оставшаяся от  нашей прежней библиотеки.

А в шкафу теперь уже в более свободных «позах» на полках  были сгруппированы книги по темам: поэзия, исторические романы, любимые классики, художественные альбомы с репродукциями картин многих музеев, фотоальбомы, разные издания Библии и других Православных  книг.

Если бы у меня было свободное время, я часами  копалась бы в этом шкафу, уносясь в разные эпохи и страны, бродила бы по страницам книг и альбомов, но...

Но, как всегда, нужно спешить компьютеру, чтобы опубликовать очередные воспоминания...

А рядом с компьютерным столиком в нашем домике от пола до потолка у стены стоит самодельная (тоже сделанная Стэллой) – этажерка.
На полочках три больших фотографии моих любимых и рано ушедших в иной мир  людей, несколько икон и книги, к которым я порой обращаюсь за подсказками: по астрологии, по кулинарии, по садоводству и некоторые другие...

К сожалению, должна признаться к стыду своему – ничего не читаю из напечатанных на бумаге произведений. Интернет заменил полностью всё, что печатается и читается.

Не хочу оправдываться, но причины все лежат на поверхности:
- нет времени, каждую свободную минуту спешу записывать всё то, что ещё доступно воспоминаниям и
 - плохое зрение исключает возможность читать мелкий книжный шрифт, а экран у компьютера пока ещё доступен моим глазам…

Но я с сожалением наблюдаю то, что наше молодое поколение, начиная с дошкольного возраста – не тянется к книгам. Сказки смотрят по телевизору, да и остальную любую информацию, чаще – не нужную им, черпают из компьютерных сетей.
Впрочем, я опять отвлеклась. Дети и книги – это уже другая тема.

А начинали мы с чего? С Астрологической Академии? Потом переключились на тему – о книгах...

Так давайте теперь к Астрологии и перейдём...

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ