Едва появившись на свет, животное обладает необходимыми для жизни свойствами. Рождённый телёнок более самостоятелен, нежели человеческий младенец. И если бы кто – то, незнакомый с нашей действительностью, смог наблюдать их в момент рождения, то не колеблясь решил бы, что из телёнка вырастет венец природы. Однако мы знаем, что всё происходит с точностью наоборот, и чем сложнее создание, более длительного созревания требует.
- Ты хочешь сказать, что человек всё ещё находится в развитии?
- Именно так. Его можно сравнить с плодом, зреющем на дереве. И пока он не созрел, невозможно судить о его свойствах.
- Достижение человеком своего конечного созревания неизбежно?
- Да.
- Значит ли это,что у него отсутствует свобода выбора?
- Свобода заключается не в том, достигать, или же не достигать цели развития, а в осознаном в ней участии.
- Можно ли достичь «созревания», не участвуя в процессе?
- Человек не может внезапно оказаться в совершенном мире. В чём в таком случае, заключается весь смысл творения? Природа могла создать человека в конченом виде, как «телёнка», и не спрашивать на это его согласия. Кстати, это главная претензия человечества к «производителю». Почему нас создали несовершенными, и для чего нужны усилия и работа.
- А они нужны?
- Тому, кто нас создал они без надобности, они необходимы нам самим.
- Что, ты имеешь в виду?
- Каждый из нас ощущает себя особенным, а всех остальных существующими для того, чтобы заполнять его потребности. «Положено мне», - это ощущение знакомо каждому. Сегодня многие желают найти реальную основу этому ощущению, понять на чём оно зиждется.
- Откуда у них возникает такое желание?
- Мы живём в мире искусственных правил и не ощущаем потребности знать, за что нам положено всё, что даёт нам природа и общество. Но приходит время, и в нас просыпается стыд.
- Стыд?
- Его суть в ощущении «дающего». Животному не важно от кого и как получать пищу. Но мы, люди, всё чаще оказываемся в ситуации, когда вынуждены получить «стакан молока», который спасёт нас от голодной смерти, от того, кого ненавидим. В нас живут потребность в хлебе и невероятная, иррациональная гордыня.
- Ощущение «дающего»?
- Статус «дающего» выше статуса получающего, слабого и зависящего. Наличие «хозяина», наслаждения, портит человеку «аппетит».
- Но почему это происходит в наше время?
- Мы и раньше были зависимы друг от друга, но в последние годы появились надгосударственные промышленные и финансовые интересы, связавшие нас тысячью связей. А, возросший эгоизм человека, не позволяет ему быть вместе. В этом и заключается современный кризис. Он, явление новое, с которым мы ещё не встречались, и это указывает на то, что для нас настало время участвовать в собственном развитии.