29. Деньголюб хуже вора - Иуды!

Скобелев
(на заставке изгнание бичем  из храма менял и торжников....)

«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!

Лихоимство (ростовщичество, осознанное или неосознанное "депозитное") опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил В ТРЕХКРАТНОМ РАЗМЕРЕ, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. 

Ростовщик хуже вора* – Иуды!
Сребролюб, спекулянт, кровосос,
Лихоимец, банкир и процентщик,
Богомерзки, как гнусный Шейлок!

«Торгашей» и «валютчиков» выгнал
Бог из Храма бичем, как скотов,
Знал, для мiра погибельным будет
Каббала бирж и ссудных домов.

Во второй раз случилось такое -
Принародно во Храме в Песах (на Пасху)…
Не простили менялы, пройдохи,
Сей поступок Мессии в веках.

С ними в долю входили левиты,
Стал желаннее шекель, чем Бог…
Понеся колоссальный убыток,
Порешили, пролить Божью кровь…

Обвели вокруг пальца Иуду,
Подкупили его серебром
И кричали «распни!» пред Пилатом
С оголтелой, продажной толпой...

Вот он корень всех зол - СРЕБРОЛЮБЬЕ!
Все банально, быльем поросла
Эта горькая правда поныне
Сокровенная для большинства!

Проклят стал «Финансист», перед Богом,
Со своей мшелоимской душой,
И гоним до скончания века
Будет он со своею мошной.

На ошибках Шейлок научился,
Он Шекспира запомнил урок!
Стал упорней, «жид вечный» трудиться
Над крушеньем христьянских основ...

Чтобы резать, терзать и калечить,
Закладную гоимскую плоть,
Капиталом безликим умело
Выпуская народную кровь.

Век за веком летели, как птицы
Неустанно Израиль стяжал
В закромах своих банков активы,
Подминая весь мip под Кагал…

Реки крови пролив в сеть кредитов,
Уловил все народы сейчас
Над землей воцарился плут Шейлок,
Машиаха - всемiрный фискал!

Вот истории грустной сюжеты,
Пролетели один за другим
И вопрос слышу: «Что же нам делать?»
Из обобранной, нищей толпы.

Уясняем, - БОГатство суть в Боге!
Не в деньгах счастие Христиан,
В братской помощи, вере, ОТВАГЕ
В Боголюбии ладность СлОвян!

Не давайте водить себя за нос,
Зарубите себе хоть на лбу,
Что Соборно, лишь, только возможно
Взяв меч в руки, - противиться злу!

P.S.
Ростовщик много хуже убийцы,
Финансист, спекулянт - кровосос,
Лихоимец, банкир и процентщик, -
Человечества главный ворОг!

15.03.2017

Все вернулось на круги свои... окунемся в историю вопроса:

Фирма «они». При образовании этой фирмы никто не подозревал об ее существовании, но потом, когда стали распространяться ее законопроекты, ловко задрапированные в мантию либерализма, их принимали во всех сословиях сочувственно; когда же началось действие законопроектов, тогда пошел по России стон и вопль.
   Причиною стона было то, что либеральные нововведения, уничтожив для помещиков кредит, лишили десятки тысяч помещичьих семейств возможности жить в своих имениях. На почве этого бедствия вырос нигилизм. Очень часто случалось, что при обращении помещиков к правительству за ссудою нескольких сот рублей для расчета за жниво и пашню, им отвечали в таком смысле: майся, как знаешь, что нам за дело до тебя! Затем фирме «они» вполне принадлежит распространение пьянства посредством безграничного числа кабаков, разрушение сельского хозяйства от уничтожения мелких винокурен и вовлечение России в заграничные займы, вследствие недопущения Русского народа кредитовать правительство своим трудом с получением за этот труд беспроцентных бумаг. Совокупность этих зол, конечно, гораздо более причинила вреда России, чем 1812-й год, Севастополь, холера и все другие пережитые нами бедствия…
Вскоре после коронации императора Александра Николаевича, был назначен вместо П. Ф. Брока, министром финансов А. М. Княжевич. Во время этого переходного министерства от старых порядков к новым, подготовлялось освобождение крестьян с предшествовавшим этому великому, достославному и светлому делу весьма мрачным событием – уничтожение опекунских советов, отчего земледелие осталось без всяких пособий кредита, брошенная на произвол судьбы, или, иначе говоря, отданная во власть ростовщикам. Давным давно зная А. М. Княжевича за человека, исполненного самых лучших сердечных стремлений, мне много раз приходилось беседовать с ним о невозможности оставить сельское хозяйство без кредитных учреждений, в какое бы то ни было время, а тем более в период освобождения крестьян, когда от земли отнимается у дворянских имений даровой труд, а для найма рабочих и приобретения новейших земледельческих орудий и машин нужны деньги. Разделяя этот взгляд, А. М. Княжевич выразился так: «ничего не поделаешь с ними; они так хотят, чтобы всякая деятельность становилась на свои ноги и никакой уступки в этом не сделают». – «Но позвольте возразить: разве возможно, чтоб новорожденный ребенок – наше сельское хозяйство с вольнонаемным трудом – мог сразу встать на ноги без всякого о нем попечения? И кто же эти они, очевидно желающие искалечить Русскую сельскую жизнь?». Тут я впервые узнал, что они – люди новых воззрений, составившие из 5 – 6 человек кружок, стремящийся в кабинеты высокопоставленных лиц и салоны влиятельных барынь для распространения в них своих взглядов, дабы потом, мало-помалу, расширяя свой круг, забрать в свои руки направление правительственной власти. Еще позднее я узнал, кто именно эти они и, убедился в том, что это все люди по большей части честные, благонамеренные и бредившие об экономической равноправности, но без всякого понимания нужд и потребностей Русской жизни. Эти они проповедовали нам в тарифных комиссиях понижение цены на пошлину с кофе, потому что кофе разовьет мозговые силы крестьянина, и требовали такого же понижения на пикули  и капорцы, как приправы, могущие дать вкус грубой крестьянской пище. Сколько тут добросердечия, смешанного с полным неведением деревенской жизни!
   Но они, блистая книжным чужеземным знанием, приобрели такое значение, что их стали собирать на дворцовые вечера и признавать за свежую силу, способную обновить общий строй высшего управления. Они не замедлили поступить на места в тех кабинетах и комитетах, откуда проистекает действие Власти. Если-бы эти они знали Русскую жилку, то конечно, при их трудолюбии и настойчивости, из них образовались бы полезнейшие для отечества деятели. Прибавим то, что первоначальные они никого не думали надувать; они даже очистили свой кружок от таких лиц, которые хотели из служебной деятельности извлекать свои выгоды; но в то же время они, стремясь все переиначить и переделать по новому, изгоняли из службы всех тех лиц, которые не принадлежали к их воззрениям, какую бы не имели эти лица опытность в делах. Этим самым они лишили себя возможности прислушиваться к требованиям жизни и указаниям опыта, и отсюда произошло то, что своя свои не познаша, и земледельческая жизнь, в скором времени после 1863 года, стала задыхаться от беспросветного пьянства и бескредитного удушья.
В 1868 году появились земельные банки с самым угнетательным для земледелия уставами. Появление этих банков было чуждо начинания со стороны правительства; оно возникло из корыстных видов учредителей банков. Приниженные, угнетенные и придушенные семилетним безденежьем помещики протянули руки за пособием в эти банки (которые народ назвал мышеловками) и обязались платить такие проценты, каких сельские доходы от овса, сена и т. п. никогда не могут дать. Кроме этого значительная часть займов была сделана на металлическую валюту, которая подлежит колебаниям от политических и других событий, не зависящих от заемщиков, привлеченных по своим займам к обязанности оплачивать все потери, порождаемые биржевым курсом. Этот экономический провал, пришедший к нам не от внешних уже врагов, а от нас самих, изображал жестокое самобичевание. Большинство помещиков бросили свои усадьбы, семейства их пошли скитаться куда попало, и в тех пунктах, где процветала тихая семейная жизнь, образовались безлюдные развалины с характером мрака и отчаяния. Но будущее сулило еще дальнейшие провалы, потому что благонамеренные они, о которых, вероятно, со временем будут написаны целые Томы с выразительными портретами, подготовляли для Русской жизни новые преобразования…
Василий Александрович Кокорев 1887 г.



В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости», «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды

Вот некто подойдя к Христу спросил:
Благой Учитель просвети и вразуми,
Какое нужно мне добро творить,
Чтобы в ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ войти?

Он отвечал: зачем зовешь Меня благим?
Никто не благ, лишь только Бог один!
Коль Царство Божие стараешься найти
То в жизни временной Заветы соблюди!

Тот говорит Ему: Учитель разъясни?
Иисус напомнил юноше: во-первых не убий;
Прелюбодейство не твори и не кради;
Не лжесвидетельствуй в судах лукаво ты; 

Отца и матерь почитай, и бедных возлюби,
Как самого себя, их накорми, одень и приюти!
Ответил юноша Христу: сие, я с малых лет блюду,
Чего еще недостает? Иисус в ответ сказал ему:

Коль хочешь в святости ты совершенным быть,
Продай именье и раздай меж нищими барыш,
И будешь так имать сокровище на Небеси,
Сие исполнив приходи и близ Меня, как ученик иди!

Услышав эти словеса, тотчас в печали от Христа
Богатый юноша ушел, стать нищим не его стезя…
После сего Иисус сказал ученикам: глаголю вам
Трудно имущему, увы во Царство Горнее войти!

И вот, еще скажу Я вам: скорей в игольное ушко
Пройдет верблюд, чем в Царство Божие - богач
С имением земным войдет! Ученики весьма дивясь,
Сказали: Господи прости, так кто ж силен тогда спастись*?

Иисус воззрев ответил им: да, людям это не с руки…
То человекам невозможно, но все возможно с Богом им!

26.08.2017

-------------------
* Иисус сказал же ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23 - 24 ).

Вот эти слова Иисуса Христа были вызовом ветхозаветному представлению о том, что должно сопутствовать праведности и святости. ИУДЕИ БЫЛИ УВЕРЕНЫ, ЧТО БОГАТСТВО - ЭТО ОСОБОЕ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ. И в их понимании скорее нищий, «амхаарэц» - это «черная кость», крестьяне, неучи, ГРЕШНИКИ и ВРАГИ ПРАВЕДНОСТИ.

Подобное новшество озадачило и апостолов, когда Христос все поменял местами. Наоборот, НИЩИЕ БЛИЖЕ К БОГУ, крестьяне – «амхаарэц», люди земли – БЛИЖЕ К БОГУ НЕЖЕЛИ БОГАТЫЕ! Подобное новшество изумило учеников, и мы далее читаем: услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? (Мф. 19, 25)

В их вопросе так и сквозит: ЕСЛИ БОГАТЫЕ НЕ СПАСАЮТСЯ, ТО КТО ТОГДА МОЖЕТ СПАСТИСЬ? Чтобы окончательно отвести их сознание от подобного заблуждения, ЧТО БОГАТСТВО - ЭТО ОСОБОЕ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, Господь Иисус Христос, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26).

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: этими словами уже показывается, что не только трудно, но и невозможно войти в Царство Небесное богатому. Действительно, верблюд не может пройти сквозь игольное ушко. И если, подобно этому, богач не может войти в Царство Небесное,ТО НИКТО ИЗ БОГАЧЕЙ НЕ СПАСАЕТСЯ!

Блаженный Феофилакт Болгарский, как бы уточняет резкий тон Иеронима, он пишет: если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божьей, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое. Так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному. ТО ЕСТЬ БОГАТЫЙ СПАСАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБНИЩАНИЕ, И НИКАК ИНАЧЕ!

Кальвин говорил: "Хотя и говорят, что Бог послал Сына своего для того, чтобы искупить грехи рода человеческого, но не такова была Его цель. Он хотел спасти лишь немногих. Для кальвиниста основной признак избранности - богатство. Бедность, напротив, симптом отверженности". Кальвин лично запретил своим последователям подавать милостыню, а шотландские кальвинисты - пресвитериане могли отказать в Крещении детям бедняков! Отношение к богатству в США частично объясняется распространением кальвинизма и протестантской трудовой этики. Кальвинизм постулирует, что Бог предопределил некоторые души к раю, другие — к аду. Как понять, какая судьба ждёт человека в вечной жизни? В Ветхом Завете Бог даёт обетование благословить верующих богатством. Таким образом, это и стало признаком «выявления» предопределения. Богатые оказывались среди спасаемых, бедные — среди отверженных. Протестантская трудовая этика стала ответом на условную леность или бесполезность созерцательных монашеских орденов, которые проводили время в молитве. Кальвинисты же ценили конкретный труд, который считался священным. Если ваш усердный труд приносил свои плоды, результаты труда следовало инвестировать заново, а не просто накапливать богатства. Однако, это приносило ещё больший капитал. И богатство понимаемое таким образом, с точки зрения кальвинизма, считалось Божественным благословением.

Н. Е. Покровский. Пуританизм (протестантство) - составил идейную основу переселения евреев и англичан в Северную Америку и стал господствующей силой в духовной и общественной жизни. Выдвинул версию богоизбранности переселенцев и оказался духовным катализатором «великого Исхода» в Новый Свет и основания там «Города на холме». Создал основу мощной культурной и философской традиции, рассматривающей поныне американскую историю в виде мессианского эксперимента, обладающего чертами исключительности и уникальности и ставшего важным компонентом современной гражданской «религии» США. Передавая суть начинавшей формироваться в XVII веке пуританской системы взглядов, современный американский историк  Т. Бейлин воссоздает следующую систему идейных ориентаций: «Американский вариант мифа о высшей расе сопровождал нас с первых дней основания колонии Массачусетского залива. Убеждение в том, что мы являемся избранным Богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному погруженному во мрак мiр, поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас «наделили» чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто  врожденное, которое дало нам возможность стать великими».



Отношение Христа и Денницы к БОГАТСТВУ, разделило мiр... ВЫ С КЕМ?!

Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают.

И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно.

Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконник в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15).

Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести.

Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)…

Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)». Св. Тихон Задонский


------------------------

* - Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).
Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.
Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.
Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.
Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.
Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.
Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.
Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.
Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские  готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.
И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут,  остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.
В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.
Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.

** Лихоимство, лихоимание, разновидность страсти сребролюбия, – греховная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник).

«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!

Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают.

И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно.

Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконник в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15).

Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести.

Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)…

Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)». Св. Тихон Задонский