Командирами не становятся, если ими не рождаются

Валентин Иванов 4
          Командирами  не становятся, если ими не рождаются.

Вот такая вот образовалась сентенция.
Рассуждения вслух о командирских причудах и качествах.
Итак, что скажет нам официальная версия?
«Военный  начальник (военачальник) (официальное должностное лицо ) в вооруженных силах  (ВС)  государства , на которого вышестоящим начальством   возложено, командование (управление, руководство) соединением, частью (кораблем) или подразделением ВС государства.»

Ключевое понятие- ВОЗЛОЖЕНО.

То есть, это предусматривает некие критерии этой возложенности. Ум, образование, прохождение службы до этого, личные качества, опыт, поведение в критической ситуации, умение владеть собой...и многое еще чего.
Где то читал, что в армии Англии существовала графа в личном деле-«Везучесть офицера». Подтверждения не нашел, но уже интересно.
Важны и его служебные и личные качества, которые отражались в характеристиках по прошлым должностям.
В мое время существовал стандарт написания такой характеристики. Если согласно ему- все нормально. Если, например, сам писал некоторым уёбкам, которых нельзя допускать до власти- Образец -« Уставы Вооруженных Сил знает, но не всегда правильно ими руководствуется в повседневной служебной  деятельности....» .. «Решения принимает быстрые, но неправильные...»... « У подчиненных пользуется уважением, однако, не во всех случаях...»
Вот такой эзопов чиновничий язык мог многое сказать кадровикам при назначении.
В тридцатых годах прошлого века в РККА писали более правдиво, сомневающихся отправляю в музеи, там выставлены образцы характеристик того времени.
Если упоминается пьянство, то называются дозы и его поведение, как реагирует...Если женский пол, то сколько и когда...Если хамство, то тоже с подробностями...
Как можно назначать Жукова на должность Начальника Генерального штаба, после характеристики данной ему Рокоссовским в 1930 году-«... на штабную и преподавательскую работу назначен быть не может - органически её ненавидит»
И тем не менее.....

Это типичный командир военного времени. Задачу выполнит не считаясь с ценой.Я  за победу..Но если до сих пор не могут посчитать количество погибших в ВОВ, то это не есть хорошо. 7,20,27, а теперь и 44 миллиона вылезла цифирь. Победа. Рекомендую найти про Пиррову победу, когда царь Пирр считал, что равные потери в бою с римской армией ( по 15 тысяч с каждой стороны) это равносильно поражению.
"Все пропьем, но флот не опозорим".

Про Иванова, Сердюкова и прочих «пинджаков», как в мое время называли командиров не имевших профильного образования, упоминать не будем.
Можно отвертеться -это чиновник. И на чиновника можно списать и начало ВОВ и Ельню и Тоцкий полигон и штурм Берлина с Грозным, одним полком ВДВ....

В процессе службы сталкивался со многими. Наличие  в ВУС (Военно-Учетная Специальность) записи- командирская должность, ну никак не влияет на командирские качества.
У любого командира есть две крайности- выполнение приказа любой ценой и забота о личном составе.
У настоящего командира эти две крайности и не крайности вовсе. Он решает две эти проблемы, даже не задумываясь.
Космонавтам дан приказ- Лететь на Солнце...Они в шоке. Там температура миллион градусов.  Проблема решается просто- На Солнце летим ночью.
И приказ выполнен  и личный состав не пострадает. Шутка юмора..Но смысл понятен- выход есть всегда, только мОзги включи.
Иногда у командиров встречалась и такая  «фишка»- это не я....С одним таким будущим командиром корабля приходилось попасть в приключение. При подходе к взлетно-посадочной полосе командир корабля отслеживает высоту,  скорость и режимы работы двигателей. Управляет РУДами бортовой техник, по указаниям  командира корабля.
После прохода торца ВПП, подается команда «На проход», то есть постановка рычагов управления двигателями на проходные защелки. Почти с минимальной тягой-ПМГ(Полетный Малый Газ). Проще-«Где убрал, там и упал».
До торца полосы еще метров сто, и вдруг правак булькает-«На проход»
Бортач, на автомате, ставит на проход. Мы сыпемся вниз и с матюками шлепаемся до полосы.
Нам, естественно, оформляют ПЛП (Предпосылка к Летному Происшествию). Правака начинают драть. Ответ- Я такого не говорил.
-Василий, зайчик, сейчас поднимем записи на магнитофоне..Ты вообще сдавал зачеты по авиационному оборудованию? Знаешь, что все пишется? Все разговоры в кабине?
Упертый Василий, как парашютистка Кэт, пытается выдать немцам свой парашют за оконную занавеску.
Тем не менее, этот факт забывают и Василий со временем становится командиром эскадрильи. Но народ то помнит. Верить такому- себе дороже. Гнильца то никуда не девается.
Или правак с которым я начинал летать с лейтенантов. Правильный, аккуратный, талантливый..А командир полка-хапуга и жулик. Как командир- ноль.
Или мой комэска, с которым я, как начальник штаба натерпелся.
Взрослый дядька, цельный танкист в прошлом. При малейших затыках в планировании, нарядах и всяких заморочках во вверенной ему эскадре, а это 150 человек..Как Карлсон.. «Ну я полетел...»
Хватает «горшок»-ЗШ (Зашитный  Шлем) и на аэродром.
-Ну ты за меня...я полетел...
Гена, сегодня планирование. Ты должен докладывать, кто у тебя из летчиков не готов, по каким видам. Что планируется...
Большой ребенок. Единственная гордость за него, когда в Приморье ехал на своем мотоцикле, испугал лошадь. Та перепрыгнула через него, зарядив копытом в его танковую голову без шлема. И что? Да ничто...Даже не поморщился. Настоящий командир, идет до конца, только разверни в нужном направлении.
А как предпосылку заработали на полигоне Налычево. Когда еще два захода на бомбометание, до конца смены полчаса. А сесть должен не позднее заявленного времени, иначе сожрут. И ПВО и группа контроля.
Гена замечает дохлого кита и начинает на него пикировать- вдруг он сука притворяется.
Матюки штурмана во внимание не берутся.
-Надо руководителю полетов доложить про кита. Вдруг он пригодится.
Хотя летал нормально, о личном составе заботился. Отпускал, если нужно. Помогал с пробиванием жилья для летчиков. И не скажешь что негодный командир..Просто дите, только с большой писькой. Но это именно психотип командира военного времени- «Мне бы  шашку да коня, да на линию огня..»
Или командир полка, в котором я проходил службу, который сам вызвался лететь на радиус после катастрофы Ту-142 в Охотском море и даже просил у Командующего авиации «добро» сесть на своем Бе-12 и выполнить поиск , возможно кто и выжил.А садиться там на воду-это фифти-фифти. И как воспринять решение Командующего запретить это делать? В итоге прав то Командующий. Искать там нечего..А потерять еще один самолет- очень просто.
Или командир Ту-16 Плиев. Действовал как по войне, но в результате загубил себя  и свой экипаж.
Еще есть один примечательный командир. С ним два раза слетал пассажиром и часто общался. Бзик у него был  - чтоб не подставили, со всех документов, рапортов, заявок снимал копии. При переводе собрал три кубометра бумаги. Что это? Трусость? Недоверие к подчиненным?
Хотя в храбрости не откажешь. Это один из трех, кто в Луганске садился на Ил-76 в 2014 году. Один сел, второго сбили, а он попытался сесть, но после падения самолета, ушел домой, видя что сесть нельзя. Тот же –для военного времени. Рубака.
С юмором. Частенько набирался к концу рабочего дня, а чтоб не спалило ДАИ, просил знакомого прапорщика отвезти его домой на своей «Волге». А тот в автопарке дежурит.
-Борисыч, поехали, а...?
-Командир, так я один здесь..Все на ужине..
-Как один? А вот что там за два долбоёба стоят?
-Командир так это мы в окне отражаемся...
Можно еще сравнить командиров надводных кораблей и подводных лодок.  Надводники более на летчиков похожи. Быстро думают и по жизни более шустрые, оборотистые. Подводники- чуток заторможенные и более прямолинейные. Решение принял- и будет за него держаться, как лемур за ветку.  «Я сказал...Или я тихо сказал?»

У моряков командование более жестко, по сравнению с авиационным. Но и более человечно, ели касается решения бытовых проблем.
Бывали, правда, як то кажуть «выбрыкы» у отдельных политработников.
Помнится, устраивал на ночлег одного  каптри. Приехал с семьей по переводу в Бечевинку,  в "Финвал". Там дизельные лодки стояли. Ну а добраться только на плавсредстве. Ходила   туда раз в неделю такая посудина, «Алонка» называлась.
А ее ждать еще три дня. Ну он и позвонил нашему Члену Военного Совета. С фамилией как у няни Пушкина имя. Целому контр-адмиралу. Попросил помощи. Ответ- «Господь Бог тебе поможет...» И положил трубку.
Видать, он предвидел, чем закончится КПСС и готовился в священники. Другого объяснения я не придумал.
Ну, а я  будучи дежурным по штабу флотилии вызванивал и пробивал ему комнату в МИСовской гостинице.
Ну, понятно, ЧВС не командир и в статистику моих наблюдений не попадает.
Большинство командиров , с которыми сводила судьба, были вполне на своем месте. С причудами, ну это от жизни такой. Как говорили- «Кто в армии был, тот в цирке не смеется».
Если перейти к выводам, то лично мое мнение таково- Есть командиры мирного и военного времени. Каждый для своего часа. Очень большой процент командиров и начальников был просто не в состоянии руководить и планировать боевые действия. Я про начало войны в 1941 году. Сами погибли и людей загубили.
А многие, кто продолжал жить по законам военного времени после войны, окончили в тюрьме, в психушке, или как суицидники.
То, что годиться в боевой обстановке, Буданов, Ульман...и прочие..не подходит для мирной службы.
«Надавил..Есть результат..» тогда спишут все твои преступления и нарушения.

Не судите строго..Это просто мысли в слух, когда читал биографии Джеймс Нормана Мэттиса (который «Бешенный пес»), генерала Рохлина..И книги  Кранифельда «Душегуб», Веллера «Бог войны» и Алексиевич «Цинковые мальчики».


Фото мое. В свое время и за Маршалом Кутаховым понаблюдать удалось. Ну интересно же. Глыба, а не человек был.