Из Тайной Доктрины:
«Метафизически и эзотерически существует лишь Один Элемент в Природе и в основании его находится Божество, а так называемые семь Элементов, из которых уже пять проявились и утвердили своё существование являются одеянием или покровом того Божества, из естества которого непосредственно происходит человек, будет ли он рассматриваться физически, психически, умственно или духовно.
В менее отдалённой древности обычно говориться лишь о четырёх Элементах, тогда как философы допускают лишь пять. Ибо тело Эфира ещё не вполне проявлено и его нумен есть всё ещё «Всемогущий отец Эфир», синтез остальных. Четыре Элемента были вполне охарактеризованы Платоном, когда он сказал, что они суть то, «что слагает и разлагает составные тела». Огонь, Воздух, Вода, Земля были лишь видимыми обличьями, символами вдохновляющих их невидимых Душ или Духов, Космических Богов, которым воздавались божеские почести невеждами и простаками, но благоговейное почитание мудрыми. В свою очередь, феноменальные подразделения нуменальных Элементов оживлялись Элементалами, так называемыми «Духами Природы» низших степеней.
Для герметического философа они Силы, относительно «слепые» или «разумные», соответственно тому из принципов в них, с которыми он имеет дело. Потребовались долгие тысячелетия, покуда они, наконец, не оказались в наш культурный век низведёнными до простых химических элементов.
… Бог огня, символизированный громом, … - Зевс или Агни; Бог воды, символизированный водяным быком или какой либо священной рекою или фонтаном, как Равуна, Нептун и пр.: Бог воздуха, проявляющийся в ураганах и бурях, как Вайю и Индра; и Бог или Дух Земли, проявляющийся в землетрясениях, подобно Плутону, Яме и многим другим.
Как боги Огня, Воздуха и Воды, все они были Небесными Богами (проявлялись в небе); как боги низшей Области, они являлись адскими божествами, причём последнее прилагательное относится, просто к Земле. Они были «Духами Земли» под своими соответствующими именами – Ямы, Плутона, Озириса, «Владыки Низшего Царства …».
Где же находятся эти Духи?
«Древние не знали худшего местопребывания после смерти, чем Кама-Лока … (преддверие Ада) на этой Земле. Геенной Библии была долина вблизи Иерусалима, где монотеистические евреи приносили в жертву Молоху своих детей, если верить слову пророка Иеремии.
Все эти Юпитеры происходят из одного семейства, но для завершения последнего Иегова должен быть включён в него. Юпитер …Пан, Юпитер-Амон и Юпитер-Бэл-Молох, все они … представляют единую Космическую Природу. Именно эта Природа и Мощь, которая создаёт особый земной символ и его физическую и материальную оболочку, что доказывает, что Энергия, проявляющаяся через него, исходит извне. Древние знали и могли отличать элементы вещественные (как гром, ветры и дождь) от духовных в силах Природы».
Можно ли общаться с силами Природы?
«Речь людей не может достичь Владык, Каждый из них должен быть призван лишь на языке соответствующего ему Элемента». Так говорит «Книга Правил». « Он (язык) состоит из Звуков, но не слов; из звуков, чисел и форм. Тот, кто знает, как сочетать эти три, вызовет ответ надзирающей Мощи (Бога-Правителя вызываемой определённой стихии).
Таким образом, этот «язык» вызываний или мантр, как их называют в Индии; звук, будучи наиболее мощным и действительным магическим посредником и первым ключом, открывающим врата сообщения между смертными и Бессмертными».
Так ли это?
«Тот, кто верит в слова и поучения св. Павла, не имеет права выбирать из них лишь те фразы, которые он хочет принять, отбрасывая всё остальное; и св. Павел неопровержимо учит о существовании Космических Богов и их присутствие среди нас.
… нужно верить, как это делали древние; …, что каждый Элемент двойственен по своей природе. « Эфирный Огонь есть, просто говоря, эманация Кабира. Воздушный Огонь есть лишь слияние (корреляция) первого с Земным Огнём; и управление им и применение его на нашем плане принадлежит Кабиру меньшей степени»- элементалу … ; и то же самое может быть сказано о каждом Космическом Элементе.
Никто не будет отрицать, что человеческое существо обладает различными силами магнетическими, симпатическими, антипатическими, нервными, динамическими, оккультными, механическими, умственными, в действительности, всякого рода силами, и что они смешиваются и часто сливаются с теми силами, которые мы называем разумными и нравственными; первые, будучи, так сказать, носителями (упадхи) вторых. Никто из тех, кто не отрицает душу в человеке, не поколеблется сказать, что присутствие и сочетание этих сил есть сама сущность нашего существа; что, в действительности, они и составляют Эго человека».
Что же не даёт нам осознать, что стихии Огня, Воздуха, Воды и Земли подобно нам самим, состоящие из физического тела и внутренней, невидимой Сущности? Человеческая гордыня, ошибочное представление человека о себе, как о венце Природы.
Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.