Война 1812 года в лицах. Ростопчин. Стендаль

Людмила Ураева
Какую характеристику дать человеку, самолично вершившего казнь?
Причём во дворе собственного дома.

Известно, что по делу измены были осуждены  два человека  - Верещагин и француз.
2 сентября 1812 года у дома градоначальника Ростопчина собралась толпа  возбуждённого народа, которая требовала дать отпор армии Наполеона.
Фёдор Ростопчин вышел на крыльцо и потребовал привести к нему изменников - купеческого сына Михаила Верещагина и учителя фехтования француза Мутона.
Верещагин был приведён из тюрьмы (ямы), одет был в тулуп на лисьем меху. Ростопчин, взяв его за руку, вскричал народу: "Вот изменник! От него погибает Москва". Верещагин успел сказать: "Грех Вашему сиятельству будет".
Граф махнул рукой и, стоявший близ него ординарец, ударил саблей по лицу несчастного. Народ стал терзать изменника и таскать по улицам.
Купеческого сына привязали ногами к телеге и возили по Москве. Француза же Ростопчин отпустил с миром.
Фёдор Ростопчин быстро удалился через задний ход и на дрожках покинул Москву.
Приглашённый в  дом губернатора художник Тончи сошёл с ума, видя расправу над купеческим сыном. Предполагая, что и его ждёт такая же участь, вскрыл себе вены, но был спасён.
Ростопчин не  имел полномочий убивать Верещагина, т.к. того, согласно приговору магистрата от 17 июля 1812 года, следовало подвергнуть наказанию кнутом и выслать затем в Нерчинск.

Действия градоначальника были осуждены царём Александром I, которому позднее лично пришлось извиняться перед отцом Верещагина. В 1816 году, во время своего визита в Первопрестольную, государь, стремясь загладить вину перед купцом, одарил его 20000 рублями и бриллиантовым перстнем. 

***

Какую характеристику можно дать человеку, спалившего огнём самый великий и красивый город на земле?
В печи домов закладывали бомбы и запускали ракеты по строениям города.
Наполеон ждал, что бояре вынесут ему ключи от города. Ожидал на Поклонной горе - священном месте для русского народа.
Наполеон не знал, что прошло уже 100 лет, как бояр извёл ПётрI и его последователи, наводнив город иноземцами.
Сравняли же Поклонную гору уже при советской власти.

Сержант полка фузилеров-гренадеров Молодой гвардии Адриен Жан Батист Франсуа Бургонь оставил впечатления от виденного:
"Сентябрь 2-го (14 числа), в час пополудни, пройдя через большой лес, мы увидали вдали возвышенность и через полчаса достигли её.  Был прекрасный летний день: солнце играло на куполах, колокольнях, раззолоченных дворцах. Многие, виденные мною столицы: Париж, Берлин, Варшава, Вена и Мадрид - произвели на меня впечатление заурядное; здесь же другое дело: в этом зрелище для меня , как и для других, заключалось что-то магическое."

Ростопчин велел выпустить всех заключённых при условии участия их в поджоге Москвы, и велел им поклясться перед иконами. В пожаре погибли 30000 русских раненых и больных.
 "Наполеон был до такой степени рассержен на Ростопчина, что даже пожаловался на него своему российскому коллеге - Александру I". (стр.161 "Москва, спалённая пожаром" А. Васькин
За голову градоначальника-поджигателя Наполеон назначил награду в 3 млн. руб.

Складывается впечатление, что данный поход был организован совместно Наполеоном и Александром I. Поскольку главные организаторы обожают обставлять всё символически, то и поджигателем был назначен, бывший в опале у Александра I, человек с подходящей фамилией - Ростопчин. (Помните инсценировку казни царской семьи не где-нибудь, а в Ипатьевском монастыре, откуда пошла якобы династия Романовых).

Лучший город земли был подожжён при тщательной подготовке - от пуль возгорались стены - по словам свидетелей.

И армии Наполеона пришёл конец - свою задачу она выполнила - стала главным виновником поражения Москвы. От армии Наполеона осталось жалкое зрелище. На обратном пути провизии совершенно не было, каннибализм стал обычным явлением в рядах отступавших.

Некогда Москва была столицей империи - об этом свидетельствуют надписи на старинных картах. Вот Санкт-Петербург и убрал соперницу.
 

----------------------------

Среди тех, кто вместе с Великой армией вторгся в русские пределы и прошел всю войну 1812 года от Немана до Березины, было множество будущих политических деятелей, художников, литераторов, предпринимателей, многие из них оставили мемуары, письма и дневники. Одним из них оказался и добровольно вступивший в армию французский офицер – Анри Бейль, который известен всему миру под псевдонимом «Стендаль».

Начало «путешествия»

Анри Бейль, если судить по его дневникам, принимает решение отправиться в «Русский поход» не столько по долгу службы, сколько ожидая новых впечатлений и представляя, что поход – это приятное путешествие с возможностью увидеть земли, никогда ранее невиданные. В одной из своих дневниковых записей еще в январе Бейль пишет: «Когда я страстно чего-нибудь желаю, то для того, чтобы желание не ослабело, мне надо увидеть это вблизи. Так, например, в последнее время я мечтал о путешествии в Россию и Польшу…».

Достигнув Москвы, будущий Стендаль надеется на отдых. Город его поражает своими домами, библиотеками, улицами. Вот что он пишет в своем дневнике сразу по вступлению Великой армии: «В Европе не знали этого города. В нем было шестьсот или восемьсот дворцов, каких нет в Париже. Все там было устроено для самого чистого наслаждения. Там были лепные украшения самых свежих тонов, лучшая английская мебель, изящнейшие псише, прелестные кровати, диваны тысячи оригинальных фасонов. В каждой комнате можно было расположиться четырьмя или пятью различными способами и всегда удобно, все было продумано; величайший комфорт соединялся здесь с самым тонким изяществом».

Поместившись в одном из богатых домов, Анри приказал своим слугам, к тому моменту уже порядком напившимся, поискать в погребах вина и каких-то простыней, в итоге слуга Бейля «натащил в коляску скатертей, вина, скрипку, которую заграбил для себя, и много других вещей». Со всем этим скарбом Стендаль был вынужден спасаться бегством от большого пожара Москвы: «Мы шли по превосходной дороге ко дворцу, называемому Петровский, где остановился на жительство Император..."

И совсем иные впечатления от дорог на пути в Смоленск, куда его направил Наполеон для пополнения провизии: "Каждый день мы непременно проводили два или три часа в грязной канаве в полнейшей беспомощности. Вот когда я проклинал свою глупую мысль поехать в Россию. Вечером, после того как мы шли пешком целый день и прошли при этом три или четыре мили, мы становились на бивуак и ненадолго засыпали, дрожа от холода».

После того как Анри Бейль добрался-таки до Смоленска, ему действительно удалось собрать какое-то количество провианта и фуража, наладить на время небольшие поставки в Великую армию. Правда, собранных им запасов хватило всего на три дня, но именно эти три дня для многих стали шансом выжить в схватке с русской действительностью.

«Русский поход поссорил меня со снегом, - напишет Стендаль спустя несколько лет, - не из-за того, что я сам подвергался опасности, но из-за отвратительного зрелища ужасных страданий и отсутствия жалости в людях. В Вильне дыры в стенах госпиталя затыкали кусками обледенелых трупов. Может ли при таких воспоминаниях вид снега показаться приятным?»

***
Здесь и далее цитирование из книги Александра Васькина "Москва, спалённая пожаром".

стр. 262:
"Интересно, что большую часть награбленного французами составляла одежда и обувь, причём женская, и лишь пятая часть приходилась на предметы искусства и роскоши, а также на продукты".
Из воспоминаний сержанта Бургоня "Отроду я не видывал жилища с такой роскошной меблировкой, как то, что представилось нашим глазам; в особенности поражала коллекция картин голландской и итальянской школы. Между прочим богатствами привлёк наше внимание большой сундук, наполненный оружием замечательной красоты, которое мы и растащили. Я взял себе пару пистолетов в оправе, украшенной жемчугом."

стр. 281 - 282:
"Москва до пожара 1812 года была богатейшим городом. Согласно "Ведомости о существующих в Московской столице церквах, казённых и обывательских домах" в Первопрестольной к началу войны насчитывалось:
церквей - 329
монастырей - 24
кладбищ - 8
часовен- 33
домов каменных - 2567
- деревянных -6584
казарм для войска - 8
конюшен для кавалерии - 7
смирительный дом - 1
богоугодных заведений - 17
фабрик и заводов -464
торговых рядов - 192
- в них лавок каменных - 6324
- деревянных - 2197
аптек казённых - 4
- партикулярных - 17
университет - 1
академий - 3
пансионов 24
школ - 22
театр - 1
клубов - 2
благородных и купеческих собраний - 2
гербергов (ресторанов)- 4120
съестных трактиров - 166
кофейных домов - 14
фражских погребов - 227
полпивных продаж -118
питейных домов - 200
кухмистерских столов - 17
хлебных изб - 162
харчевен - 145
блинней - 213
постоялых дворов- 568
кузниц - 316
бань торговых - 41
 - домовых - 1197
мостов каменных - 17
- деревянных - 21
каменной мостовой казённой  7139 кв. сажень (сажень = 2,1336 м.)
- городской - 19, 326
 - обывательской - 572, 289 1/8
фонарей по улицам - 7394
будок - 360
боен - 7".

Все церкви и дома были разграблены. Снимали даже позолочённые кресты в поисках золотого, который простоял до большевистского погрома на Благовещенском соборе - давний подарок Англии, когда она была, видимо, другой страной с иной политикой.

Ростопчина в Москве проклинали. Он уехал во Францию и прожил там 8 лет, но умер в Москве 1 марта 1825 г.
В Англии оценили заслуги Ростопчина в уничтожении главной Империи  - Московской и назвали в его честь улицу.



Источник:стр. 125 -139. Александр Васькин "Москва, спалённая пожаром"
Первопрестольная в 1812 году". Изд. "Спутник+" 2012 г. Москва.

Источник: "Неприятное путешествие Стендаля" - http://1812.nsad.ru/135


Фото "Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого в 17 веке" Михаил Петрович Кудрявцев - старинная гравюра