Материалы к презентации книги Св. лотос Селены

Аркадиа-Верра
Священный лотос Селены http://www.stihi.ru/2016/06/04/7015
Предисловие к книге "Священный лотос Селены"

Орфизм (материалы были опубликованы 21 мая 2016 года на сайте ОК в группе "Галерея образов"

Иллюстрация:
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869
Художник -Бронников Федор
Философия в Древней Греции: основы

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.
Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную научно-философскую направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.

Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения.
На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым философом Древней Греции. Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия.
Орфи;зм — мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. Возникло ориентировочно в VI веке до н. э. — к этому времени относятся первые орфические гимны. По утверждению А. Ф. Лосева, орфизм "никак не моложе Гомера"(А.Ф. Лосев. Теогония и Космогония : ОРФИКИ).

Учение носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. По некоторому мнению, орфизм стал прообразом более поздних монотеистических религий, в частности, христианства, поскольку ознаменовал собой переход от многобожия к поклонению единому богу.
Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы метемпсихоза), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала. Джованни Реале и Д. Антисери выделяют следующее в ядро орфических верований:

а) В человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшийся в теле по причине изначального греха.
б) Этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осуждён к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должен искупить изначальный грех.
в) «Орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединённая и имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела.
г) Для очистившегося (посвящённого в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвящённых – наказание.
Мало кто сегодня слышал об орфизме. Между тем, учение орфиков, в равной степени почитавших Аполлона и Диониса, в своё время органично вплелось в канву многих современных общемировых традиций и религий. Ведь именно орфики, возводившие во главу угла своей мировоззренческой системы известную оппозицию "свет-тьма", пленили первых христиан красотой своей духовной доктрины. Пленили настолько, что впоследствии те на стенах своих древних катакомб зачастую изображали Орфея, успокаивавшего диких зверей звуками игры на арфе.
Традиционно считается, что корни орфизма уходят в глубокую древность, в частности, в ахейскую эпоху, в шестой век до нашей эры. Его провозвестником считается сын музы Каллиопы фракийский певец и музыкант Орфей, рискнувший ради спасения своей возлюбленной спуститься в Аид. Даже ужасные создания преисподней заслушивались его чудесной игрой на арфе: настолько прекрасны были звуки музыки Орфея. Однако ему так и не удалось вызволить оттуда Эвридику — а, впоследствии, на обратном пути из царства мёртвых кифаред был растерзан вакханками.
Примечательно, что мифологическое поле древности даёт возможность для того, чтобы отыскать в других культурах многочисленные параллели к истории Орфея. Точно таким же образом греческий бог Дионис в своё время был разорван титанами — и точно таким же образом египетский бог Осирис был расчленён на множество частей своим злобным братом Сетом.

Идея о принесённом в жертву боге просочилась позднее и в христианство: историки считают, что сюжет о страданиях Иисуса имеет непосредственное отношение к мифологии орфизма. Также с христианством орфизм роднит идея о том, что лишь "чистый" человек, посвящённый в особенный, сакральный образ жизни (одним из главных атрибутов которого является вегетарианство), может искупить грех, совершённый титанами. Впоследствии именно эта часть спектра орфических идей была воспринята пифагореизмом: последователи данного учения, как известно, отказывались от мяса, яиц, и бобов.

Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств.

Такая идея целенаправленного отказа от телесных удовольствий была связана для приверженцев орфизма с возможностью душевной эволюции за счёт наложения на себя определённых запретов. Так, орфики выдвинули идею о том, что в личности всегда присутствуют два начала: дионисийское и титаническое. И лишь скрупулёзное культивирование дионисийского начала способно дать толчок к духовному восхождению.

Другой отличительной чертой орфизма является вера в реинкарнацию: по мнению апологетом орфизма, после смерти личности её душа постепенно перерождается, постоянно освобождаясь от тенёт телесного существования и достигая, таким образом, совершенства. Пожалуй, только орфики воздвигли на пьедестал человеческих

устремлений самосовершенствование и достижение бессмертия — ведь до этого последнее было уделом лишь богов. Последователи орфического учения полагали, что тело суть гробница — и лишь беспрестанное движение вперёд может заставить вернуться в небо ту дионисову искру, которая зовётся душой.

Этот извечный коловорот перерождений вызывает ассоциации с вращением колеса сансары в индуизме. И лишь воспарение на крыльях духовной добродетели, ведение войны с "титанизмом" в собственном сердце может позволить человеку вырваться из темницы сковывающей плоти.

Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств.

Победившая в развитом античном обществе олимпийская мифология лучше всего известна нынешним читателям как по оригинальным произведениям древнегреческих и древнеримских классиков, так и по многочисленным адаптированным пересказам и переложениям современных авторов. Однако, господствовавшая в греческих полисных (а в дальнейшем  - в эллинистических) государствах идеология была далеко не единственной и не всегда доминировавшей.
Известны эзотерические и мистические учения, в фундаменте которых сохранились остатки сакральных знаний предшествующих эпох.

 Наиболее известным среди них является тайное учение легендарного поэта, музыканта, певца и первофилософа Орфея, а также основанные на нём орфические таинства.


Существуют орфическая концепция сотворения мира, запечатленная на древних манускриптах, чудом вывезенная из Константинопольской библиотеки незадолго до взятия, разграбления и сожжения столицы Византии турками-османами. Орфическая космогония (а она, в свою очередь, была заимствована у ПЕЛАСГОВ  - народа, который появился на Балканах раньше эллинов и был ассимилирован последними) в значительной степени отличается от олимпийской, но только не в одном  - не в вопросе о змеиной природе Первотворца Мироздания.

   Так, согласно эзотерическим взглядам орфиков, отцом всего сущего во Вселенной является Великий Змей Офион, он же  - северный ветер Борей (как бы указание на северное происхождение орфической философии).

На самом деле - Орфе;й (др.-греч. ;;;;;;), в древнегреческой мифологии — легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства.

Фракиец, из области киконов[9]. Жил в селении Пимплея у Олимпа[10].

Любимец Аполлона. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Эсхил в трагедии «Агамемнон» так описывает воздействие голоса Орфея (обращаясь к корифею): «Язык твой — язык Орфея наоборот: Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом…»
Картина"Калиопа, обучающаа Орфея"(Гирш Александр-Огюст)

Орфей довёл количество струн на лире до девяти. Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию.

Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Об этом имеется упоминание во фрагменте из произведения Симонида и в поэзии Пиндара[15]. Он пел команду гребцам. Давнейшее из дошедших до нас изображений Орфея — его фигура на метопе сокровищницы сикионцев в Дельфах среди всадников, которых принято считать аргонавтами
По наиболее распространенному варианту, Орфей-сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы (Эагр же был потомком Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его), муж нимфы Эвридики.

Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений. Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом. Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея, либо учитель Мусея.

Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкея

( Алкей, фр. 80 Дильс конъектура =Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37=)
 
и Ивика.

(Ивик, фр. 27 Дильс =Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569=)

От  Диодора Сицилийского( Историческая библиотека IV 25, 3), мы узнаем, что Орфей Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке.

От Аристофана -узнаем то, что он  Запрещал пролитие крови(Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392)

От  Псевдо-Эратосфена-то, что Орфей Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу солнца.(Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24)

Диодор Сицилийский утверждает, что Орфей  Был посвящён в Самофракийские мистерии (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1)
По другому рассказу,Дамагета (Эпиграмма 2 Пейдж )-Орфей  открыл тайные обряды Диониса  и установил их на горе, названной от его кифары Кифероном.(Лактанций. Божественные установления I 22, 15)

Павсаний говорит нам, что Орфей Построил храм Коры Сотеры в Спарте.
Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике(Павсаний. Описание Эллады III 20, 5)

После смерти жены спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику, но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие поставленное богами — взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства.
Eduard Kasparides, Орфей и Эвридика, 1896
Согласно Овидию, после окончательной потери Эвридики разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам(Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3)

Существует несколько рассказов о его смерти.
-По Овидию, был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания.
-По Конону, фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям.

-Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного.

-Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса. Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии.

-По версии Павсания, был поражён молнией.(Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5)
Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы(Овидий. Метаморфозы XI 67-84)

В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен(Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12)

Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий(Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24)
Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова)(Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523—527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51)
Там его погреб­ли, а Лес­бос стал с той поры ост­ро­вом поэтов.

Лиру  Орфея поместили в святилище Аполлона. Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств(Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12)
На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова
По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры. После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам(Платон. Государство X 620а)
«У эллинов созвездие Лебедя отождествлялось с Орфеем. Имеется гемма «вакхический Орфей» — с изображением распятого языческого Бога Орфея (III век) на кресте. Это предопределило и культ созвездия Лебедя и созвездия «Большого креста» в раннехристианский период. В V веке  римляне, скорее всего, позаимствовали этот крест, повторяющий форму созвездия Лебедя у язычников — почитателей Орфея...». «Начиная с XVII века, в иллюстрированных планисферах созвездие Лебедя иногда  изображалось в виде распятого Иисуса, а шесть его самых ярких звезд соответствовали терновому венцу, трем гвоздям в ладонях и на ступнях, ране от копья на бедре и, наконец, священному сердцу».

Это выдержки из книги Эндрю Коллинза «Мистерия созвездия Лебедя», который собрал факты особой выделенности этого созвездия в жизни планеты Земля. Но некоторые утверждения Коллинза спорны. Например, он пишет о том, что «Астрономия зародилась 17000 лет назад, когда место полярной звезды занимал Денеб, самая яркая звезда в созвездии Лебедя». На самом деле, точного ответа на вопрос о времени появления астрономии  нет, и есть мнение, что эта наука зародилась намного раньше.

Тем не менее, с тем, что роль полярной звезды чрезвычайно важна в  раскрытии звездно-земной мистерии, думаю, согласятся многие. Считается, что эволюция на Земле связана с излучением звезды, имеющей в данный момент времени статус полярной. Астрологи всегда учитывают, какая звезда находится в данный момент «в центре мира», и эта центральная звезда время от времени меняется. Астрологи могут проследить влияние созвездия и его основных звезд на жизнь людей и на мировые события, и «понять  будущее», основываясь на анализе прошлого. Работа с циклами планет, включая влияние звезд и созвездий, и предсказания по ним  – основа астрологии. Немаловажно и то, что планета тайн, мистики и религии – Нептун, была открыта именно в созвездии Лебедя в соединении со звездой Дженах (Гиенах, Гиена).

Несколько слов о полярной звезде. Из-за лунно-солнечной прецессии земная ось движется по кругу с радиусом 23° со скоростью около 0,5 градуса за 100 лет. Поэтому в разное время ближайшими к полюсу Мира становятся разные звёзды. Другими словами, речь идет о процессе «колебании оси вращения земли», а скорость этого вращения – один градус за 72 года; полный цикл прецессии – 25770 лет. Так, во времена строительства пирамид такой звездой была Тубан (альфа Дракона), а в начале нашей эры ярких звёзд у полюса мира вообще не было. Через 2000 лет ближайшей к полюсу Мира станет гамма Цефея, а через 13 000 лет — Вега (альфа Лиры). Тем не менее, слово «Полярная» является именем собственным, и относится именно к ; Малой Медведицы.
Хрустальная грусть – Владимир Крайнов
АСТРОЛОГИЯ
Согласно традиции, идущей от Птолемея, Альбирео имеет характер Венеры и Меркурия. Девор отмечает, что эта звезда даёт красоту, любвеобильный характер, но и покорность судьбе.
   Ригор указывает, что соединение Альбирео с Солнцем даёт продвижение в спорте, астрологии, области права, в необычной деятельности. Некоторые из таких людей могут в своём свободомыслии доходить до крайностей, возможна склонность к экстремизму, не имеющая, однако, приложения на практике. На совпаде Альбирео с Луной рождаются приятные люди, способные развить лидерские способности..

 П.Глоба считает по информационной значимости Альбирео звездой второй астрологической величины и называет её звездой мира. Она сглаживает противоречия, служит талисманом против несчастий. Даёт счастье в любви, долгую и плодотворную жизнь, красоту, молчаливость, мягкость, всеобщую любовь, но покорность и пассивность. Вокруг человека с проявленной Альбирео в гороскопе устанавливается мир, он всех успокаивает, сглаживает противоречия.
В теории системной интерпретации звёзд Д.Куталёва Альбирео как бета Лебедя соотносится со стихией Земли на первом уровне проявления, а как звезда класса К0 связана с Солнцем и фоновым влиянием Венеры-Сатурна. Согласно данной теории, Альбирео означает конкретную помощь другим людям, через которую идёт познание вечных истин. Возможен талант в скульптуре или других пластических видах искусства. Творческие замыслы натива получают конкретное воплощение. Однако наличие у звезды спутника сатурнианской природы может давать большие ограничения на внешнем плане и покорность судьбе.

61 Лебедя — двойная звезда, состоящая из двух оранжевых карликов.(двое из ларца)
Кос­мо­ло­гия (уче­ние о рож­де­нии мира) орфи­ков гла­си­ла, что бес­ко­неч­ный и веч­ный Хро­нос (Вре­мя) поро­дил Хаос и Эфир, а затем выле­пил из них сереб­ря­ное яйцо мира. Из него вылу­пил­ся гер­ма­фро­дит Фан, бог све­та и люб­ви, кото­рый поро­дил Ночь, а в даль­ней­шем вме­сте с ней и дру­гие живые суще­ства и богов. .
Про­ис­хож­де­ние людей было свя­за­но с Дио­ни­сом-Загрев­сом, сыном Зев­са и Пер­се­фо­ны. Вра­ги Зев­са, Тита­ны, разо­рва­ли и пожра­ли Дио­ни­са. В отмест­ку Зевс спа­лил их мол­нией, а из пеп­ла, в кото­ром нахо­ди­лись остан­ки как Тита­нов, так и Дио­ни­са, роди­лись люди, отме­чен­ные двой­ствен­но­стью нату­ры: тита­ни­че­ской (тело; то, что низ­ко и под­ло) и дио­ни­сий­ской (душа; то, что воз­вы­шен­но и боже­ствен­но). Пред­на­зна­че­ние чело­ве­ка — уни­что­жить в себе тита­ни­че­ские нача­ла и раз­вить боже­ствен­ные. К этой цели вела жизнь в соот­вет­ствии с орфи­че­ски­ми прин­ци­па­ми, сре­ди кото­рых были воз­дер­жа­ние от упо­треб­ле­ния в пищу мяса и бобов, сохра­не­ние риту­аль­ной чисто­ты и т. п. Жизнь есть нака­за­ние за пре­ступ­ле­ние тита­нов, а тело — моги­ла души. Нача­лом под­лин­ной жиз­ни явля­ет­ся смерть. После смер­ти душа пред­ста­ет перед судом, и если она отя­го­ще­на про­ступ­ка­ми, кото­рые еще мож­но испра­вить, она при­го­ва­ри­ва­ет­ся к ново­му телес­но­му вопло­ще­нию. Осво­бож­де­ние и счаст­ли­вая жизнь сре­ди бла­го­сло­вен­ных суж­де­ны тем, кто трое­крат­но без­упреч­но про­жи­вет жизнь. Уче­ние орфи­ков запи­са­но в так назы­ва­е­мых «свя­щен­ных писа­ни­ях» (hieroi logoi), авто­ра­ми кото­рых были Орфей и его уче­ник Мусей. Таких писа­ний, а так­же про­ро­честв и пред­ска­за­ний, свя­зан­ных с орфиз­мом, было очень мно­го. Лите­ра­тур­ная их обра­бот­ка при­над­ле­жит, по-види­мо­му, Оно­макри­ту, рабо­тав­ше­му в Афи­нах при дво­ре Писи­стра­ти­дов в VI в. до н. э.

Орфизм воз­ро­дил­ся в эпо­ху рим­ской Импе­рии. Основ­ным про­из­ве­де­ни­ем, на кото­рое ссы­ла­лись все орфи­ки это­го пери­о­да, были Два­дцать четы­ре свя­щен­ных пес­ни (Hieroi logoi en rapsodias XXIV), гекза­мет­ри­че­ское про­из­ве­де­ние, назы­вав­ше­е­ся так­же Боль­шой тео­го­ни­ей, от кото­ро­го сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты. Оно пред­став­ля­ет собой ком­пи­ля­цию, выка­зы­ва­ю­щую зна­чи­тель­ное сход­ство с Тео­го­ни­ей Геси­о­да. О дате его напи­са­ния спо­рят, хотя, несо­мнен­но, это доволь­но позд­нее про­из­ве­де­ние. Но в осно­ве его, воз­мож­но, лежит какая-нибудь пра­тео­го­ния VI в. до н. э. Из более чем 50 поэ­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, при­пи­сы­ва­е­мых Орфею, сохра­ни­лись: Арго­нав­ти­ка, эпи­че­ская поэ­ма(1384 сти­ха) IV или V в. н. э., ори­ен­ти­ро­ван­ная на эпо­пею Апол­ло­ния Родос­ско­го, и Лити­ка (поэ­ма о кам­нях), тоже напи­сан­ная гекза­мет­ром (768 сти­хов) IV в. н. э., кото­рая рас­ска­зы­ва­ет о силе и воз­дей­ствии кам­ней; ее связь с орфи­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми доволь­но отда­лен­на. Осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет собра­ние 88 орфи­че­ских гим­нов, пред­став­ляв­шее собой свя­щен­ную кни­гу какой-то орфи­че­ской общи­ны, веро­ят­нее все­го, в Малой Азии.

Эти гим­ны явля­ют­ся про­из­ве­де­ни­я­ми одно­го авто­ра, жив­ше­го не ранее II в. н. э. Пре­иму­ще­ствен­но напи­сан­ные гекза­мет­ром, они обра­ще­ны к олим­пий­ским и восточ­ным боже­ствам, почи­та­е­мым орфи­ка­ми. Сбор­ник состав­лен в соот­вет­ствии с иерар­хи­ей богов в орфи­че­ском пан­теоне. Их фор­ма напо­ми­на­ет тра­ди­ци­он­ные гре­че­ские гим­ны, но с одним суще­ствен­ным отли­чи­ем. Цен­траль­ную часть гоме­ров­ско­го гим­на состав­лял миф, в то вре­мя как орфи­че­ские гим­ны состо­ят исклю­чи­тель­но из воз­зва­ний к богам и пере­чис­ле­ния эпи­те­тов, кото­рые рас­кры­ва­ют вели­чие и мощь богов и ничтож­ность чело­ве­ка.

Орфи­че­ские пред­став­ле­ния ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на гре­че­скую куль­ту­ру. Отзву­ки воз­зре­ний орфи­ков мы нахо­дим у фило­со­фов: Эмпе­док­ла, Пар­ме­ни­да, Герак­ли­та и дру­гих, а воз­мож­но, и в про­из­ве­де­нии Фере­ки­да Сир­ско­го и в неко­то­рых пес­нях Пин­да­ра.

Мораль­ные прин­ци­пы, при­бли­жен­ные к орфи­че­ским, испо­ве­до­ва­ли пифа­го­рей­цы.

Орфи­че­ское уче­ние о душе при­сво­ил Пла­тон.

Кос­мо­го­нию орфи­ков паро­ди­ро­вал Ари­сто­фан в Пти­цах.

В пери­од рим­ской Импе­рии вли­я­ние орфи­ков наи­бо­лее отчет­ли­во в сочи­не­ни­ях нео­пла­то­ни­ков.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.

Последователи учения противостояли свои взгляды мировоззрению древнегреческой родовой аристократии. Одна из идей орфиков – это протест против превращения людей в «говорящие орудия». Они считали, что тело раба принадлежит рабовладельцу, а душа – нет… Соответственно: земная жизнь – страдание; загробная – блаженство и вечный пир…

На некоторых табличках, найденных в захоронениях последователей орфических сект, среди прочего можно прочитать то, что составляет суть доктрины: «Возликуй, измученный страданием, ибо ты не страдал ещё. Из человека ты возродился в Бога»; «Счастлив и блажен будешь Богом более, чем смертным»; «Из человека родится Бог, ибо произошёл ты от божественного». Судьба человека, стало быть, в том, чтобы «быть возвращенным к Богам». Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 г., с. 8-9.


"Учение орфиков Орфики считали себя последователями первого – ещё до Гомера – древнегреческого  поэта и певца Орфея. Последователи учения противостояли свои взгляды мировоззрению древнегреческой родовой аристократии. Одна из идей орфиков – это протест против превращения людей в «говорящие орудия». Они считали, что тело раба принадлежит рабовладельцу, а душа – нет… Соответственно: земная жизнь – страдание; загробная – блаженство и вечный пир… «Ядро орфических верований можно представить следующим образом: а) В человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшийся в теле по причине изначального греха. б) Этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осуждён к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должен искупить изначальный грех. в) «Орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединённая и имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела. г) Для очистившегося (посвящённого в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвящённых – наказание. На некоторых табличках, найденных в захоронениях последователей орфических сект, среди прочего можно прочитать то, что составляет суть доктрины: «Возликуй, измученный страданием, ибо ты не страдал ещё. Из человека ты возродился в Бога»; «Счастлив и блажен будешь Богом более, чем смертным»; «Из человека родится Бог, ибо произошёл ты от божественного». Судьба человека, стало быть, в том, чтобы «быть возвращенным к Богам». Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 "

Источник: http://vikent.ru/enc/4385/

Иллюстрация Пещера штормовых Нимфь(СЭР ЭДВАРД ДЖОН ПОЙНТЕР (EDWARD JOHN POYNTER)

Вскоре Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

Школа эпикуреизма, представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
Направление скептицизма, последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
Учение Зенона Китийского, получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
Неоплатонизм, который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.
.Кануть в ЛЕТУ и возродиться....
Святой прах развеянный над водой освещает воду......
Святой водой этой и освещаемся...

«Созвездие Лебедя часто называют Северным Крестом, Распятьем, «Крестом Христа» и «Крестом св. Елены». Начиная с XVII века, в иллюстрированных планисферах созвездие Лебедя иногда изображалось в виде распятого Иисуса. Отождествление созвездия Лебедя с Распятьем относится к 592 году н.э. В этом году Святой Григорий Турский (544- 595), французский епископ, написал трактат «О пути звезд». В нем не только упоминался Большой Крест, но и указывалось, что это – созвездие Лебедя. Так же сообщалось, что слева от него находится греческая буква «альфа» (звезды созвездия Дельфина), а справа «омега» (созвездие Лиры). «Я есть Альфа и Омега, начало и конец» — эти слова в откровении Иоанна приписываются воскресшему Христу, подтверждая, что созвездие Лебедя отождествлялось с распятьем».


От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах — либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гесиодом, выступают Океан и Тефия, родившиеся от Геи и Урана. Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» — оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).

Известен миф о Дионисе Загрее, сыне Зевса и Персефоны, растерзанном титанами, стихийными силами земли. Вкусившие плоть Диониса, они были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшейся с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса. Отсюда - орфизм как учение о равенстве всех людей, независимо от сословий. В основе орфической антропологии лежит утверждение о двойственности природы человека, имеющем два начала: низшее - телесное, титаническое, и высшее - духовное. Нравственный долг каждого человека, учили орфики, состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны.(Миф об Орфее в литературе первой половины XX века)

Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны»
Но мы возвращаемся к созведию Лебедя.

.Ле;бедь— созвездие северного полушария звёздного неба. Яркие звёзды образуют характерный крестообразный рисунок, астеризм Северный крест, вытянутый вдоль Млечного Пути.
Денеб (; Лебедя, видимая звёздная величина 1,25) — очень яркая звезда, белый сверхгигант со светимостью в 67 000 раз больше солнечной. Одна из вершин Летнего треугольника..
-Альбирео-пятая по яркости звезда в созвездии Лебедя. Представляет собой двойную систему, хорошо различимую даже в небольшой телескоп
Поскольку Альбирео находится в районе «головы» Лебедя, то её иногда называют по-английски «beak star» («звезда клюва»). Вместе со звёздами Денеб, ; Лебедя и e Лебедя Альбирео образует «Северный крест».
Современное название звезды является результатом серии неверных прочтений и ошибочных переводов. Греческое название созвездия Лебедь — «Птица», ;;;;;;;, которое арабы писали как «Urnis». При переводе арабских текстов на латинский язык это слово было ошибочно принято за название растения (возможно, ириса), и переведено как ab ireo (с латинским артиклем ab). Наконец, при последовательных переписываниях текста слово было принято за описку и ошибочно реконструировано с арабским артиклем следующим образом: al-bireo
Ну и, поскольку в этом созвездии находится област под названием "Северный Угольный Мешок", то почему бы не предположить , что там спрятаны настоящие алмазы?):

К "16 Лебедя "— это тройная система с двумя похожими на Солнце звёздами и планетой, в 1999 году к системе было отправлено радиопослание жителей Земли внеземным цивилизациям.

-Новая Лебедя 1975 года (V1500 Cygni) — самая яркая Новая за последние 60 лет, достигла 2,0 зв. вел.

-Мерцающая туманность — планетарная туманность, у которой проявляется внешняя структура при наблюдении боковым зрением

-Туманность Полумесяц

-Туманность «Ведьмина метла»
-Туманность Вуаль
-Лебедь OB2-12 — очень яркий голубой гипергигант с абсолютной болометрической звёздной величиной ;12,2, светимость которого приближается к верхнему пределу звёздной светимости.
-Хи Лебедя — яркая мирида, в течение периода может менять блеск на 12m — от 2,3m до 14,3m, из видимой невооружённым глазом делаясь незаметной даже для некоторых телескопов.
-SS Лебедя — прародитель типа катаклизмических переменных звёзд, одна из самых наблюдаемых переменных звёзд в мире

Астеризм Северный крест, определяющий характерную форму созвездия, включает звёзды — ; (Денеб), ; (Альбирео), ; (Садр), ; и ; (Дженах)....ЖЕНИХ......):

Древнее созвездие. Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под названием «Птица».

В центре перекрестия - яркая звезда  Садр, во многих мифах игравшая роль хранителя космического времени. В очертаниях созвездия древние видели летящую птицу: вавилоняне «лесную птицу», а  арабы - «курицу». «Лебедь, возможно, был первым созвездием, нанесенным на карты в Междуречье, так как на некоторых табличках изображена большая звездная птица» (Б.Бреди).

Созвездие Лиры с ярчайшей Вегой расположено западнее созвездия Лебедя, а на востоке виден «квадрат» созвездия Пегас. «С юга, навстречу Лебедю, стремительно «летит» Орел, который хорошо заметен благодаря своей самой яркой звезде Альтаир».

Список полярных звёзд полного прецессионного круга.


165000-13000 д.н.э. – полярная звезда - Денеб ; (альфа) и, через какое-то время, ею стала Дженах (Гиенах) ; Лебедя.

13000 д.н.э. — полярная звезда — Вега ; (альфа) Лиры.

9000 д.н.э. — полярные звезды (поочередно) - ; (пи) и ; (эта) Геркулеса.

8—7000 д.н.э. — полярная звезда — ; (тау) Геркулеса.

5500—3500 гг. д.н.э. — полярная звезда — ; (йота) Дракона.

3500—1500 гг. д.н.э. — полярная звезда — Тубан (; (альфа) Дракона).

1500 г. д.н.э. - 1 год н.э. — полярная звезда — Кохаб (; (бета) Малой Медведицы). Это - первая звезда, которая была названа Полярной (Фалесом Милетским). Он же выделил созвездие Малой Медведицы и назвал её альфу «Киносурой».

1—1100 года — полярной звезды нет. Но есть «стражи» — Кохаб (; (бета) Малой Медведицы) и Феркад (; (Гамма) Малой Медведицы), полюс примерно на одинаковом расстоянии от ; и ; Малой медведицы.

1100—3200 гг. - полярной звездой является Киносура или Полярная ; (альфа) Малой Медведицы. На минимальном расстоянии от северного полюса (27') она пройдет в 2100 году.

3200—5000 гг. — полярной будет Альраи ; (гамма) Цефея.

5000—6500 гг. — полярная — Альфирк ; (Бета) Цефея.

6500—8500 гг. — полярная — Альдерамин ; (альфа) Цефея.

8500—13000 гг. — полярные звезды — Денеб ; (альфа) и Садр ; (гамма) (Лебедя).

13000 год — полярной опять станет Вега (; (альфа) Лиры).
.
Мифы о созвездии Лебедя и Лиры.

Согласно одному из древнегреческих мифов, Лебедь — это Зевс, преследующий Леду.

«Иногда Лебедь выступает в качестве тотема: якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей - Лебедем небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей. В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебедь, сопровождающие - Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и  в поэтической символике произведений прикладного искусства. Широко используется образ Лебедя в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (тема царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Шарля Бодлера). Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и другие); в ;; веке -  в иллюстрациях А. Матисса».
В мифах разных стран мира с образ Лебедя связан с  Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфем, Брахмой, Сарасвати, а также с некоторыми святыми. Шотландский святой Катберт изображался на скале с Лебедем и выдрой. Наиболее известный миф об  этом созвездии связан с Зевсом, который увлекшись красотой Леды, жены царя Спарты Тиндерея (второй вариант – Немезиды), превратился в Лебедя и добился ее любви.  От Зевса у нее родились двое детей - дочь Елена, ставшая позже причиной Троянской войны, и сын Полидевк – герой, одаренный Зевсом бессмертием. От Тиндарея Леда тоже родила двоих детей - дочь Клитемнестру и сына Кастора. Кастор и Полидевк (или Поллукс) названы в греческой мифологии  Диоскурами: смертным и бессмертным близнецами, детьми Леды. Это – греческий вариант мифологемы о космическом яйце; в индийской интерпретации – это яйцо Брахмы. Во многих сюжетах сказок народов мира, есть варианты превращения Лебедя в девушку, и – наоборот, а также встречается элемент похищения перьев девицы-лебедя юношей, который хочет жениться на ней.

«В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедю. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов. Он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в Лебедя, например, в ряде русских сказок), и в именослове (например, «лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греческое «лебедь»). У ряда персонажей греческой мифологии Лебедь связан и с солнцем так, в «Тайттирия-брахмане» некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Лебедя, летит на небо и соединяется солнцем».
И мы уже знаем. что по другой версии, Орфей был помещён на небо в образе лебедя недалеко от Лиры.

«Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик  и мертвый, низвергается в воду. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии («Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти».

«В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и  сказке белого и чёрного Лебедя жизнь — смерть, добро — зло. Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение. Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — Лебедь и ворон (игра в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Лебедей), Лебедя и совы, Лебедя и ласточки. Образ Лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути».

Поскольку звезды созвездий Лебедя и Лиры «связаны» Летним треугольником, существуют и мифы, объединяющие эти созвездия. Это – миф о гениальном фракийском певце Орфее и его лире. Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, родился во Фракии, а учителем музыки у него был кентавр Хирон. Прошло время, Орфей вырос и превзошел мастерством учителя: он пел и играл на лире, а вся природа внимала его божественному голосу и звукам волшебной лиры. Орфей женился на нимфе Эвридике, и, когда та безвременно умерла, спустился в Аид, чтобы вернуть любимую из царства мертвых. На выходе из царства теней, Орфей не удержался и оглянулся, нарушив запрет – его возлюбленная Эвридика оказалась навек потерянной для него.

Несколько лет тосковал Орфей, не обращая внимания на других женщин, и простыв женоненавистником. Встреча с киконскими женщины, устроившими праздник в честь Вакха, оказалась роковой для певца. Вакханки разорвали его на части и бросили лиру и голову Орфея, обагренные кровью, в воды реки Гебр (река Марица). После смерти Орфей воссоединился навсегда с Эвридикой. Боги превратили Орфея в прекрасного лебедя и вознесли на небо в виде созвездия в честь его сильной любви. Отсюда и выражение: поет как фракийский соловей, потому что соловей – птица, славящая любовь, а Орфей – родом из Фракии. Золотая лира певца также была превращена в созвездие, и ярчайшая в созвездии звезда Вега сияет с небес волшебным светом, разнося по миру волшебные звуки струн лиры великого музыканта, завораживающие людей и природу.

Согласно другому варианту мифа, который менее распространен, созвездие Лиры представляет лиру бога Аполлона, которую он оставил на небе. Существует еще один миф, связывающий созвездие Лебедя и трагическую гибель Фаэтона, утонувшего в водах реки Эридан. Сестры его, гелиады, тосковавшие по нему, обрели образ  тополей, склонившихся над Эриданом. А самый близкий друг Кикн, сын Сфенелея, царь лигуров (древнегреческое "кикн" означало "лебедь"), скорбящий по другу, был превращен богами в белоснежного лебедя и оставлен на небе в виде одноименного созвездия как напоминание об искренней дружбе Фаэтона и Кикна.

В греческой мифологии было  несколько вариантов мифа, когда юноша по имени Кикн был превращен в лебедя. Первый из них – сын Аполлона и Гирии, утонувший в озере, названном после этого Кикнейским. Второй - Кикн, сын Посейдона и Калики (или  Гарпалы); он был убит Ахиллом и превращен Посейдоном в лебедя. Третий – Кикн, сын Ареса и Пелопии, предлагавший всем своим гостям соревноваться с ним в умении управлять колесницей и всегда выигрывающий до тех пор, пока его гостем не оказался Геракл. Тот справился с Киклом, и даже ранил в бедро Ареса (Марса), управлявшего колесницей. Кто знает, чем бы это закончилось, не вмешайся Зевс в их состязание. Кикн был превращен в лебедя своим отцом Аресом. Существуют также миф о том, что Лебедь – это одна из птиц, на которых охотился Геркулес во время своих подвигов. Вторая птица – Орел. В Болгарии созвездие Лебедя называли Большой Крест, а созвездие Дельфина – Малый Крест.

Астролог Александр Имширагич описывает Лебедя как «созвездие большой любви, соблазнителей и успешного обольщения. Описывает брак и детей, зачатых в любви. Но все-таки есть и вероятность того, что здесь могут быть и измены, и внебрачные дети. Красота – также значительная характеристика созвездия Лебедь. С ним идет и любое творческое вдохновение, особенно в балете. Любовь к воде».

Бернадет Брэди так говорит о нем: «Сейчас мы думаем о лебеде как о грациозной, мирной птице, но в действительности это очень враждебно настроенное животное, готовое сражаться с любой птицей или зверем, вторгающимися в его пространство. Эта природная враждебность была источником многих басен и мифов, и в соответствии с этим небесный Лебедь считается сражающимся с Орлом – в этой битве он всегда побеждает в северном полушарии, где он расположен за Орлом. Лебедь – это мощная птица, связанная с богом солнца, Кришной, силой и агрессией.

«Лебедь (Жрица/Огонь) - самоотверженная устрёмленность к познанию высших истин и к служению вечным принципам, которая осуществляется через взаимодействие с другими людьми, через участие в их делах; опасность впасть в назидательный тон». (Общая теория интерпретации звёзд Куталев).
II. «Небесная птица» и мировые религии.


Помимо многочисленных мифов о «небесной птице», сохранившихся в культуре разных стран, существует и «религиозное понимание» мифа  созвездия Лебедя. Родиной астрономии и астрологии считается Древняя Месопотамия – территория современного Ирака. Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер.

Древние жрецы наблюдали за небом, отмечая положение той или иной звезды или группы звезд, что позволило им понять закономерность связи восхода или захода самых ярких звезд и сезонных изменений природы. В первую очередь это было необходимо для практических целей, чтобы уточнять время сева и сбора урожая. Со времен первой вавилонской династии и правления Хаммурапи (1792-1750 гг. д.н.э.), был утвержден единый календарь, а названия месяцев были приведены в единую систему. Начинался год месяцем Нисан, имел 12 месяцев, плюс дополнительный, который включался по мере необходимости специальным царским декретом.

Со временем древние  созвездия обрели конкретные очертания и приобрели свои названия. Примерно к I тыс. д.н.э. шумеро-аккадские созвездия были занесены в звездный кодекс «Энума элиш» и более поздний сборник «Мул апин». Вавилонские астрономы разделили весь небесный свод на три части или зоны: зона Эа, зона Ану, зона Энлил, а в каждую из зон входили свои созвездия. Каждому месяцу года принадлежали три звезды, символизирующие главных богов. Это «троица» Древних шумеров. Обожествлялись не только звезды, считающиеся «неподвижными» и вечными. Планеты, с точки зрения вавилонян, были подвижными или блуждающими звездами; они также имели свои названия и богов-покровителей. Главными планетами, составляющими «планетную троицу шумеров» были: Солнце, Луна и Венера.

Именно шумерам мы обязаны 7-дневной неделей, существующей до сих пор в современном календаре. Древние шумеры, а потом и вавилоняне, связывали каждый из дней недели с одной из семи известных в то время планет неба: Солнцем, Луной, Меркурием, Марсом, Венерой, Юпитером и Сатурном. Седьмой день недели, которым управляет Сатурн, согласно вавилонской традиции был самым несчастливым, а название «шаббат» означало покой. Вот он и стал «выходным днем», когда старались воздерживаться от любых работ.

Христиане считают воскресенье первым и  наиважнейшим днем, поскольку в этот день, по традиции и текстам Библии,  воскрес Иисус. Этот день связывается с Солнцем и с праздником Пасхи, отмечаемой в воскресенье. Мусульмане считают пятницу, связанную с планетой Венера, главным днем недели: пятница 16 июля 622 года стала первым днем Хиджры – мусульманского летоисчисления.

Вавилонский календарь стал прототипом для еврейского календаря; названия месяцев и дней недели иудеи позаимствовали у вавилонян – традиции строгого поста в этот день до сих пор соблюдаются в традициях иудеев. Иудейская и христианские обычаи  связаны и имеют общие корни: иудеи взяли у вавилонян названия месяцев календаря, адаптировав их под свою культуру, а христиане до сих пор пользуются семидневной неделей как основой календаря, а также египетским календарным циклом, связанным со звездой Сириус.

У Коллинза же читаем: «Езиды, ближайшие родственники сабеев из Харрана (курдские племена), признают такой аспект Худы (Бога), как - Мелек Таус, Ангел Павлин. Подобно сабеям и мандеям, езиды молятся в направлении на Север. Худа (Бог) в облике  птицы ассоциируется со звездой в направлении полярной..  Анфар: это имя воплощения Худа в виде птицы — отождествляется с мифическим Анка из арабских легенд, известным как «небесный бог», а также «орлом арабов», которому когда-то поклонялись кочевники- арабы в Харране. Это не кто - иной, как знаменитая птица Рох или Рух — гигантский Орел. Поклоняются птице — «Люди истины» (курдского происхождения). Они ещё более неуловимы, чем езиды. В их мифологии «Божественная сущность» Йа создала себе Джабрила (Гавриила), далее они создали других существ. Затем Йа вышел из  жемчужины и стал «Вечным царственным Соколом». Радикальная шиитская секта «Чистые братья», много позаимствовала из мистерии сабеев. У них также есть связь между «Птицей Души» и «Мистерией Севера». Северной Птице на Небе поклонялись предки нынешних иудеев, христиан, мусульман, язычников». Рух – с крымскотатарского и турецкого означает дух, душа.

В мусульманстве, религиозной традиции, объединившей древние арабские языческие верования с учением иудеев и христиан, можно обнаружить «звездные корни». Например, основное определение суфизма, мистического течения в  мусульманстве, таково: «Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух)». Но, дело в том, что Рух называли в древности  само созвездие Лебедя, а также одну из его звезд. Гиенах или Дженах (; Лебедя) имела еще одно название – Рух; и именно на этой звезде был открыт Нептун в 1846 году.

Чтобы доказать «первенство» культа созвездия Лебедя на Земле, Эндрю Коллинз собрал все имеющиеся сведения, на его взгляд, доказывающие этот факт. Традиции и ритуалы сабеев, жрецов-астрономов, живших в Харране  – основа книги. По легенде, библейский пророк Авраам жил в Харране, пока не получил от Бога указание следовать в Ханаан. Упоминаются и мандеи – последователи сабеев,  езиды, «Люди-истины», а также некоторые радикальные группировки, «лебединую сущность» которых пытается представить Коллинз. Мне кажется, что если автор так сосредоточил свое внимание на Востоке, то нужно было рассмотреть и другое значение этого созвездия, так сказать «вавилонский вариант». А это – вовсе не Лебедь, и даже не птица. Это – пантера.

Вот список шумеро-аккадских  созвездий и современных их названий:


Повозка MAR.GID.DA - Большая Медведица.

Коза UZ - Лира.

Пантера UD.KA.DUCH.A-  Лебедь и часть Цефея.

Поле (ASH).IKU - Квадрат Пегаса.

Ласточка SJM.MAH - юго-западная часть Рыб, часть Пегаса Истинный Пастырь небес SIPA.ZI.AN.NA - Орион.

Стрела KAK.SI.DI / GAG.SI.SA - Сириус в Большом Псе (+...).

Клешни Скорпиона ZI.BA.AN.NA – Весы.

Таким образом, в древней Месопотамии (а ныне Ирака), а затем и в Вавилоне часть современных созвездий Лебедя и Цефея назывались Пантерой. Звездное пространство созвездие соответствовало календарному месяцу Кисливу, и три группы звезд соответствовали трем главным богам Месопотамии:

- звезды бога Эа: планете Марс.

- звезды бога Ану: созвездию Лебедь и части  созвездия Цефея.

- звезды бога Энлил: созвездию Лира и звезде Вега.


Греки, позаимствовав идею Зодиака на Востоке, седьмому созвездию (отсчет начинается от созвездия Овен) дали название Весов, но это имя прижилось не сразу. Долгое время наряду с Весами это созвездие именовали, согласно традиции древних шумеров - Клешни Скорпиона. Главные в созвездии Весы были две крайние звезды (; и ;) созвездия Скорпиона – Зубен Эльгенуби и Зубен Эльшемали, соответственно, южная и северная клешня (сейчас проекция этих звезд попадает в середину знака Скорпион). Средневековые арабские астрологи добавили информацию о лунных домах и стоянках. 16-ая стоянка в Весах - Аз-Зубанан, аз-Зубана (клешни или две клешни), тем не менее, имеет название, больше соответствующее Скорпиону, чем инструменту для взвешивания.

Получается, что шумеры не наделяли, к примеру, Пантеру (Лебедя) и Клешни Скорпиона (Весы) гармонией и красотой – это сделали астрономы Древней Греции. Но всегда ли созвездия, приобщенные греками к миру Мельпомены, проявляются так в реальных событиях земной жизни? Например, знак Весов – это юриспруденция, суд, закон, но в реальной жизни в этой области вовсе не все так безоблачно. Гораздо более страшен вариант хищнического захвата, совершенного «по закону». Особенно актуальна эта тема для международного суда, когда в события вовлекаются большие массы людей. «Помощь стран-миротворцев»  в Ливии 2011 года – яркий пример «работы масок».

Сюда можно отнести и «законный» захват территории и «честный ее раздел», совершаемый по результатам войны, и после открытия новых земель (конкистадоры в Америке). Главные куски пирога достаются сильнейшим, как это происходит и у хищников в природе, а остальные не получат ничего, либо довольствуются остатками, подобно гиенам. Вот вам и прекрасный и эстетичный знак Весов, под которым рождается много актеров, а в мировой политике этот знак может проявиться «по-старому, по - Месопотамски». Не будем забывать, что на территории древней Месопотамии был и Вавилон, а сейчас – Ирак. Но это только теория, а как это проявляется на практике – проследим на многочисленных примерах работы звезд созвездия Лебедя-Пантеры, проявленного как в частных, так и в мунданных (мировых) картах. Это позволит выделить те области нашей жизни и людей, выбравших путь прекрасного и мастерства, и тех, кто выбрал путь захвата, насилия, вседозволенности и двойных стандартов.
Вывод: Теперь становится понятно, откуда берется версия, что Иисус- сын Пантеры)....Одним словом "все пути ведут к Богу".

список музыкальных произведений.