Т. Гумбатова. Католики в Азербайджане. Гл. 4

Тамара Гумбатова 2
  4.Отвод нового участка земли римским католикам   на  Биржевой улице  Баку (1885-1893).
   В 1885 году, согласно данным полиции, в Баку проживало 693 поляка (386 м. и 307 ж.). С приездом в этом году в Баку  военного капеллана патера Г.Майера  работа католической церкви приобрела более постоянный характер. Богослужения проходили в военной римско-католической каплице, которая  расположилась в съемном помещении дома Н.А.Гумилевского на Губернской улице. В сентябре 1885 года  там прошло торжественное бракосочетание чеха Осипа Бурзика, 26 лет и восемнадцатилетней австрийско-подданной Марии Эгерер. Свидетелем был Феликс Эгерер.
  30 апреля 1887 года о. Майер( после троекратного оглашения перед прихожанами церкви) обвенчал 42-х летнего дворянина Киевской губернии Ипполита Константиновича Рыльского, РК исповедания  и  вдову Анну Васильевну Хржановскую (ур.Левицкую), православного исповедания, при свидетеле штаб- капитане, д.с.т. Евгении Петровском и др. К тому времени, у четы 30 января 1887 года в селении Балаханы родился сын, которого при крещении 10 января 1888 года назвали Степаном. Восприемниками были его дядя Константин Пухловский и  Гелена Литван.  Семья Рыльских в  будущем  займет одно из главных  мест в истории постройки католической церкви в Баку.
  В 1888 году город покинул главный защитник католиков -губернатор фон Гросталь. На должность бакинского губернатора был назначен обрусевший немец, православный В.П. Рогге. Одной из главных его задач  была постройка православного Александро- Невского собора  в Баку.
  В 1889 году  по болезни ушел в отставку  Епископ  Тираспольский  РК епархии Франциск Ксаверий Алоизий фон Цоттманн,  который находился на этом посту с 1872 года.18 декабря 1889 года Папа Лев XIII  с согласия Папского престола назначил Епископом Тираспольской епархии  немца   Антона Иоганна фон Церра (1849-1934). Он знал русский, немецкий и французский языки, но не владел польским, что мешало его работе с прихожанами католической церкви.
  В эти годы в Российской Империи  все духовные лица инородческого исповедания находились под постоянным жандармским контролем, а за католическими миссионерами осуществлялся всеобщий гласный  надзор. Так, в 1887 году “озаботились нравственными качествами священника Георга Майера. Был установлен негласный надзор за ксендзом Франциском Добровольским и за католическим  делегатом  епископом  Монтети. 
  В  1890 году на Кавказе по данным Духовного ведомства проживало 7. 328 римско-католиков и 31.561 армян-католиков. У бакинских армян дело шло быстрее. Организовав в 1882 году официально католический приход, они в 1888 году получили разрешение проводить богослужения на армянском языке. 18 октября 1892 года освятили выстроенную армяно-католическую каплицу и при ней приходскую школу. Служба там проходила по воскресеньям и праздничным дням.
   Для управления духовными делами армян-католиков 29 июня  1893 года  было  получено разрешение на образование армяно-католического Духовного управления в Тифлисе  при  Успенской церкви, но с подчинением Тираспольскому РК Епископу. 
   По статистическим данным от 22 марта 1891 года в Баку  проживало  92.601 человек,  из них магометан – 39.508, армян- 25.897, русских - 22. 693, молокан- 970, римско-католиков- 1211, лютеран- 1919, евреев- 402, иностранцев -3000. Духовных лиц разного вероисповедания: православного- 34, лютеранского -7, римско-католического - 3, магометанского-  210, еврейского - 5 человек.
   В 1891 году Могилевским  Митрополитом  был  назначен  Симон- Мартин Козловский.  Он  занимал  этот пост  до  своей смерти  в 1899 году. Католическим визитатором на Кавказе оставался  Орловский.  В декабре 1891 года он приехал в Баку и собрал у себя совещание, на котором присутствовали прихожане. Среди них: дворянин С. К. Зубалов,  Зембицкий, И.Рыльский,  граф С. Красницкий, К.Л.Стефанини и др. Было принято: 1. Просить законным порядком разрешить постройку католической церкви в Баку или, в крайнем случае, утвердить выданное в 1860 году разрешение на строительство каплицы; 2.Просить Городскую Управу отвести место на постройку церкви и зданий, взамен ранее выделенного участка на б.мусульманском кладбище, которым они не воспользовались; 3.До получения Высочайшего разрешения на строительство церкви,  разрешить им  построить на участке предварительные службы в виде двух жилых домов. В одном из них будет квартира ксендза. Там же, оборудовав большую комнату, временно  будут отправлять богослужения.  Второй дом сделать доходным, чтобы на эти деньги содержать церковный причт  и  использовать их для строительства церкви .Дома возводить по мере поступления пожертвований.
   Тут же было избрано несколько доверенных лиц. Общее руководство  поручили графу Красницкому. Казначеем был избран  К. Л. Стефанини, который принял на себя труд по приему и хранению пожертвований. Будучи итальянским вице-консулом в Баку и уполномоченным Акционерного промышленного общества механических заводов Лильполь, Рау и Левенштейна в Варшаве, он лично пожертвовал 2000 рублей  и отдал их секретарю католического общества Красницкому. Присутствовавшие на собрании написали на особом листке те суммы денег, которые они готовы пожертвовать на это дело. Позже к ним присоединились и другие католики. Всего было пожертвовано 7561 руб.,  которые были переданы на хранение Стефанини.
   19 декабря 1891 года католики  подали прошение отвести под постройку каплицы  участок земли  площадью 581,75 кв.саж. на углу улиц Людвига Нобеля (Телефонной , 28 Мая)  и  Вокзальной  (ул. Пушкина), рядом с литейным заводом Левенсона. Но этот участок  оказался спорным и его владелец Гусейн Али Ага Мамед Али-ага  не согласился отдать его городу.
   23 декабря 1891 года Городская Дума постановила отвести безвозмездно в дар Бакинскому римско-католическому обществу по  Биржевой  улице  в квадрате 401 участок А бесспорной городской земли   размером  640, 31 кв.сажень :  с востока возле мельницы Сухова - 28.56 саж.(62.26 м.) , с севера со сквера по Биржевой улице - 22 саж (47.96 м.), с запада, рядом со двором Гаджи Али Аббаса Тагиева- 28.56 саж., с юга на границе  с  городской землей- 22,45 саж.
   25 января 1892 года  землемер отвел в натуре участок ХХVII по генеральному плану.  Акт отвода  вручили  председателю католического общества  графу  Красницкому. Уполномоченным на строительные работы  был избран  бакинский купец  Стефанини,  у которого и хранилась копия генерального плана с выделенным участком.   
  Военным инженером капитаном Мацулевичем срочно был составлен ситуационный план, на котором обозначены два каменных дома и церковь. Чертеж сделал чиновник Леонтьев.   
    Планировалось постепенно построить два дома, выходящих фасадами на Биржевую улицу, внешний вид которых представлен  ниже. На площадке за домами  должна была быть построена РК церковь,  вход в которую находился  по этой же Биржевой улице, в проеме между этими домами.  Кроме того, предполагалось  разместить на участке  две хозяйственные постройки.
   Уполномоченным по строительству построек назначили графа Красницкого, который  сразу же обратился  в Бакинское  губернское правлении за разрешением на строительство;  Был разработан  «план  каменных построек, которые  католическое общество  г. Баку  предполагает постепенно возвести в 1 части города по Биржевой улице для нужд, проектируемой к постройке в будущем,  католической церкви».
    5 мая 1892 года К.Л. Стефанини  препроводил  его в Городскую Управу для утверждения. Он  просил   возвратить его  ему после  утверждения копии плана. К письму было приложено типовое обязательство о том, что при постройке они не будут делать отступлений от плана, строительный материал будет занимать не более 1/3 ширины тротуара прилегающих улиц,  а само строительство будет огорожено дощатым забором. Также будет устроен тротуар и предусмотрены отхожие места. Обещали  иметь   при строительстве  копию плана, чтобы при ревизии архитектором не было задержек. Перед окончанием постройки и в случае ретирады, обязались заявить Городской Управе для освидетельствования.
    8 мая 1892 года проект двух домов с фасадом на Биржевую улицу утвердили главный инженер Городской Управы Н. фон дер Нонне и техник Скибинский. Затем  ситуационный  план был утвержден Городским головой Деспот-Зеновичем и членом Управы Хр. Антоновым. 
   Но вскоре на город обрушилось страшное бедствие – эпидемия холеры. В день отъезжало из города до 400 человек. Смерть считала многими десятками свои ежедневные жертвы. Среди них оказался и К.Л. Стефанини.
     Карл  Людвигович   родился в довольно зажиточной семье в 1853 году в г.Милане, где и получил образование. С капиталом в 7 тыс. рублей выехал в Россию, некоторое время прожил на севере, где ему не повезло. Приехав в Баку он сразу понял, какое широкое поле деятельности представляет собой эксплуатация нефти. Предприимчивость, ум, способность и желание работать вскоре выделило его среди других. Это дало ему возможность ,при удаче, через несколько лет стать владельцем промысла и завода. Вскоре, после очередной женитьбы в Париже он был назначен вице-консулом Италии. В этом же звании и постигла его кончина вследствие азиатской холеры 1892 года  21 июня -  в день предполагаемого отъезда из Баку. Покойный К.Л.Стефанини пользовался всеобщим уважением не только среди коммерсантов, но и среди бакинцев как честный труженик и хороший человек.
    М.  М. Шумахер, работавший  бухгалтером в Торговом доме Стефанини, был его душеприказчиком.  Это на его долю выпала тяжелая участь раздела наследства между тремя женами Стефанини :Жозефиной,  Идой ,  Ядвигой  и  многочисленными детьми.
    По данным «Кавказского календаря» на 1893 год  в  Баку  проживало  106. 467 человек, из них 47. 015 мусульман, 21. 744 православных,  22. 771 армян-григориян, 1.455 лютеран  и  1.164  римско-католиков. 
    Согласно  сведениям,  представленных в октябре 1892 года  Бакинским полицмейстером католическому визитатору на Кавказе М. Орловскому, в городе проживало  1.307 католиков (856 мужчин и 453 женщины),  в  Ленкорани – 11 человек. Богослужения католиков проходили в частном доме Гумилевского по Губернской улице, рядом с домом Андреева. 
    В конце декабря 1892 года газета “Кавказ” сообщила, что началось строительство каменного здания, где предположительно в начале будущего года откроется католическая школа. Это сообщение вызвало  недоумение и переполох, так как с 1892 года все школы в России, состоящие при инославных церквях, были подчинены Министерству Народного просвещения. М. Шумахер поторопился уточнить, что строится не школа, а квартира  для ксендза. Полиция посчитала, что заметка содержит  «неверности и неправильное освещение вопроса». Факты, изложенные в газете по поводу строительства школы, было поручено проверить Бакинскому полицмейстеру и Казначейству.
   В этом году в городе образовалось Товарищество польских драматических артистов под управлением Ю.Я.Чишковского, которое 6 июня представило публике  польский спектакль..
  В 1893 году отношения между Российским правительством и Римом опять ухудшились. Госсовет напомнил российским католикам о недействительности для них булл Папы Римского. Общаться можно было  только через МВД. Детей от смешанных браков разрешалось крестить только в православии. И самым неожиданным был запрет священникам жить рядом со своим приходом.
   28 февраля 1893 года в город приехал новый  визитатор католической  церкви на Кавказе  и в Закавказье прелат  И.И. Барановский для проведения совещания по постройке церкви. Он остановился в доме Бакинского окружного суда у г-жи Осипчук.  Там же ежедневно  с 10 утра  он  совершал  вместе с   о. Майером   церковные обряды и  духовные требы  со  своими верующими .
    13 апреля 1893 года в Баку приехал  ксендз Леон Козловский (по всей вероятности он был из семьи     Могилевского Митрополита) и  известил, проживавших в Баку римско-католиков,  что теперь  богослужения  и церковные обряды будут постоянно совершаться  в доме госпожи Осипчук  .
    31 августа 1893 года секретарь католического общества граф Красницкий обратился в Городскую Управу с просьбой выдать им дарственную запись на участок земли по Биржевой улице, подаренный городом римско-католическому обществу. Но Городская Управа 2 сентября 1893 года отказала ему в этом, так как вдруг обнаружила, что такого общества  в  Баку юридически  не существует!  Что же касается   дома, то он строится от имени служащего местного таможенного управления графа С. Красницкого.
    30 октября 1893 года умер военный капеллан Георг Майер. На его место  по распоряжению Командующего войсками округа генерал- адъютанта  Кн. Дондукова- Корсакова, для исполнения духовных треб в Бакинской и Дагестанской губерниях был  официально переведен из  Кутаиси  немец, патер  Конрад  Келлер , 1844 г. рождения.
   9 ноября 1893 года из Тифлиса  опять приехал  прелат Барановский. Он посетил почти построенный одноэтажный  дом и нашел его весьма удобным .
  10 ноября 1893 года прошло совещание, где обсуждался вопрос о постройке католической церкви. Присутствовали 32 прихожанина: инженеры, архитекторы, дворяне, фармацевты. Среди них граф С.Р.Красницкий, В.Б.Абрамович, И.В.Гославский и др., которые оставили по себе память в виде  собственноручных подписей под ходатайством.
   Полный список присутствующих считаю достойным привести отдельно в приложении. Они доверили присяжным поверенным Е.К. Шону и С.А.Вонсовичу  ходатайствовать перед местной губернией, а если надо, то и перед другими высшими властями, об укреплении акта на отведенный участок земли  и учреждении в Баку Римско-католического прихода. При этом, под «римско-католическим обществом», просили подразумевать «Бакинский  римско-католический приход», который во время принятия дара будет представлять религиозно-имущественные интересы местного католического общества». Кроме этого, просили разрешить подписку для сбора пожертвований на постройку церкви.         
    На совещании присутствовал нотариус,  католик А.Е.Трусов, у которого находились все документы и акты на подаренный городом участок в 640 кв. саж. Он и заверил эту доверенность. Кроме этого каждый присутствующий, анонимно, указал сумму  возможных  пожертвований  на столь важное дело.
   А пока решили, что после получения разрешения властей, в выстроенном одноэтажном доме в большей его части будет устроен  молитвенный зал церкви »Во имя Беспорочного зачатия Божией Матери». Там же предполагалось проживание  патера Келлера. 
  Надо отметить, что доктрина о непорочности Девы Марии выдвинута только католической церковью. Мария, мать Иисуса, была провозглашена «пречистой» и «вечной девственницей». И это при наличие у нее не менее шести детей, о чем свидетельствует  Новый завет, где написано:» Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосиф, и Симон, и Иуда… и сестры Его» (Мф., 13:55, 56).
    В ХIХ веке католическая церковь провозгласила  дополнительный догмат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. Такие утверждения не разделяют православная и протестантская церкви, культом которых является Святая Троица. В ХХ в. было принято, что после смерти Богоматери произошло  ее телесное   вознесение   на небо. Дева Мария была провозглашена матерью церкви. Культ богородицы (мадонны) получил широкое распространение среди католиков, видимо, потому, что оказался более понятным широким массам населения, чем абстрактная Троица. Богородицу представляют, как «заступницу» перед Богом, в первую очередь женщин. Католики отмечают День  Непорочного Зачатия Девы Марии  8 декабря.  Это – один  из главных католических богородичных   праздников.
   В конце ноябре 1893 года присяжный поверенный Тифлисской Судебной палаты С.А.Вонсович, проживавший в доме Тагиева на Губернской улице,  подал   ходатайство   в  Городскую Думу.  30 декабря 1893 года  Дума рассмотрела его и подтвердила принятое  в 1891 году постановление о выделении  участка, внеся уточнение, что он предназначен   для «Бакинского римско-католического прихода» .
    Постановление Городской Думы, как правило, утверждалось губернатором  Рогге, который  запросил у Городского головы все копии документов на строительство  церкви  и дома для ксендза.  C немецкой педантичностью, он внимательно ознакомился с документами,   и   не согласился с решением Думы.   
   Этот вопрос был вынесен  на  заседание Губернского по городским делам Присутствия, в котором, кроме губернатора, участвовали вице-губернатор П.Лилеев и прокурор Л.С.Сталинский. Городской Голова Деспот-Зенович в это время дипломатично «заболел» и вместо него присутствовал член Городской Управы  Х.С. Антонов. Тогда   было  установлено, что дарить некому. В Баку не было  ни  католического общества, ни католического прихода, т.е. католики не имели «правоспособного положения». Ко всему оказалось, что никто и никогда не подавал прошение об их официальном утверждении .
  Не было и официального разрешения ина строительство дома. Поэтому, выстроенный к концу 1893 года одноэтажный дом по Биржевой улице был сочтен  “возведенным незаконно”. В связи с этим, Постановление Городской Думы о выделении участка земли по Биржевой улице  от 21 декабря  1891 года,  ровно через два года, 21 декабря 1893 года  было признано   незаконным и подлежащим отмене .
  Дом, построенный на нелегальном участке и без надлежащего разрешения», конфисковали  и вместе с  земельным участком передали в ведение местного Губернского управления “до получения в установленном порядке разрешения на строительство римско-католического молитвенного дома». 
  10 ноября 1893 года тов. прокурора Бакинского окружного суда Курманович  заключил контракт с  гр. Красницким  на аренду  дома  до  10 ноября 1894 года  с правом  передачи  его в субаренду другому лицу. Таким лицом стал К. Келлер, но не как военный капеллан, а просто, как человек. Он  был обязан  ежемесячно вносить в депозит  33 руб. 33 коп.  Надзор  за домом  и приходским имуществом  поручили   вести полиции. Несмотря на это, священник Келлер начал регулярно проводить богослужения в этом доме . 
Продолжение следует….