О гиперреализме в искусстве

Константин Матаков
              ***


  Сегодня в искусстве существует мода на гиперреализм. В живописи такие картины неотличимы от фотографии, а в скульптуре.. мы видим то, что на этом фото. Это австралийский скульптор Рон Мьюек. Да, действительно гиперреализм - только что родившегося младенца, - а вот пугает, впечатление скорее жуткое. Почему так? Когда-то реализм в искусстве привлекал и вызывал восторги - надо же, подражание матери-природе, как близко к оригиналу - а вот теперь все наоборот - и это симптом эпохи. Все, казалось бы, просто: стоит только увеличить реальность - и сразу видны демоны нашего времени. Но это ведь и есть гиперреализм - по французски слово звучало бы как "сюрреализм".. Однако дело тут не только в увеличении. Если мы в десять раз увеличим "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля - будет ли жутко? Думаю, что нет. Или давайте мысленно увеличим скульптуру "Пьета" Микеланджело из собора Сан-Пьетро - и ужас будет только в том, что Дева держит на коленях мертвого Иисуса, но инфернальной жути не будет. Кто-то скажет: это больной реализм, автор специально вылепил такого жуткого младенца. Но если бы этот младенец был обычных размеров, - уверен, что многие, кто видит в этом чуть ли "уродов из кунсткамеры", - изменили бы свое мнение. Новорожденные младенцы не выглядят так, как на картинах Боттичелли.. В чем же тут ужас? Они большие и неживые? Но в этом проклятие любого реализма в искусстве - оно все равно не может стать "настоящей жизнью", и всегда обречено оставаться "недореализмом". Персонажи искусства - всегда "недоживые"; точно так же на иконе они - сверхживые, потому что икона не претендует на реализм вообще, ибо она - реализм неба, а не земли. Когда же реализм пытается тщательно воспроизвести "землю", а она, согласно христианскому учению, заражена грехом, то наружу обязательно выползает зло и проклятие земли. И чем реалистичнее - тем больше зла и проклятия - вот как в этом гиперреализме, где ощущение некой инфернальности все же присутствует. Тут бесполезно вопрошать, чем вызван этот "больной реализм": больным восприятием автора, или болезнью самой реальности? В известной степени верно и то, и другое. В этом мире всегда будет существовать правило: сколько людей, столько и реализмов, ибо реализм всегда предопределен не только самой реальностью, но и картиной мира в нашей голове. Поэтому-то христианская картина мира "стреляет выше цели" - показывает реализм святости, и потому-то икона и есть настоящий гиперрреализм, реализм Бога, а не падшего мира..