Путешествие в Затригорье или От А до Ч. Ч. 14

Владимир Викто
Опять отвлёкся. Рядом с нашей квартирой №11 идут окна соседней, под номером 10. С балконом. Там жил мой друг Саша Старухин. Тот самый, которому я посвятил цикл детских рассказов «Я и друг мой Санька». (См. www.proza.ru/avtor/vikto2). (ф14-1) Впоследствии Саня с семьей переехали в другой дом неподалёку.  Так ожидаемая мной встреча с другом детства не состоялась. Неугомонный Хома замучал расспросами: «Когда к Сане пойдём?» Увы. В то время, когда мы с севера Астраханской области приехали на юг Урала, Александр уехал в отпуск на юг страны.

Кого ещё из соседей помню? В квартире №12 жила настоящая революционерка. Как-то она зазвала меня, десятилетнего мальчишку, в свою однокомнатную квартиру. Показывала фото революционной юности и рассказывала о той поре. Стены увешаны старыми фотографиями. Чувствовалось, как ей хочется поделиться своими переживаниями. Жила она тихо, неприметно, всё время чего-то боялась, старалась не выходить из дома. Это сейчас, вспоминая судьбу многих революционеров, по которым прокатился сталинский каток, понимаю её. Были основания бояться всю её прошедшую жизнь. Жильцы говорили о ней, как о шизофреничке. Нам, мальчишкам, это слово ни о чём не говорило.

На первом этаже, в квартире №1 жили Аряновы с двумя дочками. Одна из сестёр, Наташа, училась со мной в одном классе. Отец её был любитель погулять в компании. Впрочем, как и мой, который слыл хорошим баянистом. А какой праздник в то время без баяна? Об их судьбе не удалось ничего выяснить. (ф14-2)

Над ними на втором этаже жили два брата, старше нас, мелюзги. Сорвиголова, что один, что другой. Но нас не обижали. Именно они научили этому трюку. Спускаться с одного этажа на другой. Способ такой. Повиснуть, зацепившись за низ решётки балкона, раскачаться и запрыгнуть внутрь нижнего балкона. Никаких перегородок или решёток тогда не было. Здесь важно вовремя разжать руки, не промахнуться, а также в прыжке сгруппироваться, наклониться вперёд, а не назад. Иначе спиной грохнешься о перила балкона. Так мы, пятиклассники, спускались с четвёртого этажа постепенно, с этажа на этаж, прямо на землю. Сейчас уж я не решусь на подобное.

 Это с ними мы отправлялись в путешествия на электричках. Или «зайцами», перебегая от контролёров из вагона в вагон. Или просто цепляясь за выступы снаружи вагонов. Главное, не испугаться скорости, не разжать руки во время движения грохочущей электрички от остановки до остановки. Иногда катались на «товарняках», взбираясь на площадку сзади вагона. Вот такие развлечения пацанвы той поры. Дальнейшая судьба братьев неизвестна.

(продолжение следует)