Где раньше всех встречают рассвет

Нина Шевченко
   Примерно, в 2007 году из городка, расположенного недалеко от реки Медведица, что находится в Волгоградской области, уехал на Сахалин начинать свою жизнь с нуля рабочий цемзавода, художник, у которого получались красивые пейзажи, выполненные маслом, Вячеслав Новопашин. Миловидный, спокойный, рассудительный, имеющий большое количество друзей.
    Жизнь в регионе, где раньше всех встречают в России рассвет, наладилась.
    Однажды я нашла его фамилию в "Одноклассниках" и решила установить с ним переписку. Это, к моей большой радости, состоялось. 14 октября 2015 года я получила от него первое сообщение:
    - Доброй ночи, Нина Дмитриевна!
    - Рада общению с вами! Пусть у вас все будет хорошо! Благополучия вам и вашим близким! Спокойной ночи!
    Продолжение переписки последовало 30 декабря этого же года, когда Вячеслав поздравил меня с наступающим Новым годом и пожелал всего наилучшего. Я ответила, отправила ему свое стихотворение, пожелав сначала всех благ, счастья:
    Старинный зимний праздник всюду.
    Веселья, счастья до небес!
    Здоровья я желаю люду
    И новых сказочных чудес!

    Пусть будет льда и снега в меру,
    Пусть серебрится иней вновь!
    Пустите странствия галеру
    В страну с названием "Любовь"!

    На крыльях дивного Пегаса
    Найдите истины волну.
    Вас ждет событий ярких масса.
    Раскройте тайну. Не одну.

    Ковшом воздушным зачерпните
    Удач охапку, новизны!
    Пусть мириады звездных нитей
    В успех добавят крутизны!
   
    - Спасибо большое, Нина Дмитриевна! - ответил он мне.
    Приятно было испытать чувство радости оттого, что моему коллеге по искусству понравилось мое стихотворение. Потом я получила фотографию "Вид из окна". Чем - то родным повеяло от увиденного. Одолели воспоминания о той поре, когда я жила на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае и видела каждую зиму сугробы двухметровой высоты, группы детей, катающихся на лыжах, салазках...
    Поэтому написала своему молодому другу и его жене Лилии следующее:
    - Хорошо смотрится! У вас снег, а у нас голая земля. Вот такой праздник! Долгой и счастливой жизни, Вячеслав, с Новым годом! Этого я желаю всему вашему семейству! Пусть сбудется то, что еще не сбылось! Народ веселится. Уж так повелось. Средь праздничных буден найдите часок шедевр свой создать. Ваш рейтинг так высок!
    На что он мне ответил:                Вас с наступающим Новым годом поздравляем. Привет от всей нашей семьи. Желаем всего наилучшего и здоровья!
    Потом я поздравила его с Рождеством, Днем защитника Отечества...
    Несколько лет назад он приезжал к нам в город со своей женой Лилией. Маленькая, хрупкая, умненькая, она понравилась мне, и я сказала:
    - Берегите ее. Живите в мире и согласии.
    В "Одноклассниках" мы переписываемся до сих пор. Правда, это бывает нечасто. В 2018 году, когда проходила олимпиада в корейском Пхёнчхане, я спросила своего далекого друга:
    - На олимпиаде не побывали? Это почти рядом с вами.
    - Нет. Но с супругой смотрим по телевизору, в интернете передачи, болеем за наших. Жена моя еще та болельщица!
    - Замечательно, что она вас понимает и разделяет ваши интересы, поддерживает. Сколько несправедливости на олимпиаде. Уже у второго спортсмена "нашли" в организме допинг, хотя они приехали на олимпиаду "чистыми".
    - Вот и я не понимаю: приехали "чистыми" ( перед соревнованиями их проверяли), а после обнаружили допинг. Что - то я никак ничего не пойму. Меня это тоже очень напрягает. Жаль, что помочь ничем не могу, - ответил он.
    - По - моему, тут вредительство явное...
    Мне захотелось написать рассказ о моем далеком друге. Поэтому, поздравляя его с Пасхой, Седьмицей, я попросила его:
    - Я попробую написать о вас рассказ или повесть. Расскажите о своей жизни на Сахалине, о природе, своей работе, о семейном счастье, о трудностях, которые приходится преодолевать, об успехах. У меня недавно прошла презентация двух моих книг. Я вам писала, по - моему, что в 2017 году стала членом Российского союза писателей. Привет жене.
    - Нина Дмитриевна, надо подумать, что написать вам про Сахалин. "На острове нормальная погода"...
    - Обязательно подумайте!
    - На другой день я получила первый материал для своего нового произведения:
    - Даже не знаю, про что писать. Начну с того, что мой путь на Сахалин начался со станции Себряково. И ровно через десять дней мои ноги встали на острове. Конечно, девять дней на поезде через всю страну ехать - это впечатляет. И потом сутки ехал на пароме. За дорогу сдружился с попутчиками. Ближе к Дальнему Востоку уже знал всех по именам. Едешь и смотришь из окон вагона на нашу огромную и красивую страну. С Ванина на пароме через Татарский пролив прибыл на Сахалин.
    - Слава! Большое спасибо за сообщение. Пожалуйста, еще расскажите, как живется вам на острове, как работается, об интересных случаях, о трудностях и радостях. Привет жене. И острову.
    - Буду помаленьку писать. Работаю тут токарем. Кстати, в прошлом году было двадцать лет, как я стою за станком. И также пятого сентября семнадцатого года было десять лет, как я нахожусь на Сахалине.
    У многих возникал вопрос, когда узнавали, что я с материка:
    - Как ты сюда , на остров, попал, ведь многие отсюда уезжают на материк, в теплые края?
    На что я отвечал:
    - На поезде приехал. Волгоград рядом с Сахалином. Десять суток - я на Сахалине. В принципе разница небольшая. Десять суток по земле или девять часов на самолете из Москвы до Южно - Сахалинска. Разница в одну цифру.
    Некоторые не любят Сахалин. И это в основном те, кто тут родился или живет долгое время. А причина кроется в плохой погоде: длинная зима, снежная, лето короткое, холодное, мало солнечных дней.
    Летом, если попадают солнечные дни на выходные, жители Южно - Сахалинска стараются выехать на природу с ночевкой. И на заправках уже с пятницы наступает ажиотаж в виде огромных очередей за бензином. Туризм на Сахалине очень развит. У многих тут есть палатки и всякая утварь для отдыха. В самый разгар выходного, в субботу, у моря негде поставить машину и разбить лагерь. И это без преувеличения. Вроде бы живем у моря, море везде, а  место для отдыха непросто найти. Хоть люди и уезжают с острова в поисках тепла и дешевых продуктов ( к примеру, хлеб у нас стоит пятьдесят рублей), но потом большая часть из них жалеет об этом. Знаю одну знакомую, которая, продав квартиру на Сахалине, вместе с дочерью уехала на материк, в славный город Камышин. Купила там квартиру. Примерно, через три года вернулась на остров. За те деньги, которые получила за продажу квартиры в Камышине, здесь не смогла приобрести жилье. Сначала снимала квартиру.
    Что касается моей работы... Скажу, что профессия токаря вымирает на Сахалине. Больших предприятий, надо сказать, не осталось. В городе мало людей этой специальности. Лет девять проработал в автосервисе токарем.От многих получал заказы сделать детали. В декабре семнадцатого года сменил место работы. Сейчас в моем распоряжении много металлорежущих станков. Со мной работает 62 - летний пенсионер - токарь. Он всю жизнь простоял у станка, начал, видимо, уставать. Но мы с ним нашли общий язык. Сработался я и с коллективом.
    - Спасибо, Вячеслав. Если еще что - то вспомните, напишите. Хорошо? Я вспомнила, как мы уезжали когда - то из Комсомольска - на - Амуре. Те, кто покупал у нас жилье, говорили:
    - Куда вы едете? В европейской части жить трудно, а тут у вас все есть: ягоды, орехи, фрукты, овощи, которые растут без полива и в большом количестве...
    Мы все - таки уехали. Потом пожалели об этом.
    - В Комсомольске - на - Амуре  стояли, по - моему, шесть часов, пока наш вагон присоединяли к другому составу. Я тогда поленился погулять по городу. Получается, что вы, Нина Дмитриевна, тоже из этих мест? Тогда вы кое - что знаете о жизни на Дальнем Востоке. Да, ягод много в лесу. Но я не ягодник. И небезопасно ходить у нас за ягодой: с медведем можно повстречаться. Бывали трагедии. Знакомый парень занимается рыбной ловлей. Во время летней путины был в городе Оха. Это северный город и районный центр. Рассказал, что за день увидишь с пяток медведей. И это еще мало. Стан у моего знакомого был на берегу моря...
   Я, как уже сказал, не ягодник, но зато рыбак. Местные старожилы говорят, что в реках стало мало рыбы. Появилось немало промысловых станов. Заядлые рыбаки говорят, что раньше лосось заходил большими стаями в реки, можно было ловить руками. Я спрашивал, нетрудно ли таким способом добывать лосося: поймаешь его, а он из рук выскользнет. Медведю в этом случае легче: он ее когтями цепляет. Мне на это отвечали, что рыба не помещалась в реке. Люди заходили в воду, ногой выбрасывали ее на берег. Или море это делало.
    Мы как - то отдыхали в таком месте, где ширина реки равнялась двум метрам, а глубина была по колено. Но рыба туда заходила. Года два назад мы там, у мыса Великан, наловили рыбки. У меня есть фотографии этих мест.
    Выехали тогда часов в восемь вечера. Сначала это была трасса, потом показался берег моря. Около часа продвигались по тайге. В одиннадцать ночи были на месте.
    В дороге так устали, что не поставили сразу шатер. Утром моя Лиля разбудила нас с Толиком. Мы любовались восходом солнца. Рассвет! Красота! Погода чудная! От ярких красок рассвета нельзя было глаз оторвать! Лилия сделала несколько красочных снимков. Это ее любимое занятие.
    Восточнее нашего острова расположены Курильские острова. Солнце там раньше поднимается. Испытал такое волнение, когда осознал, что я раньше москвичей, раньше вас на восемь часов увидел это чудо природы. Подумал, что Москва еще спать не ложилась, а мы тут, у моря, уже проснулись.
    Мы с женой отправились в шатер, а Толик пошел к устью речки, что находилось в семидесяти метрах от моря. Руками поймал лосося. Позже втроем поднялись на мыс Великан и смотрели, как лосось косяками ходит  в воде по камням...
    Незнакомые люди посоветовали нам пойти вверх по течению. Там, мол, рыбы несметное количество. Отправились с другом, увлеклись, пришли с шестью громадными рыбинами в лагерь. Нас со слезами встретила Лилия: переживала за нас, подумала, что состоялась наша неожиданная встреча с медведем. Этот случай часто вспоминаем. И я как - то подумал, что мы могли погибнуть, потеряв бдительность. Столько медведей охотится за лососем.
    У нас часто от заядлых рыбаков можно услышать одну побасенку. Двое убегают от медведя. Один другому говорит:
    - Вася,  как ты думаешь, мы сможем от медведя убежать?
    - А я и не собираюсь от него убегать, я стремлюсь тебя обогнать.
    Вот так живет мой коллега - художник на Сахалине. Прощаясь в этот раз с ним в "Одноклассниках", я написала:
    - Спасибо! Очень интересно. Уже есть о чем писать в рассказе о вас. Если еще что - то вспомните, напишите. Если издам, обязательно вышлю вам. Как быстро пролетело время! Вы уже десять лет не живете в наших краях... С Дальнего Востока мы уехали, когда мне было тринадцать лет. Жили недалеко от Комсомольска, там, где находились две воинские части: одна - летная, вторая - обычная. Мы, дети,собирались летом группами и уходили далеко в лес, где тайга и сопки. Однажды убегали от медведя, только пятки сверкали. Хорошо, что летом эти звери почти не набрасываются на людей!
    - Есть рядом с Комсомольском город Солнечный. Там размещены воинские части. По - моему,он закрытого типа. Когда я ехал в поезде на Сахалин, в вагоне познакомился с девушкой. Она была из Солнечного.
    Опять о природе. Она тут обалденная! Везде видишь на острове неповторимые места.Великое множество речек составляет его основу.Величественно красивы водопады разной величины. Водопад Клаковский считается одним из самых высоких на острове. Первый раз мы на этом водопаде были в мае семнадцатого года, когда речки были наполнены большой водой. Впечатляет и то, как плещется вода в Охотском море. На берегу, позади тебя, находится высокая, отвесная скала, которая веками омывается волнами моря. Смотришь на этот монумент природы, соразмеряешь себя с ее творениями и думаешь: "Какая я маленькая песчинка на планете!"
    На этот раз на этом наша переписка закончилась. Но я, дочитывая последние его строки, подумала о том, что мой знакомый еще обязательно что - нибудь напишет.