Красный парадокс

Тимофей Михайлов
Идти «царским путём» – значит избегать крайностей. Ну, так вот – о «красном парадоксе». Этот парадокс во мне самом.

Первое, о чём хочу сказать – современных коммунистов я недолюбливаю. Читать их СМИ невозможно – сплошь и рядом одна «чёрная критика»; поневоле задумываешься, а чем, собственно, коммунисты отличаются от либералов в этом плане. Вот не верю я, что лично им живётся плохо – просто, видимо, этой политической группе выгодно на всех углах трубить об «антинародности режима», потому что это привлекает к ним внимание. Хотя кому как, меня лично это отталкивает. Меня бы больше привлекли их свидетельства о том, что лично они делают для того, чтобы жизнь в стране улучшилась. Очень хорошо кем-то сказано: не надо бороться ПРОТИВ – надо бороться ЗА. Вы ведь хотите, чтобы жить было хорошо, уважаемые коммунисты?

А теперь второе. Казалось бы, противоречащее первому. Дело в том, что воинствующего антикоммунизма я тоже не люблю – в том числе и даже тогда, когда наблюдаю его в православной среде. Совсем недавно я прочитал статью о священнике из Екатеринбурга, который в своей проповеди прямо сравнил Ленина и большевиков с Гитлером и террористами, поставив их в один ряд. Я признаю, что у священника были и есть основания для обвинения Ленина и партии большевиков – потому что действительно очень много злодейств было совершено Советской властью по отношению к вере, к церкви, верующим и священнослужителям.

Но что-то заставляет меня настораживаться. Как заставляют меня настораживаться раздающиеся в православной среде (к которой я и себя причисляю) призывы к «суду над большевизмом», к тотальному переименованию улиц, городов, площадей, носящих имена большевиков и революционеров, к уничтожению памятников всем вышеупомянутым деятелям.

Где-то с нечто подобным мы совсем недавно столкнулись. Да ясно, где – на Украине. Что, думаете, украинские фашисты валили памятники Ленину потому что верующими были? Как бы не так. Для озверевшей майданной толпы – а после для утвердившейся на крови власти - Ленин и другие деятели советского периода являлись звеном, связующим Украину с Русским миром. И это звено им надо было разрушить. И вовсе не случайно памятники Ленину стоят и поныне в Крыму и Донбассе. В Приднестровье люди в подавляющем большинстве своём – верующие, но никто там не думает отказываться от советского наследия. Там до сих пор 7 ноября – праздник, там до сих пор на флаге – серп и молот. И это, думается, вполне осознанный выбор приднестровцев.
А причина, я думаю, в том, что Ленин, как бы там ни было, был основателем советского государства. Государства, чьим наследием мы во многом пользуемся до сих пор.

Опять же, что касается раздающихся голосов о том, что нам нужно «покаяться за советское прошлое» и т.п. Между прочим, к этому же призывают нас наши западные «друзья» - тоже повод задуматься. Я считаю, что покаяние и искупление  за злодейства, совершённые советской властью, нашим народом уже принесено. В Великую Отечественную войну.

«Декоммунизаторы» из числа «ревнителей не по разуму», возможно, действуют искренне и из лучших (как им кажется) побуждений, но по факту их порывы способны посеять только смуту и раскол. Так же, как и очень топорными и отталкивающими выглядят их попытки тотальной идеализации царской, дореволюционной России с одновременной демонизацией России советской.

Ни один период нашей истории не является однозначно белым или однозначно чёрным. Нам бы научиться смотреть на каждый исторический этап как на «наш» со всеми его плюсами и минусами; плюсам радоваться и помнить о них, о минусах тоже помнить и делать выводы, чтобы не повторять такого вновь. Пусть история станет для нас практической наукой, помогающей жить, преодолевать трудности и расколы.