Глава 080. Гайдн. Соната до-мажор

Валентин Великий
Йозеф Гайдн
Соната для фортепиано до мажор Hob XVI:48
Оливье Кавэ (фортепиано)

alexa_minsk: Не смотрите на имя автора, просто послушайте и назовите его имя. Ведь это ранний Бетховен?

Но нет, все же это Гайдн. И у Гайдна сонаты намного лучше, чем у раннего Бетховена. Намного.

musikus: Очень спорно. И вообще, раз уж учитывать ранний-поздний, то, может, и неправомерно сравнивать? Но по мне — уже три первые сонаты Бетховена, посвященные, кстати сказать, Гайдну, превосходят большинство сонат последнего, независимо от того когда они были созданы. Особенно Третья, до-мажорная. Да и первые две...
 
Romy_Van_Geyten: Интересно какими критериями Вы руководствуетесь. По мне так их вообще не имеет смысла сравнивать. Все равно что пытаться выяснить, что лучше — итермеццо Брамса, мазурки Шопена или экспромты Шуберта.

...сонаты, конечно, гениальные, но в том, что касается композиторского мастерства, первые сонаты Бетховена, на мой взгляд, можно сравнивать только с ранним Гайдном — поздний Гайдн на порядок круче.

musikus: Интермеццо, мазурки и экспромты — формы несколько разные, тогда как сонаты Бетховена и Гайдна один и тот же жанр — сонаты. А повод для сравнения абсолютно прозрачный: молодой автор, из той же самой школы, что и корифей, посвящает последнему свои сонаты, явно намекая на преемственность. Как же не сравнить? Для нас же, слушателей, критерий сравнения самый простой — захочется вновь послушать или нет. Субъективно, конечно, но где взять объективность и нужна ли она здесь вообще?

...ну уж пользуйтесь тогда той же логикой: сравнивайте позднего Гайдна с поздним Бетховеном. Это будет честно. Но тогда даже знаменитая Es-dur-ная Гайдна не потянет против четырех-пяти последних сонат Бетховена.

Romy_Van_Geyten: Ну, мне они кажутся вполне сопоставимыми. Кстати, обе Es-dur’ные. Сравнивать, конечно, можно только уровень мастерства, потому что образная сфера у позднего Бетховена вообще ни на что не похожа, поэтому никакому сравнению не поддается.

musikus: Не понял: о каких «обеих сонатах Es-dur» речь?

Romy_Van_Geyten: 49, 52.

musikus: Понял, спасибо. Что же касается образной сферы — то она одинакова — Человек.

Romy_Van_Geyten: Боюсь, эта сторона искусства меня вообще не заводит. Мне гораздо интересней прыжки сознания, уводящие за пределы человеческого. И поздний Бетховен, кстати, по этой части абсолютный чемпион.

musikus: Ну, это уже сфера абсолютно субъективная. По мне так поздний Бетховен — это и есть самое человеческое из всего, что он написал, включая квартеты, Торжественную мессу...

abcz: Вообще говоря, сонаты Гайдна отличаются от бетховенских (исключая ранние последнего) так же разительно, как от моцартовских или, хоть, скарлаттиевских. Просто разные миры, разные идеологии, разные музыки, ничуть не более близкие между собой, чем все они с прокофьевскими, скажем.