Мужик и медведь

Александр Кучуро
                Чтобы не говорил наш разлюбезный народ эдакое на досуге, а воспоминания штука довольно забавная и поучительная.
       Вот словно забредши в пыльный чулан, где давным - давно валяются, кажется совсем  и окончательно позабытые вещи, случайно, а может быть и нет, спотыкаешься, натыкаешься, цепляешься или же на тебя сваливается неожиданно одна из давно позабытых вещиц.

             Небрежно бросив взгляд на неё и к тому  же, выдав несколько не лестных слов в адрес вещицы, которая сбила тебя с привычной мысли, а зачем вообще ты сюда забрёл, вдруг припоминаешь  один из случаев из далёкого детства.
                Отчётливо и ясно в памяти всплывают события тех далёких событий, по которым испытываешь щемящую грусть.

       А было это тогда так: в тот летний день, когда солнце довольно высоко поднялось над горизонтом, и уже маячила своими лучами сквозь кроны деревьев соседнего огорода, а это было где – то начало десятого, я чтобы развеять скуку, отправился поинтересоваться, чем сегодня занимается бабуля, возясь в летней кухне дедова двора.

                Лениво поглядывая по сторонам, я добрёл по двору до открытой двери кухни, остановился в проёме и заглянул внутрь.
Баба Оля интенсивно раскатывала тесто на столе,  повернув голову в мою сторону, с улыбкой сказала:
                - Проходи унучёк, будем вареники лепить.

          Дело мне знакомое и привычное, уж чего, а вареники и пельмени баба Оля меня давно научила лепить, это мне даже порядком нравилось, особенно когда залепляли вместе с начинкой пуговицу, монету или острого перца, так сказать для определения счастливчика, которому достанется этот неожиданный сюрприз  кулинарного изделия.

          В этот раз к обеду готовились вареники с творогом, своим домашним, слегка присоленным, как я любил.
                С бабой Олей всегда было интересно и весело, она знала кучу всяких забавных случаев, которые рассказывала так, что заслушаешься, раскрывши рот.

                К тому моменту, когда большая часть вареников была слеплена и  уже в кастрюле  закипала вторая закладка вареников, отворилась калитка, и во двор вошёл  Лёнька, племянник бабы Оли.
        Лёнька был на пару лет младше меня, но в иных жизненных ситуациях был сообразительней меня.
              Он, закрыв за собой калитку, не спешил идти через двор, нагнув голову вниз, Лёнька  на уровне живота что – то теребил в руках.

         Я с медлительной аккуратностью заворачивал гребешок вареника и в боковое окошко, а точнее будет подметить, северное, наблюдал за действиями Лёньки.
         Тот с явным усердием проделал несколько манипуляций руками, проследовал по двору к кухне и вскоре показался в проёме дверей.

             Заходить он сразу не стал,  а глядя вниз, на свои руки, сделал ими несколько движений, вот тут - то я и увидел удивительное действие, на деревянной планке вдруг поочерёдно застучали по наковальне молотками мужик с медведем.

                Я ещё был под впечатлением увиденного и тупо глядел на хитроумную игрушку, а баба Оля уже расхваливала на все лады новое приобретение племянника.
                Лёнька ликовал, он не поднимая головы, мельком глянул из под бровей на меня, вот мол, смотри и завидуй, такого ни у кого нет, только у меня.

                С торжественным видом он уселся за стол на табурет, лепить вареники он не собирался, Лёнька был во власти своей игрушки, которую держал в руках, положив кулаками на  колени.
         Он временами шурудил руками, а мне было видно только, как мужик с медведем интенсивно работали молотками.

                Мне до ужаса хотелось понять принцип работы простейшей механики, для этого я слегка приподнялся и вытянул шею, но Лёнька, увидев движения с моей стороны, ещё глубже под стол припрятал игрушку.
            Его понять не сложно, вдруг мне захочется выхватить его игрушку, а ведь ему строго на строго наказали ни кому её не давать.         
      Ведь чужую вещь сломать не жалко, а то и специально, из зависти возьмут да хряпнут, а потом будут твердить, что всё получилось случайно.

             Для надёжной сохранности лучше вещицу держать при себе, так и спокойней будет, да и отчитываться перед старшими не придётся.
 
                Баба Оля вылавливала шумовкой вареники из кипящей воды в кастрюле и ловким движением скидывала их в огромную глубокую чашку, придерживая её левой рукой с одного края, а другим, упирая себе в бок.

            Когда все вареники  из кастрюли оказались в чашке, бабуля её поставила на стол, затем деревянной ложкой зачерпнула из банки топлёного масла, шлёпнула его поверх вареников, а затем, взяв за края чашку, принялась лёгкими движениями подбрасывать содержимое вверх.
                Вареники кувыркались и выплясывали, купаясь со всех сторон в масле.

                Мы с бабулей продолжили лепку вареников, а Лёнька периодически заставлял мужика с медведем стучать молотками.
                Эта его забава не давала мне покоя, как возня мышей коту.               
    
          Моё желание самому подержать забавную поделку в своих руках не давала покоя, только распаляла интерес, я выжидал момент, когда бабуля выйдет из кухни и тогда может получиться договорится с Лёнькой о не большом одолжения, в своих руках подержать  игрушку.

           Я с упорством и терпением ждал этого момента, и он вскоре наступил, бабуля удалилась и мы остались вдвоём.-

        - Дай глянуть,
                обратился я к Лёньке и протянул руку.

             Но Лёнька зыркнул на меня  своими как угли чёрными глазами, протяжно укнул и отворачиваясь всем корпусом, сел почти спиной ко мне.
           Я ещё надеясь, что он только для приличия держит марку, ещё далее через стол  протянул руку, попросил его:
                - Ну, дай, я только посмотрю.

          Лёнька ещё сильнее и не довольнее заукал: «У – у – у»,  отклоняясь от меня в сторону и вдобавок отводя как можно дальше левую руку с игрушкой, уж чтобы наверняка я не дотянулся.

               Наглеть я не стал, так как понимал, следующее, что произойдёт, так это он пожалуется бабуле, а её мне беспокоить по пустякам не хотелось.

                Возникшее напряжение на кухне было снято с приходом бабы Оли, она даже не заметила, что здесь назревал не большой конфликт.

             Лёнька словно дразня меня, продолжал возню с игрушкой, отчего у меня возникало всё большее желание завладеть хитроумным устройством и собственноручно испробовать его.

        Я и баба Оля продолжили лепку вареников, а Лёнька продолжал возиться со своей цацкой.
                Стоило мне перевести взгляд на его игрушку, как то ли дразня меня или ещё по какой другой причине, он её опускал ниже уровня стола, чтобы я даже не мог наблюдать за его развлечением.

              Мне только и оставалось, как молча злиться на Лёньку, я иногда посматривал на него и про себя думал:
                «Вот жадина и жмот.
                Мог бы хоть на минутку  дать посмотреть.
             Ни кто бы и не узнал, даже бабуля бы не догадалась.
       Ладно бы пацанам на улице отказал, там всё понятно, но мне бы мог показать, я бы аккуратно с игрушкой поступил.
                Да если бы у меня такая вещица, я бы сам ему бы предложил поиграть, мне было бы не жалко.
                А он сидит с деловым видом, только на нервы действует, пошурудит – пошурудит мужиком с медведем, зыркнет на меня и снова за своё.
               Вот бы сломалась его цацка, я бы вдоволь насмеялся.
                Но нет, вещь сработана добротно, хорошо сделана.
 Скорей бы вареники долепить, да поесть  горяченьких с огня от пуза, накалывая их на вилку да обмакивая в густую домашнюю сметану». 

            Минуло несколько дней с того самого момента, когда заявился Лёнька к бабе Оле похвастать свой хитроумной игрушкой.
                Уж как получилось уже и не припомню, за каким я делом заглянул в дедову хату, но от  лежавшей на столе в сенцах Лёнькиной цацки остолбенел.
                Глядя на игрушку, я оторопел.

                Вот он извечный вопрос, мучавший многие умы человечества:
                Что делать и как быть?

               Ситуация довольно взрывоопасная, больше походившая на ту, когда забравшись в колхозный сад, с лёгкой паникой и азартом, вспрыснутой порцией адреналина  мечешься по рядам в поисках дерева с наилучшими плодами, не забывая ни на секунду, что запросто можешь получить заряд соли в зад.

                То, что Лёнька наигрался вдоволь это понятно и дураку, иначе он её бы не оставил здесь без личного присмотра.

         Я колебался и сомневался в своих дальнейших действиях, но нашлись те, кто очнувшись от скучной дрёмы, настойчиво стали давать мне советы в левое ухо:
                - Ну и чего уставился?
                -Бери, ведь ни кто не увидит.
              -В хате то ни души, сам посуди идеальней момента и быть не может.   
         - Желание,  прежде всего, ублажать надобно, ведь хочется попробовать, не так ли?
                -Немножко подвигать планками туда – сюда, посмотреть на добрую работу мужика и медведя.

             Очень верно и убедительно, с чем  я был полностью согласен, если бы не одно но.
                В правом ухе я услышал монотонный бубнящий голос:
         -Остановись дитя не смышлёное.
                - Ещё не поздно.
                -Вещь чужая, а потому без спроса трогать нельзя.
                -Подумай, прежде чем сделать неверный шаг.

         - Да не слушай ты его,
                раздалось с ещё большим напором в левом ухе,
                -ты ж его не воровать собрался.
           -Поиграешь немножко и вернёшь цацку на место, дел всего - то на раз чихнуть.
                - Давай действуй!
          - Пока будешь жевать сопли, обязательно кто – то припрётся, вот тогда и пожалеешь, что не воспользовался моментом, а другого такого может и не быть.
                - Вот и будешь мучиться терзаниями, мог да не смог.
          -Действуй решительно и ни кого не слушай, мы тебе дурного не посоветуем.

               Моя слабая детская психика поддалась на соблазн и уже не слышала, о чём говорилось в правом ухе.
           Я сделал над собой тяжкое усилие, и сделал несколько шагов к столу, при этом, не отрывая взгляда, от лежавшей на столе игрушки.
              Оставалось только протянуть руку и взять её.
           Страх быть застуканным на месте предстоящего преступления сковывал мысли и движения, а желание воспользоваться таким удачным моментом подталкивало в спину.

          После не долгих раздумий за и против, я с осторожностью беру игрушку в руки, при этом с опаской посматриваю через окошко на двери кухни, в случае появления там кого либо, будет возможность быстро положить вещицу на место, а самому быстро удалиться в одну из комнат хаты.

                Из летней кухни видимо в этот момент ни кто и не собирался выходить, что было для меня очень кстати.
        С волнением и трепещемся сердцем в груди, я с интересом взглянул на Лёнкину игрушку, удивила простота механики, до этого мне казалось, что всё намного сложнее.

          Я задвигал планками туда – сюда и удовольствием наблюдал за послушностью моих действий мужиком и медведем.
                И чем дольше я их заставлял махать молотками, тем больше разочаровывался в этой самой игрушке.
                Нет не по мне такая игрушка, мелковата масштабом и простотой, вот для Лёньки в самый раз, а для меня так не большой пустячок.

        Уже через пару минут я наигрался, а ещё через минуту она мне вовсе надоела.
           Я с ухмылкой положил её на место, надо же так разочароваться, а ведь до этого так страстно хотелось поиграть, вон какую обиду затаил и держал на Лёньку, а всего на всего вышла сплошная фигня.
            Что - то похожее на принцип раскрытого фокуса, пока не знаешь тайного трюка интересно смотреть, а как узнаешь секрет, полнейшее разочарование, тем более в самом себе, что не мог додуматься до такого пустяка.

             Как то странно получилось, но моё желание по забавляться хитроумной игрушкой прошло окончательно, оставалось только покинуть место не давних страстей и почувствовать себя свободным от мучительных мыслей в обладании пустяковой вещицы.


                09 – 12 апр 2018 г.