По козырю

Борис Рябухин
             Рецензия на книгу: Яны Амис «Последний козырь».
Психологический триллер, издательство: Эксмо. 2018, Москва.

Яна Амис- новый голос в современном авантюрном детективном романе, коренная москвичка, живет и трудится в Канаде. Для прозаика такого жанра у нее подходящая профессия: судебная переводчица-медиатор, более двадцати лет проработала в системах зарубежного правосудия. Известна читателям рассказами и повестями на русском и английском языках, печаталась в журналах «Новый мир», «Русский век», и др. Писательница, автор нашумевших шпионских детективов “Грязь", "Похищение банкира Фернандеза", серии «Слушать полночь». Включена в «Антологию российских писателей Северной Америки». В сборнике «Крым я люблю тебя», ЭКСМО 2016, можно найти ее рассказ «Крымский пейзаж на счастье», отмеченный в газете «Аргументы и факты», переведенный на другие языки.
Яна Амис Член коллегии адвокатов Канады, Член Союза писателей Северной Америки- женщина с удивительной судьбой и необыкновенным талантом перевоплощать свои мироощущения в захватывающее повествование. Ее новый триллер «Последний козырь» безусловно заслуживает внимания читателей.
Две потерянные души, – говорится в аннотации романа, – два героя в пространстве Нового Света, один из которых — "сумасшедший ученый" и поэт Аркадий Смолянский и бывший российский моряк, Сергей Козыренко, по воле судьбы становятся близкими людьми в незнакомом, жестоком мире иммиграции.

Смолянский, получивший огромное состояние, называющий себя Понтификом Марком Антонином Аврелием, ведет секретный «Дневник любви», посвященной его любимой Нине Светлой. Здесь он представляет детальную хронику своего существования и делится сокровенными мыслями, вовлекая в свою жизнь участников, не подозревающих о его гениальном таланте изобретателя своих собственных иллюзорных реалий.
«Дневник любви» Смолянского, помогает автору освещать события героев в романе, спасая от тривиальности и лишних объяснений. Все логично, все конкретно и все закручено до неожиданного.  В очередном отчете своей любимой Смолянский пишет: «С утра Марина и Сергей Григорьевич уходят на работу, и на их место заступает Людмила Владимировна. Я ду¬маю, она заполонила Сергея своими ямочками. Пожалуйста, не удивляйся! Ямочками можно за¬воевать сердце мужчины так же просто, как и ну, скажем, тонкой талией, или красивыми нога¬ми, или другими частями тела …».  Или: «Эти две меркантиль¬ные ****и, Марина Митрофановна и Людмила Владимировна, полностью переписали его, как замечательную волшебную историю, в какой-то пошлый анекдотишко. Сергей Григорьевич бо¬лее не роман со счастливым концом, а совсем несмешная побасенка, которую все скоро поза¬будут».
 Сергей Григорьевич Козыренко ¬ – главный протагонист, сначала из матросской жалости спасает соотечественника Аркадия Смолянского от приступа эпилепсии в приюте для бездомных, но потом выясняется, что новый знакомый безгранично богат и скрывается в приютах от преследований тех, кто посягает на его наследие. Бездомный, нищий, недавно освободившийся из тюрьмы, Козыренко (флотская кличка Козырь), решает временно «пришвартоваться» к странному соотечественнику. 

 
Вот как проходит их первая встреча:
«…Козырь метнулся к своим вещам, выхватил из кармана куртки варежку и засунул между стучащими зубами больного. Он навалился на бьющееся тело, одной рукой прижимая голову мужчины к подушке, другой — удерживая его подбородок. Худое длинное тело под ним напряглось и забилось сумасшедшей дрожью. Ему пришлось упереться одной ногой в пол, чтобы не свалиться с узкой кровати. Прошло несколько секунд, и седой мужчина под действием лекарства начал затихать. Козырь поднялся, накинул на него одеяло и полез за табаком. Его самого слегка трусило. Курить в здании запрещалось, он просто взял понюшку табака и затолкал ее в ноздрю, глубоко вдыхая запах дешевого зелья. Появился пожилой волонтер.
— У нас все нормально, просто приболел человек, — не стал выдавать соотечественника Козырь.
— Скорую вызвать?
— Да нет, вроде засыпает, я его знаю, — соврал он, не зная зачем».
  Автор заполняет объем не просто байками и догадками, а своими знаниями из профессионального опыта и личными судебными наблюдениями, которые она мастерски переводит на язык саспенса, создавая сразу несколько сюжетных линий необычного романа. В «Последнем козыре» есть еще несколько нестандартных приемов: автору удается показать гениальность психически неуравновешенного профессора через его поэзию и научную «Солнечную теорию», которую он так подробно описывает в своем дневнике, с приложенным чертежом и другими вычислениями.
Яна Амис безусловно -мастер диалога, это четко прослеживается во всех ее произведениях. Ее герои говорят на присущем их социальному или асоциальному статусу, языке, в этом она честна до последнего, ведя читателя за собой, не давая места никаким сомнениям.
«— Аркадий Борисович, омлетик хотите? — предложила Людмила.
— Падите вы к черту, Людмила Владимировна, — сказал Смолянский развязным тоном. — Вы настоящая дрянь, а не ветеринар.
Людмила от удивления выронила тарелку из рук, но тарелка не разбилась, упала на ребро, ударилась о ножку дивана, и завертелась, как волчок.
— Что? Что вы сказали?
— Сказал, что есть, — ответил злобно Смолянский. — Чертовка вы самая настоящая, посмотрите, как тарелка закрутилась, разве из чистых рук такая чертовщина выкрутится и плясать пойдет? Вы дрянь, — сообщил он нарочито грубым тоном.  Он вдруг вскочил, подлетел к Людмиле, схватил ее за горло и начал трясти изо всей силы.
— Зачем он тебе, зачем? Гадина проклятая! Зачем он тебе? Он мой опекун, он мой друг!»
Еще одна линия в романе – события, происходящие в Доме Гринвилей- «одной из богатейших семей в Северном полушарии», откуда исчезает совсем непростая колумбийская служанка Эрика, в ее убийстве обвинят Смолянского.
Диалог Эрики с женой Артура Гринвиля- графиней Вероникой Долорес Бэдфорд Гринвиль, превращает читателя в свидетеля:
«Эрика почувствовала себя полнейшим ничтожеством. Ей показалось, что Вероника превратилась в удава, а она в кролика, и вот сейчас это чудовище проглотит ее и с отвращением выплюнет.
— Я беременна ребенком Артура! — закричала она не своим, тоненьким голосом. — Ваш мерзавец с разноцветными глазами отверг своего ребенка! И это вы называете джентльменством?
— Дорогая, я не могу сделать вам аборт, но я могу предложить прекрасного врача и оплатить его услуги.»
«Последний козырь» - многогранная история о предательстве и любви, о том на какие невероятные уловки способен человек в условиях насилия и обмана. В романе Яны Амис читатель встретит плеяду самых разнообразных героев -одних он полюбит- психиатра Макензи и адвоката Керна, других- презренных мошенников -кузена Раздольного и московского уголовника Владимира - возненавидит. Не останется читатель равнодушным и к судьбе Ромба Геометриевича Смолянского – йоркширского терьера и талантливого «сыщика», который примет участие в расследовании одного из запутанных убийств.
Все они, как в киноленте оживут, станут жить, дышать, страдать, совершать удивительные поступки, беспокоить читательское воображение. Читатель бесспорно примет их близко к сердцу и уже не захочет с ними расставаться. Температура саспенса от первой до последней страницы повышается и остается обжигающей до конца, хотя сарказм и юмор не покидают страницы романа.
Яна Амис бесспорно подарила читателю одно из лучших, комплексных произведений, существующих сегодня в детективном -психологическом жанре.
В одном из интервью, рассказывает писательница, ей задали вопрос в каком жанре она пишет?  «Пишу в моем собственном жанре- «Занимательное чтиво». Россия богата великими и популярными писателями, я решила стать интересным, необычным автором, освещающим волнующие, но пока малоизвестные темы, создавая легкое, захватывающее, увлекательное чтиво на каждый день.»   
В триллере «Последний козырь» ей это без сомнения удалось.
На подходе новый детектив автора «Закон журавля», серии «Слушать полночь».  Ждем с нетерпением!

                БОРИС КАРИН