Александр Бурьяк
История и теория империй (наброски)
(Фото: Барельеф Триумфальной арки в Париже)
1. Введение.
2. Понятие империи.
3. База данных об империях.
4. Место империй в истории.
5. Империи и нации.
6. Империи и союзы.
7. Империи влияния.
8. Причины образования империй.
9. Альтернативы империям.
1. Введение.
"Дайте мне взглянуть на что-нибудь совершенное,
до конца удавшееся, счастливое, мощное, торжеству-
ющее, чего еще можно было бы опасаться!"
Ф. Ницше. "К генеалогии морали" (I.12).
В истории любой страны, любого народа есть много страшного,
грязного, глупого, абсурдного. И на это следует обращать некото-
рое внимание -- чтобы меньше повторяться. Но в первую очередь
следует обращать внимание на другое: на великие порывы, на реаль-
но полезные достижения, а также на здраво налаженную повседнев-
ность. Из истории следует БРАТЬ. Для этого необходимо её ЗНАТЬ.
Но поскольку она ОГРОМНА, и по существу необъятна, лучше подхо-
дить к ней с определёнными критериями поиска: высматривать что-то
конкретное, с конкретными целями.
Целью данной работы является исследование феномена империи:
многонационального государства, которое создаётся и сохраняется
как целое в значительной степени посредством насилия.
Антисоветская пропаганда второй половины XX века имела одним
из основных мотивов обвинение России в имперскости: в насильст-
венном удержании в составе СССР множества народов. Противники
СССР использовали то обстоятельство, что Советский Союз, в отли-
чие от всех стран Запада, был ярко выраженным многонациональным
государством (с обычным для таких государств набором проблем).
В подрывной пропаганде Советский Союз стал "Империей зла". Целью
этой пропаганды был распад страны. Этой цели достигли, но заодно
сильно пострадал образ "империи вообще": им как бы пожертвовали
ради победы над "большевизмом".
Между тем, все современные более-менее крупные государства про-
шли имперскую стадию развития (кто бурно и по-крупному, кто тихо
и по мелочам), поэтому для граждан этих государств говорить
нехорошо об империях -- значит, дурно отзываться о собственных
предках, которым они целиком обязаны тем, что имеют такое-то
гражданство и такую-то культуру, а не что-то другое.
Да, империи создаются не без крови. Но ведь рожать людей -- это
тоже больно, а никто (по крайней мере, явно) не выступает по этой
причине против того, чтобы женщины рожали (неявно -- выступает,
поэтому и вымирает коренное население Запада).
Большим, если не основным, пороком империй считают насилие. Но
насилие внутри империй -- это всего лишь альтернатива взаимному
насилию между неимперскими мелкими государствами (это помимо
насилия внутри таких государств). А поскольку своих обычно душат
несколько менее злобно, чем чужих, то выгоднее быть душимыми в
империи, а не извне.
Обличаемой сущностью в антиимперских "поливах" настоящего вре-
мени обычно является не вполне ещё добитая Россия -- та самая
Россия, которая как империя отличается тем, что она в наибольшей
степени, чем другие империи, сохранила своеобразие входящих в неё
народов. Разумеется, это следствие, скорее, не особенностей
"русского характера", а всего лишь сравнительно малой плотности
населения империи и огромности территории, на которой это
население страдало (страдает) от гнёта имперцев.
Имперские поползновения нынешней российской "верхушки" -- это
по большей части пропагандистская чепуха для сеяния надежд у
простоватых патриотов. Несколько миллионов иммигрантов в год --
это не увеличение человеческого потенциала Российской империи, а
её "размывание", тихое прибирание её к рукам другими империями:
явными, вроде китайской, и неявными, вроде исламской. В частнос-
ти, Дальний Восток Россией уже почти потерян.
Антиимперский пафос обычно имеет своей причиной не неприязнь к
опасностям и слабостям империй, а нечто другое. У "инородцев"
империи за этим пафосом стоит мечта о собственном государстве с
имперскими амбициями (для начала -- маленьком: удушающем только
представителей других этносов, оказавшихся на оторванной от
империи территории). У "общечеловеков" -- смертельный страх перед
военной службой и пренебрежение интересами общества.
Принципиально антиимперская позиция может быть только эмоцио-
нальная, но никак не рациональная, потому что рациональная анти-
имперская не может быть корректно обоснована. Совокупность исто-
рических и современных фактов говорит больше о том, что империи
-- почти неизбежный и в принципе не бесполезный компонент жизни
обществ. Порочными бывают конкретные особенности конкретных
империй, но принципиальная конструкция империи -- это всего лишь
оболочка, которую можно наполнять различным содержанием. Если
хочешь заполучить хорошую империю -- делай её сам.
В неимперском государстве (то есть в очень маленьком или в по-
старевшей империи) насилие используется не в меньшей степени, чем
в имперском, но в имперском государстве оно имеет форму имперско-
го, поэтому есть поверхностный повод говорить о насильственном
характере империй вообще, как если бы насилие не было необходимым
и существенным направлением деятельности любого государства.
Антиимперская идеология -- это всего лишь инструмент разрушения
конкретных империй, используемый другими империями, в лучшем слу-
чае -- местными "элитками", стремящимися урвать себе часть импер-
ской территории, а в туманной перспективе -- выстроить собствен-
ные империи.
Ничего, кроме демагогии и пафоса, имперской идее противопоста-
вить невозможно. Люди, пришедшие в этот мир на готовенькое и не
отвечающие головой за состояние общества, могут бесконечно
позволять себе антиимперские рассуждения -- даже после того, как
исчерпается имперское наследие их предков, но картину общества
(разделение на государства, культуры, этносы) определяют в конеч-
ном счёте не сепаратисты, а имперцы, потому что, даже чтобы како-
му-то "угнетаемому" народу иметь шанс добиться "независимости" от
империи, надо быть не очень маленьким, а это имеет место лишь то-
гда, когда сам этот народ представляет собой продукт интегрирую-
щей деятельности небольшой империи, пусть и в очень далёком,
варварском прошлом. Народы, не имевшие имперской фазы в своём
развитии, как правило, ушли в никуда: растворились в других
народах. Хорошо это или плохо, но шло укрупнение народов. Любой
народ, конечно, мог сохраняться и наращивать свою численность за
счёт культурной самоизоляции и интенсивного размножения, но он
вернее достигал этого за счёт ассимиляции других народов в
границах империи, которую создавал.
Героические личности в политике бывают разных типов. Среди
прочего, есть цезари и боливары: первые с благими намерениями
выстраивают империи, вторые с благими намерениями их разрушают.
Те и другие движимы не только личными амбициями, но также и
благими намерениями -- и действительно добиваются решения
каких-то проблем, но при этом создают какие-то другие проблемы,
так что дают основания для борьбы против себя.
Как генералы имеют склонность готовиться к предыдущей войне,
так и добропорядочные образованцы имеют склонность бороться с
предыдущими гитлерами и сталиными, тогда как реальные угрозы
уже, как правило, новые. Нынешние империи -- далеко не такие,
как во времена британской королевы Виктории. Сегодня они, скорее,
такие, как во времена, когда северные варвары выстраивали собст-
венные имперские государства на теле разрушающейся Римской дер-
жавы. Да, Запад переживает очередное нашествие (точнее, просачи-
вание) варваров: на этот раз чёрных, жёлтых и т. п. из Африки и
Азии. Китайцы, правда, не варвары, зато арабы, турки и негры
раньше вцепились в Европу фору и более интенсивно размножаются.
* * *
Если принципиальное антиимперство -- позиция абсурдная, то
стремление к демонтажу конкретной загнившей империи вполне может
быть правильным, хотя лучше, конечно, в первую очередь сосредото-
чиваться на возможностях её оздоровления.
Если империя не поддаётся оздоровляющим воздействиям, надо
использовать её "материал" для строительства какой-то другой им-
перии и только в крайнем случае -- для перехода в промежуточную
неустойчивую фазу: в период существования нескольких мелких
государств.
Разрушители империи изнутри должны честно говорить: "хотим в
другую империю", потому что вне какой-либо империи они, если и
продержатся, то не очень долго.
* * *
Выраженный иерархизм, характеризующийся тенденцией к абсурдиза-
ции управления, отнюдь не является неизбежной особенностью импе-
рии. К примеру, республиканский Рим был крупной империей, но
власть в собственно городе Риме была устроена отнюдь не в виде
привычной "пирамиды" подчинения. В течение всего времени сущест-
вования Римской империи многие входившие в неё территории оста-
вались под властью собственных царей, хотя и урезанной.
В советской империи определённая степень автономии народов,
можно сказать, даже навязывалась: считалось, что каждый народ,
обитающий на своей традиционной территории, должен иметь своё
административное образование: республику, автономную область или
хотя бы автономный округ.
* * *
"Империя" -- чарующее слово. Вот расхожие образы массовой куль-
туры: Emрire State Building, отель "Империал", "Империя игр",
"Империя развлечений", "Газетная империя", "Финансовая империя",
фильмы "Чингисхан", "Цезарь и Клеопатра" и т. д.
Заря империй прекрасна. Старость империй отталкивает, как вся-
кая старость. Великие империи относятся к числу самых значитель-
ных человеческих достижений.
Как сегодня некоторые народы стремятся в Европейский Союз, так
несколько столетий назад некоторые народы стремились в Российскую
империю, в Австрийскую империю и т. п. Европейский Союз -- это
своеобразная империя нынешнего времени. Империи бывают в восходя-
щей фазе, в нисходящей фазе. В восходящей они выгодны и привлека-
тельны, в нисходящей зачастую представляется, что они очень
мешают.
Имперская идеология -- в числе важнейших факторов образования
империй. Ни одна империя не создавалась на одном лишь насилии.
Сначала возникает имперская идеолгия -- потом империя. Сначала
разрушается имперская идеология -- потом империя.
Критерии качества империи -- количество объединенных ею наро-
дов и длительность ее существования. Интегрированный критерий
может представлять собой сумму периодов вхождения в империю
различных этносов.
* * *
Есть эстетичность и конструктивный смысл в больших империях, но
есть эстетичность и конструктивный смысл и в маленьких государст-
вах, если им хватает мозгов, чтобы обустраиваться и защищаться.
Примеры таких государств: Швейцария, Израиль, Иордания.
Положительное следствие малоразмерности -- небольшая высота
управляющей иерархии. Она не располагает к загниванию и облегчает
принятие сложных решений. Между "верхами" и "низами" дистанция
в малом обществе вынужденно небольшая.
Что же касается обеспечения безопасности и сложения усилий для
больших дел, это вполне достигается посредством союзов -- в пер-
вую очередь с другими малыми государствами. Соль ведь не в коли-
честве человек и квадратных километров, а в их качестве. Отсутст-
вие возможности добиваться благ грубой силой существенно подтал-
кивает к поиску более тонких решений.
Принципиальное общее превосходство больших империй над малыми
государствами отсутствует. Оно случается только при неиспользова-
нии малыми государствами преимуществ их собственной малоразмерно-
сти: при нежелании или неспособности работать мозгами, при неуст-
ранённости концептуальной зависимости от империй. Дураку, чтобы
побеждать другого дурака, нужна сила, а умник может брать верх и
хитростью. Для умника его собственная сила опасна тем, что лишает
стимула сохранять, развивать и применять умственные способности.
При надлежащем подходе к "человеческому материалу" страна может
обеспечивать себе и десятикратное преимущество в возможностях при
пересчёте на одного человека. То есть, к примеру, государство с
5 миллионами населения может успешно бодаться/соревноваться с го-
сударством, в котором 50 миллионов населения. Правда, если малое
государство смогло хорошо организовать своих умников, то оно и
бодаться ни с кем не будет, а найдёт более спокойные пути решения
своих внешнеполитических проблем.
Однако у малых государств есть дурной соблазн пристраиваться
марионетками младшими союзниками при больших государствах. Это
обеспечивает кое-какой подкорм, избавляет от необходимости серь-
ёзно думать, но и лишает преимуществ малоразмерности.
Ещё один нехороший соблазн у малых государств -- выдуривать по-
блажки и ресурсы у большого государства под предлогом подготовки
себя к слиянию с ним в "более тесный союз" или под угрозой слить-
ся "более тесный союз" с каким-нибудь другим государством. В этом
случае малому государству интеллектуализация тоже не требуется,
потому что замах на собственный путь сделал бы такую стратегию
невозможной. Элемент замаха может разве что имитироваться --
для набивания себе цены при торге.
2. Понятие империи.
В словаре Бракгауза и Эфрона: "Империя (лат.): у римлян
Imperium -- высшая государственная власть, принадлежала одному
народу, проявлявшему ее в законодательстве, верховном суде, в
решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие,
переносилась на выборных сановников; со времени Ю. Цезаря и
Августа обладателями ее стали императоры. Позже И. стала
обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть."
Империя в современном смысле -- многоэтническое государство, в
состав которого часть народов была включена силой и/или в составе
которого часть народов силой удерживается. Имперский народ --
основной строитель империи; он занимает в империи руководящее
положение; на территории его проживания размещается её столица.
Империи бывают разных типов. Общее у них -- наверное, насилие
внутри своих границ, направленное на то, чтобы сохранить большое
разнородное целое, стремящееся распасться.
Все сколько-нибудь крупные государства -- это империи (ныне --
с затухающей имперскостью) или бывшие империи. Правда, аналогично
все современные человеки -- потомки людоедов, так что прошлое ни
к чему не обязывает.
Империи бывают ярко выраженные и неярко выраженные. Почти любая
страна -- хотя бы немного империя: притесняет в своих границах
какой-нибудь малый этнос и держит в тюрьмах каких-нибудь сепара-
тистов.
Чаще всего в империи есть только один имперский народ. Бывают
империи с двумя, тремя и даже четырьмя имперскими народами. Чёт-
кой границы между имперским и неимперским народами нет. В импери-
ях с несколькими имперскими народами не все эти народы находятся
в одинаковых условиях. В разные периоды существования империи
входящие в неё народы играют разную роль. Неимперский народ импе-
рии может со временем стать имперским (пример: шотландцы в
Британской империи). И наоборот, имперский народ империи может
перестать быть имперским (пример: евреи в СССР).
Империи с двумя имперскими народами:
государство Ахеменидов (мидяне + персы);
Речь Посполитая (поляки + литвины);
Австро-Венгрия (австрийские немцы + венгры).
В полиэтничной империи, существующей физически в виде единой
территории, на которой этносы частично смешиваются, социальные
границы между имперскими и неимперскими народами могут быть
расплывчатыми.
Бывают империи без отчётливо выделяющегося имперского народа.
К примеру, Османская империя. Турок как народа, можно сказать, не
существовало до того, как Османская империя развалилась в 1918
году: существовали только родственные тюркоязычные этнические
группы, а империеобразующим фактором был надэтнический чиновничий
слой.
Некоторые считают (не без оснований), что имперского народа
(имперских народов) по большому счёту не было и в царской России.
Выдвигать на роль имперского в ней русский народ -- слишком боль-
шое упрощение: хотя бы потому, что в правящем слое была сильна
позиция немцев (даже "дом Романовых" был по крови немецким). Во-
обще, российское дворянство, чиновничество, офицерский корпус
были существенно полиэтничными: помимо условно-русских (в значи-
тельной части потомков татар) и немцев, они включали в себя весо-
мые доли поляков, кавказцев (в том числе мусульман) и вообще
представителей "покорённых народов". Основной поставщик "пушеч-
ного мяса"-- это ещё не имперский народ, а, может быть, всего
лишь наиболее удобный "человеческий материал" для использования
в военном деле. Что касается качества жизни, то самым высоким в
Российской Империи оно было в массе у финнов, которые в имперских
военных и административных делах почти не участвовали.
Можно ли считать довоенный СССР империей с тремя имперскими
народами (русские + украинцы + белорусы) -- вопрос сложный: хотя
бы потому что численность номинальных белорусов отличалась от
численности номинальных русских более чем в 10 раз, а среди укра-
инцев всегда имела место тенденция к обособлению. В 1920-1930-х
годах в СССР в качестве соимперствующего народа заметно выступали
евреи, плюс была значительной роль кавказцев (одного из них даже
занесло на самый верх), но в целом империеобразующий фактор в СССР
был скорее не этнический, а партийно-чиновничий.
* * *
Города-империи: Рим, Карфаген, Венеция, Генуя, Новгород. В
таких империях отсутствует имперский этнос, зато есть имперский
город.
* * *
Факторы, укрепляющие империю:
отсутствие значительных различий в правах и качестве жизни
между народами империи;
разделение труда между частями империи;
внешняя угроза;
эффективная идеология;
общая социальная "верхушка".
Методы удержания этносов в империи:
расширение политических прав и экономических возможностей
обитателей империи;
повышение качества жизни и обеспечение безопасности
обитателей империи;
пропаганда имперского патриотизма;
использование внешних угроз в условиях, когда перебежчиками
в другую империю быть невыгодно;
автономизация народов;
устрашение потенциальных сепаратистов;
раскол национальных общностей по какому-либо признаку;
депортация (переселение или расселение);
ассимиляция;
поддержание умеренной взаимной вражды неимперских народов;
частичное уничтожение активной части неимперских народов.
Большинство государств -- полиэтнические. Моноэтнических госу-
дарств очень мало. Наиболее крупные из них:
Норвегия (98 % населения -- норвежцы)
Япония (99 % населения -- японцы)
Корея (99 % населения -- корейцы).
Можно обратить внимание на то, что эти моноэтнические государ-
ства -- островные и полуостровные. Их этническая однородность --
следствие длительного смешивания этнически различных групп насе-
ления. И даже среди подобных государств большинство -- бывшие
империи.
Факторы, способствующие образованию моноэтнических государств:
наличие у страны естественных границ;
избыток населения (слабость иммиграции);
длительность существования страны (слияние этносов);
расовая, языковая, религиозная близость соседствующих
народов;
ассимиляционная политика правительств.
Можно выделять империи следующих уровней:
мировые; региональные; локальные.
Мировые империи чаще заканчивают распадом, локальные -- образо-
ванием новых крупных этносов.
Все современные большие нации образовались путем смешения
этносов в больших и малых империях:
предки англичан: кельты (бриты, валлийцы и др.), римляне,
германцы (англы, саксы, даны, норманны и др.),
евреи и др.
предки французов: кельты, италийцы, германцы (франки,
скандинавские племена) и др.
предки немцев: германцы, славяне (сорбы), балты (пруссы),
тюрки и др.
предки итальянцев: италийцы, этруски, греки, кельты, германцы
(лангобарды), арабы, евреи и пр.
предки испанцев: иберы, италийцы, германцы (вандалы), арабы,
евреи и др.
предки русских: славяне, балты, финны, тюрки, германцы;
предки поляков: славяне, германцы, балты, тюрки.
Нередко случалось, что большие народы подчинялись малым наро-
дам. Иногда малые народы-завоеватели не имели преимущества в
вооружениях, но брали организованностью, мобильностью и идеоло-
гией.
Имеет больший шанс стать имперским народ, который:
превышает по численности соседние народы;
сплочён;
приучен к войне;
имеет энергичных и популярных лидеров;
выработал перспективную привлекательную идею.
Механизмы создания многонациональных государств:
добровольное объединение (Швейцария, Чехословакия и пр.);
иммиграция из разных стран (Канада и пр.);
завоевание, создание империи.
Отличия империи от неимперского многонационального государства:
фактическое, а иногда и формальное неравенство народов в
некоторых отношениях;
сепаратистские тенденции, преодолеваемые центральной властью.
Неимперское многонациональное государство может со временем
превратиться в имперское при сохранении прежних границ и этничес-
кого состава: какие-то народы могут со временем получить в нём
верховенство над другими народами.
В существовании имперского этноса могут выделяться следующие
этапы:
предимперский;
имперский;
послеимперский, межимперский.
В каждый из этих периодов господствующие настроения имеют свои
особенности.
Факторы, задающие пределы роста империи:
другие сильные империи;
естественные границы (горы, моря, пустыни и т. д.: ненаселен-
ные и/или труднопроходимые местности).
Внутренние факторы, сдерживающие рост империй:
сепаратистские тенденции;
внутренние межклассовые конфликты;
трудности сообщения между областями.
Последствия крушения империй:
создание нескольких новых государств;
прирост соседних империй или превращение соседних государств
в империи;
создание новой империи в теле разрушенной (Мидия --> Персия,
Персия --> империя Александра Македонского);
Если некий народ быстро (в течение нескольких лет) становится
имперским, то это обычно не надолго -- по следующим причинам:
у "верхушки" нет "исторического опыта" управления империей;
массовое сознание не включает традиции сосуществования разных
этносов в одном государстве.
Германия не смогла создать прочный Третий Рейх отчасти потому,
что не имела большого опыта управления колониями и повела непод-
ходящую политику на захваченных территориях, заселённых народами
другой крови.
Для империи опасна неравномерность изменения ее частей (измене-
ния численности этносов, богатства этносов, состояния среды оби-
тания этносов): организация империи перестаёт отражать соотноше-
ние потенциалов (= возможностей + амбиций) различных этносов, и
это приводит к вспышкам недовольства тех этносов, которые считают
себя способными побороться за лучшее место.
3. База данных об империях.
Формальный подход к описанию империй наверняка мало что даст
для их понимания. Использование его сильно затруднено частью
отсутствием сведений, частью сложностью формализации. К примеру,
чем точнее указываются время возникновения и время исчезновения
той или иной империи, тем более они сомнительны. Далее, обычно на
разных этапах своего существования империя имеет разные характе-
ристики, но довольно условным является и выделение этапов, и
определение их характеристик. Кроме того, условия существования
империй разного времени существенно различаются, так что подхо-
дить к этим империям с общей мерой можно лишь с очень большой
осторожностью, и уж конечно, не имет смысла их статистическое
исследование. Получается, Формальное описание империй годится
единственно для облегчения запоминания материала.
Формальные характеристики империи:
название;
тип устройства;
территория;
имперские (= властвующие) народы;
неимперские (= подчинённые) народы;
время возникновения;
время исчезновения;
благодаря чему возникла/держалась;
благодаря чему развалилась;
что нового привнесла в технологию имперствования.
4. Место империй в истории.
Во всякий момент времени имеют место тенденции...
образования и роста империй;
распада империй;
слияния входящих в империи этносов в единый этнос;
возникновения новых субэтносов в границах больших империй,
неоднородных по условиям жизни.
Империя -- наиболее типичная и наиболее устойчивая форма сосу-
ществования этносов. Почти все государства в той или иной степени
стремятся стать империями.
Гибнущие империи распадаются не только на моноэтнические госу-
дарства, но и на империи меньших размеров, а также распределяются
между другими империями.
К примеру, после распада СССР образовались следующие империи:
Армения (насильно удерживаемая территория: Восточный
Карабах);
Грузия (насильно удерживаемые территории: Абхазия, Аджария,
Южная Осетия);
Молдавия (насильно удерживаемая территория: Приднестровье)
Российская Федерация (насильно удерживаемая территория:
Чечня);
Украина (насильно удерживаемая территория: Крым).
Следующие государства на территории бывшего СССР выразили жела-
ние оказаться в Европейском Союзе -- европейской империи: Литва,
Латвия, Эстония и др.
Европейский Союз -- империя, но слабовыраженная и специфичес-
кая: захватывает новые территории посредством идеологической и
агентурной подрывной работы, удерживает старые территории посред-
ством подавления разномыслия.
Процесс образования и разрушения империй продолжается.
5. Империи и нации.
Все современные большие нации своим существованием обязаны
империям. Всякая большая нация -- продукт длительно существовавшей
империи, в которой многие народы слились в один народ. Таким
образом, сам факт существования больших наций доказывает жизне-
способность империй.
Совпадение этнических и политических границ (выдаваемое за
существенный признак наций) является исключением, а не правилом.
Можно говорить только о более или менее приблизительном их совпа-
дении в некоторых случаях. Складывающееся иногда довольно значи-
тельное совпадение этнических и политических границ вскоре нару-
шается если не завоеваниями, то миграциями.
По большому счёту, нация -- это выдумка "прогрессистов", которым
хочется находить полезные новообразования в якобы всё более со-
вершенствующемся человечестве. Якобы раньше наций не было, а по-
явились они только в 18-19 веках. То, что "прогрессисты" называют
нацией, есть один, или несколько, или много этносов в подчинении
у одной государственной машины. Всё это имелось и раньше, только
в менее сложной форме и с менее определёнными и устойчивыми тер-
риториальными границами.
Стадии формирования большой нации:
1) несколько несмешанно проживающих этносов в границах империи;
2) несколько полусмешанно проживающих этносов в границах империи
(смешение -- территориальное и семейное);
3) преобладающий рост одного из этносов за счёт ассимилирования
полукровок;
4) один большой этнос, в котором различия в происхождении
становятся всё менее заметными, всё менее значимыми.
Всякая империя -- предпосылка формирования нового, общеимперс-
кого народа из входящих в неё этносов. В этом состоит её отрица-
тельная роль, потому что растворение любого этноса в других --
это для человечества потеря в культурном и генетическом аспектах.
Вхождение народа в империю не обязательно ведёт к его ассими-
ляции: последствия зависят от народа и от империи. Поэтому поло-
жительное отношение к империям может сочетаться с положительным
отношением к сохранению своеобразия малых народов.
О праве народов на самоопределение. Субъект имеет некоторое
право, если группа субъектов, в которую он входит, это право
ему предоставляет -- инициативно или по принуждению с его
стороны. То есть, право всегда исходит от группы и существует
относительно группы. Право -- не более чем условность между
субъектами, существующая ради каких-то выгод этих субъектов.
Народ имеет право на самоопределение, если сообщество народов
решило ему это право предоставить (возможно, потому, что он это
право обеспечил себе силой). Право на самоопределение как прин-
цип, а не как уступка конкретному народу в конкретной ситуации
-- это на практике всего лишь подрывная пропагандистская идея,
которую старые большие нации (бывшие империи) могут использо-
вать для разрушения тех сравнительно молодых империй, которые
ещё не успели уничтожить все межэтнические различия на своей
территории.
Естественная сторона права народов на самоопределение такова:
1. Всякий народ должен бороться за самоопределение (если ему
представляется, что вне империи он будет жить лучше и что
затраты на отделение окупятся) -- с перспективой когда-нибудь
создать собственную империю.
2. Всякая империя должна бороться за удержание народов в своём
составе -- если имперскому народу представляется, что хотя бы
ему так будет лучше.
Борьба между империей и народом, стремящимся из неё выйти,
должна вестись по возможности без ожесточения, без уничтожения
людей ценностей.
Какая организация эффективнее -- национальная или имперская --
покажет исход борьбы.
6. Империи и союзы.
Между империей, многонациональным государством, союзом госу-
дарств нет чёткой границы. Далее, одно и то же государство может
представлять собой добровольное объединение нескольких народов и
в то же время выступать в качестве империи по отношению к неко-
торым другим народам.
У нескольких империй могут быть совместные колониальные владе-
ния, совместные области влияния. К примеру в 19 веке согласован-
но действовали в Китае англичане, французы, немцы, австро-венгры,
русские, японцы.
7. Империи влияния.
Империи влияния держатся не силой оружия, а силой экономической
и идеологической зависимости. Они -- мягкая форма существования
империй. Равенства и добровольности в них зачастую бывает не
больше, чем в империях, выстроенных посредством оружия. Военная
сила в таких империях применяется только точечно: против очагов
идеологического и военного сопротивления.
8. Причины образования империй.
История оправдывает любое желание. Она, строго говоря,
ничему не учит, ибо содержит всё и даёт примеры всего.
Поль Валери. "Заметки о величии и упадке Европы".
Государство присоединяет к себе чужие территории, когда есть
внутренняя и внешняя возможность, а также (хотя необязательно)
потребность, наиболее доступный способ удовлетворения которой --
захват некоторой территории.
Полезности наращивания территории:
оправдание войны, затеянной ради её собственных полезностей;
эксплуатация населения присоединённой территории;
получение доступа к ресурсам присоединённой территории;
ослабление внешней угрозы;
увеличение экономической и военной мощи государства;
увеличение веса государства в международных делах;
получение обстоятельства, которое в пропаганде можно
представлять как достижение.
Иногда первичным является стремление воевать, а присоединение
территории оказывается одним из оправданий реализации этого
стремления. Иногда первичным является именно присоединение тер-
ритории, а война выступает как единственно возможное или наиболее
приемлемое средство.
Возможные полезности войны:
ограбление (однократное получение военной добычи);
упражнение в войне;
опробование и развитие вооружения, стратегии и тактики;
предотвращение нападения;
получение особо активными личностями возможности проявить
себя;
избавление от части особо активных личностей, представляющих
собой опасность для существующей власти.
Вредности наращивания территории:
приобретение внутренних врагов -- обитателей присоединённой
территории;
порождение опасений у соседей -- потенциального объекта
последующих завоеваний.
Благополучной, привлекательной империи нет необходимости силой
присоединять и удерживать народы: они сами просятся в её границы.
Насильственное их удержание впоследствии понадобится тогда, когда
благополучгый период существования империи закончится.
Некоторые империи возникали не потому, что "экономическое могу-
щество" позволяло им вести успешные войны, а потому что будущим
имперским этносам нечего было есть и единственное спасение состо-
яло в том, чтобы пограбить и потеснить соседей.
Некоторые общества бывают устроены так, что могут существовать
лишь при условии эпизодического территориального роста. Это ...
1) рабовладельческие общества, в которых плохо налажено воспроиз-
водство рабов и которые поэтому нуждаются в притоке пленных;
2) общества, существующие отчасти за счёт военной добычи: контри-
буций, ограбления завоёванных территорий;
3) общества, быстро расходующие природные ресурсы своей террито-
рии.
Стратегия выживания этноса может состоять в увеличении его
численности, уменьшении её, удержании её на некотором уровне. Два
последних варианта эфективны при ограниченности доступных для
этноса ресурсов. Ресурсы разделяются на восполнимые и невосполни-
мые. Численность этноса должна быть такая, чтобы при том образе
жизни, какой он ведёт, восполнимые ресурсы успевали восполняться,
а невосполнимых хватало на время, пока не будет найдена им замена
или пока не будет обеспечен доступ к менее удобным их источникам.
Доступность ресурсов можно понимать по-разному:
доступность на имеющейся территории при имеющихся технологиях;
доступность на имеющейся территории при возможных будущих
технологиях;
доступность на чужой территории, которую можно завоевать;
доступность на чужой территории, с владельцами которой можно
вести обмен;
и т. д.
Если нет военой угрозы и соблазна напасть самим (а такое бывает
очень редко), то для общества лучше сдерживать свой рост, потому
что в этом случае на каждого человека будет приходиться больше
ресурсов.
Бедность -- тоже средство самозащиты: кто беден, того мало кому
хочется пограбить или завоевать (если включать в понятие бедности
этноса также бедность ресурсами занимаемой этим этносом террито-
рии).
Бедность образа жизни не обязательно означает затруднения для
военной деятельности: общество может быть бедным потому, что
тратит много средств на подготовку к войне. Чем беднее население,
тем легче оно переносит тяготы и лишения военного времени: война
мало что изменяет в жизни таких людей. Чем меньше у людей имущес-
тва, тем им легче защитить свои материальные ценности в условиях
военных действий и соответственно тем меньше потери этих ценнос-
тей.
Этнос стремится расти численно, когда это требуется для успеха
в войне (для захвата чужой территории; для ограбления соседей;
для защиты собственной территории от захвата её другими; для
защиты себя от ограбления). Вместо увеличения собственной числен-
ности этнос может ассимилировать или подчинять себе другие
этносы. Такой путь способен обеспечить значительно более быстрый
рост при неизменности нагрузки на природную среду, но получающе-
еся общество менее прочно.
9. Альтернативы империям.
Альтернативы империям:
государство из добровольно объединившихся этносов;
союз государств;
совокупность независимых государств, придерживающихся
некоторых правил взаимовыгодного сосуществования.
Причиной объединения нескольких государств в одно государство
или в союз государств обычно является стремление защититься от
какой-нибудь империи. То есть, в этом случае империя первична.
Особенности добровольных объединений: 1) большие трудности
достижения различных компромиссов, 2) неустойчивость.
Наиболее быстро создаваемыми и вполне устойчивыми являются
полудобровольные имперские объединения народов.