Полет Юрия Гагарина в космос и встреча с ним

Анна Алексеевна Золотовская
12 апреля 1961 год. Все знают и помнят эту дату. Мне было 20 лет. Я работала на Ярославском заводе резиновых изделий. Была утренняя смена. На конвейере по сборке резиновых сапог, кроме меня, работало еще 15 таких же молодых девушек.

И вот около обеда подходит к нам мастер смены, пожилой уже мужчина (имя, к сожалению, забыла) и сообщает нам, что в космос летал наш советский человек Юрий Гагарин. Он уже вернулся на Землю. А во время обеда будет митинг на заводе. А потом обращается ко мне:

«А ты, Золотовская, выступишь с кратким словом от молодежи.» Я отнекиваться не стала, а сразу же стала думать о том, что я скажу на митинге.
Почему он обратился именно ко мне? Думаю, потому, что я в это время была, как в известном фильме, спортсменка, студентка (заканчивала вечернюю школу), комсомолка и просто хорошая девушка.

Встреча с Юрием Гагариным.
 
Юрия Гагарина я увидела на пленуме обкома комсомола в Ярославле уже после полета в космос Валентина Терешковой.

Приезд его в наш город совпал с работой пленума. Я к тому времени была секретарем комсомольской организации завода и членом Ленинского райкома комсомола, поэтому и была делегатом этого пленума. Кроме меня, со мной от завода, была еще Инна Гузанова, комсомолка и моя подруга.

До начала пленума приезд Гагарина держался в секрете. Мы с Инной расположились в креслах недалеко от сцены, где занимали места члены президиума.
И вот перед началом председатель президиума объявляет, что в работе Пленума обкома примет участие Первый космонавт, Герой Советского Союза, Юрий Алексеевич Гагарин…

И он, улыбающийся, входит на сцену, как раньше писали в газетах: «Зал взрывается аплодисментами…» Гагарин наконец всех успокаивает движением рук и говорит приветственные слова… До этого я только по радио слышала его голос. И вот сейчас совсем рядом (мы были совсем близко от сцены) мы видим его и слышим!
Внешне он был не высок ростом, плотного телосложения, круглолицый. Очень обаятельный, с потрясающе красивой улыбкой. Над бровью небольшой, но заметный шрам. Поразил его голос… Мягкий, даже какой-то, казалось, не мужской, очень приятного тембра.
 
Что он говорил?  Я сейчас не помню. А тогда мною овладело чувство радостного удивления, что я вижу живого Гагарина.

В перерыве на столе рядом с ним возникла целая «башня» из книг и открыток для автографа. Мы с Инной тоже отправили свои книги. У меня оказалась небольшая книжечка И. Коваленко «Лесами, полями, лугами, озерами, морями и реками моей Родины». Книгу эту я купила тут же на столах в зале…

И вот эта книжечка с автографом Гагарина у меня уже более 50 лет, а точнее – на момент, когда я пишу эти строки, уже 57 лет.

Встреча с Валентиной Терешковой.

Это произошло летом 1963 года. Это было время триумфа нашей страны по освоению космоса человеком. Мы не успели еще остыть от радости за Гагарина, как в космос полетела первая женщина. И это была Валентина Терешкова.
Ярославль ликовал вдвойне. Именно здесь, до отъезда в отряд космонавтов, жила Валентина Терешкова. Здесь она училась, работала, здесь жила ее мама.
Молодежь г. Ярославля встречала свою героиню в новом здании цирка… Когда она появилась перед нами (я не преувеличиваю!) арена цирка была усыпана цветами.
Выше среднего роста, стройная, подтянутая, с красивой стрижкой густых русых волос, Валентина с первых минут появления покорила нас своим обаянием.
Немного смущенная улыбка, голос негромкий, завораживающий, она быстро приковала к себе внимание собравшихся на встречу.

Несмотря на то, что нас было много (все трибуны цирка заполнили молодые люди – земляки), но она общалась с нами доверительно просто, говорила негромко, голос ее был какой-то ласковый, добрый, словно была она в небольшом кругу близких друзей.
И после, когда я жила и работала в Карелии, мне всегда было интересно знать о дальнейшей жизни и деятельности Валентины Терешковой. Меня всегда поражало, сколько добрых дел она делала для простых людей. Среди моих друзей в Петрозаводске, семья инвалидов, именно благодаря этой замечательной женщины, получила благоустроенную квартиру в новом доме, на первом этаже.
Валентина Терешкова – космическая героиня – в повседневной жизни всегда прочно стоит на Земле и делает земную жизнь богаче и добрее.

Апрель 2018, г. Петрозаводск