Память - 4

Юрий Иванович Шмаков
               
     В эссе “Память – 3” я  рассказал о посещении Киева Джеймсом Лайтхиллом, при этом я привел оригинал текста его письма, написанного мне после его возвращения в Англию, содержащего его впечатления от посещения Киева.  В настоящем тексте я более подробно расскажу  о том, как мы с ним переплывали Днепр. У большинства  из нас есть хобби – увлечения, любимые занятия. Так вот, у Джеймса Лайтхилла главным хобби было плавание. Еще в Англии он мне рассказывал, сколько рек он переплыл в разных странах. Поэтому естественно он пожелал в Киеве пойти на пляж на берегу Днепра. Пришли мы с ним на берег Днепра  в районе пешеходного моста, пересекающего реку, загораем, а он говорит мне: “Хочу переплыть Днепр”. Я ему отвечаю: “Но здесь это категорически запрещено, это опасно, по Днепру в это время очень интенсивное движение судов”. Он, выслушав то, что я ему сказал, продолжил беседу с отдыхающими рядом с нами молодыми парнями. И когда я, отвлеченный чем – то, обнаружил, что Джеймса около них нет, я увидел его, плывущим через Днепр. Я естественно бросился его догонять. Когда я был уже близок к нему, я увидел приближающуюся к нам громадную самоходную баржу, идущую против течения Днепра, в таких баржах перевозят обычно уголь или железную руду. Мы поплыли с ним на пределе наших возможностей. Cкорее всего, мы показали тогда с Джеймсом очень высокий результат по плаванию, так как успели таки уйти с пути баржы, но она прошла  достаточно близко от нас. Когда же мы посмотрели в противоположную сторону, то увидели, что к нам приближается “Ракета” – судно на подводных крыльях, но тут нам надо было только подождать, пока быстроходная “Ракета” пройдет мимо нас. Прав был Джеймс Лайтхилл, называя свою страсть переплывать реки “приключенческими заплывами”.

     После этого мы встречались с Джеймсом Лайтхиллом в январе 1968 года в Москве во время работы III Всесоюзного Съезда по теоретической и прикладной механике. В свободное от работы Съезда время мы с ним имели возможность, несмотря на жесткий график его встреч и участия в мероприятиях, проводимых оргкомитетом Съезда, обсудить интересующие нас вопросы и даже посетили Панораму Бородинской битвы. Было от него несколько писем, в которых он присылал мне свои статьи по биомеханике. В 1994 г. Джеймс Лайтхилл был избран почетным профессором Киевского университета.

     Как я прочитал в интернете, Джеймс Лайтхилл три раза в неделю плавал в одном из озер в Лондоне. Да, хобби – это серьезно, особенно у таких людей, как Джеймс Лайтхилл. Летом он часто отдыхал на Нормандских островах, расположенных в Ла – Манше – проливе между Францией и Англией, обычно на острове Сарк. На то, чтобы проплыть вокруг острова Сарк, ему требовалось 9 часов. Первый раз такой заплыв он совершил в 1973 году а потом периодически повторял такие заплывы…  Но 7 июля 1998 года в ненастную погоду Джеймс Лайтхилл скончался от разрыва сердца во время своего утреннего заплыва. Ему было тогда только 74 года.