Под одну гребёнку

Галина Марчукова
                Сколько разговоров про Единый государственный экзамен – ЕГЭ. Каждый год что-то добавляют, изменяют, улучшают, радуются, что выпускники набирают всё больше баллов. А я иногда думаю, какое счастье, что и моим детям, и моим ученикам не пришлось сдавать ЕГЭ. Проскочили. Не пришлось ехать в чужую школу, где в жёстком режиме проходит экзамен.
                Когда вспоминаю своих выпускников, пытаюсь представить, как бы сдавали этот экзамен некоторые из них. Вот, например, Миша.
                Иду по школьному коридору. Подбегает ко мне третьеклассник.
                - Хотите пощупать мою голову? - радостно спрашивает он меня и, как бычок, подставляет мне свою голову с чуть отросшими после стрижки наголо волосами.
                Провожу рукой по его круглой голове и улыбаюсь от приятного ощущения.
                - Ты как мишка плюшевый, мягкий и шёлковый, - говорю.
                - А меня и зовут Миша, - отвечает. - Миша Болдуман. И погладив себя по голове поскакал дальше по коридору, неся на плечах такое чудо.
                Через две недели меня попросили заменить заболевшую учительницу. Как я обрадовалась, когда увидела в группе Мишу, а ещё больше обрадовалась, услышав, как красиво Миша читает по-английски. Мы тогда читали стихотворение про кошку, следящую за рыбкой в аквариуме. Кошка разбила аквариум, пытаясь достать рыбку.
                - А я стих сочинил про эту кошку, - сказал Миша, протягивая мне страницу из тетради. Читаю вслух стих и не могу сдержать восхищения.
                - Да ты – Самуил Яковлевич Маршак! Как красиво переведено, точно, ярко. Ну, Миша, быть тебе переводчиком.
                Как в воду глядела. Миша стал прекрасным переводчиком, работал с несколькими языками, кажется, с двенадцатью. Кроме того, был поэтом и художником. Жаль, так рано умер.
                - А можно я учителям прочитаю? - спрашиваю Мишу.
                Миша подарил мне свой перевод стихотворения. На перемене я прочитала его учителям.
                - Я вам тоже сейчас прочитаю кое-что из Мишиного творчества, - сказала учительница начальной школы и выбежала из учительской. Через минуту вернулась с тетрадкой.
                - Мы писали диктант во втором классе. Диктую, а Миша всё время просит повторить и подождать, пока он допишет. Я даже разозлилась, почему он так медленно пишет. Сдали тетради. Читаю, что такое? Вроде то, что диктовала, а у Миши всё по-другому. Диктую: «Лето. Солнце светит». А у Миши: «Вот и наступило лето! На синем небе ярко светит солнце». И дальше соловьём разливается про травку, деревья. Я ему объясняю, что это диктант, надо писать то, что диктуют. А он мне: «Но так лучше, правда?»
                Как бы сейчас Миша мучился, сдавая ЕГЭ, где всё усреднённо, где нет места неординарному подходу, а надо заполнять клеточки бланков?
                Или другой случай, где всё наоборот. Был в нашей школе ученик, от которого плакала вся школа. Прогуливал уроки, дважды оставался на второй год, никак не могли заставить его учиться. В восьмом классе ему было семнадцать лет! Директор школы сказала нам:
                - Что хотите, делайте, но надо его выпустить на все четыре стороны. Пусть в ПТУ идёт, хоть профессию получит.
                И вот экзамен по английскому языку. Берёт билет: географическое положение Великобритании. В кабинете висят карты Северной Америки и Великобритании.
                - Покажи нам карту Великобритании, - просим его и протягиваем указку.
                Юноша берёт указку, долго рассматривает карты и неуверенно тычет в нужную.
                - Правильно, - радуемся мы. - А теперь покажи, какие моря омывают Великобританию.
                Вглядывается в названия, читает.
                - А теперь покажи столицу страны.
                Указка движется сверху вниз и слева направо.
                - На юге, на реке, крупными буквами, - подсказываем ему.
                - Лондон, - громко называет столицу.
                - Каких знаменитых людей, писателей, поэтов этой страны ты знаешь?
                Молчит.
                - Помнишь, мы 25 января отмечали день рождения шотландского поэта? Пели его песни, читали стихи. В клетчатых юбках были.
                - Роберт.., - подсказываю я.
                - Рождественский! - громко воскликнул ученик, довольный, что «догадался».
                Комиссия заулыбалась.
                - Да он и нашу литературу знает, Роберта Рождественского!
                «Прости, Роберт Бёрнс», подумала я.
                Сдал экзамен. Выпустили его из школы, правда, на свободе он недолго гулял. Слышала, что за распространение наркотиков попал в тюрьму, где его убили сокамерники.
                До сих пор стыдно, когда вспоминаю этот экзамен. Но, ведь, дали ему шанс: иди, учись, работай! Жизнь могла сложиться и по-другому. А сдал бы он ЕГЭ? Нет.
                А сколько ещё разных учеников было! Какие яркие ответы бывали на экзаменах! С гордостью и восхищением слушали учеников, поражаясь их кругозору и неординарности мышления. Не под одну гребёнку.