Военные сборы. Отрывок из воспоминаний

Галина Поливанова
Последние дни августа.  Они, наконец, вернулись в Москву после 2-х месячного отсутствия. Арбатская площадь, автомат с газировкой, как же хотелось выпить этот охлаждающий напиток!  Но на всех лишь одна 3-х копеечная монета, а их человек шесть. Пили по глоточку. Сами были не очень умытыми, коротко стриженными, с потертыми рюкзаками и сумками, громко смеялись и разговаривали.  Время около 4 часов утра. Вдруг спинами почувствовали, что сзади происходит что-то непонятное.  Обернулись – стоят несколько милиционеров.

- Вы откуда, ребята?

Они гордо отвечают: - Из лагерей!

Их мгновенно окружили милиционеры: - Откуда-откуда?  Документы!

Тут до них дошло, что блюстители порядка подумали.  Они достали студенческие билеты и объяснили, что возвращаются с военных сборов, из лагерей.  Проверив документы,  студентов  отпустили и они пешком (транспорт ещё не ходил) пошли по раскаленной Москве в сторону центра, чтобы уже там разойтись по разным направлениям. Это был 1972 год, всё Подмосковье горело, жара была даже ночью. До них доходили слухи об этом, но как-то не верилось.

А начиналась эта история с того, что их собрали возле института, построили, отправили на вокзал. Правда, не обошлось без неприятностей. Провожая друг друга «в армию» допровожались до того, что на спор решили постричься наголо. Это почему-то не понравилось руководителям военной кафедры,  и они долго ругались, считая это вызовом. Но всё обошлось, посадили всех в поезд и двое суток они ехали с песнями и прибаутками в как, тогда казалось,  интересную экскурсию…

Попали они в боевую часть в Закарпатье,  которая недавно была выведена из Чехословакии. Командиры действительно прошли боевой путь и пытались в эти короткие месяцы студентам,  или по-другому – «партизанам»,  дать хоть какие-то военные навыки.

Первые портянки, первые боевые стрельбы, письма, тогда ещё почта работала исправно и за этот небольшой срок они успели получить по несколько писем из дома, от друзей и не только. Всё было необычно и как-то по-взрослому. Были и хохмы, и легкие издевательства над местными сержантами,  ведь дембель был уже через 2 месяца и их сразу же зачислили в «дедов». А учения, а марш-бросок в полной химзащите по 35-ти градусной жаре, самоволки, да много чего ещё.

Всего-то прошло 2 месяца, а сколько было событий, которые оставили воспоминания на долгие годы.