Лётчик 1 Советского Союза

Равиль Байбурин
«Если быть, то быть лучшим».
Жизненное кредо Валерия Чкалова.

Этот человек с открытым красивым лицом и широкой улыбкой был в Советском Союзе второй половины 1930-х годов кумиром миллионов мальчишек.
Его имя в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь.
 Имя этого лётчика стало легендой не только отечественной, но и мировой авиации.
Он считался символом бесстрашия и вызова опасности, и во время войны многие из советских пилотов брали в полёт «на удачу» его фотографии. И, что интересно, такие же фотографии были и у многих немецких асов.
В числе дорогих реликвий его фотография отправилась на борт Международной космической станции.
Улица его имени есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере.
Его бронзовый бюст установлен перед входом в офис фирмы «Боинг» в Сиэтле.
Он был любимцем Сталина.
 Был чествован Рузвельтом в Белом доме.
По нему, мужественному красавцу, который виртуозно управлял самолётом, вздыхали все женщины СССР.
О нём шептались в кулуарах: он - любовник жены Ежова, у него роман с Марлен Дитрих...
Трудно поверить, что этот человек прожил короткую жизнь - всего 34 года.
 Но она была такой яркой и насыщенной, что её хватило бы на несколько биографий. Так много он успел…

* * *

Родился Валерий (Валериан, по-домашнему Аверьян - позднее лётчик несколько изменил своё имя) Чкалов на берегу Волги - в селе Василева Слобода Нижегородской губернии (в дальнейшем село стало называться просто Василевым).
Случилось это событие 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года.

•   Как рассказывала его старшая сестра Анна Павловна:

«Валерий родился без сознания. Его долго отхаживали. Подпалили тряпку из холста и дали понюхать. Он чихнул и закричал. Крестили Валерия в холодной, принесённой с Волги воде».

Он был 10-м ребёнком в большой трудовой семье.
Вся жизнь односельчан и его семьи была связана с великой русской рекой.
Чкаловы были потомственные бурлаки - таскали бечевой баржи.
Любопытно происхождение фамилии.
Согласно словарю Даля, слово «чка» означает «льдина, торос».

Прадед известного лётчика – Михаил - и родился на Волге в половодье на плавучей льдине - на «чке».
Он был первым силачом среди волжских бурлаков.
 Валерин дед - Григорий – тоже тянул бурлацкую лямку.
А позже стал первым среди волжских грузчиков.
Отец Валерия - Павел Григорьевич Чкалов - выучился на мастера-котельщика и стал работать в казённых мастерских села Васильева (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии. Он в волжском пароходстве делал пароходные котлы, славился своим мастерством на всю Волгу. Потом стал хозяином небольшого буксира.
А мать Валерия - Арина Ивановна -  воспитывала детей.

•    Ольга Эразмовна Чкалова писала о своем знаменитом муже:
 
«Рос Валерий сильным, здоровым, наблюдательным мальчиком, обладал прекрасной памятью. Был ласковым и добрым, очень самостоятельным, смелым».

Мама его умерла, когда Валерьяну было 6 лет. И вся тяжесть воспитания малыша легла на плечи его сестры Анны.
Она и приучила его не плакать от обиды, быть самостоятельным и по мере сил трудиться.
Валера уже с малолетства выделялся среди сверстников… хулиганством и непослушанием.
Он рос задиристым мальчуганом и был главным заводилой среди местной детворы.

•    Много лет спустя сам Валерий Чкалов  вспомнит:

«Детство моё было бурное и озорное».

Дом Чкаловых стоял прямо на берегу реки Волги, поэтому резвились дети у воды.
Летом Валера плавал и нырял. Причём плавал как рыба. Показывая свою удаль, подныривал под пароходы.
По весне катался на льдинах.
Зимой съезжал с горок на лыжах и санках на спор - кто круче горку одолеет.

•   Мачеха Наталья Георгиевна вспоминала:

«До безумия смелым был. Ледоход. Льдины бугрят друг на друга. Кто наверху стоит? Чкалов Волька. Невозможно смотреть было на него. Где напирает льдина на льдину - там и наш Волька лезет».

Мальчик рос очень сильным и бесстрашным.
 Был случай, когда в 8 лет он помог отцу выиграть спор на его долг у купца Колчина. Тогда будущий воздушный ас бежал на лыжах за купеческой тройкой и сумел обогнать её, спрыгнув на лыжах с волжского обрыва.
Похожий на отца и сложением, и необычайной физической силой, Валера рано окреп и стал не по возрасту сильным. Это вывело его в предводители ребят, участвующих в кулачных боях, которые в то время (чаще всего по праздникам) проводились в Василеве.

* * *

 Вскоре мальчик начал учиться в школе.
Правда, к урокам он не проявлял особого интереса. Но буквально с первых дней в нём обнаружился талант к математике. А также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха.
Валера окончил в 1915 году 4 класса сельской школы.
Отец его всё время наставлял - очень хотел, чтобы сын вырос человеком, стал «волгарём». То есть работал на Волге, занимался судоремонтом.
 Поэтому и отправил его учиться в Череповецкое техническое училище (в 1916 году).
Но доучиться не получилось.
Начались Революции и Гражданская война, наступили голод и разруха. И училище закрыли из-за нехватки учителей. Случилось это в 1918 году.
Чкалов вернулся домой - в родное село.
Отец тогда сказал ему:
«Нечего сидеть дома, иди работать!» 
Сначала Валера стал помогать отцу - пошёл к нему подручным.
Затем работал молотобойцем на судоремонтном заводе вместе с отцом. Каждый день по 10–12 часов поднимал и опускал он тяжёлый молот. И хотя ему исполнилось только 14 лет, этот труд закалил его.
 А с началом навигации устроился кочегаром сначала на землечерпалке, а затем на пароходе «Баян».

* * *

Так бы и продолжал Валерий Чкалов кочегарить, если бы однажды (в 1919 году) не вышел на палубу подышать свежим воздухом. Вышел и замер: над Волгой парила большая птица - самолёт.
Вот тогда-то он и понял, что занимается не своим делом. Понял, что его место - в небе. И с этого момента Чкалов на всю жизнь «заболел» авиацией.

•    Позднее он вспоминал:

 «Мои детские мечты совершить что-нибудь необычное приняли новое направление: я стал мечтать о том, как бы самому научиться летать».

Ему было 15 лет, когда, приписав себе один год, он в августе 1919 года пошёл добровольцем (крепкий парень выглядел старше своего возраста) в Красную Армию.
Его взяли в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде мотористом-слесарем по ремонту самолётов.
Так судьба Чкалова оказалась связанной с авиацией. Как оказалось потом – навсегда.
Едва познакомившись с самолётами, Чкалов стал мечтать о полётах.

•    Валерий Павлович вспоминал:

«Помню, с какой завистью провожал я в воздух десятки раз чиненные самолёты, с каким усердием изучал я машины, как боготворил я лётчиков, бравших иногда меня в полёт. После каждого такого полёта я приходил к заведующему производством нашего парка и упрашивал: «Товарищ начальник, хочу быть лётчиком!»

Мальчишке приходилось бывать на линии фронта, разбирать сбитые самолёты и из этих частей собирать целые машины. Ведь тогда массового производства авиатехники у нас в стране ещё не было.
 По окончанию Гражданской войны мечта Чкалова, наконец-то,  осуществилась.
Начальство авиапарка, видя его старания, дало ему разнарядку для поступления в Егорьевскую авиашколу.
В 1921 году Валерий был зачислен в Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков.

•    Приказ по теоретической школе авиации Рабоче-Крестьянского Воздушного флота РСФСР от 18 августа 1921 года за № 263 гласил:

«Прибывшего для прохождения теоретического курса красноармейца Валерьяна Чкалова зачислить в списки учлётов школы на жалованье и на все виды довольствия с 15 сего августа…»

        В это время ему только что исполнилось 17 лет.
Учился Валерий Чкалов с энтузиазмом.  Тем более, что учёба давалась ему легко.
Слушая лекцию, запоминал её и мог не писать конспектов. Но если ему не давалась какая-нибудь задача, не вставал с места, пока не решит.

* * *

В 1922 году Валерия перевели в Борисоглебскую школу военных лётчиков.
Именно здесь Чкалов совершил свой первый самостоятельный полёт.
А затем быстро совершенствовался в технике вождения самолёта.
Уже в этой школе Чкалов овладел посадкой самолёта точно в «пятачок».
 Он всегда старался сделать больше, чем требовалось. Велят, к примеру, сделать одну петлю - он делал три.
По словам однокашников, уже в этот период он управлял машиной классно.
В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приёмы управления самолётом. Научился чувствовать его. Начал понимать многие тонкости работы сложной техники.

•    Об этом периоде его жизни лётчик-испытатель Н. Ф. Попов вспоминал:

 «…К вмешательству инструктора в управление самолётом в полёте он был необычайно щепетилен. Сделав посадку, торопился выяснить, чем было вызвано то или иное замечание педагога».

Однажды на учебной машине учлёт Чкалов неожиданно начал делать глубокие виражи. Летал, как на истребителе. После того как Валерий приземлился, инструктор сделал ему выговор за неточное выполнение задания. Ответ был неожиданный.
Валерий заявил:
- Я хотел показать вам, что могу делать не только мелкие, но и глубокие виражи.
Минуту помолчав, он добавил, что стремился выжать из самолёта всё и показать, на что способна машина.
Выдающиеся лётные способности Чкалова были отмечены.

•    Руководство Борисоглебской летной школы записало ему в школьную аттестацию:

«Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика, который при прохождении лётной программы был осмотрителен, дисциплинирован.
Чкалов с первых полётов обращает внимание высокой успеваемостью по полётной программе, уверенностью движений, спокойствием во время полётов и осмотрительностью.
Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта. Полагаю, что ему более всего подходит быть военным лётчиком».

В 1923 году Валерий Чкалов, как один из лучших курсантов, получил направление в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа.
 
Его первым инструктором здесь стал Александр Иванович Жуков.

•   В своей инструкторской книжке он дал такую характеристику Чкалову:

«Простой, общительный, сильный. С неуёмной жаждой к полётам и, особенно, к высшему пилотажу или воздушной акробатике».

В мае 1924 года Валерий Чкалов окончил Московскую школу с оценкой «отлично».
И был направлен в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Руководил этой школой Фёдор Алексеевич Астахов (будущий маршал авиации).
Поговорив с учлётом, Астахов направил его в группу лучшего лётчика-инструктора - Михаила Михайловича Громова.

•    Громов, у которого Чкалов завершал обучение в Серпуховской школе, оставил такие воспоминания:

 «Ко мне в учебную группу попал широкоплечий паренёк с необыкновенно волевым выражением лица. Когда он поднимался в воздух, опытному наблюдателю бросалась в глаза особая хватка этого человека. Чкалов - такую фамилию носил юноша - был талантлив. В небе он чувствовал себя хозяином. В нём жила неукротимая уверенность в победе при любых, даже самых трудных обстоятельствах. Он не знал, что такое сомнение в своих силах. Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано. Он шёл, как говорится, напролом.  Самое главное он схватывал на лету… Он был не только храбр - он был дерзок и напорист необычайно… В решительную минуту он умел отбрасывать всё, что могло бы ему помешать добиться победы, все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении - к победе. Быстрота действия этого человека равнялась быстроте его соображения».

Здесь Валерий учился летать на боевых самолётах – немецких «Фокерах» и английских «Мартинсайдах».
И в совершенстве освоил воздушную акробатику.
Чкалов всегда оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою.
В этой школе он начал совершать полёты на малой высоте.

Ф. А. Астахов вспоминал, что иногда проявленное Чкаловым новаторство в технике пилотирования создавало у инструкторов и руководителей впечатление недисциплинированности.
 Бывало и так: горячая натура Чкалова подводила его. И он не только по форме, но и по существу выходил за рамки дозволенного.
Руководство школы, отдавая дань искусству Валерия Чкалова, старалось «охладить пыл» темпераментного лётчика. Требовало от него спокойствия, выдержки и строгого соблюдения всех правил.
И даже изредка применяли к нему дисциплинарные меры воздействия.
Надо сказать, что Чкалов принимал наказание как должное.
Он и сам предупреждал товарищей:
- Нам надо сначала учиться и учиться, а пока берегите свою жизнь и машину!
При обсуждении авиационных событий товарищи прислушивались к его мнению.
Нравилось им также то, что, несмотря на страстное увлечение авиацией, Валерий не был узким профессионалом. Он интересовался и многим другим, не имеющим отношения к авиации.
То лётчики видели Чкалова погрузившимся в книгу натуралиста Брема.
То через несколько дней заставали его читающим историю античной культуры.
Чкалов строго следил за состоянием своего здоровья. И, как правило, после полётов обязательно минут пятнадцать-двадцать купался в Оке.
Занимался гимнастикой, тренировался на «рейнских колёсах».
Стрелял из малокалиберной винтовки в тире.
В свободное время от теоретических занятий в классах и технических лабораториях много читал технической литературы, главным образом авиационной.
Чкалов был, что называется, лётчиком от Бога – он бредил полётами и чувствовал машину так, словно она была продолжением его собственного тела и сливалась с ним.

Эту школу Валерий закончил уже через полтора месяца по классу истребителя.
И, как всегда, с оценкой «отлично».

* * *

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным лётчиком-истребителем.
И 14 августа 1924 года он получил назначение в Ленинградскую 1-ю Краснознамённую истребительную эскадрилью им. П. Н. Нестерова.

•    В беседе с писателем Н. Бобровым Чкалов признавался:

«С 1-й истребительной эскадрильей у меня связано всё то хорошее и всё то плохое, что я пережил за все последующие годы своей лётной службы. А именно: меня 1-я истребительная эскадрилья научила летать, меня 1-я истребительная эскадрилья научила быть недисциплинированным».

Прибыв в эту эскадрилью, он сразу же  столкнулся с царившими здесь традициями.
А традиции, надо сказать,  были весьма своеобразными.
 Первый вопрос, который ему задали его новые товарищи-лётчики, когда он познакомился с ними, был таков: получил ли ты жалованье?
 Оказывается, неписаный закон 1-й эскадрильи гласил: на первое жалованье купи только фуражку, а все остальные деньги истрать на «обмывание» этой фуражки.
Так Чкалов и поступил.
 Купил фуражку за 3 рубля 50 копеек, а остальные 140 рублей пропил со своими новыми друзьями.
Так состоялось боевое крещение Чкалова в 1-й истребительной эскадрилье.

В этой эскадрилье Валерий проявил себя как отважный и дерзкий лётчик, готовый к новым рекордам и подвигам.
Он нередко совершал полёты, связанные с риском для жизни. И за это его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Поначалу новичку пришлось полетать на стареньком, много раз ремонтированном «Ньюпоре - 24 бис».
Однажды он начал делать на нём очень резкие фигуры. А это могло привести старую машину к разрушению.
 После удачной посадки командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин выслушал такое объяснение Чкалова:
 «Товарищ командир, я знаю, что нарушил дисциплину, за это я должен понести наказание…»
И прибавил:
 «Не мог выдержать. Подумайте, я не был в воздухе более месяца!»

Антошин велел арестовать не в меру ретивого лётчика на 5 суток с содержанием на гауптвахте.
Правда, после этого случая Чкалову вручили более совершенный самолёт «Фоккер Д-7».
Через несколько дней Валерий Павлович попросил Антошина перевести его в третий отряд к отличному лётчику Петру Леонтьевичу Павлушову. Основной причиной этой просьбы он назвал то, что командир его звена Москвин мало летал сам и ещё меньше полётов позволял ему.
 Попросил Чкалов Антошина также дозволить ему летать на самолете «Вуазен». «Фоккер» же охарактеризовал как очень устойчивый, крепкий самолёт. И сказал, что хочет на нём попробовать полёт вверх колёсами.
Антошин его просьбу о переводе выполнил.
 На остальные просьбы дал такие ответы: полёты на старом «Вуазене» лётчику-истребителю не рекомендовал. То же самое касалось полёта вверх колёсами на машине, имеющей малый запас мощности.
 На том и расстались: мудрый, искушённый командир и молодой, ой, какой нетерпеливый авиатор.
Отряды эскадрильи тем временем приступили к освоению воздушной стрельбы по летающим мишеням.
У Чкалова сначала не получалось: он сбил только один шар лишь после четвёртой атаки. Чтобы метко стрелять, требовалась большая практика, а её-то у него как раз и не было.
Под руководством Антошина, верный своему девизу: «Не первый, а лучший», он начал упорно тренироваться в стрельбе. Сначала по неподвижным мишеням, а затем и по летающим шарам.
Самолюбивое упорство молодого пилота нравилось командиру эскадрильи. И он предложил Чкалову провести в день отдыха внеочередную стрельбу на полигоне по летающим мишеням. Причём вызвался сам выпускать шары.
Гордый вниманием командира, Чкалов старался изо всех сил.
Первый шар-пилот он сбил со второй атаки.
Второй – с первой атаки.
 Когда был выпущен последний, третий шар и летчик бросился атаковать его, неожиданно отказал пулемёт. Чкалов продолжал атаку из другого пулемёта, но момент был упущен, шар уходил всё выше и выше. Увидав, что в работающем пулемёте кончились патроны, а шар ушёл на высоту примерно 1500 метров, Валерий догнал его и таранил пропеллером.
 Командир, наблюдавший за боем с полигона, спросил лётчика, зачем он разбил шар винтом.
Тот ответил:
- Если у меня не будут стрелять пулемёты, я так поступлю с теми вражескими истребителями, которые попытаются ворваться в наше небо.

Иван Панфилович Антошин, которого Чкалов любовно звал «батей», нетерпим бывал только в тех случаях, когда риск не оправдывался необходимостью, а сам полёт не представлял ценности боевой подготовки.
До глубины души возмутился командир эскадрильи, узнав, что Чкалов почти два часа подряд делал «мёртвые петли».
- К чему такой трюк? – гневно спрашивал он. – В каком это воздушном бою придётся так петлять?!
Его возмущение только усилилось, когда виновник чистосердечно признался:
- Товарищ командир! Это полёт на пари. Поспорил с лётчиком Козыревым, что сделаю подряд пятьдесят мёртвых петель. А потом вошёл во вкус и сделал больше.

В это же время Чкалов совершил свой первый полёт вверх колёсами, за что был на два дня отстранен от полётов.

Валерий Павлович быстро осваивал самолёт.
Он на самолёте выделывал такие чудеса акробатики, что удивлял старых опытных пилотов. Во время полётов он старался выжать максимум возможного из машины и из себя как лётчика. И ставил себе невыполнимые, на первый взгляд, задачи. Был просто неистощим на выдумки.
Валерий Чкалов летал с душой, отважно, смело.
И вскоре стал метким стрелком, выдающимся мастером высшего пилотажа и воздушного боя.
Он был человеком творческим, дерзким новатором в лётном деле.
И не случайно по частям Военно-воздушных сил полетела молва о Чкалове как о «чудо-лётчике».
А он был в своём деле и новатором, и испытателем, и великим тружеником, и высококлассным профессионалом.
Он был смелым, рисковым, открытым человеком.
 И его действительно называли «воздушным хулиганом».
А он объяснял, что без риска — нельзя. Что «лётчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым».
И надо сказать, что он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства. А отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и лично он сам.
За самодеятельность, впрочем, ему не раз попадало от начальства…

 Чкалов просил Антошина разрешить ему полёты при любой погоде и в полдень, когда воздух неспокоен.
Тренировки при любой погоде позволили ему выполнить задание командования в больших манёврах Балтийского флота в 1924 году.
 В этих учениях Чкалов должен был сбросить вымпел на линкор «Марат».
Валерий выполнил задание в сложнейших условиях - дождь, низкая облачность. И при этом проявил лучшие качества боевого лётчика: силу воли, настойчивость, безошибочный расчёт.

* * *

Каждый полёт Чкалова, выходивший из обычных рамок, вызывал у командира серьёзный интерес. Он старался вникнуть в причины нарушения устава.
Так поступил он и после полёта Чкалова под аркой Троицкого моста в Ленинграде.
 Этот исключительный военный эксперимент не был случайным. Он имел свою историю.
Полярный лётчик, Герой Советского Союза М. В. Водопьянов в своей книге «Валерий Чкалов» так описывал эту историю.
 Ленинградская истребительная эскадрилья славилась учебно-боевой подготовкой. Её лётчики безукоризненно выполняли сложные фигуры высшего пилотажа. Единственно, что им плохо удавалось, – это правильно рассчитывать скорость и угол планирования при посадке самолёта с выключенным мотором на точность.
С таким важным пробелом в боевой подготовке не хотели мириться ни командир, ни лётчики. Для тренировки командир приказал поставить на аэродроме лёгкие ворота из тонких шестов. Взамен верхней перекладины висела полоса марли. Высота этих ворот равнялась 10-ти, а ширина – 20-ти метрам. Планирующий на аэродром самолёт должен был пройти в ворота, не задев марли. Чкалову очень нравилось это упражнение. Он проделывал его много раз и всегда с успехом.
Тренировочный полёт через ворота навёл Чкалова на мысль о чрезвычайной важности искусства точного манёвра для будущих воздушных боёв.
Захотел проверить себя. И решил пролететь под аркой Троицкого моста. Малейшая ошибка в управлении машиной грозила здесь гибелью.
На этот полёт Чкалов решился не сразу. Летая в районе Троицкого моста, он снижался над Невой так, что колеса его самолёта почти касались воды. Не раз ходил он по Троицкому мосту и, делая вид, что гуляет, время от времени заглядывал через перила вниз. Опытный, зоркий глаз лётчика отмечал и ширину пролёта, и высоту над водою. Чкалов улыбался удовлетворённый. Ворота на аэродроме были ещё уже.
«Пролечу!» — уверенно думал он.
День для полёта был выбран ясный, безветренный. Река отражала голубое небо и тёмные контуры моста. В последний раз Валерий проверил свои расчёты: машину надо было провести точно посредине пролёта под аркой, не задев ни устоев, ни ферм, ни воды.
Полёт под мостом был совершён среди бела дня, в многолюдном районе большого города, на глазах у сотен зрителей. Естественно, что молва о нём распространилась быстро.
Особенно бурно обсуждалось это событие в Ленинградской истребительной эскадрилье. Большинство лётчиков восхищалось блистательным авиационным мастерством Чкалова. Но нашлись среди них и такие, кто расценил этот полёт как бессмысленное трюкачество.
Валерий же принимал поздравления и одновременно отшучивался от нападок.

•   Он говорил:

- Чего вы от меня хотите?  Французский лётчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал.

- Вовсе не даром, Валерий, — дружелюбно-иронически заметил один из лётчиков. – Ты ещё получишь за этот полёт… суток пятнадцать гауптвахты.

На этот раз, однако, командование части ограничилось тем, что вынесло Чкалову за неуставные действия строгое предупреждение.
Антошин понял и оценил по заслугам искреннее стремление Чкалова доказать, как далеко может шагнуть мастерство пилота, соединённое с мужеством и волей советского человека.
Полёт под мостом показал возможности маневрирования при воздушных боях на малых высотах. И впоследствии эта техника вошла в обязательную программу учений.
К слову.
 Умение уверенно, точно и энергично пилотировать на бреющем полёте у самой земли спасло немало наших лётчиков в первые, самые тяжёлые месяцы Отечественной войны. То есть тогда, когда едва ли не все воздушные бои протекали в условиях подавляющего количественного перевеса противника.
Одним из первых, если не первым, разведчиком такого манёвра был Чкалов.

•   И. П. Антошин в своих воспоминаниях писал:

«Этот полёт отнюдь не был воздушным лихачеством, как кое-кто называл смелые полёты Чкалова, - здесь был трезвый, уверенный расчёт…»

* * *

В мае 1925 года в эскадрилье появился новый командир - Шелухин.
Он быстро обратил внимание на не в меру энергичного пилота.
 А Чкалов не мог подлаживаться под нового командира, как не мог делать что-либо наполовину.
Цельный, сильный, широкой натуры человек, он не мог летать точно по параграфам наставлений.
Могучая неизбывная сила и бесконечная смелость всё толкали его на поиски нового в пилотаже.
К этому времени Чкалов уже частенько позволял себе «неуставные» полёты, за что неоднократно сиживал на гауптвахте.

•    Комэск Шелухин так вспоминал эти годы совместной службы с Чкаловым:

 «На Чкалова моё внимание было обращено со стороны политотдела спецвойск ЛенВО и со стороны заместителя по политчасти эскадрильи… От меня требовали либо коренным образом переделать психологию Чкалова путём тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии. Мне было сказано, что Чкалов хороший лётчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов. Кроме того, он отрицательно влияет на своих товарищей, среди которых является вожаком. Я спросил, в чём конкретно он виновен. Мне сказали, что он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и отрицательно влияет на окружающих…»
 
Как-то Чкалов нарушил устав, выйдя на дежурство по части в состоянии опьянения. Шелухин провёл с ним долгую беседу, потребовав прекратить злоупотребление спиртными напитками и нарушение уставных требований и приказов. За серьёзный проступок он был посажен на гауптвахту на 20 суток.
Но едва выйдя на свободу, Чкалов в тот же день, 7 сентября напился, что называется, до положения риз. И в таком виде явился на аэродром, где ему предстояло принять участие в групповом учебном полёте.
За это военный трибунал ЛВО приговорил его к лишению свободы сроком на 1 год без поражения в правах за «поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии».
Приговор был вынесен 16 ноября 1925 года.
 Из армии его изгнали.
 Правда, принимая во внимание пролетарское происхождение, добровольную службу в Красной Армии и молодость, понизили срок до 6-ти месяцев и сняли строгую изоляцию.
Отсидев 4 с половиной месяца в исправительном доме, Чкалов был выпущен досрочно.
И несколько месяцев был безработным...

* * *

А в 1926 году его возвратили в ряды ВВС РККА и направили в ту же часть, которая теперь базировалась в Гатчине под Ленинградом
В конце июня 1927 года Чкалов вылетел в Липецк на курсы усовершенствования для повышения своего лётного мастерства.
В это время в Липецке базировались иностранные лётчики-истребители (германские).

•    Валерия Чкалова (дочь лётчика) писала:

«После окончания курсов иностранные лётчики показали лучшие методы и способы боевого применения истребителей, а следовательно, и технику высшего пилотажа, манёвренности и стрельбы. В этих показательных полётах Чкалов занял первое место, вызвав восхищение не только участников состязаний, но и присутствовавшего при этом руководства ВВС».

После возвращения Чкалова с курсов комэск Шелухин дал ему задание показать всему лётному составу эскадрильи, чему он научился на курсах.
 Чкалов попросил разрешения на «свободный полёт», на что комэск согласился «с большим напряжением».
Чкалов три дня готовился к этому полёту. Сам просмотрел всю машину, устранил люфты, смазал, проверил все болты и сочленения. Словом, вспомнил свою работу механика в мастерских по ремонту самолётов в 1919 году.

•   Сослуживец Чкалова по эскадрилье В. В. Брандт оставил следующее описание этого полёта:

«Набрав необходимую высоту, Валерий Павлович выполнил каскад фигур высшего пилотажа, как всегда, по-чкаловски стремительно и чётко. Всё шло очень хорошо, командир с удовольствием наблюдал. Вдруг самолёт начал пикировать на ангар. Пикирование выполнялось под большим углом, мотор работал на полных оборотах. Машина с рёвом неслась к земле, как раз к тому месту, где стоял командир. Все недоуменно следили за этим падением. Примерно на высоте 50 метров начался выход из пикирования. Но снижение по инерции, разумеется, продолжалось. В результате самолёт пронёсся над самой землей, так что в кабине была отчётливо видна голова Чкалова в шлёме. Он смотрел на Шелухина.
В следующее мгновение лётчик пошёл круто вверх с явным намерением выполнить петлю. Но ведь петля на такой высоте - самоубийство! Все замерли… Набрав высоту около 150 метров и показав зрителям «спинку», Чкалов плавно и чётко повернул машину на 180 градусов вокруг продольной оси, продолжая полёт без ухода вверх. Фигура иммельмана! И это на минимально возможной высоте! Он уверенно и абсолютно одинаково повторил фигуру пять или шесть раз. Крутое пикирование с ревущим мотором, вывод у самой земли, резкий бросок на петлю и чёткий переворот на высоте 150 – 200 метров.
Закончив программу, Чкалов начал заход на посадку. Но и здесь зрителей ждал сюрприз. Добравшись примерно до границы аэродрома, лётчик перевернул машину и продолжал планирование вверх колёсами. Когда до земли оставались считанные метры, совершил обратный переворот и тут же приземлился на три точки, то есть выполнил замедленную «бочку» при планировании на посадку».

Результатом этого «отчёта о командировке» стало то, что Чкалов получил 20 суток ареста с отбыванием на гауптвахте. И плюс 20 суток отстранения от полётов от командира бригады, приехавшего в этот момент на аэродром.

Вскоре имя Чкалова стало широко известно в авиационных кругах.
 Но ещё большую популярность принесло Чкалову участие в воздушном параде в честь 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
8 ноября 1927 года на Центральном аэродроме в Москве состоялся воздушный праздник с демонстрацией личных достижений лётчиков.
На празднике присутствовали:
-    члены правительства,
-   представители дипломатического корпуса,
-   командование Красной Армии.
 По просьбе Чкалова ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на низкой высоте, но, подчеркнуло командование, «осторожно».
Чкалов показал ни с чем не сравнимый пилотаж на «Фоккере Д-11».
Смело, под гром аплодисментов проделывал он над Центральным аэродромом Москвы свои фигуры. В том числе и изобретённые им фигуры «восходящего штопора» и «полёта вверх колесами» (за которые, кстати,  он отсидел когда-то положенный срок на гауптвахте).
 И даже тот, кто не один раз видел великолепный чкаловский полёт, не мог оторвать глаз от его машины.
Вечером того же дня ему вручили приз в Большом театре.
 
•   В приказе Народного комиссара обороны Климента Ворошилова, который зачитывался на торжественном собрании в Большом театре, говорилось:

 «Выдать денежную премию старшему лётчику Чкалову за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа».

Это было первое официальное признание лётного мастерства Валерия Павловича.

* * *

Хотелось бы немного рассказать и о личной жизни лётчика.
В декабре 1924 года в Ленинграде Валерий Чкалов познакомился со студенткой Педагогического института имени Герцена - Ольгой Ореховой.
Та вместе с однокурсницами в порядке шефской помощи организовала драмкружок в клубе эскадрильи.
На занятия драмкружка, в котором она пела, часто заходили лётчики из 1-й Ленинградской истребительной эскадрильи.
Ольга давно заметила, что один из лётчиков чаще других забегал на репетиции и хлопал после выступления громче всех.
После одного из концертов тот самый лётчик подошёл к ней и, поклонившись, представился:
«Валерий Чкалов».
В одну из встреч он подарил ей свою фотографию.
На обороте было написано:
«Той, которая может заполнить мою жизнь».
Девушка не знала, как на это реагировать. Валерий ей очень нравился. Но она навсегда запомнила слова покойной матери: «Лётчики — первые кандидаты на тот свет». Ведь недалеко от дома, где жила мама, возле Чёрной речки находился аэродром. И бабушка, и мама собственными глазами видели аварии самолётов и гибель лётчиков.
Ольга всё-таки решила познакомить Чкалова со своим отцом. Но тот сказал дочери, что лётчик не принесет ей счастья.
 Валерию и Ольге пришлось расстаться.
Чкалов ушёл с головой в работу. Но всегда, проходя мимо Чёрной речки, вспоминал девушку с необыкновенно синими, как чистое небо, глазами.
И вот однажды, спустя год, Валерий и Ольга совершенно случайно встретились на мосту. Больше они не разлучались.
В 1927 году они поженились. Причём свадьбе предшествовало венчание.

•   Валерия Валерьевна:

«Венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам».

Первый и единственный зарок, который Валерий Чкалов потребовал от своей жены, — не удерживать его от полётов и не беспокоиться за него.

•   Валерия Валерьевна:

«Этот принцип соблюдался мамой на протяжении всей их жизни. Она понимала, что лётчик — человек, жизнь которого каждый день висит на волоске, и жена никогда не должна провожать его слезами».
«Она его никогда не бросала в трудную минуту, поддерживала и вселяла в него веру в себя. С другой стороны, она сама признавалась, что, как жена летчика, всегда была готова к любым поворотам судьбы.
— Человек не может жить и всё время думать, что его близкий уже не вернётся — так можно с ума сойти! Во всяком случае, от мамы я не слышала, что она всегда была готова к его гибели. Она понимала, что означает его профессия. Когда они поженились, отец просил её не отговаривать от полётов и вообще к нему не приставать. Мама страшно переживала, когда он уходил на испытания, но никогда ему ничего не говорила, чтобы он не бросил это дело».

В течение пяти лет после свадьбы роман Валерия Чкалова и Ольги Ореховой развивался в большей степени в письмах.

•    Вот несколько строк из писем Валерия Чкалова:

 «Скучаю, хандрю и теряю здоровье и, поверь, только из-за того, что нет тебя рядом со мной.  Я стал летать хуже, и я это чувствую, нет тебя, нет той энергии, которую я приобретал, глядя на тебя. Ты мне нужна в жизни, как хлеб и воздух».
«…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».

•   Валерия Валерьевна:

«Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом».

В этой семье родился сын Игорь, который пошёл по стопам отца, стал военным лётчиком и дослужился до звания полковника.
Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причём младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

О своих отъездах и возвращениях Валерий Чкалов семью заранее не предупреждал.

•   Валерия Валерьевна:

«Он мог уехать, когда мама была на работе, и вернуться, когда все спали».

Очень часто Чкалов не возвращался с работы домой, потому что... сидел на гауптвахтах.

•   Валерия Валерьевна:

«Его наказывали за то, что он пытался привнести что-то новое в свои полёты: летал вверх колёсами, делал немыслимые виражи. Но это новое не укладывалось в старые уставные рамки, существовавшие в то время».

Ольга была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету.
 Надо сказать, что Ольга Чкалова прожила долгую жизнь - чуть меньше ста лет.
 Очень часто, сидя в кабинете в его кресле, она перебирала сохранённые ею фотографии. На одной из них была надпись, сделанная ею уже через много лет после смерти лётчика: «Мой дорогой, мой любимый, как мне не хватает тебя!»

•    Валерия  Валерьевна:

 «Отец погиб, когда мне было всего три с половиной года.  Поэтому я знаю его больше по рассказам мамы. Она так больше и не вышла замуж, потому что понимала: невозможно встретить мужчину, который был бы хоть чем-то похож на её первую любовь».

* * *

В апреле 1928 года Чкалов получил повышение и в качестве командира звена был переведён в Брянск в 15-ю истребительную авиабригаду под командованием Лопатина.
Чкалова поставили в такие условия, что ему было не до решения новых, интересных авиационных задач.
Здесь, в Брянске, вместо строгого, но сердечного отношения «бати» Чкалов видел лишь равнодушие нового командира.
И здесь с ним случилась неприятность. Неприятность, которая едва не поставила крест на его дальнейшей авиационной карьере…

 15 августа 1928 года Чкалов летел из Гомеля в Брянск.
 Был пасмурный день. Тяжёлые облака давили самолёт к земле.
Пользуясь возможностью потренироваться на малых высотах вдали от «бдительного ока» начальства, Чкалов нырнул под телеграфные провода. Но за сеткой мелкого дождя он не заметил низко нависших рядов проволоки.

•    Валерия Чкалова:

«Лётчики перегоняли самолёты, и отец решил продемонстрировать всем «бреющий полет», который сам и придумал. Это когда машина идет близко-близко к земле, как бритва к лицу. Он не заметил провисших проводов, задел за них крылом, самолёт упал и разбился. Ему тогда кто-то из коллег сказал: «Не будь ты Чкалов, дела бы никакого и не было».

•    Комиссия, расследовавшая причины аварии, установила:

 «Врезался в провода. Повреждение: поломка самолёта. Заключение: виновен лётчик».

Это было квалифицировано как воздушное хулиганство.
Чкалова не только отстранили от полётов, но и осудили на год лишения свободы.
Отбывать срок ему пришлось в Брянской тюрьме.
Молодой темпераментный лётчик много передумал и пережил в камере Брянского исправительного дома.
Там он начал вести дневник.

•    В нём есть такие строчки:

«Когда человек попадает в каменный мешок, он перестаёт быть человеком — это живое существо, лишённое своего «я». Человек, имея свободу, не ценит её, но стоит её лишиться, как он сознаёт, что потерял всё дорогое…»
«Я, если не подхожу по своим взглядам, то меня просто нужно убрать, и всё, а не переделывать того, что уже глубоко в крови. Я своих убеждений и взглядов менять не буду».

Этим принципом он оставался верен до конца жизни и умел убедить в своей правоте других.

•    Например, в военную коллегию в своей кассационной жалобе Чкалов писал:

«Лётчик-истребитель должен быть смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полётах»...

Комэск Шелухин, узнав об этом происшествии, ходатайствовал перед правительством об освобождении Чкалова. Нашлись и другие заступники.
Заступничество перед ВЦИК начальника Военно-воздушных сил П. И. Баранова помогло Чкалову избежать «отсидки».
Он находился в тюрьме всего 19 дней, когда из Москвы пришло постановление ЦИК СССР о помиловании.
Но из Военно-воздушных сил РККА он был уволен…

* * *
Валерий Чкалов вернулся в Ленинград.
Долго не мог он  устроиться на работу.
 Наконец, в 1929 году его приняли лётчиком-инструктором в Ленинградский Осоавиахим.
Не все знают, что Общество содействия авиации и химической промышленности было создано усилиями энтузиастов, патриотов молодого социалистического отечества и существовало на народные копеечки. Огромное дело возникло и развивалось благодаря инициативе инженеров, рабочих, учёных, военных.
В Осоавиахиме В. П. Чкалов организовал прогулочные и агитационные полёты.
Он катал на тихоходном «Юнкерсе» («Ю-13») желающих полетать.
В кабину самолёта, помимо лётчика и механика, помещались четыре пассажира.
Средства, получаемые от платных полётов, шли на организацию и содержание созданных Чкаловым школы гражданских лётчиков и планёрного кружка.
Конечно, это было совсем не то, о чём он мечтал. Но другой возможности находиться в небе не представлялось. А летать Чкалов очень хотел. Это было ему совершенно необходимо. Без этого он сразу мрачнел, скучнел и терял интерес к жизни.
Охотно поднимал лётчик в первый полёт хрупкие планёры, построенные энтузиастами конструкторами Ленинградского аэроклуба.
В Осоавиахиме Чкалов испытал и свой первый самолёт - лёгкий одноместный «Лакм» (Ленинградский аэроклуб-музей).
К слову. Учеником лётной группы Чкалова был Олег Константинович Антонов, впоследствии выдающийся генеральный авиаконструктор.

Надо сказать, что друзья Валерия Павловича не уставали всё это время просить начальство за опального лётчика.
 Благодаря их заступничеству (в первую очередь, Громова) Чкалова простили в конце 1930 года.

* * *

11 ноября 1930 года по решению Я. И. Алксниса Чкалова вернули в военную авиацию.
 И зачислили на должность лётчика Научно-исследовательского института (НИИ) ВВС в Москве - подлинного храма авиационных испытаний.
Наконец-то он нашёл то дело, которое более всего пришлось ему по душе.
Здесь смелость, стремление Чкалова выжать из каждой машины максимум, проверить каждый самолёт досконально в полной мере пригодились.
В это время здесь работали испытатели М. М. Громов, А. Б. Юмашев, И. Ф. Петров, А. Ф. Анисимов, И. Ф. Козлов и другие первоклассные военные лётчики.
Выдающиеся мастера высшего пилотажа, Валерий Павлович Чкалов и Александр Фролович Анисимов вскоре стали верными и неразлучными друзьями.
Служба в НИИ свела с В. П. Чкаловым молодого лётчика Георгия Байдукова. Вскоре между ними установилась крепкая дружба, которая прошла строгую проверку в испытательных полётах и во всемирно известных дальних перелётах.
В НИИ Чкалову поручаются наиболее трудные и ответственные задания.
Он испытывал самолёт «И-5».
 В воздушных «боях» с А. Ф. Анисимовым проверял возможности новых советских истребителей.
Терпеливо выявлял причины лётных происшествий при посадке разведчика «Р-1».
 Испытывал на «ТБ-1» новые авиационные бомбы.
Зимой 1931 года в НИИ ВВС начинаются лётные испытания комплекса «Звено», разработанного инженером В. С. Вахмистровым.
В состав «Звена» входили самолёт-носитель «ТБ-1» и 2 истребителя «И-4», установленных на плоскостях бомбардировщика.
Валерий Павлович участвовал в испытании «авиаматки» - уникального авиазвена, состоящего из тяжёлого бомбардировщика с 5-ю самолётами-истребителями на своих крыльях.

 Работая в НИИ, Чкалов вскоре освоил все типы современных советских самолётов: истребители, разведчики, бомбардировщики, грузовые и спортивные.
В то же время он, как всегда, продолжал выступать с демонстрацией фигур высшего пилотажа во время майских и октябрьских праздников.

За два года работы в НИИ Чкалов   совершил более 800 испытательных полётов.
Свыше 7-ми десятков машин самых разных типов испытал он за годы работы в этом учреждении, дав им путёвку в жизнь.

Надо сказать, что испытания в воздухе требуют от лётчика, помимо профессионального мастерства, таких личных качеств, как мужество, выдержка, умение молниеносно принимать решения. Ведь при испытании трудно предусмотреть все случайности.
Однажды Чкалов принимал участие в опытном бомбометании.
 Опыты велись на Черноморском побережье. На исходе жаркого дня Чкалов осторожно поднял в воздух тяжело нагруженный двухмоторный бомбардировщик. На борту самолёта находились опытный бомбардир-инженер и молодой бортмеханик. Сначала летели над дышащей зноем степью, и машину бросало во все стороны. После короткого отдыха в полёте над морем самолёт снова ушёл по назначенному маршруту в беспокойный воздух над раскалённой землей. Под крылом мелькали деревни, пашни, изрытые оврагами поля, перелески.
Внезапно лопнул шатун, и левый мотор, окутанный белым паром, затрясся как в лихорадке. Валерий повёл самолёт на одном правом моторе. Напрягая все свои силы, он пытался удержать самолёт от снижения.
Высота постепенно терялась. А внизу, как нарочно, мелькали глубокие овраги, не было видно ни одного ровного кусочка земли, годного для посадки.
Вынужденная посадка вообще не предвещала ничего доброго. Ведь висевшие под фюзеляжем несколько сот килограммов бомб неминуемо должны были взорваться после первого же сильного толчка. Это прекрасно понимали и лётчик, и инженер, и бортмеханик.
По уставу садиться с бомбами не разрешается. Инженер решил сбросить опасный груз. Он уже открыл люк бомбового отсека. Внизу изредка мелькали селения.
Заметив приготовления инженера, Чкалов гневно приказал ему немедленно перейти в пилотскую кабину. Инженер повиновался.
Машина на одном правом моторе тянулась к берегу моря. Мотор перегрелся, работал неверно, с выхлопами, вот-вот готовый взорваться, а годного для посадки места не было видно…
 Чкалов решительно выключил зажигание последнего мотора, - другого выхода не оставалось.
Самолёт, нагруженный бомбами, опускался над обрывистым берегом моря.
Много самообладания и физической силы понадобилось лётчику, чтобы выровнять машину и дотянуть её до прибрежной полоски земли.
 Инженер и бортмеханик не сразу пришли в себя. И не сразу поняли, где они, когда Чкалов посадил машину с сотнями килограммов взрывчатых веществ на самом краю обрыва. Обычно весёлый механик на этот раз был серьёзен.
- Товарищ командир, - сказал он Чкалову, - вы спасли не только нас, - вы спасли и тех, на кого могли обрушиться бомбы.

В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своём бомбардировщике («ТБ-3» с бортовым номером 311) впереди колонны из 45 крылатых машин, державших строй по 3 машины в ряд.

* * *

В январе 1933 года Чкалов был назначен на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского.
И до конца своей жизни работал с талантливым авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым.
Чкалов стал испытывать машины этого знаменитого авиаконструктора.
А) Сначала был истребитель бипланной системы «И-15».
 Опытный образец этого истребителя был готов в октябре 1933 года.
Совершив несколько пробежек по аэродрому, Чкалов поднял «И-15» в воздух.
После первого полёта началась обширная программа лётных испытаний, доводка и усовершенствование конструкции.
В. П. Чкалов испытывал «И-15» строго и требовательно, выискивал скрытые возможности самолёта, «учил» новый истребитель летать.
Испытания продолжались зимой, и колёса самолёта заменили лыжами.
Но в одном из зимних полётов оборвался узел переднего амортизатора левой лыжи, и она повисла носом вниз. Теперь при посадке самолёт наверняка зацепит лыжей за землю и перевернётся на спину через нос.
Испытатель мог покинуть самолёт и спастись на парашюте. Но Чкалов решил посадить аварийный самолёт. На минимальной скорости он подвёл самолёт к земле и спарашютировал на снег. Самолёт почти без повреждений лёг на спину.
После небольшого ремонта испытания были успешно закончены, и «И-15» начал выпускаться серийно.
Б)  Ещё не были закончены испытания «И-15», а из ворот опытного цеха на аэродром был выведен истребитель «И-16» - один из первых монопланов.
 В последний день декабря 1933 года В. П. Чкалов поднял красный «И-16» в первый полёт.
 Испытания самолёта близились к завершению, когда некоторые специалисты стали утверждать, что «И-16» не сможет выйти из «штопора». В. П. Чкалов был уверен в высоких лётных качествах истребителя и настоял на проведении дополнительных испытаний на «штопор».
 После красивого взлёта Чкалов набрал над аэродромом высоту 2000 метров. Выполнил несколько витков «левого штопора». Прекратил вращение самолёта. А затем выполнил несколько витков «правого штопора».
То же самое он повторил с высоты 1000 м.
После выхода из «штопора» лётчик показал на малой высоте целый каскад фигур высшего пилотажа. Последняя фигура завершилась безукоризненной посадкой.
Этим блестящим полётом Валерий Павлович дал путёвку в небо отличному самолёту.
Уже в феврале 1934 года был выпущен первый серийный «И-16».
 Он также был испытан В. П. Чкаловым.
Следует отметить, что по своим лётно-тактическим данным «И-16» в 1934-1936 годах стал лучшим истребителем в мире.
В) В 1935 году лётчик испытал самолёт «ВИТ-1» - воздушный истребитель танков с двумя пушками Б. Г. Шпитального.
 За это народный комиссар тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе наградил В. П. Чкалова легковой автомашиной производства Горьковского автомобильного завода.
Г)  В 1936 году Н. Н. Поликарпов создал новый вариант истребителя «И-15-бис».
Этот самолёт также был испытан В. П. Чкаловым и получил путёвку в серийное производство.

* * *

Надо сказать, что, как и любой испытатель, он часто бывал на волосок от гибели. Но всегда его спасало необычайное мастерство.
К примеру.
-   Однажды при испытаниях «И - 16» застопорилась левая нога шасси.
Тогда лётчик-испытатель решил выпустить аварийную ногу под действием перегрузок. Для этого он в течение получаса выполнил целый каскад немыслимых фигур высшего пилотажа. Чкалов то и дело входил в «штопор» и выходил из него с огромными перегрузками. Меняя их направление и силу, он, в конце концов, заставил шасси выйти.
Усталый, но довольный Валерий Павлович мягко посадил самолёт на Центральный аэродром.
По рекомендации В.П. Чкалова, поддержанной Серго Орджоникидзе, Н. Н. Поликарпов полностью переделал систему выпуска и уборки шасси.
-   В другой раз, когда такая же неисправность произошла с «И -17», Чкалов умудрился посадить самолёт на одно шасси, хотя по всем правилам должен был бросить машину и спускаться на парашюте.
Он часто говорил об огромной ответственности испытателя, которому доверяет результаты своего труда коллектив целого завода. Разбить опытную машину – значит погубить многомесячную работу многих тысяч людей.
-   В 1935 году во время одного из полётов на «И – 16» в воздухе развалился двигатель. Чкалову пришлось садиться прямо в лесу, на кроны деревьев. По счастливой случайности он остался жив.
-   Высочайшее лётное мастерство Чкалов  и во время лётных испытаний самолёта «АНТ-25»  конструктора А. Туполева.
 Во время заключительного испытательного полёта у самолёта не вышли стойки обоих шасси. Неимоверными усилиями экипажа удалось вручную поставить одну стойку, но добраться до второй было технически невозможно. Гибель огромного самолёта при посадке казалась неминуемой.
У Чкалова уже был опыт посадки самолёта на одно колесо. Но здесь ему приходилось садиться на огромном и тяжёлом воздушном корабле. Всё же он недаром считался непревзойдённым мастером, - посадка прошла блестяще: самолёт плавно коснулся земли одной левой «ногой» и хвостовым колесом. Уже теряя скорость, машина слегка задела землю плоскостью с той стороны, где находилась наполовину выпущенная правая «нога». Самолёт остался цел, подломился только узел правой «ноги» да помялись консоли правого крыла.

* * *

За время своей работы лётчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Чкалов усовершенствовал и видоизменял многие фигуры высшего пилотажа.
Он единолично разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа:
-   «восходящий штопор» и
-   «замедленную бочку».
Он довёл до совершенства «перевёрнутую петлю Нестерова», выход из «перевёрнутого штопора» и другие сложные манёвры.

2 мая 1935 года во время авиационного парада на Центральном аэродроме имени Фрунзе лётчик с особым блеском продемонстрировал фигуры высшего пилотажа И. В. Сталину, К. Е. Ворошилову, Г. К. Орджоникидзе.
После парада И. В. Сталин неожиданно подошёл к Чкалову и задал ему несколько вопросов. Лётчик отвечал по-военному точно и коротко.
 Иосиф Виссарионович спросил:
- Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину?
- Я летаю на опытных, очень ценных машинах, губить которые жалко. Стараешься спасти машину, а вместе с ней и себя, - ответил Чкалов.
- Ваша жизнь дороже нам любой машины, - сказал Сталин.

•    5 мая 1935 года было опубликовано постановление Центрального исполнительного Комитета Союза ССР:

«Конструктор Николай Николаевич Поликарпов за создание новых высококачественных конструкций самолётов и лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов за неоднократно проявленную исключительную смелость и мужество при испытаниях этих самолётов награждались орденом Ленина».

* * *

Зимой 1935 года Валерий Чкалов загорелся идеей перелёта из Советского Союза через Северный полюс в Америку.
Вскоре Валерий Павлович (командир) вместе с коллегами - Георгием Байдуковым (вторым пилотом) и Александром Беляковым (штурманом) - разработали маршрут перелёта через полюс.
 И обратились в ЦК партии с просьбой разрешить такой перелёт.
 Планы экипажа горячо поддержал Серго Орджоникидзе.
 В начале июня 1936 года во время одного из совещаний в ЦК партии по вопросам авиации Орджоникидзе доложил о подготовке перелёта И. В. Сталину.
Но Иосиф Виссарионович  не захотел рисковать. И запретил этот проект.
Взамен этого, после некоторого раздумья, Сталин предложил совершить полёт на то же расстояние, но только по маршруту, проходившему над территорией СССР: Москва - Ледовитый океан - Петропавловск-на-Камчатке.
 Этот маршрут и был утверждён.
Протяжённость так называемого «Сталинского маршрута» составила 9 374 километра.
На рассвете 20 июля 1936 года полностью заправленный и загруженный краснокрылый «АНТ-25» замер на горке в начале взлётной полосы подмосковного аэродрома.
Опробован мощный мотор, убраны колодки. И В. П. Чкалов начинает трудный взлёт.
Первые 12 часов тяжело нагруженный самолёт пилотировал командир. Десять часов двигатель работал на максимальных оборотах. Только над Кольским полуостровом Валерий Павлович сбавил обороты двигателя.
В районе острова Виктория самолёт развернулся на восток, прошёл над архипелагом Земли Франца-Иосифа и взял курс на Северную Землю.
Над Петропавловском-на-Камчатке самолёт сделал круг и развернулся в направлении устья Амура.
 Над Охотским морем погода ухудшилась, началось обледенение самолёта.
Экипаж получил радиограмму Серго Орджоникидзе с приказом прекратить полёт и сесть при первой возможности. В это время самолёт шёл на высоте пятнадцати метров над бушующим Охотским морем.
 Надвигалась ночная темнота, когда впереди показался маленький остров Удд, изрезанный оврагами и покрытый многочисленными озёрами.
На этот мало приспособленный для посадки клочок суши Чкалов и решает посадить «АНТ-25».
Валерий Павлович осторожно подводит самолёт к земле, перетягивает овраг и на три точки сажает огромный самолёт на крупную гальку.
 После 56 часов непрерывной работы умолкает мотор.
Чкалов, Байдуков, Беляков спускаются на землю.
Глядя на целый и невредимый самолет, остановившийся между крупных валунов, неподалёку от заполненных водой оврагов, Г. Ф. Байдуков точно оценил трудную посадку:
«Такое мог сделать только Чкалов».
1-й исторический сверхдальний перелёт пролегал по маршруту Москва - Архангельск - Земля Франца-Иосифа - Северная земля - Таймыр - Тикси – Петропавловск-Камчатский – Сахалин.
И продолжался 56 часов 20 минут.
Следует отметить, что полёт проходил в очень сложных метеоусловиях.
В густых облаках и при сильном ветре Чкалов должен был часами вести машину вслепую. А под конец сажать её на совершенно неприспособленную площадку среди оврагов и валунов.

•    На следующий день на остров из Москвы была доставлена телеграмма:

«Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полёта. Ходатайствуем о присвоении вам звания Героя Советского Союза. Сталин. Молотов. Орджоникидзе. Ворошилов. Жданов».

А 24 июня пришло сообщение о том, что В. П. Чкалову, Г. Ф. Байдукову и А.  В. Белякову за этот рекордный на тот момент перелёт, длившийся двое с половиной суток, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Вскоре на острове Удд, переименованном в остров Чкалов, была построена деревянная взлётная полоса длиной 500 метров.
 С этой полосы 2 августа 1936 года В. П. Чкалов совершил взлёт и повёл «АНТ-25» на Москву.
 10 августа на подмосковном Щёлковском аэродроме лётчиков встречали не только их семьи, но и всё советское правительство во главе со Сталиным.
Это было настоящее шоу, грандиозное пропагандистское действо.
Столица приготовила им праздничную встречу.
Вся Москва была убрана флагами. И повсюду царило радостное оживление. Десятки тысяч москвичей, стоя на обочинах Щёлковского шоссе, приветствовали героев, засыпая их открытый автомобиль цветами.

•   Валерия Чкалова:

«Мама до последнего дня не знала, что они задумали. На Щёлковском аэродроме возвращения Чкалова ждала не только его семья. Сталин решил устроить лётчикам сюрприз. В тот день все правительство во главе со Сталиным приехало на лётное поле. Отец с мамой ехали мимо встречающих в открытой машине, а из окон люди бросали им цветы и листовки с приветствиями. Конечно, от славы у отца немножко вскружилась голова. Но звёздная болезнь длилась недолго. Не без помощи нашей мамы он прошёл это испытание славой и сумел остаться самим собой».

Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. А также «сталинским соколом», любимым лётчиком вождя.

Ему от правительства даже был презентован личный самолёт марки «У-2» («По-2»).

* * *

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением.
И на этот раз получил добро (в начале 1937 года) на полёт через Северный полюс в США.
В течение нескольких месяцев «святая троица» (так тогда их называли)  слишком часто запиралась в кабинете у Чкалова.
Ольга стала догадываться, что её муж снова собирается в дальнее воздухоплавание.
18 июня 1937 года Валерий сообщил жене, что летит в Америку через Северный полюс.

Как и в прошлом году, перегруженный самолёт начинал разбег с горки.
В 1 час 04 минуты по Гринвичу Чкалов совершил безукоризненный взлёт. 
Как и первый раз, перелёт происходил в очень сложных условиях.
 Над Баренцевым морем АНТ попал в область мощного циклона. Из-за облачности и угрозы обледенения, Чкалов принуждён был вести самолёт на большой высоте. Постоянно ощущался недостаток кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение лётчикам давалось с мучительным трудом.
В 4 часа 15 минут 19 июня на высоте 4150 метров «АНТ-25» прошёл над Северным полюсом.
Самолёт пилотировал Г. Ф. Байдуков. Уставший после первых часов полёта В. П. Чкалов уснул. Штурман А. В. Беляков с особой точностью измерял высоту солнца и определял координаты самолёта. После очередных измерений он сообщил Байдукову, что самолёт летит над Северным полюсом.
Через несколько минут Байдуков разбудил Чкалова и вполне серьёзно доложил:
«Прошли вершину мира. На полюсе торчит здоровый кусок оси твоего любимого «Шарика». Заметили, что ось сильно поржавела».
За полюсом относительной недоступности самолёт забрался на высоту 5700 метров.
 «Бреем по верхушкам облаков», - записал Беляков в бортжурнале.
Впереди по курсу высота облаков достигает 6500 метров. Самолёт вошёл в облака и начал покрываться льдом.
Чкалов и Байдуков решили снижаться.
 Самолёт был уже под облаками, когда произошёл выброс из расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Штырёк водомера — «чертик» скрылся, возникла угроза перегрева и заклинения двигателя.
Чкалов и Беляков слили в бачок всю питьевую воду и вообще всю жидкость, имеющуюся в кабине. Вскоре «чертик» появляется под стеклянным колпаком. Мотор спасён. Байдуков постепенно увеличивает обороты двигателя и устанавливает самолёт в режиме горизонтального полёта.
Лётчики летели над самой Арктикой, где не ступала нога человека и где никто бы их не нашёл в случае аварии.
Над Канадой самолёт встречается с циклонами и антициклонами.
Высота верхней кромки облаков достигает 5-7 километров.
Чкалов решает пересечь Скалистые горы и выйти к Тихому океану.
Самолёт в это время пилотирует Г. Ф. Байдуков.
На борту кончается кислород. Чкалов и Беляков отдают остатки кислорода Байдукову. На высоте 6000 метров кислород заканчивается, и Георгий Филиппович переводит самолёт в снижение.
На высоте 3500 м над Тихим океаном самолёт выходит из облаков.
Самолёт идет курсом на Сан-Франциско.
Но погода впереди резко ухудшился, и экипаж решает вернуться в Портленд. В районе Портленда туман, идёт дождь. На самолёте опять плохо с водой в системе охлаждения. Кончается бензин.
На высоте ниже 100 метров «АНТ-25» делает круг над аэродромом Портленда.
 Но Чкалов решает садиться на военном аэродроме в Ванкувере на другом берегу реки Колумбии.
Байдуков заходит на посадку, Чкалов ему помогает. Облегчённый самолет долго несётся над землей и, наконец, его колёса мягко касаются американской земли.
Перелёт закончен.
За 63 часа 16 минут «АНТ-25» прошёл по маршруту 8 504 километра.
 Все 63 часа были нештатной ситуацией.
Это:
-   и циклоны,
-  и слепой полёт в тумане,
-   и ночной полёт,
-    и страшное обледенение самолёта,
-   и температура в кабине -20°С.
Чтобы не замёрзнуть, Чкалов и Байдуков менялись у штурвала каждые два часа.
В итоге, экипаж В. П. Чкалова, первым проложил кратчайший воздушный путь из Москвы через Северный полюс в Соединённые Штаты Америки.
Лётчики не отдохнули ещё и трёх часов после трёх суток полёта, а в Ванкувер устремился поток телеграмм.
 Нарушил американские традиции и прислал в воскресный день приветственную телеграмму советским лётчикам и президент США Ф. Д. Рузвельт.

В Ванкувере (штат Вашингтон) наших лётчиков встретили как героев.
Там на встрече с американскими магнатами произошёл забавный случай. Чкалов нащупал в своей лётной куртке копейку.
Эту копейку один американский бизнесмен захотел купить в качестве сувенира.
 На это Валерий Павлович ему шуткой ответил:
«Наша копейка смогла перелететь к вам через Северный полюс, а не ваша - к нам. Поэтому не отдам».
Привёз копейку обратно.

Американцы даже не допускали мысли, что наша молодая страна может создать в короткий срок собственное машиностроение. И поэтому, как только «АНТ-25» сел на аэродроме Ванкувер близ города Портланда, все корреспонденты задавали командиру один и тот же вопрос:
- Мистер Чкалов, скажите, чей у вас мотор: английский, американский или немецкий?
Чкалов немедленно попросил стремянки и лестницы. И раскапотил наш, ещё не остывший после 63 часов непрерывной работы мотор, говоря:
- Взгляните, друзья, на эмблему нашего авиационного завода и вы убедитесь, что все здесь нашенское, русское, советское, а зовут его АМ-34р.
Искусство наших лётчиков и наша великолепная авиационная техника явились неожиданностью для народа США.
Рядовые американцы не имели действительного представления о СССР, так как вынуждены были пользоваться грубо-тенденциозной, ложной информацией о жизни в Советском Союзе, о советских людях. Теперь же из Москвы через Северный полюс прибыли в Америку посланцы нового мира.
В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков стали в США самыми популярными людьми.
Американцы были в полном восторге. Отважным пилотам отводились первые полосы газет.
Советских лётчиков приветствовали жители Портленда, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Нью-Йорка.
В каждом городе, куда они приезжали, их встречали тысячные толпы простых американцев.
А ведущие американские политики считали за честь встретиться с необыкновенными русскими лётчиками.
К примеру.
-    На авиабазе Пирсон (Pearson) экипаж встречал и затем принимал у себя дома генерал Джордж Маршалл (позже — государственный секретарь США и автор «плана Маршалла»).
-   Клуб исследователей США и Русско-американский институт культурных связей устроили в честь советских авиаторов приём в нью-йоркском отеле «Waldorf Astoria».
-   А в Вашингтоне советских лётчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.
Причём Президент, который не покидал инвалидную коляску, приветствовал первопроходцев ледовой трассы стоя, поддерживаемый под руки.

За считанные дни Валерий Чкалов стал лучшим другом Америки.
Недаром в честь перелёта на месте приземления самолёта на острове Ванкувер впоследствии был установлен величественный монумент.

Дни пребывания В. П. Чкалова и его друзей в Америке были заполнены ещё и большой напряжённой работой.
 Ведь в июле через полюс в США должен был вылететь на другом самолёте «АНТ-25» экипаж М. М. Громова. Поэтому экипаж В. П. Чкалова составил подробный отчёт о своём полёте и сообщил в Москву рекомендации и предложения о графике и маршруте перелёта.

Наконец, 14 июля на пароходе «Нормандия» они отправились в обратный путь.
Чкалов не покидал каюту голливудской кинозвезды Марлен Дитрих, которая увидела в нём поразительный идеал совершенного мужчины.
 В её воспоминаниях Валерию Павловичу посвящена весьма красноречивая фраза:
 «У такого мужчины чувства горячи. Можно обжечься…»

В Лондоне и Париже их также встречали с огромной помпой.

•   Валерия Чкалова:
 
«Я знаю, что после беспосадочного перелёта через Северный полюс Чкалов, Байдуков и Беляков возвращались из США на теплоходе «Нормандия». На его борту была и Марлен Дитрих. Наверняка они раскланивались на палубе, сидели вместе за капитанским столом. Когда теплоход пришвартовался во французском порту, пассажиры пересели в поезд, доставивший их в Париж. Там на перроне собралось множество людей. Марлен решила, что встречают ее. Когда цветы преподнесли Чкалову, она опешила. Отец же галантно вытащил розу из букета и вручил ей».

А в конце июля 1937 года лётчики вернулись на Родину триумфаторами.
 Москва торжественно встретила В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова.
После митинга на площади у Белорусского вокзала открытые автомобили, увитые гирляндами цветов, с лётчиками направились в Кремль.
Десятки тысяч людей встречали экипаж Чкалова на площади Белорусского вокзала и на улицах города.
Их приветствовал гром оваций, восторженные крики и звуки «Интернационала», усиленные мощными репродукторами.

За осуществление этого перелёта лётчики были награждены орденами Красного Знамени.
Перелёт сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.
Чкалова называли одним из самых знаменитых людей планеты.
Советское правительство подарило личный самолет.
После того перелёта популярность Чкалова в народе была даже больше, чем у Гагарина.
Но он остался таким же простым в общении. Приезжал на отдых в родное Василёво, встречался с друзьями, ходил на охоту, рыбачил на Волге.
Вообще Валерий Чкалов на отдых в Сочи или Крым вместе с вышестоящими не ездил - при любой возможности приезжал в Василёво. Родительский дом стал для Чкалова тем островком, где он мог скрыться от суетной московской жизни…

* * *

В 1937-ом году Чкалов стал депутатом Верховного Совета СССР от Горьковского округа.
Только за 1 месяц он провёл 70 встреч, побывав почти во всей области.
Супруга Чкалова, помогая перегруженному работой мужу, стала исполнять при нём обязанности секретаря. За короткий срок она приняла 288 просьб, которые люди присылали Валерию Павловичу. И он ни одну из них не оставил без ответа.
Вот тут и пригодился небольшой самолёт, который правительство подарило лётчику. Чкалов летал на нём по всей Горьковской области. Общался с колхозниками и рабочими, заходил в магазины, парикмахерские, в больницы и школы.
О том, как Чкалов откликался на просьбы людей, ходили легенды.
-   Однажды он получил письмо, автор которого умолял помочь ему осуществить мечту – отправиться на работу в Арктику. Мечта сбылась, когда Чкалов взял дело под свой контроль.
-   В другом письме была жалоба от мужчины, который не получал должного медицинского обслуживания. Чкалов направил в район, где жил этот мужчина, самолёт с врачом, а после устроил больного на лечение.
-    Семье Трофимовых депутат помог с жильём. Двое взрослых и восемь детей ютились в одной комнате. Чкалов выбил для них отдельную квартиру.
Работал Чкалов так, что буквально валился с ног от усталости. И это с его богатырским здоровьем.
Интересен такой эпизод.
Приходит к Валерию Павловичу на приём посетитель с жалобой, что его начальники из-за каких-то бюрократических проволочек не выдают зарплату.  Чкалов достаёт из своего бумажника необходимую сумму денег и говорит:
- Бери отец, а с твоими бюрократами мы разберёмся.

Валерий Павлович, вхожий в кабинеты больших начальников, не боялся заступаться за репрессированных.
 В 1937-38-ом годах – в самое тяжёлое время массовых арестов – Чкалов, рискуя собой, добивался пересмотра дел невинно осуждённых.

Чкалов и в частной жизни оставался справедливым, добрейшей души человеком.
 У него было трое детей.
 Каждый Новый год им присылали множество приглашений на ёлки. Отец оставлял дочерям и сыну по одному билету, а остальные раздавал ребятам во дворе.
После последнего полёта Валерия Павловича, который закончился крушением самолёта, в кармане лётчика нашли листки бумаги, на которых было написано, кому и чем он должен помочь.
 В частности, там было напоминание о детском доме, воспитанников которого Чкалов опекал.
После аварии в кармане его лётного костюма нашли записки, набросанные от руки планы, кому, как и чем он собирался помочь…

•    Лидия Попова:

«Он действительно старался помочь всем. В особенности своим землякам, попавшим под колесо репрессий. Всеми правдами и неправдами вытаскивал их из застенков».

* * *

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали.
 Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180».
Тестовый полёт готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьёзных дефектов.
Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года. И их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха.
Валерий Павлович мог, конечно, отказаться от полёта. Но он не стал этого делать.
Верх взяло высокое чувство ответственности за порученное дело и понимание того, как важно быстрее начать испытания.
Сыграла свою роль и присущая ему удаль, вера в своё высокое мастерство.
 Но на этот раз оно не спасло Чкалова. Во время полёта мотор неожиданно отказал.
Совершая, по сути, ещё один подвиг, легендарный ас старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. Удар был такой силы, что сидение лётчика сорвалось с креплений. Выброшенный на землю, Чкалов ударился головой о торец штабеля металлических арматурных прутьев.
От полученных ран Валерий Чкалов скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие:
«В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».

Так погиб на своём посту легендарный лётчик, до конца выполнив свой долг. Рождённый летать, он управлял самолётом до последнего мгновенья своей жизни, пока глаза видели родную землю, а руки держали штурвал…

* * *

Валерий Павлович Чкалов никогда не причислял себя к элите. И это несмотря на то, что имя его гремело на весь мир после беспосадочных перелётов через Ледовитый океан и Северный полюс.

•    Валерий Павлович говорил:

 «Там, где речь идёт о счастье моего народа, там я ищу себе работу».

Он умел быть лучшим во всём, за что только брался:
-   на небе – асом, не знающим страха,
-   на земле – человеком, который помогал тысячам своих сограждан.
Страна, искренне любившая своего героя, горевала, когда он разбился.
И бережно хранила память о нём.
Жизнь этого человека была примером для воспитания подрастающих поколений.
Жить и работать, как Чкалов, стремились многие.

•    Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуба:

 «Однажды я нашёл в библиотеке книгу о В. П. Чкалове. С увлечением читая её, я мысленно представил себе, как тренировался Чкалов, как он готовился к перелётам, изучая материальную часть. Я стал во всём подражать Чкалову, и книга о великом лётчике стала моей любимой настольной книгой. Во время боёв над Берлином я вылетел в паре с гвардии капитаном Титаренко на «охоту» в район города... вдруг я отчетливо вижу группу «Фоке-Вульфов-190» с бомбами. В одно мгновение я подумал, что бы сделал на моём месте Чкалов. И решил атаковать. Взять их дерзостью, чкаловской напористостью и умением - вертелось у меня в голове. В этом бою я сбил две вражеские машины».

•    Байдуков, вспоминая Великую Отечественную войну, писал:

«Валерий Чкалов воевал вместе с нами. Наши лётчики широко применяли созданные им приёмы, тактику воздушного боя и штурмовых действий по войскам врага на поле боя. Он вместе с офицерами и солдатами Советской Армии шёл в бой и разделял горечь поражений и радость побед. На фронте я множество раз видел в частях ВВС самолёты с четкой надписью на фюзеляже: «Чкалов». Часто сопровождая танковые рейды, я поражался, встречая на бортах пропыленных и закопченных в боевых походах танков гордую и лаконичную надпись: «Чкалов».
 
•    Беляков писал:

«Особенно много последователей Чкалова появляются во время Великой Отечественной войны. Это они сражаются в воздухе с превосходящими силами противника и нередко побеждают, будучи в меньшинстве. Вспомним о Героях лётчиках храбро сражавшихся за нашу Родину: Супрун, Гастелло, Покрышкин, Кожедуб...»

С началом Великой Отечественной войны, жители Горьковской области собрали деньги на создание лётной эскадрильи. На каждом самолёте было написано «Валерий Чкалов».
Так что и после смерти он продолжал бороться за мирное небо людей, которых так любил при жизни…

•   Александр Пронин:

«Он не был сверхчеловеком, и ничто человеческое ему не было чуждо. Но новое время подарило ему столь яркую судьбу, вооружило столь сильной волей и тягой в небеса, стремлением к новаторству, что он стал подлинным героем своего времени, легендарным символом советской эпохи».