Следы Тигра тигриные тропы

Алексей Малышев Сказитель
АВТОРЫ АЛЕКСЕЙ И ЕКАТЕРИНА МАЛЫШЕВЫ
                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ ЕНИСЕЯ


                СЛЕДЫ ТИГРА


   Поехал я к брату в Москву, да и встретил в поезде приморского охотника. И три дня записывал я его таежные рассказы. Вот что он мне поведал.

   Деревня моя в Партизанском районе Приморского края.
Сам я двадцать лет добывал соболя. Зовут товарищи меня Серый.

 Поселку нашему пятьдесят восемь лет. Называется он Партизан, Партизанского района. Когда японцы Приморский край захватили, во время войны там объявились наши партизаны. Не народные, конечно, а  самые злые диверсанты.


Их туда наши засылали, японцам вредить. А потом на месте их лагеря построили поселок из щитовых домиков, ну, а позднее сложили уже настоящие избы из бруса.
Такая вот судьба сложилась.

   Пришлось мне, мальцу, кормить семью из шести человек. Родители мои выпивали, а кому-то надо было их заменить.
Вот и выходил сам на охоту.

   Кормил я отцову семью. Деньги он пропивал. А были еще младшие сестренки, за которыми я мог ухаживать. В пятнадцать лет я пришел домой пьяным. Но отец меня сурово наказал, по мужски, тяжелым кулаком. И после этого мене был хороший урок.
    И я никогда водки не пил. Курить я не курил. Но лет в тринадцать пробовал подымить, как все, и меня здорово вырвало. Башка тоже болела.


  Я один такой в семье. У меня еще три сестры, они курят и даже выпивают. А у меня несовместимость с этим хмельным ядом. Только в рот возьму и сразу наружу воротит, не принимает природа эту гадость. За то человеком стал.
Пришлось мальцу встать за взрослого человека против диких зверей.

  Всем смертям вопреки, всем страхам наперекор ходил я среди великой природы и не погиб. Могли съесть меня и волки, и медведь догнать мог, рысь на спину могла прыгнуть, и летом в траве змея может ужалить и клещ зараженный укусить.

   И не будь мне удачи, остался бы уродом на всю жизнь. Но я не погиб, а научился многому и вскоре нашел себе в моем опасном промысле учителя.

   В доброе советское время мой учитель зарабатывал по двадцать тысяч на охоте и на тайге.

  Однажды я к нему пришел, а у него на полу красные деньги валяются. Дверь в избу не заперта, вещи в разброс, всюду бутылки пустые и видно, что хозяин одинокий и крепко пьет. Я ему говорю, ты что, нельзя же так деньги разбрасывать.  А он только рукой махнул, мол, еще всегда принесу. Очень он меня удивлял, человеком был нелюдимым, ни с кем не водился и даже семью не заводил. Суровый был и настоящий зверолов.

   Но если бы он не научил меня, не знаю, что бы я делал. Многие к нему просились. Но выбрал он только меня. Почему, даже не знаю.

   Но начинал я сам. А многим приемам охоты на копытных потом обучался у него, своего учителя дяди Коли.
Но сам человек в тайге еще ничего не может. Нужен пёс помощник, чтобы ставить зверя и выводить под выстрел.

   Первая собака у меня была дворняга, но она была рабочая. Имеет такое слово в тайге огромную важность. Человек на зверя сам не охотник. Клин клином выбивают. На зверя охотиться – такой же зверь нужен. И много значит это слово для собаки- рабочая. И самое интересное, не в родословной у них вся сила, а в характере.


    И многие дворняги умнее, чем породистые. Звали моего пса Волга. Волга ставил барсуков, оленя ставил, белку ставил. Он живой еще, старый только. Заслуженный пёс, ему я благодарен и содержу на покое. Живет еще у отца.
А вторую собаку у меня тигр съел этой зимой. Звали ее Лайма, сука была. Горе страшное. Сколько мы с ней прошли, сколько зверя добыли, не сосчитать, и вдруг такое. Лучше бы мне этого не видать никогда.

СОБОЛЬ

На соболя я ходил двадцать лет. Зверек умён и очень осторожен. Чует человека  и слышит издалека. Без знания или без навыка его добыть невозможно. Это надо уметь. Но мне в жизни очень повезло, как говориться Бог помог, послал доброго человека, учителя.  Учил меня соболя добывать один добрый и талантливый человек - таежник.
 
Но он много пил и потом совсем спился… А очень жалко. Ему все говорили, что при его талантах и знаниях он мог бы давно жить во дворце и ему бы слуги подавали кофе в постель.

 Да, так он знал охоту и весь древний пушной промысел.
Соболя в основном добывают капканами. Но зверь очень хитрый и ловушки на него могут поставить только люди опытные. Эти ловушки бывают самые разные.

  Соболь в лесу ест все и даже ягоду. Мышь ловит и ест. И белку шуструю ловит. Крупный крутой соболь, ты не поверишь, давит даже кабаргу и даже ловит молодых мелких оленей.

  В доме музее таежного писателя Арсеньева есть такое чучело. Там крупный соболь, вскочив на спину изюбря, долго грызет ему шею. И говорят, что так он его понемногу убивает! И значит, может добыть даже изюбря.
Ставил я на соболя капканы. Капкан Уралец, номер один.
 
  С восьми лет я начал охотиться на зайцев маньчжуров. Там у нас заяц беляк и заяц маньчжур.  Ушастый он и с характером. Маньчжур даже может укусить. Говорят, что заяц трусливый, а он вовсе не трус, а боец.

   Когда он уже в петле маньчжур борется и норовит укусить или поцарапать когтями передних или задних лап. Маньчжур машет ими и орет как резаный. Да, заяц тоже может кричать. Когда я впервые поймал зайца, у меня была большая радость.

 Отнес я его домой отцу, а он стушил моего маньчжура с картошкой. И приготовлено мясо было просто очень вкусно. Вкуснее чем крольчатина во много раз. После зайца я перешел маленького оленя, на клыкастую кабаргу. И первую кабаргу поймал я рано, в тринадцать лет.

   В девяностые года, в конце восьмидесятых, и до середины девяностых, был большой ажиотаж на кабаржиный пуп, на кабаржиную струю. Да  и не похож он на пуп. А на самом деле это половой орган его. Там берется моча и струя и используют его в медицине.

  А платили очень хорошо и я в тринадцать лет зарабатывал больше отца. Потом я пошел дальше и купил свое первое ружье. Оно было простое, гладкоствольное, тоз - двустволка.

   Пушнину я стал ловить вместе с кабаргой в тринадцать лет. Все это пошло вместе, за одно. По соболю я с ружьем не охотился , часто брал его самоловами. Охотился в зимнее время. Летом же пушнина не ценится. Ночевать приходилось в зимовье. Там печка каменка, нары и стол.

   Соболь бывает очень блохастый. И если соболя убьешь, блохи просто замерзнут на нем. А если время теплое, то блохи на мертвом теле не живут. А уходят с него, но не сразу, не бросают его, а бегают, суетятся пока тело остывает и потом уходят. И думаю, они просто без него умирают.

  Самолов на соболя называется верховая кулема. Их много есть видов. Известны больше низовая и верховая кулема.

   МЕДВЕДИ

 Я сам убил четырех медведей. В каждого всадил не менее восьми пуль, а то и больше. Медведь очень живуч и при выстреле такие штуки вытворяет, никогда не догадаешься и всего не предусмотришь.

   Однажды на меня вышел большой медведь и я в него всадил восемь пуль и он упал. Но я подозревал, что он еще не умер. Оставив медведя, я пошел за другом с машиной для помощи. Сам бы я эту тушу из лесу не вытянул. Мы решили поделиться добычей. Встретив его идущим с гладкоствольным ружьем на плече, я послал его по тропе, чтобы он шел впереди и добил моего медведя.


   А потом тушу мы разделаем вместе. Паренек с интересом побежал туда. И увидел, что медведь на последнем издыхании. Но когда друг выстрелил в него из гладкостволки, зверь не сразу умер, а издал такой страшный рев, что парень кинулся наутек через кусты, бросив погибшего медведя. Но я успокоил его и мы разделали тушу вместе, а потом вывезли мясо домой на его машине.

Я отстрелял его, он лег. Я пошел в деревню, позвать друга. У него была машина. Стрелял я медведя на солонце. Зверь вышел и я долго наблюдал, как он ломает пень и ест муравьев и что не может лапой, о зубами крошит. Хотите верьте, хотите нет, но когда я разделал, у него полный желудок был муравьиных яиц и муравьев.
Дело в том, что ими, муравьями медведи изгоняют глистов, муравьиной кислотой. А яйца муравьиные богаты белком.

   Думаю, что человек то же может их есть.
Например, говорят, что наша амурская черемуха маалка ядовита. И я подумал,  что он там ест, да еще  он жирует на ней здорово, набирает на- ней много жира. Она мишке полезна и очень здорово. И там я тоже сам подошел и попробовал ее. Косточки такие же,  вкус горьковатый.

 А потом, когда разъешься, чувствуешь сладковатость. И ее сок как черника, если замараешься, ничем не  отмоешь. Считается местная черемуха маалка. Плохо люди о ней говорят. Но она оказалось намного лучше обычной черемухи, потому, что не вязкая и не вяжет рот...

   Был случай, отец спас мне жизнь на охоте. Было это в конце августе девяносто седьмого года.  Черемуха была в самом разгаре. Было много медведя бурого и белогрудого. Белогрудый - это гималайский медведь. Ест черемуху, потому, что другого ничего нет. Если будет желудь, то мишки предпочтут желудь.

    А зима с них спросит, особенно если самка. В начале февраля они рожают. Самец тоже уже не спит, ждет лежит когда тепло настанет. А самка уже рожает. 


  Весной я предложил отцу пойти на охоту, на медведя. Мне было двадцать лет. Я только пришел с армии.

  Охотятся в черемухе на медведя так. Находишь, где много черемухи и ничего не надо. Идешь вдоль по старой дороге и просто и слушаешь просто, где треск стоит.

    Почему треск? А потому, что черемухи медведю надо съесть очень много.  И он ее ломает, чтобы опустить ветки.
  Идем мы по старой дороге и услыхали, как медведь ломает маалку. Подошли к нему а к нему легко подойти, ведь там листья со всех сторон висят, треск стоит и зверь ничего не слышит.
 
   Отец стрелял первый. До выстрела мы подошли к нему на десять метров. Зверь сидел на дереве, взрослый самец, гималайский белогрудка, он слабее бурого медведя. И сам лезет на дерево.

   Не так, как наш, потому что бурый медведь такие деревья легко ломает и легко загибает. Когда отец выстрелил, он сбил зверя с дерева. Он падал с высоты, а я подошел почти под самое дерево с ружьем. У отца была двустволка, а у меня одно ствольное.

    И пока зверь в воздухе кувыркался я ему влет еще добавил. А мишка падал метров с десяти. Упал, и мы его ранили здорово. Одна пуля была у него в грудине, а другая в брюшине. Это я так стрелял на вскидку, поэтому ему по брюху досталось. После падения он вскочил и побежал.

   А мы постояли две минуты, послушали внимательно, никаких звуков. Мы подумали, все, убили.

    Подошли к этому месту где он упал, и вдруг  там ни капли крови.. Потому, что у медвежьего тела есть такое тайное свойство. Сразу после прободения закупоривается рана у медведя его салом. Вроде смотришь, рана у него течет, но вдруг, хоп, и перестала, куда девается?
А это родное сало ему рану закупоривает.

Тогда мы стали искать его, разошлись в разные стороны. Отец пошел направо, а я пошел на лево. Я подумал, что если медведь смертельно раненный, то он постарается залечь в пустых зарослях кустарника и лиан. И там затаится. Иду и смотрю, много кустов, болотина и на болоте жимолость росла, и жасмина много-много было. Я подошел к этим зарослям и стал прислушиваться. И услышал тяжелое дыхание и стон. Позвал отца.

    Отец шел прямо на эти кусты. Я стал кричать ему, чтобы он эти кусты обходил стороной. И шел ко мне, так как шум от деревни сливался со звуками из кустов. И было неясно, что это такое.

   Батя подошел ко мне, я ему говорю - слышишь? Это звук из кустов?

   Он ничего не услышал. Я ему стал объяснять, этот звук. Но он ничего не услышал снова. У него слух намного хуже моего. Тогда я понял, что отец не слышит и сказал ему, мол, смотри, что сейчас будет!

Тут я взял ружье на перевес и пошел в эти кусты. Прошел буквально пять или семь метров. Вдруг раненный медведь кинулся на меня! Он оказывается, уже давно здесь меня ждал. Я стал отходить очень быстро-быстро. Это произошло очень быстро. Отец удобно стоял с боку.

      И буквально когда я не успел выстрелить, он в двух метрах от меня завалил этого медведя, который бросился и бежал прямо на меня. И тем спас мне жизнь. Если бы отец не убил зверя, я не знаю, чтобы дикарь сделал со мной.
   
      Хотя в то время я об этом не задумывался. Я ведь был молодой с армии. Если бы зверь укусил даже в ногу, он перекусил бы ее. И это был первый медведь, которого мы убили. А потом уже я один охотиться стал, где на солонце, а где и так.

      Когда мы убили этого медведя, мы взяли с собой в тайгу только один нож. Ни топора, ни веревки не взяли.  Потом думали, как его перетащить домой. Идти за всеми приспособлениями было далеко. А солнце уже садилось.  Мы срубили ножом длинную палку - лагу, срезали лианы лимонника и как первобытные, увязали медведя за лапы к палке и унесли домой.

   Зверь весил около ста килограмм. Варили потом медвежатину и тушили. И даже в деревне раздали. Иначе нельзя. Тепло было. Мясо хранить негде, вот деревенским дали и себе еще оставили.

    Тигры в наших местах не такие, как все думают. Те которые в зоопарках, это просто недомерки. Просто карлики. Настоящий тигр просто огромный и весит до трех сот килограммов. Даже есть и больше, но это, конечно, очень старые и большая редкость.
 
   Сила у тигра страшная. И шерсть у него свсем не такая. Как показывают у индийских тигров в зверинцах. Наш амурский тигр почти без полосок, они у него очень бледные. Тигр не всегда вылизывается, бывает что встретишь его и грязным и с запахом псины, а вообще от тигра запах очень резкий.

  А сам он так с верху желто-серый  с желтым, рыжим и оттенками серого.
Но я уважаю тигра. Тигр - хозяин. Тигр мою собаку съел.
А я охотник, мне без рабочей собаки нельзя. Она у меня кормилица. 

   Я сам видел этого здорового тигра. 
И как вышло. Охотились мы с ней на изюбря. Собачка моя оленя выследила и поставила. Повела, повела да вдруг и бросила. Я на нее давай злиться. Кричу.

 - Ты что, мол, такая - сякая!


    А она вдруг заскулила и давай ко мне прижиматься. И давай мне об сапоги тереться. Я ничего не понимаю, гоню ее с криками в лес, толкаю прикладом и даже пинаю сапогами. Оленя ведь сейчас потеряем.

   Вот я и кричу. Чтобы искала изюбря. Отошел от нее, приказал ей, чтобы взяла след.  Собачка от меня отбежала подальше и все. Тут только ее и видели.

   Вдруг в кустах страшный треск раздался. И вдруг вижу я с ужасом огромного, здорового тигра. В одно мгновенье прыгнул зверь на пятнадцать метров и задавил мою собаку. Я слышал даже, как хрустят ее кости.
 
Я стрелял в тигра и промазал. И слава Богу.
Если бы я  ненароком попал, то тигр убил бы меня или я его. Хотя как бы я мог такую махину свалить из своего двуствольного чуда? Но тигр убежал. Но не просто, а притаился и сел в засаду.
Когда я подошел, она была еще жива. Тигр переломил ей хребет и прокусил грудь. 
Я отнес собаку в деревню и отдал ее на съедение местным, считая, что отдать тигру было бы несправедливо. Я решил наказать тигра, не дал ему, хвостатому,  доесть.
В тот же день, на этом же месте, у другого мужика, тигр съел собаку. А я не успел его предупредить. От собаки остался только хвост.

   Он сам виноват. Он обязан привести ее и познакомить пса со мной. Зачем? Да чтобы я знал ее в морду!

   А так я ее встретил и не зная в морду, чья она, ничем ее не защитил и не предупредил хозяина. А он только похвастался накануне собакой. А сам то не привел ее ко мне на знакомство.

   Тигр любит псов. Собака для него - это лакомство. А ты спрашиваешь, водятся ли у нас волки. Почему у нас волков нет? А потому и нет.

   Да их тигры сразу всех переловят. Тигры прекрасно сдерживают волка. Волки приходят к нам, как и всюду. Но тут же все от тигра погибают. И вообще  всем собакам у нас из за тигров жизни нет.

   У нас даже собак в деревнях так едят. Время от времени ночью выходит к жилью из леса тигр и давит в деревне собаку.

   А не давно вообще жуткий случай был. Жила у нас в деревне дойная корова. Одна на весь поселок. Последняя!
На покосе привязали корову пастись, а тигрица и напала, убила ее и огромную тушу утащила в сопку. Как это получилось? Всегда мы спокойно коров пасли. Привязывали в безопасности.

   И вот как-то ночью прокралась в деревню тигрица и убила ее! И как? А бык -то ее с ней рядышком стоял и хоть бы разок промычал. Бык молча выбил у сарая стенку и к хозяйской избе прибежав, тихо - тихо под окно встал. Будто ничего не случилось.

   А тигрица в то время тащила мертвую корову высоко-высоко на сопку. И все потом удивлялись, какая-же это сила нужна, чтобы так высоко на крутую гору такую тяжкую тушу затащить.

   И словно вымерли все. Хоть бы одна скотинка голос подала. Выходит у них с тигром сговор такой был. Чтобы никому людей не разбудить под страхом смерти. Вот видно, они и молчали в трубочку.

   В Китае охота на тигра запрещена. За убийство тигра сразу смертная казнь. Оно и понятно. А в России за тигра дают столько же, сколько за убийство человека. У нас на тигров много браконьеров охотится. Китайские скупщики за добытого тигра дают сразу десять тысяч долларов наличными.

   Но охотиться на такого красивого зверя себе дороже выйдет. Хищник он хитрый ужасно, все знает. Он ведь, когда мою собаку задрал, побежал для вида от меня в лес. Я в сердцах бегу за ним. А тигр, сам отбежавши, развернулся и тихо залег в кустах на тропе. Если бы я не понял и кинулся за ним, он бы меня поломал одним махом. Такой хитрый зверь.
 
   Но я заметил его лежащего в зарослях и дальше не пошел, и жизнь свою этим сохранил. Иначе бы смерть.

    Спросишь, почему тигр такой дорогой?


    У него очень ценится красивая шкура. Но особенно ценятся целебные кости тигра. Самыми полезными считаются средние суставы на лапах. Они врачами отвариваются и этим отваром поят больного с переломами. И любые переломы от тигриного отвара быстро схватываются и заживают.      
А другие кости тигра перетирают  в порошок, а его или варят или перетирают в лечебных целях.

   Глаза у тигра я видел. Они очень холодные и злые. У тигра один лед в глазах.
 
   Вяжутся тигры в январе месяце, котят выводят раз в четыре года. И самка не гуляет со своим тигром. Котята рождается очень маленькие, весом всего по килограмму. А за матерью тигренок ходит до четырех лет. И тигрица их очень любит и защищает просто страшно.

  Тигрица за котят может сделать что угодно сделать. Разорвет кого угодно. Она здесь как медведица и даже хуже.

   Тигр это самый хитрый зверь. Он может достать даже медведя. И прекрасно знает его, медвежьи слабости. На всю зиму медведь ложиться спать. А тигр его спящего добывает. Тигр лапами разрывает берлогу и  давит медведя за горло.
 
   А белогрудый медведь ложиться спать в дуплах больших деревьев. Но и там тигр его достает.

   Хотя сам он в дупло или на дерево залезть не может. Но хитрый тигр находит в дереве гнилое или слабое тонкое место и со всей силы бьет его когтистой лапой так, что щепки летят во все стороны как от топора.

   Так тигр рубит лапой дерево долго - долго, пока понемногу не дороется до спящего там белогрудого медведя. А когда все таки дороется до него спящего и беззащитного, то съедает.
 
   А сам тигр ни в пещере, ни в норе не нуждается. Он постоянно в движении. А шерсть у него такая, что он может спокойно спать на снегу. Морозы у нас бывают до сорока степеней. А тигр спит прямо на снегу и всегда ничего.

   У тигра есть свои особые тигриные тропы. Зверь делает на дереве лапой залом на высоте больше двух метров, и это метка у него.

   Я слышал, что мясо у тигра очень вкусное, хотя сам его не ел.
  Сам тоже слышал тигра, сидя на солонце, и собака моя. Видел потом по следу, как он пасется на солонцах, когда тигр подошел к солонцу и рыкал часа в четыре утра.
    Только было пять часов утра. А что он рявкал-то? Меня выгонял, был недоволен, что я, чужой человек, в его владениях.

    Я просто посидел, подождал, а чтоже еще мог сделать?
Если бы он вышел, тогда бы я разобрался с ним.

   А тигра куда стреляют?
   Где у него удобное место? Под лопатками, за ними тигриное сердце. Иногда пуля не пробивает, а ударяется в кость и начинает гулять. Влетает она в тело в маленькое отверстие, а выходит например из шеи огромной дырой в целый кулак. Так вырывает все.

   Такая огромная скорость и сила у пули, что зверь даже просто стоит и не понимает что в него попали, а кровь из него Уже бьет фонтаном. 

   Если попасть в печень, зверя парализует сразу. Если попасть в легкое,зверь захлебнется в своей крови. Он, смертельно раненный, ложится и издает такие звуки, хрипит и кашляет горячей кровью.

    Жестоко это. Если попадаешь в брюхо, то все внутренности смешиваются с отбросами в одну кровавую кучу и это очень не приятно. Может быть даже не надо такого писать, жестоко это.

Я попал в этом году на женьшень вместе с китайцами. Семейство этого растения имеет четыре вида - аралия,  элеутерокок, женьшень и деморфант. Деморфантом называют особое такое низкое дерево с листьями особой формы в виде пятиконечников.

 А женьшень и аралия у ученыхъ людей считаются кустарником, хотя у них у всех имеются пятиконечные листья. И еще в этом семействе заманиха, с ее чай очень вкусный, ароматный, пахучий, но много пить нельзя. Очень улучшает мужскую силу. Я сам пробовал, действует. Растет еще у нас, назову, такой красивый цветок - лилия даурская.

    Рябчик вечером с дерева ныряет под снег. И на ночь там закапывается. Но соболь находит его и берет уже из под снега.

  МОГИЛА ЧИНГИЗХАНА

   Однажды я зашел в тайгу далеко в и увидел старый огромный кедр до самого неба. Очень старый. И мне стало интересно. А когда подошел, то увидел что за кедром виднеется узкая тропа в густые заросли леса и кустарника. Эту тропу ниоткуда не видно. И самое интересное, тропа не заростает, словно выложена чем-то.

   Этой тропой, что никогда не зарастает, в глубине зарослей мне открылась невидимая ниоткуда, кроме как с единственной узкой тропы, большая монолитная скала. Тропа подходит к стене из цельной скалы, из серого камня, красиво поросшей мохом и лишайником. В этой скале неизвестные люди очень давно сделали большой тайник.
 
    Они выбили прямоугольное помещение и закрыли вход большими прямоугольными камнями- блоками. Под эти камни сразу забили клинья, чтобы каменная кладка не наклонялась и чтобы камни не вывалились из ряда кладки. Вынуть эти камни нельзя, можно только взорвать большим количеством тротила. Не знаю никого кроме Чингизхана, кому могли сделать такую богатую могилу.

   У нас иногда рассказывают легенду о народе Дзю Джи Ни.   

    Однажды один мужик шел по тайге и его помял огромный медведь. Страдалец упал весь переломанный и совершенно остался без помощи. Ждала его мучительная смерть.

    Но вдруг он увидел, как из под земли вышли два человека смуглых телом, голые до пояса в набедренных повязках.

   Это оказались его спасители. Они завязали ему  глаза и унесли больного в удивительное подземелье. Там мужик иногда приходил в сознание и видел в пещерах множество  великих богатств и сокровищ. Там стояли высокие статуи из золота, видны были  россыпи золотых монет, драгоценные камни в дорогих сосудах.

 Там, под землей, лежал огромный подземный город и эти страшные муглые жители долго лечили своего случайного гостя. Когда он начал выздоравливать, жители подземелья завязали ему глаза, и унесли его на поверхность и оставили точно там же, где когда-то взяли.


 Об этом подземном народе ходят древние легенды. И особенно про великие сокровища подземного царства Дзю-джи ни. Путь к которым алчные люди ищут много лет и не могут найти.

     ИЗЮБРЬ

   Охота на изюбря мне тоже нравится. Бык бывает очень опасен.
Собака бросается быку под передние копыта, бык резко приподнимается и бьет собаку передними копытами. Собака отлетает от него кубарем со страшным криком.  Охот на изюбря много, это, кстати, самая интересная.

   Поставила  собака быка, да не простого а роскошного, четырех-концового. у которого на каждом роге по четыре отростка, словно костяная корона. Это означает, что ему уже пять лет. Поставили его собака, задержала и начала крутить на одном месте и старается схватить его за ляжку, а бык вращается, крутится и поворачивается к ней рогами, норовит подколоть.

   Раз убивал корову, самку изюбря. А у нее нога в шрамах. В нее когда-то видать стреляли и рана видно срослась. Изуродована она была очень сильно.

   ЛОСЬ

   Бывают в лесу и кровавые трагедии. Охота волка на лося особенно страшная и кровавая. Волк подбирается к лосю сзади. Причем только в то время, когда лось скусывает ветку. Беда его в том, что в этот момент сохатый ничего не слышит. И стоит какое-то время кушает.

   В эту редкую минуту волк изловчившись подбирается на длину прыжка. Прыгнув сзади, волк хватает клыками лося за промежность и повинув всем телом вырывает ему там все вместе  с кишками. И так открывает ему кровь, что она хлещет ручьем.
Обреченный бык - лось бежит не больше трехсот метров и умирает. Тогда волки собираются на великий праздник. Таков их страшный кровавый пир.


   ПЕРЕХОДЫ ЗВЕРЕЙ

   Переходы у нас тоже бывают. Переходят волки, олени, которые пятнистые. А волки появляются и тут же исчезают, по той же причине из за тигра, который их очень любит.


   ВОРЫ

   Воровство у нас есть, как и везде. А воруют у нас еду. Нищих много сейчас в стране. Воруют они у нас съестные припасы.

   
   ШУРПА

   Есть там у нас Черная речка, есть источник - ключ Кабарга.
На охоте много вкусного можно приготовить. Из внутренностей оленя делают мясной фарш для котлет, прокручивают на мясорубке грудинку и бедро оленя. А котлеты жарят на сковородке.

   Варят из оленины шурпу. Шурпу варят так. Варится жир животного а в нем варится внутренности оленя. Добавляется лавровый лист, соль, китайские специи. Все это варится около часа или до готовности. Время не засекают, просто смотришь в котел. А оно сварилось - не сварилось.

   Мускусная железа находится у оленя внизу живота. Она не столько ароматная, сколько страшно пахучая и ее пользуют для закрепления запахов. Если ее веществом замарать руку, то ничем его не возможно очень долго и его резкий запах нельзя вывести. Эта железа оленя очень дорогая, ее покупают.

   Женьшень, золотой корень, мы тоже собираем. Встречается корень в низинах. Чем выше, тем женьшеня мельче, боится он холода, любит теплые места и в горах на высоте не растет.

   Охота требует призвания, таланта и характера. Не обязательно должна быть породистая собака, главое, чтобы она была рабочей, умной, а не так называемый пустолай.

   Что  это значит? Пустолай - это безобразие, за это надо убивать. Пустолаи встают перед деревом и лают даже на бурундука. И вообще громко орет на всякую шуструю мелочь. А мне-то надо подняться на сопку, чтобы увидеть, зачем она там голосит да лает. Пустая собака! Уничтожать таких надо. Одно слово - пустолай. Век таких тварей в лесу недолог. Их беспощадно стреляют.

   Был еще у меня случай. Рядом с деревней есть скала. Вышел я на улицу, а на скале лает собака. Я сразу смекнул. Что собака держит зверя. И зашел домой. Через час-полтора снова вышел. Слышу, она снова лает. Подумал я что собака без хозяина пошла и поставила зверя.

    У нас уже жили две такие наглые собаки. Обнаглевшие. Они вообще приспособились. Работали и охотились сами, без хозяина. Сами ставили зверя, и травили и сами же ели. Слишком умные стали и в итоге их конечно убили. Чтоб и  другим не повадно было.
 
   А это была породистая лайка. Но это не важно. Важно. Что было дальше. Я зашел в дом. Позвал отца. Мы взяли ружья и пошли туда. Залез я по тропе на скалу быстрее отца, вед почти бегом туда побежал.
 
  Подхожу и смотрю - собака держит молодую корову, самку изюбря. Надо стрелять. У меня была двустволка шестнадцатого калибра, тозовка с барсовыми зарядами,то есть порох "Барс" я использовал, сильный порох.
 
   Сам встал за дерево и осмотрелся. Никто не подкрадывался к зверю. То есть я имею в виду, хозяина у охоты не было. Значит, я решил воспользоваться добычей, так как собака явно бесхозная. Поэтому я отстрелял эту корову. Самка изюбря бросилась убегать и я отстрелял ее.
 
   Сначала так и не понял, почему она вдруг побежала, она меня ведь не видела совершенно. Да и ветер дул на нее с другой стороны сопки. Оказывается, оттуда поднимались уже опоздавшие хозяева. Они не правильно зашли, а зверь их почуял и стал убегать. Тут я ее и стрелял.

   Стою, значит возле мертвой изюбрихи. Жду отца. Жду пока отец следом залезет. Он, старик, подняться никак не мог.
 
   Вдруг, слышу, на хребте какая-то возня, то есть где не сама скала, а хребет сопки. Такое место называется отстой.
 
   Я поднял глаза и вижу ментовскую шапку. И там оказалось четыре мента с лесником. Но он видно глянул на меня и исчез. Буквально через две-три минуты появляется толпа из четырех мужиков и лесника.

   Я конечно на измене был, так как не имел лицензии на отстрел изюбря и ствол у меня тоже был не зарегистрированный, то есть браконьерский. Все возможно купить, были бы деньги.

   Но одет я был в защитную форму и военные ботинки «беркут», как у десантников. И он, лесник, меня принял за самого егеря. Он потом мне сам так сказал. А они егеря испугались, так как тоже были такие же как и я. Голодные милиционеры. Они спускаются, подходят ко мне. Я стою и жду, когда они будут доставать папку и составлять протокол.

   А они сами с большими испуганными глазами говорят; « А ты кто?»
Я ответил им ; »Местный!»
Спросили; «Из чего стрелял?»
  И сказал им, мол;» -Не видишь двустволку, что ли ?»
Они говорят;»-Мы думали, что выстрел был из карабина, потому, что твои выстрелы были резкие и мощные.

   А они и не знали, что патроны мои снаряжены порохом «Барс». Они даже сначала не поверили и говорят;»Открой стволы!»
   
   Думали, что в стволах вставлены специальные нарезные вкладыши под винтовочный и автоматный патрон. Я открыл стволы. Они осмотрели и удивились. Потом говорят;» Вот тебе два патрона и иди». А мяса то мне не дали. Объяснили это тем, что толпа большая, а мяса мало.
Жадные и голодные оказались. Но дело было в том, что если бы не я он бы ее вовсе не взяли. Так как уже сами спугнули ее и изюбриха убежала. Но я ее хорошую взял.
Но спорить я с ними не стал, себе дороже. И рад был уйти подобру-поздорову. В итоге я ушел весь замученный и без куска мяса. А мужики те потом долго варили шурпу, поганцы. Батя следом тоже поднялся, но они, как волки, тушу уже окружили.
   Если у нас в Приморье исчезнет тигр, то придут волки из Китая. Они несовместимые хищники.
   В нашем краю бывают тайфуны. Что это такое? Тайфун это очень долгий дождь по целой неделе и больше. Вода льется сплошным потоком и кончается тайфун большим наводнением, которое сметает все на своем пути.

   Бурный поток несет со страшной силой огромные старые деревья в несколько обхватов. Поток сметает все на своем пути.  Тайфуны приходят осенью.
Во время тайфуна хлеб в поселок завозят на вертолете. Своего поля там нет. Мы сеем только картошку, кукурузу и капусту. Растим помидоры, огурцы и всякую зелень соответственно.

   Учителю моему, дяде Коле, я остался благодарен на всю жизнь. Внимательно я его слушал, все делал как он учил, и с годами набирался опыта. На охоте прошла вся моя жизнь.
   В итоге он признал, что я стал ему равным. У нас была дружба большая. Если у него не было денег, я давал ему. И если мне нужно было, он мне давал денег.


    Потом учитель мой уехал в другую деревню. Я спрашивал его об этом, а он ответил;
-Что я здесь буду делать?  После тебя недобитки подбирать?
Два дня говорили мы  с охотником под стук колес. Пообещал я ему, что слова его не пропадут, а запишутся в большую книгу.

   Уехал он с женою дальше, через Москву, жить куда-то на юг. Но до сих пор удивляет меня его редкая судьба.