Одиссей строит храм

Леон Катаков
       Но вот, страсти улеглись. Разбойники были казнены, в страну вернулась мирная жизнь, а великий поэт Гомер попрощался с Одиссеем и с женой Аретузой уплыл на материк.
- Ну, выполняй свое обещание, сынок, и начинай стройку. Я бы тебе помог, Одиссей, но ты видишь, я стар и немощен, а Антиклея тяжело больна и требует, чтобы я все время находился при ней. Да и заботы царские также надо выполнять.
- Отец, ты же дал мне целых двести монет. С такой кучой денег я справлюсь с любой стройкой.
- Не знаю, Одиссей, не знаю. Ты ведь слышал о египетских пирамидах, не так ли? Говорят, на этих стройках было занято сто тысяч рабов. И все равно, одну единственную пирамиду строили несколько десятков лет. Фараон начинал строить ее совсем молодым, а когда она была готова, он был уже глубоким стариком.
- Так ты думаешь, что храм Афины будет готов лет через пятьдесят?
- Я ничего не думаю, сынок. Я тебя предупреждаю о трудностях и советую все заранее продумать. Вот, например, из чего ты будешь строить храм?
- Как из чего? Из камня, конечно.
- И где ты возьмешь подходящие камни? Из моря?
- Как! У нас на острове нет подходящих камней?
- Может есть, а может и нету. Во всяком случае, мой тебе первый совет. Найди человека, который смог бы найти на нашем острове подходящий для строительства материал. Например, мрамор. Или гранит.
- Откуда же я его найду?
- Кто ищет, тот найдет, Одиссей! Конечно, на нашем острове таких специалистов нету. Значит что?
- Значит, надо поехать туда, где эти специалисты есть. То есть, в Афины.
- Верно мыслишь. теперь второй вопрос. Как, по-твоему, будет выглядеть храм?
- Как, как! Красиво!
Лаэрт рассмеялся.
- Эх, сынок, строить храм совсем не просто. Надо в уме  представить себе, каков он будет, в каком именно месте надо строить. Учитывать грунт, освещение, мало ли...
- Хорошо, отец, я постараюсь найти нужного мастера.
- Что ж, в добрый путь, Одиссей. Да. Самое главное. А откуда ты возьмешь рабочих? Здесь, на острове, лишних рук нету. Значит?
- Значит, надо их добыть! В битвах!
На этом эта интересная и содержательная беседа закончилась, а уже через месяц Одиссей во главе трех быстроходных галер тронулся в путь-дорогу, решив направиться в Афины.
- Вижу лодку, - завопил во всю глотку верный Сипил, бессменно дежуривший на своем насесте.
- Лево руля! Табань весла.
Через несколько минут на флагманскую галеру матросы втащили полуживого, обгоревшего под солнцем молодого мужчину приятной внешности с черными, умными глазами. После того, как в него влили кувшин воды, человек этот полностью оклемался.
- Огромное спасибо и да пребудет с вами благосклонность богов. Но кто вы?
- Это корабли героя Одиссея, сына Лаэрта, царя Итаки.
- Одиссея? Неужели того самого знаменитого героя? Но где он сам?
Одиссею немедленно доложили, что спасенный человек пришел в себя и в состоянии говорить.
- Кто ты? Откуда и куда плыл?
- Великий Одиссей, твоя слава разнеслась по всей Греции. На каждом углу простые люди и знать...
- Довольно об этом. Отвечай на мои вопросы. Итак, кто ты?
- Мое имя Дедал, великий Одиссей.
- Чтоб больше я от тебя не слышал лестных слов. Значит, ты Дедал. Мне это имя ничего не говорит. Расскажи о себе.
- Вкратце могу тебе сказать, что я - мастер на все руки. Я умею делать практически все. Умею обрабатывать дерево и камень, строить галеры и дома, лудить, паять, да мало ли.
Одиссей несказанно удивился.
- И как же, в таком случае, ты очутился на этой лодке?
Дедал ответил вопросом на вопрос.
- Ты слышал о царе Миносе?
- Который на Крите?
- Он самый. Так вот. У него родился безобразный сынок, с головой быка и туловищем человека. Этому чудовищу еще только год, а он уже начал есть сырое мясо. Поэтому Минос испугался и решил построить подземный лабиринт, с тем, чтобы заточить туда эту ненасытную тварь.
- А ты с какого боку?
- Дело в том, что Минос объявил конкурс на постройку лабиринта и выплатит хорошие деньги победителю. А деньги хороши везде. И на Крите, и в Афинах, откуда я родом.
- Удача! Удача! - возликовал Одиссей. - И сколько же ты рассчитывал получить от царя Миноса в случае победы на конкурсе?
- Победить мало. Надо еще построить лабиринт и сдать его под ключ самому царю.
- Ладно. И сколько он заплатил бы тебе после постройки? Думаю, целых десять монет с Посейдоном.
- Отлично, Дедал. Ты получишь десять монет, если поедешь со мной на Итаку и там построишь прекрасный храм в честь нашей покровительницы, великой Афины. Теперь скажи, что тебе для этого нужно?
Дедал задумался.
- Из какого материала будет храм? Мрамор, гранит?
- Я не знаю, Дедал. Надо поискать. Кстати, ты умеешь отыскивать нужные камни?
- Конечно, умею. И не только камни. Но и руду. Чтобы получать медь, железо. Знаю, как получать золото. В общем, я знаю все, что на сегодняшний день известно.
- Дедал, а не врешь ли ты часом, а? Знай, что нрав у меня крутой и если ты вдруг меня начнешь  водить за нос, то...
- Как можно, Одиссей. Как только мы доплывем до острова, я в течении недели его обследую и представлю тебе карту с подробным указанием того, что мне удастся найти. Ну, а если вдруг на острове нужных материалов не будет, то придется их покупать. Я знаю, что мрамора много в Этолии и Дориде. Так что придется на месте обрабатывать камни и на галерах привозить его на Итаку.
- А как насчет рабочих?
- А вот это - самый тяжелый вопрос. Наверняка, на вашем острове много рыбаков, плотников и моряков, но нету каменщиков. А без них храм не построишь.
- И сколько нужно каменщиков?
- Это зависит от объема работ, Одиссей. Если храм будет большой, то человек сорок. Ведь каждый камень надо обработать - порезать, дать нужную форму и отшлифовать.
- Что ты посоветуешь?
- Давай не будем гадать. Вернемся на остров, я его осмотрю и доложу тебе о результатах. Если на острове обнаружится подходящий строительный материал, например, мрамор, то надо будет устроить карьер для его добычи, а рабочих привезти с материка. Но если я ничего не найду, то надо будет все необходимое привозить из Этолии, из самого близкого места к острову. На месте обрабатывать камни и привозить их галерами на остров. Тогда часть каменщиков будет работать на карьерах, а часть на острове - будет возводить храм. И все это будет стоить очень дорого. Надо будет платить дань Фестию, царю Этолии...
- С чего это?
- Как с чего? Мраморный карьер находится на его территории. Это раз. Ты нанимаешь его людей. Это два. Находясь в его царстве, ты должен платить пошлину. И за себя и за своих людей. Твои корабли будут причалены к его берегам. Ну, а если ты не знаешь, то могу сказать тебе, что Фестий очень взбалмошен и неизвестно, как он поступит. Может взять и всех убить.
- Как убить? Вот так просто убить?
- Нет, не просто. Если вы ему чем-то не понравитесь, тогда. И кстати, если ты не знаешь, то могу сообщить тебе, что Фестий - сын самого Ареса!
- Арес, Арес! Опять он у меня на пути.
- Ладно, Дедал. Ты меня убедил. Возвращаемся на Итаку. Эй, кто там у руля? Поворачивай назад!
Через несколько дней плавания галеры натолкнулись на пиратский корабль. Хотя пираты быстро поняли, кто перед ними и отступили, Одиссей организовал погоню и очень скоро их нагнал и взял на абордаж. Солдаты его были вооружены, подготовлены и организованы гораздо лучше пиратов, и главное, имели ценный опыт боя с ними, а потому очень скоро разбойники были перебиты, а главарь с казначеем захвачены в плен. Целых три дня Одиссей их пытал, стараясь узнать. где они хранят награбленную добычу. Наконец, казначей раскололся и указал хитроумный тайник, выдолбленный в одной из уключин.
- Отлично. Казна пополнится еще одной тысячей монет. А вот этот кинжал, отобранный у главаря, я возьму себе.
Тем не менее, казнить разбойников Одиссей не спешил.
- Надо проверить действие сока ежевики. Интересно, за этот год сок потерял силу или нет? Если не потерял, то впредь стоит всегда иметь его с собой.
Через неделю галеры прибыли в родную гавань, а на следующий же день Дедал отправился разведывать остров. На все про все потребовалось чуть больше недели, после чего мастер представил Одиссею подробный доклад.
- Вот смотри, здесь выход железных руд. Здесь кварцевая жила с неплохим содержанием золота. Здесь пириты, а вот тут, возле пещер - небольшие запасы травертина. Это, Одиссей, строительный камень.
- Значит, мы можем построить храм из местного камня?
- Боюсь, что нет. Запасы его слишком малы, да и внешний вид храма будет совсем не такой, как если б он был из мрамора. Зато железной руды здесь предостаточно и я смогу организовать производство стали. Мы сможем ковать мечи и доспехи.
- Ладно, Дедал. Первым делом строительство храма. Мы отправимся в Этолию, как только закончим здесь все дела.
       Одиссей неспроста отложил поход. Дело было в том, что он, в тайне ото всех, решил попробовать действие волшебного сока. И не ошибся. Оставшись с главарем разбойников наедине, Одиссей подошел к тому поближе, нанес каплю сока на наконечник стрелы и с силой ткнул ею пирата в руку. Буквально через секунду главарь завопил.
- О, мои глаза. Я ослеп. Я ничего не вижу. Умоляю тебя, убей меня. Убей, заклинаю всеми богами.
Еще через пару секунд разбойник повалился на землю, заорал благим матом и забился в судорогах. Изо рта его пошла кровавая пена и главарь навсегда замер.
- Интересно, интересно, - размышлял Одиссей, - а что если еще раз проверить действие сока на казначее?
Побелевший от страха разбойник забился в угол и со страхом наблюдал, как Одиссей наносит маленькую каплю яда на кончик стрелы.
- Ну не подведи меня, казначей.
Одиссей пустил стрелу разбойнику в бедро и с радостью убедился в том, что за прошедшее время яд стал гораздо действеннее и что всего одна малюсенькая капля способна за несколько секунд убить человека.
- Сдается мне, что яд этот принесет мне пользу!
Через час Одиссей вызвал Дедала и ввел его в курс происшедшего.
- Тебе надо сделать трубочку, в которую мы вставим маленькую стрелу с ядом. И когда я дуну в трубку, стрела вылетит, вопьется в тело врага и насмерть отравит его. А еще надо, чтоб эта трубка ничем не выделялась, а служила как бы украшением одежды. Положим, у воина будет три трубки слева и три - справа, и никто не заподозрит, что это - смертельное оружие. Ты понял, Дедал?
К вечеру Дедал принес искомую трубку, выточенную из ветки самшита.
- Смотри, Одиссей. Вот это - сама трубка, а это - стрела с шипом черной акации. Конечно, попасть из нее в цель на большом расстоянии будет трудно, однако вблизи она действует превосходно. Смотри.
Дедал пару раз продемонстрировал работу новоизобретенного оружия.
- Молодец. Ну-ка, дай попробовать.
После нескольких попыток Одиссей приноровился с близкого расстояния попадать в цель.
- Это именно то, что нужно. А чтобы не задерживать экспедицию, возьми с собой запасы веток самшита, штук сто шипов акации и нужные инструменты. Трубки ты изготовишь на галере, а рубашки с кармашками сошьет один из матросов.
       Наутро в том же составе экспедиция тронулась в путь и скоро достигла берегов Этолии.
Всю дорогу Одиссей тренировался сам и тренировал воинов, так, что скоро его солдаты могли в течении нескольких секунд выпустить все шесть стрел, вставленных в шесть трубочек. Разумеется, стрелы были учебные, не смазанные ядом. Зато когда показались берега Этолии, Одиссей приказал смазать стрелы ядом и вставить в трубки.
- Кто вы и с какой целью прибыли в Этолию? - спросил Одиссея прибывший на борт галеры чиновник.
- Я - Одиссей, сын царя Лаэрта. А прибыли мы сюда с целью купить мрамор.
- Хорошо. Возьми с собой десяток слуг и перейди на мою лодку. Я думаю, царь Фестий будет рад знакомству с тобой.
Одиссей приказал заранее выбранному десятку воинов переодеться в рубашки с заветными трубками и строго- настрого предупредил.
- Как только я подниму руку, стреляйте в воинов Фестия, кроме него самого.
У входа во дворец охрана потребовала у Одиссея разоружиться.
- Недавно на нашего царя было совершено покушение, - пояснил начальник охраны.
Фестий был хмур, смотрел исподлобья и принял Одиссея неприветливо.
- Говорят, что ты герой. По тебе не скажешь.
- Судят не по виду, а по поступкам.
- А ты дерзок. Смотри, не зли меня. Говори, что тебе надо.
- Мне нужен мрамор из твоих каменоломен. Говорят, что твой мрамор белый, как снег. А еще я хотел бы нанять сорок каменщиков. Тридцать из них должны будут тесать камни прямо здесь, в каменоломне, а десять - возводить стены храма в Итаке.
- В честь кого ты возводишь храм?
- В честь великой Афины.
- Что? В честь Афины? Не будет тебе ни мрамора, ни каменщиков. Убирайся!
- Будь ты трижды царем, все равно ты не смеешь разговаривать со мной таким образом.
- Щенок! Не указывай мне, что я должен делать. Я не боюсь ни тебя, ни твоего отца. Уходи, пока цел.
Одиссей не выдержал.
- Ты нарушил все законы гостеприимства и будешь наказан. А я рано или поздно до тебя доберусь.
Фестий позвонил в колокольчик.
- Взять их. Связать. Обыскать. Отобрать все лишнее. Бросить в подвал замка. Завтра же вы все будете казнены. А тебя, наглец, перед смертью будут пытать.
Одиссей поднял руку.
- Да покарают тебя боги!
По этой команде его воины открыли беглый огонь. Промахнуться на столь маленьком расстоянии было трудно, а потому царский зал немедленно огласился ужасными воплями, которые, впрочем, очень быстро смолкли. Буквально через минуту все было кончено, царская гвардия валялась на полу, а все десять воинов во главе с Одиссеем стали хозяевами положения.
- Вооружиться и занять посты. Здесь и здесь.
Одиссей подошел к Фестию.
- Я же предупреждал тебя, Фестий. Я пришел к тебе с миром и выгодным для тебя предложением. А ты? Ты коварно хотел меня и моих людей убить. За что? За то, что тебе не понравилась моя мысль построить храм во имя прекрасной Афины? Так знай. Ты будешь наказан. Ты мой пленник и я налагаю на тебя дань. Ты пошлешь мне десять галер с обработанным мрамором и дашь мне пятьдесят лучших каменщиков Этолии, которые бесплатно будут работать на меня, пока храм не будет готов. И ты принесешь мне клятву, что исполнишь мою волю и в течении десяти лет будешь платить мне дань в размере двести монет в год. В противном случае знай - тебя будет ждать та же участь, которую ты готовил мне. Что скажешь?
- Согласен, согласен, - скороговоркой зажурчал Фестий. - Клянусь всеми олимпийскими богами и моим отцом Аресом, что вышлю тебе десять галер с тесаным мрамором и буду платить тебе дань в двести монет. Иначе пусть меня и моих детей боги покарают.
Фестий не подвел. В течении года все десять галер с белоснежным, прекрасным мрамором прибыли в Итаку, вместе с пятьюдесятью отборными каменщиками. До того под руководством Дедала был заложен прочный фундамент, а с прибытием галер началось воздвижение стен и колонн. За два года (по немыслимым в те времена срокам) храм Афины был готов. На открытие его прибыли многие герои и цари Греции. На церемонии открытия присутствовали Агамемнон, Аяксы и Тиндарей. Чаровал своим пением великий Орфей (запросивший за свое выступление целых пять монет). Почтили Итаку своим присутствием герои Беллерефонт и Малеагр. До открытия храма были принесены богатые жертва, а уже после - состоялся роскошный пир. Вино лилось рекой, подавали горы мяса, тушеных зайцев и жареных кур. Особое внимание гостей привлекли нежнейшие паштеты из гусиной печенки - изобретение великого Дедала.
      Наутро земля дрогнула, храм затрясся, но устоял. И все присутствующие с великим удивлением узрели невесть как появившуюся перед храмом прекрасную статую женщины неземной красоты.
- Афина, Афина, - перешептывался народ.  - Значит, Афина приняла жертвы. Значит она нам покровительствует.
- Сын мой, я и твоя мать гордимся тобой, - расчувствовался старый Лаэрт. - Прошу тебя, позволь мне передать свои полномочия тебе. Ты будешь править страной гораздо лучше меня.
- Отец...
- Я знаю, что делаю. Здесь присутствуют выдающиеся цари и герои. И я перед всеми объявляю. Ты, Одиссей - царь Итаки и я первый приношу тебе клятву верности.
В это время грянул гром, тучи расступились и выглянуло солнце.
- Да будет на то воля богов, - закричал народ.
- Ты будешь мудрым царем, заключил Агамемнон, - И мы, я уверен, еще встретимся.


http://www.proza.ru/2018/04/10/269