Одиссей в Трое

Леон Катаков
       Одиссей был счастлив, как никогда в жизни. Еще бы! Молодой, богатый симпатичный царь. Любимец богов. И впридачу красивая, умная жена. Которую Одиссей безумно любил и был любим. Сначала царь называл жену Пенелопой, потом Пенелапушкой, и окончательно - Лапушкой. Правда, пару раз, когда Пенелопа попыталась, было, вмешаться в царские дела, Одиссей резко ее одернул.
- Ты, Лапа, знай раз и навсегда. Царь здесь я и что делать и как решать - мое, царское дело.
- Ося, дорогой, но ведь я же хотела как лучше...
- Лучше всего оставить это решать мне, Лапа.
Когда любимый муж назвал ее Лапой, а не Лапушкой, как всегда, Пенелопа, как умная баба, поняла, что зарвалась, а потому зареклась вмешиваться в царские дела и сосредоточилась на бытовых вопросах, то есть, ухаживала за мужем. Например, Пенелопа ежедневно составляла меню с коррекциями. Это означало, что Пенелопа вела записи, что Одиссей ел, сколько ел и как высказывался о еде. Так Пенелопа выяснила, что муж терпеть не может пареную репу и вареный шпинат, и, наоборот, обожает блины с жареными креветками и оладьи со сметаной. Также по душе Одиссею пришлись голубцы и пельмени, запеченая баранья нога и фаршированная рыба. Выяснив пристрастия мужа, Пенелопа каждый день давала задания повару, что подать на завтрак, обед и ужин, как сервировать стол, а также очередность подаваемых блюд. Помимо этого, после того, как по приказу царицы придворный сапожник был жестоко наказан за плохо выточенные сандалии, из-за чего у Одиссея появились мозоли, слуги поняли, что настали другие времена и что за нерадивость можно поплатиться. А потому уровень обслуживания резко пошел наверх. Конечно же, Одиссей, как умнейший царь, заметил заботы жены, оценил и проникся к ней еще большей любовью.
Любили Пенелопу и родители Одиссея.
- Дочь моя, ты не представляешь, как я рад, что Одиссей женился именно на тебе.
И про себя добавлял.
- Даже страшно вспомнить, какие оргии он устраивал, как пил и хамил мне и мой жене. (Старый, отставной царь был человеком умным и не любил выносить сор из избы, то есть из царских покоев).
- Лапушка, а можешь сказать, кого я люблю больше всего на свете? - Одиссей смотрел на жену влюбленными глазами.
- Пока что меня, дорогой, но я думаю, месяцев через восемь на свет появится человечек, которого ты будешь любить больше.
Одиссей задал вопрос, который задавал еще питекантроп.
- Ты уверена?
- Ну, конечно, уверена. И знаешь, что мне нагадали? Что это будет мальчик, Чудесный, хорошенький мальчик.
Разумеется, предсказатели не ошиблись и через восемь месяцев на свет появился первенец, которого нарекли Телемахом. Счастье в царской семье достигло своего пика. Однако, общеизвестно, что пройдя точку максимума, кривая счастья идет на убыль. И чем выше была точка максимума, тем быстрее теряется счастье. В греческом мире разворачивались поистине грандиозные события.
       Лишь первое время красавица Елена жила в мире и в радости с Менелаем. Очень скоро беда обрушилась на царскую семью. Сначала сыновья Тиндарея, Кастор и Полидевк решили похитить дочерей царя Левкиппа и были убиты. Затем от постигшего его горя Тиндарей впал в глубочайшую депрессию, заболел лимфогранулематозом и скоропостижно скончался, оставив зятька царствовать. Царствовать. знаете, нелегкое дело, а потому Менелай стал уделять женушке гораздо меньше времени, чем раньше. Елена, привыкшая к повышенному вниманию мужа, страшно разозлилась и ударилась во все тяжкие, то есть, проще говоря, сбежала с Парисом, сыном Троянского царя. Между прочим, с подачи Афродиты, которая в те времена являлась любовником Ареса. Обнаружив, что женушки нету, Менелай растерялся.
- Что делать, а? Как думаешь, любезный Паламед? Мне нужен совет.
- Не так-то просто посоветовать тебе, Менелай. (Менелай и Паламед дружили.) Дело в том, что ты один Трою не одолеешь. Тут, брат, нужно навалиться на них всей Грецией. И если ты хочешь знать мое мнение, то я бы тебе посоветовал плюнуть на Елену и жениться на другой, например, на
Филоное, дочери царя Иобата. Чем не пара? Богата, красива... Заодно породнишься с ликийским царем.
- Ты в своем уме, Паламед? Я же люблю Елену!
- Но ведь она тебе изменила! Или ты думаешь, что Парис похитил ее против ее же воли? Зная Елену, я бы ни за что в это не поверил бы.
- Паламед, тут затронута моя честь и я не могу просто так спустить это дело на тормозах. Я должен Трое отомстить, так что прими это за данность и думай в этом направлении.
- Отлично. Значит так. Ты помнишь, что женихи Елены дали клятву помочь избраннику? Так вот, этот момент настал. Надо собрать их всех в одно войско и пойти войной на Трою. А командовать войском будет твой брат, мудрый и отважный воин Агамемнон.
- Ты молодец, Паламед. Помоги мне в этом деле.
- Для начала надо послушать, что говорят предсказатели.
Здесь надо отметить, что несколько лет назад Паламед основал первую в мире Академию, куда со всего просвещенного мира стекались самые перспективные юноши. Разумеется, сам Паламед был ректором Академии, а заодно преподавал алгебру и астрологию, механику и физику. Но, конечно, самое главное внимание уделялось технике предсказаний. Так, в Академии было несколько групп, специализирующихся на гаданиях. Одна предсказывала будущее по шелесту листьев различных деревьев, вторая по кофейной гуще, третьяя - по внутренностям жертвенных животных, четвертая - по кудахтанью курочек, пятая - по журчанью воды и так далее. Наутро Паламед собрал всех учащихся, рассказал им о происшедшем и велел представить предсказания. Собрав данные, Паламед обобщил их и получил общую картину.
- Друг мой Менелай, наше дело правое, мы победим, но это будет победа, худшая, чем поражение.
- Ты говоришь загадками.
- Короче, греки победят, ты получишь свою жену, но Греция будет разорена, а герои погибнут.
- Паламед, честь превыше всего, - напыщенно воскликнул царь.
Про себя Менелай рассудил, что война будет ему на пользу, раз уж Троя будет побеждена, сам он останется жив и Елена вернется к нему.
- Паламед, что еще надо для победы?
- Одно условие. В походе должны участвовать женихи Елены, желательно все, но среди них непременно должны быть Одиссей и Ахиллес.
- Что ж, постараемся его привлечь. Запрягай лошадей.
Менелай стопроцентно доверял Паламеду, а потому поручил ену оповестить о предстоящей кампании всех женихов Елены. Дело было не такое простое, как могло показаться. Типа, написал письмо, напомнил о клятве и - пожалста, через месяц жених заявился в назначенное место со своим отрядом. Клятва клятвой, а личные интересы превыше. А потому Паламед решил написать каждому жениху персональное письмо, посулив ему именно то, к чему данный человек стремился. К примеру, Паламеду было отлично известно, что сын этолийского царя Диомед очень чувствителен к славе, а потому в письме к нему было написано, что признанные герои - Геракл, Беллерефонт, Аяксы, Агамемнон и Ахилл просто мечтают о скорой встрече именно с ним, Диомедом, о котором, де, много слышали и что они, герои, и мысли не допускают, что на белом свете есть нечто, что способно помешать Диомеду присоединиться к великой армии. Разумеется, Паламед схитрил, упомянув о Геракле и Беллерефонте, поскольку папаша Зевс категорически запретил им участвовать в походе. (По той простой причине, что участие упомянутых героев привело бы к немедленному и позорному поражению Трои, а богам желательно было повеселиться). Разумеется, самым действенным способом были обещания разжиться богатой добычей, поэтому ответы на письма поступили очень скоро. Осталось лишь убедить Одиссея и Ахилла. Ввиду важности этого дела, на Итаку была снаряжена самая лучшая галера, на которой собрались лучшие воины - Агамемнон, Менелай, Аяксы и Паламед.
       У Одиссея везде были расставлены свои люди, в том числе в Спарте, которые оперативно известили его о происшедших событиях. Царю совершенно не светило выступать в какие-то сомнительные походы, тем более ради Елены, которая ему отказала. Поэтому Одиссей, получив это известие, решил притвориться сумасшедшим.
- Доброе утро, любимый, - Пенелопа влюбленными глазамо смотрела на Одиссея.
- Ящериц надо покормить, - ответил Одиссей.
Пенелопа изумилась.
- Что ты имеешь в виду?
- Мед. Они же дают нам мед.
- Кто? Ящерицы?
- Ну да. Они бегают по камням и собирают мед. Хороший, вкусный мед синего цвета.
- О, великая Афина, мой муж свихнулся. Горе мне, горе!
- Так ты будешь кормить ящериц или нет?
- Конечно, конечно, дорогой, - Пенелопа в ужасе выбежала из комнаты, а Одиссей улыбнулся:
- Неплохое начало!
- Весть о болезни царя мигом распространилась сначала по дворцу, а потом и по острову, так что прибывшие высокопоставленные гости были поставлены перед фактом срыва похода.
- Что делать, Паламед?
- Давайте навестим Одиссея, а там будем действовать по обстоятельствам.
По дороге во дворец Паламед выпытал у слуг симптомы болезни Одиссея, его отношения с семьей - словом, все, что могло бы помочь им вовлечь героя в поход.
- Здравствуй, великий Одиссей, - хором приветствовала лежащего в кровати царя делегация. - Как ты себя чувствуешь?
- Вы приехали ко мне покормить моих ящериц, не так ли? Моих любимых ящерок. Динди и Фрутти. Грунди и Брунди.
Паламед, который стоял ближе к кровати, немедленно уловил еле скрытую насмешку в глазах Одиссея.
- Вот ты и попался, симулянт. Ну, ничего, сейчас ты по полной получишь. - Паламед поднял руку.
Заранее подученный слуга ворвался в спальню.
- Беда, беда, Телемах умер. Утонул в царском бассейне. А Пенелопа с горя бросилась с обрыва вниз.
Одиссей немедленно вскочил и бросился к выходу, однако, был остановлен Паламедом.
- Не беспокойся, Одиссей. С твоим сыном и женой все в порядке. Мы хотели тебя вылечить и вот, нам это удалось.
Одиссею ничего не оставалось, как поблагодарить Паламеда и пригласить гостей на обед.
- Особая благодарность тебе, Паламед. Век не забуду твою заботу обо мне, - эти слова сопровождались столь странным взглядом, что у Паламеда мороз по коже прошел,
- Да, надо держать ухо востро. Сдается мне, что я нажил себе смертельного врага...
       Всякий поход - штука сложная, а ежели армия состоит из множества отрядов - тем более. Десятки раз отъезд флотилии откладывался, - то из-за болезней, то из-за погоды, то из-за распрей между отдельными отрядами. Наконец, согласие было достигнуто, флотилия отплыла и через несколько недель причалила к городу, который по ошибке приняли за Трою, хотя на самом деле то было царство Телефа, сына Геракла. Не разобравшись в этом, греки напали на Телефа, а тот, в свою очередь, оказал им достойное сопротивление. Тем не менее греки армию Телефа разбили, а сам Телеф был тяжело ранен Ахиллом. Когда же выяснилось, кто такой Телеф на самом деле, недоразумение было устранено и оказалось, что дорогу к Трое знает только лишь сам тяжелобольной Телеф. Дежурный предсказатель острова объявил, что вылечить его может лишь тот, кто его ранил, то есть Ахилл. Поскольку положение было безвыходным, то собрался большой совет и порешил обязать Ахилла излечить Телефа.
- Ребята, да я рад излечить его, но ума не приложу как. Я ж не врач. Я - воин.
Совет долго думал над этой проблемой, пока Одиссей, конечно же, с подачи Афины, не нашел изящное решение.
- Раз уж Ахилл ранил Телефа своим копьем, то пусть он же соскребет немного железа с наконечника, а мы смажем этим железом раны Телефа. Сказано - сделано. Ахилл соскреб с наконечника несколько граммов ржавчины, а армейский врач Махаон размешал это железо с толченой ивовой корой, мумием и смазал раны. Разумеется, через неделю поход возобновился, а излечение Телефа была зачтено Одиссею как подвиг номер один.
       В Трое греков ждали нелегкие испытания. Достаточно сказать, что осада хорошо укрепленного города длилась десять лет. За это время вражда между Одиссеем и Паламедом еще более усилилась, за счет того, что Паламед стал фактически заместителем Агамемнона и потенциальным руководителем в случае его смерти. Мысль о том, что, возможно, Паламед будет им командовать, была Одиссею невыносима. А потому изощренный ум нашего героя нашел изящное и гнусное решение.
- Мне бы хотелось примириться с тобой, Паламед, - начал Одиссей, - знаешь ли, в такой непростой ситуации лишние конфликты ни к чему. Ведь все мы заняты единым делом - борьбе с Троей, осадой и снабжением войска. И так изо дня в день, вот уже десять лет. Мы не видели родных и близких, мы живем впроголодь, под дождем и солнцем. И каждая лишняя ссора тяжким бременем ложится на наше войско.
- Да, шлемоблещущий Одиссей, это так. И, конечно же, мне тоже не нравится, что между нами существует неприязнь, корни которой болтаются в воздухе. Давай забудем о всех недомолвках и станем настоящими боевыми братьями, каковыми мы должны быть. И в доказательство моих чистых намерений я расскажу тебе мой план взятия Трои.
Хитрец обрадовался.
- Рыба клюет!
Разумеется, царь Итаки мирился с Паламедом не просто так. Одиссей подготовил сложную, многоходовую комбинацию.
- Ты, Паламед, силен в разных науках, от геометрии до термодинамики, от истории до экономики. Не мог ли ты хотя бы приблизительно подсчитать, какие мы расходы понесли, какие еще предстоят и какова будет их соразмерность с будущей добычей? Ведь вполне вероятно, что игра не стоит свеч, не так ли? А когда ты подсчитаешь расходы и доходы, обсудим все это на нашем Совете.
Как он задумал, так и вышло. Паламед был скорее ученым, нежели военным, а потому скрупулезно подсчитал все расходы греков и приблизительную стоимость будущего добра, а, подсчитав, ужаснулся.
- Одиссей знал, что говорил! Наши убытки попросту несопоставимы с добычей, какой богатой бы она не была. Хватит! Надо немедленно прекращать эту войну. Надо спасти оставшихся воинов и вернуться домой.
Встретившись с Одиссеем, Паламед сердечно поблагодарил его.
- Ты был прав, великий герой. И я считаю своим долгом доложить мои подсчеты на ближайшем заседании Совета!
- Первая часть плана выполнена! - обрадовался хитрец. Теперь на очереди вторая, более деликатная часть.
Одиссей, якобы в целях поднятия духа войска, организовал военные игры, позаботившись вовлечь в это мероприятие весь личный состав.  В самый разгар соревнований заранее подученный раб незаметно прокрался в шатер Паламеда, быстренько вырыл яму и уложил туда мешочек с золотом с запиской: "От П." Естественно, раб позаботился данное место сравнять землей и тщательно замести следы. Кстати, напомним, что царем Трои был знаменитый Приам, сын Лаомедонта, убитого Гераклом.
На третьем этапе Одиссей приказал своему самому нерадивому и тупому рабу по имени Диего взять письмо, пройти к стенам Трои, а затем попытаться незаметно проникнуть в лагерь греков.
- Диего, дружище, это нужно для проверки бдительности! Иди и оправдай мое доверие.
Чуть не лопнув от гордости, Диего стрелой помчался к стенам крепости, а затем начал тайком пробираться в лагерь.
- Мой грязный раб сегодня сбежал и у меня есть подозрения, что он подкуплен, - внушал Одиссей стражникам. Будьте предельно внимательно, а чтоб этот подлый раб не сбежал, стреляйте наверняка. Да, и не забудьте его обыскать.
Естественным образом через пару часов Агамемнону доложили, что беглый раб убит и при нем найдено письмо. Едва взглянув на него, вождь греков приказал собрать Совет.
- Друзья мои! Наша стража убила беглого раба, о предательстве которого Одиссей заранее предупредил часовых. При нем было найдено письмо Приама, адресованное Паламеду! Представляете? От нашего врага номер один!!
Совет взорвался.
- Негодяй! Предатель! На кол его!
- Тихо! Позвольте мне зачитать это письмо.
Агамемнон зачитал письмо, в котором Приам предлагал Паламеду план разгрома греков и намекал, что в добавку к полученному золоту он, Приам, еще щедрее вознаградит "своего самого близкого друга".
- Ну, как будешь оправдываться, Паламед?
- Я прошу только об одном. Пусть скажет свое слово высокомудрый Одиссей.
- Друзья мои. Не верю я, чтоб Паламед предал нас, своих друзей. С которыми вот уже десять лет делит хлеб и воду. У меня такое предложение. В письме Приам пишет, что дал Паламеду задаток. Надо полагать золотом. Давайте просто обыщем палатку Паламеда. Найдем золото - значит его вина будет доказанной. Как думаешь, Паламед, справедливо ли это?
- Конечно. Пойдем прямо сейчас в мою палатку и проверим.
Увы! Через десять минут ямка была разрыта и на свет божий был извлечен мешочек с золотом.
- Ты предатель, Паламед, - вскрикнул Агамемнон. - От имени Совета приговариваю тебя к смерти!
- Одиссей, скажи им, что я невиновен!
- Как это невиновен, Паламед. А золото? Может, я положил его туда?
- Я не знаю, кто положил его туда. И потом, надо сравнить мой почерк с почерком подложного письма.
- Хватит, Паламед! Ты виновен и будешь казнен.
На следующий день в присутствии всего войска беднягу Паламеда привязали к столбу и забили камнями. К вящему удовлетворению Одиссея.
Однако, казнь Паламеда, любимца Аполлона, для греков даром не прошла.
- Что скажешь, братец? Не пора ли стереть с лица земли эту нечисть? - спросил Аполлон у Ареса.
- Давно пора. Не так ли, любимая?
Афродита немедленно включилась в диалог сводных братьев.
- Пора. Давно пора. Особенно этого хитрого, как его?
- Одиссея, не так ли? Его я беру на себя! Давно, ох как давно мне хотелось с ним поквитаться!
На следующий день разгорелся страшный бой. Троянцы совершили наглую вылазку и напали на греков. Презрев наставления Зевса, Арес собтвенноручно принял участие в сражении и рубил бедных греков направо и налево. Никто не мог ему противостоять. Даже братья Аяксы только вступив с Аресом в бой, поняли, что противостоять ему невозможно и отступили. Но покровительница Одиссея не дремала.
- Не бойся, Одиссей, я с тобой. Смело иди и сразись с ним.
Одиссей ринулся богу навстречу.
- Ага, попался, - зарычал Арес и в свою очередь помчался на Одиссея.
Но не тут-то было. Одиссей, ведомый Афиной, с легкостью отражал все удары коварного бога, и улучив подходящий момент, изо все сил нанес ему рубящий удар, расколов щит и поразив Ареса в бедро. О, как заревел раненый Арес. Содрогнулась земля и отголоски рева достигли Олимпа. Разозлился Зевс, загрохотали молнии и обе стороны вынуждены были отступить.
Раны богов заживают примерно в сто раз быстрее, чем у обычных людей, поэтому, когда через полчаса был созван экстренный совет, Арес полностью оклемался и со страхом ждал выступления папаши Зевса.
- Все вы знаете, как действует наш совет, как отдаются приказы и как они исполняются. Тем более возмутительно, что трое членов нашего совета нагло, вызывающе и подло нарушили мои приказания - ни в коем случае прямого участия в конфликте не принимать и без моего одобрения каких-либо радикальных шагов не предпринимать. Ну, чего расселись? Встаньте, чтобы мы все на вас полюбовались. А где наша красавица? А ты чего не встаешь? Или не помнишь, что всю эту кашу заварила именно ты? Молчи! Молчи, говорю! Ты отвечаешь за любовь? Так за нее и отвечай. И ничего тебе лезть в мужские игры. В общем, я вами недоволен. Ты, Аполлон, на месяц передашь все свои дела и полномочия Гермесу, а сам будешь чистить конюшни у царя Адмета. Ты, Арес, кругом виноват, а потому ты три месяца будешь служить рабом на галерах Омфалы и она каждый день будет стегать тебя кнутом. А ты, красавица, целый месяц будешь сидеть в своем храме на Кипре и никуда носа не высунешь. Ясно? И последнее. Ты, Арес. признаешь свое поражение в бою с Одиссеем. Учти, при свидетелях. Все свободны.
В тот же день на заседании Совета Одиссей представил подробный хитроумный план взятия Трои. План, который доверил ему простодушный Паламед.
- Надо, друзья мои, построить громадного деревянного коня, в котором поместилось бы человек двадцать наших отборных воинов. Мы подкатим этого коня к воротам крепости, а сами сделаем вид, что отплываем. Ночью наши воины выйдут из коня, перебьют стражу и откроют ворота. Лично я берусь руководить как постройкой коня, так и возглавить вылазку.
И тут случилось чудо. Прямо из воздуха материализовался Арес, во всей выправке, в кровавом одеянии, во всеоружии. То, что это Арес, можно было сразу догадаться по свирепому взгляду, который никто из героев, включая Ахилла и Агамемнона, не смог выдержать.
Арес сразу взял быка за рога.
- Да будет вам всем известно, что до сих пор я был на стороне Трои, но после того, как Одиссей в честном бою одолел меня, я отхожу в сторону. Одиссей, ты великий воин, одолевший бога и вот тебе мой подарок - изготовленный самим Гефестом золотой пояс!
Арес исчез, а потрясенные воины сначала стояли, как истуканы, а затем дружно завопили.
- Да здравствует Одиссей, гип-гип-ура!
Через неделю конь был готов. Конь был очень красив и впечатляющ. Габариты коня внушали уважение - достаточно сказать, что в высоту конь достигал десяти метров и вмещал двадцать человек. По настоянию Одиссея коня выкрасили в яркокрасный цвет, отчего статуя приобрела несколько зловещий вид. Одиссей также позаботился о минимальных удобствах для заключенных в чреве людях - установил вдоль боков скамьи, а в углах - ведра для отправления естественных потребностей.
- Ты - наша последняя надежда, Одиссей, - напутствовал Совет героя. - Все мы ждем от тебя очередного подвига.
Наконец, отряд забрался в чрево коня, греки прикатили диковинную статую к воротам крепости, а сами притворились будто готовятся к отплытию - сворачивали палатки и паковали имущество. Троянцы с превеликим удивлением наблюдали за необычными манипуляциями, а когда греки, оставив коня, угомонились, вышли из крепости и начали обсуждать происшедшее. Мнения разделились. Некоторые говорили, что коня следует сжечь (тут у заключенных в животе коня греков задрожали коленки), а остальные были убеждены, что конь - это прощальный дар греков, как признание их поражения. Как водится, на помощь позвали двух предсказателей. Первый сказал. что дар следует принять и что красный цвет характеризует море зря пролитой крови, а второй, по имени Лаокоон, наоборот, заявил, что от греков хорошего ждать нельзя и что коня следует разобрать на дрова. Тут вмешалась Афина, покровительница Одиссея и послала двух ядовитых змей, которые выползли из расщелины, покусали жреца и уползли.
- Знамение, знамение, - закричали троянцы и вкатили коня в город.
Ночью Одиссей разбудил воинов.
- Пора, друзья. Я спущусь первым. Ясно? Первый пошел!
Спустившись, боевой отряд живо перебил стражу, открыл ворота и в город хлынуло войско греков. Утром все было кончено, Троя была разгромлена, жители либо уничтожены, либо пленены и греки целый день делили добычу. Конечно же, Одиссею достались богатые дары и наш герой благополучно отбыл в направлении Итаки.

http://www.proza.ru/2018/04/10/257