Объективно о самоценности индивида

Нестор Утопист
«Чувство собственной негодности представляет собою не только самое большое, но и единственное истинное духовное страдание: все другие духовные страдания могут быть не только исцелены, но и немедленно и совершенно подавлены уверенным сознанием собственной ценности. Кто вполне уверен в ней, может совершенно спокойно переносить страдания, которые иначе довели бы до отчаяния, — он может без радости и без друзей быть самодостаточным и опираться на себя, — столь могучим является то утешение, которое рождается в нас от живого убеждения в нашей собственной ценности, — и потому его надо предпочитать всем благам в мире. Наоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фиглярства, или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое — ненадолго.»

Артур Шопенгауер «Введение в философию»


Работал и думал о том, что написал Шопенгауер. Но как определить «собственную ценность» или «самоценность»? Ведь всякий по-умолчанию является своим центром, поскольку смотрит на мир из себя, и оценивает мир и себя и других людей субъективно, собственными мерками.
По внешним признакам: красоте, здоровью, физической силе? Или по степени развития интеллекта, таланту, силе воле, богатству и т.п.? Но таких людей очень много. И кроме того, некоторые люди очевидно красивее, талантливее, сильнее, богаче и здоровее других уже потому, что такими родились, или же им улыбнулась удача. Превозносить себя за то, что получил случайно, не очень умно. Врядли Шопенгауер имел это ввиду, все-таки он был значительным философом.
Ну а что особенно ценно в нашем мире? То, что востребованно всеми, но добывается с превеликим усилием и встречается крайне редко.
Возможно, наиболее объективно «собственная ценность» определяется тем, насколько редкими свойствами души обладает индивид. В современном социуме такими качествами будут очевидно: великодушие, милосердие, щедрость, мудрость и справедливость. Они востребованы, но встречаются исключительно редко.
В условиях наличной современности, почти повсеместно в первые ряды выходят люди живущие по заветам Макиавелли, т.е. умные, циничные, вероломные и целеустремленные подонки, во всем изыскивающие личные выгоды. Поскольку они наиболее успешны в современных условиях кризиса капитализма, им пытаются подражать обычные люди, т.е. широкие народные массы, которые мультиплицируют и копируют эти образцы поведения. Потому что именно эти качества многократно умножают шансы выжить и размножиться. Это нормально, поскольку свойственно всем высокоорганизованным животным, в их числе и приматам, к которым биологически относится наш во всех отношениях замечательный вид.
Из всего вышеописанного можно сделать логически верный вывод, «для того чтобы иметь право считать себя «самоценным», необходимо обладать в достаточной степени наиболее редкими и востребованными качествами.
Написал уже выше, но мне нетрудно и повторить: великодушием, милосердием, щедростью, мудростью и справедливостью. И может быть еще какой-нибудь ценной и редкой способностью. Все остальное не является "самоценным".