Сивиллы Микеланджело в Сикстинской капелле

Алина Алексеева-Маркезин
       Сивиллами (Sibylla — «воля Бога») в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые предлагали всякому угадывать будущее и предсказывать судьбу. Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя характер их гадания имел много общего с греческой религии.
Сивилла, к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы. (предсказания)

            Первоначально сивилла встречается у Гераклита Эфесского, а них говорят Аристотель, Аристофан, Эсхил, Платон... Известно, например, что Герофила Эрифрская предсказала троянскую войну.
            
          Изображение пророческого экстаза Сивиллы дано у Виргилия в «Энеиде».
Сивиллы послужили связующим звеном между греко-римским миром и христианской эпохой. Западная Церковь, интерпретируя высказывания сивилл, как предсказание событий христианской истории, признала двенадцать из них как пророков пришествия Христа — языческая параллель ветхозаветным пророкам. Сивиллам были даны латинские названия, указывающие на место их обитания.
 
             В искусстве, обычно, изображаются Дельфийская, Эритрейская, Кумская, Персидская и Ливийская сивиллы.
            Обычно сивиллы изображаются в виде молодых женщин и часто сопоставляются с пророками; как правило, они держат книгу, в которой записаны их предсказания.

           Согласно Лактанцию, цитировшему в IV веке утерянную работу Варрона I века до н. э., этими десятью были: Персидская, Ливийская, Дельфийская, Киммерийская, Эритрейская, Самейская, Кумская, Геллеспонтская, Фригийская и Тибуртинская. Из них наиболее прославленными были три — Дельфийская, Эритрейская и Кумская.

СИВИЛЛЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО НА  ФРЕСКАХ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ.

           В боковом поясе свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил поочередно ветхозаветных пророков и сивилл, папа римский Юлий II был человеком широких взглядов. Считалось, что древнегреческие сивиллы, т.е. женщины-пророчицы, предсказывали приход Христа.

ДЕЛЬФИЙСКАЯ СИВИЛЛА

       Прекрасна Дельфийская сивилла — вдохновенная юная, с широко открытыми глазами, глядящими в будущее. Эта дева может выдержать мир на своих плечах.

     Имела моложавый вид, в руках носила лавровую ветвь, оплетала голову своими волосами. Жила до Троянской войны. Упоминается в «Строматах» Климента Александрийского.

"А кроме того, есть еще одна сивилла, которая, будучи обращенной к алтарю с другой стороны, показывает несколько исписанных свитков и вместе со своими путтами заслуживает похвалы не меньшей, чем остальные" (Вазари.)

ЭРИТРЕЙСКАЯ СИВИЛЛА.

        Величаво-задумчива Эритрейская сивилла — воплощает цветущую силу и уравновешенность, перелистывает древнюю книгу и так повернулась, чтобы мы могли любоваться ее взглядом, красотой и силой ее сложения.

      Её родителями считали Аполлона и Ламию. В руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до падения Трои.

Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями.

"... свою книгу она держит далеко от себя и, закинув ногу на ногу, собирается перелистать страницу, сосредоточенно обдумывая, о чем писать дальше, в то время как стоящий позади нее путт раздувает огонь, чтобы зажечь ее светильник. Фигура эта красоты необычайной и по выражению лица, и по прическе, и по одежде; таковы же и обнаженные ее руки"( Вазари).

КУМСКАЯ СИВИЛЛА.

            Могуча старуха Кумская сивилла, исполненная силой и мощью, со всем вниманием вчитывающаяся в развернутый фолиант, куда заглядывают два наивно-спокойных ребенка-ангела.

"... прекрасная старая сивилла, которая, сидя, с предельным изяществом изучает книгу; прекрасны и позы двух написанных рядом с ней путтов".

          Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, получившей от бога дар прорицания и жизнь, длившуюся ровно столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли.

      По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у неё в горсти. Однако она не подумала испросить у бога продления молодости, и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти.

       Прожила тысячу лет и умерла дряхлой старухой, когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть родной земли. (Сограждане прислали ей письмо, запечатанное белой глиной, она увидела его и умерла). Согласно Овидию, ко времени встречи с Энеем прожила уже 700 лет


ПЕРСИДСКАЯ СИВИЛЛА.

Персидская сивилла — сочетает и мудрость, и тайну.

       Жила в XIII веке до н. э., имела моложавый вид, ходила в золотых одеждах. Описана у Иустина в его «Слове к язычникам». Место её жительства определено так: «Стоит древний храм языческий, и потом озеро, которое называется Аверн. Около него по левую сторону стоит гора. В той горе просторная пещера… Там, как говорят, жила сивилла»

         Ей приписывают 24 книги пророчеств. Среди них есть о делах Александра Великого, о Иисусе Христе. Её пророчества относят к 1248 году до н. э
"... которой он хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь и что во время чтения он заставляет ее подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь, ибо и зрение у нее уже ослабело" Вазари.

ЛИВИЙСКАЯ СИВИЛЛА.

       Ливийская сивилла — олицетворяет мудрость, красоту и динамику, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции.

Сивилла Ливийская - упрекающая людей в поклонении и служении идолам, путешествовала в Самосе и Дельфах. Сивилла называется Либика, Ливианина, или Ливийская, потому что была из Ливии, которая является третьей частью вселенной, называемой латинянами Африкой, а ныне у турков именуется Варварией. Была она среднего роста и весьма черная, и всегда носила в руке масличную ветвь.

 На свитке у статуи Ливийской сивиллы в Летнем Саду надпись: "REGNABIT DEUS IN MISERICORDIA", что означает - "Господь воцарится в милосердии". Ливийская сивилла олицетворяет мудрость, красоту и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции. По словам биографа живописцев Вазари "...прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя".

           Микеланджело считал человека венцом творения, а мужчину - воплощением телесной и духовной красоты. У женщин-предсказательниц, как и у обнаженных юношей, в фигурах смешаны признаки мужские и женские.

       Предполагают, что для сивилл мастеру позировали мужчины-натурщики. Как по углам библейских сцен в средней части свода написаны множество вспомогательных фигур - идеально-прекрасных юношей-рабов, так и пророков и сивилл окружают маленькие путти - атланты, трактованные в скульптурных формах.