Голубая Надежда. На грани Добра и Зла ч. 20

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
На грани Добра и Зла

Сваровски и Ницше. Хрусталь души.


"Что сделано из любви, всегда за чертой добра и зла"
(Фридрих Ницше)

От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет...
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.
(Виктор Слётов)

   Далеко не каждый может позволить себе приобрести украшения с драгоценными камнями. Однако с недавнего времени это стало возможным благодаря компании Swarovski - мировому лидеру по производству и огранке синтетических камней высочайшего качества. (1)
"Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!"
  Это высказывание Фридриха Ницше очень хорошо усвоил Даниэль Сваровски (2) . Когда он родился, Ницше уже учился в Боннском университете. Знакомы ли они были? Сказать трудно...скорее всего, нет.
   Сваровски вырос в  чешской деревушке Георгиенталь на севере Австро-Венгерской империи, а Ницше - в  немецкой деревне  Рёккен,  в Восточной Пруссии, в земле Саксония-Анхальт и считал себя потомком польских дворян Ницких.
   Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что Ницше вышел из древнего рода немецких лютеранских священнослужителей и все предки носили немецкие имена, даже семьи жён. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла:
"Утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его кампании против Германии". (3)
     Но многие философские идеи  Ницше взяли на вооружение национал-социалисты: теорию насилия, национализм,  политический экстремизм и аморализм. Идея о сверхчеловеке и стремление к власти стали для Адольфа  Гитлера фетишем.(4)
  Сестра Ницше Элизабет Фёрстер, младше его всего на два года, но на треть века пережившая брата, с которым  у неё были идейные разногласия,  в 1930 году  поддержала идеи нацистов, вступила в НСДАП. В 1934 году она добилась того, что Адольф Гитлер трижды посетил созданный ею архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии.
   Книга Ницше "Так говорил Заратустра" вместе с "Майн Кампф" стала одним из столпов нацистской идеологии. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. В разговоре с нацистским лидером она выставила своего брата  предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловека, -  как представителя  белой расы и совершенное во всех смыслах создание. (5)
 Ницше отказался  приехать на свадьбу сестры Элизабет с Фёрстером, когда узнал, что тот пропагандирует очищение Германии. Он  написал сестре:
"Германство" вызывает мало энтузиазма, но еще меньше у меня желания печься о чистоте этой "великолепной расы".
   После смерти брата Элизабет получила права на его  произведения Ницше, она мргла  исправлять их текст, привнося мысли о величии всего немецкого, о немцах как расе господ, что потом было взято нацистами для своей идеологии. (6)
 Психолог  Надежда Козочкина в исследовании личности Фридриха Ницше
"Гордость, сводящая с ума. Ницше: топливо к безумию" пишет:
"Злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять".
  Стоит уточнить, что современный ему мир не смог понять, а философские идеи оказались на грани Добра и Зла.  В остальном спорить с психологом...но сравнение с Иисусом Христом....???
"Предположение"
Многих великих не понимали,
На грани с безумством их выставляли,
Возможно, так получается,
Что мысль лишь тогда проясняется?...
(стихи автора)
  Сам Фридрих Ницше по этому поводу высказался:
 "Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее".
  В юности и молодости Ницше отдавал всего себя учению, науке, музыке, был другом Вагнера. Еще в гимназии увлёкся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина. (7)
 "Я люблю человечество грядущих столетий"
(Гёльдерлин)
   В возрасте 24 лет, находясь  ещё на студенческой скамье,  Фридрих
Ницше  получил должность профессора классической филологии в Базельском университете. В истории университетов Европы такого молодого профессора ещё не было.
   Светская жизнь и развлечения его не интересовали. Желание жениться на любимой женщине не реализовалось. Его считали  высоконравственным человеком: не мог обидеть ребенка обидеть и был целомудрен, как молодая девушка.
   Ницше не  принимал участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.
  Перенесенные болезни осложнили состояние здоровья Ницше,  к головным  болям  присоединились спазмы желудка, которые с этого времени стали регулярными.
И в этот период он говорит, что "больной не имеет права быть пессимистом",он пишет свои лучшие гениальные произведения.
"У Ницше было святое право говорить то, что он говорил"
(Л. Шестов)
     В  расцвете молодости, когда ему не было еще и 30 лет, Ницше постигает страшный удар: головные боли, мучающие его с детства, превратились в сплошной кошмар боли, длящиеся около 20 лет!.. Он стал мечтать о смерти, как избавлении от этих страшных мук. Больной, он из всеобщего любимца превратился в одинокого калеку, стал никому не нужен. Философ жил в бедности, одиночестве, дико мучаясь от физической и духовной боли.
Но в сиянье луны белеют колонны развалин,
Храма врата, в которые встарь устрашающий, тайный
Дух беспокойства вступил, что в груди у земли и у смертных
Пышет и злобствует, неодолим, покоритель исконный...
(Фридрих Гёльдерлин)
 Мысли Ницше  были буквально написаны кровью в краткие перерывы между мучительными приступами болезни. Ему трудно было писать связно, поэтому его произведения -  это гирлянда мыслей-афоризмов, нанизанная на какую-либо идею.
"Когда из известной платоновской триады  "истина, добро и красота" оставляют только лишь "красоту",  она быстро перерождается  в вульгарность и пошлость, воплощением которых и является фашизм. Оторванная от истины и добра, она  оказывается фальшивой. Также, как и добро, оторванное от истины..."
(Алексей Цвелик)
  В своих первых сочинениях, особенно в "Рождении трагедии из духа музыки" (1872)  Ницше излагает не только требования к новейшей куль­туре, но и раскрывает основы своей  философии. Сущность мира понимается им  шопенгауэровской  "страдающей волей".  Шопенгауэр своим безжалостным пессимизмом показал, что история жестока и бессмысленна, а человек роковым образом обречен на страдания.(8)
"Судьба тасует карты, а мы играем"
(Артур Шопенгауэр)
   Ницше познакомился с Рихардом Вагнером (9)   8 ноября 1868 года . Их объединяло духовное единство: увлечение искусством древних греков,  любовь к творчеству Шопенгауэра, чаяния о  переустройстве мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года Фридрих посетил Вагнера в Трибшене, стал практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго:  до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был вызван негативным высказыванием Вагнера о книге Ницше "человеческое, слишком человеческое" 1878 года, которую Вагнер назвал "печальным свидетельством болезни" её автора.
  Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой "Казус Вагнер" (Der Fall Wagner), изданная в 1888 году,  где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.(10)
 Рукопись произведения была закончена весной 1888 году.  Книга была издана осенью того же года в Лейпциге. В ней философ прибегает к анализу творчества Рихарда Вагнера и современной ему культуры, говоря о её упадке, или, как он это называет, "decadence", и нарекает Вагнера предводителем, главным символом этого упадка.
  Произведение знаменует окончательный разрыв Ницще с Рихардом Вагнером.
Ницше приводит множество примеров и описаний произведений Вагнера, которые, согласно его мнению, являются воплощенной сущностью взглядов самого композитора. Прежде всего философ противопоставляет музыку Рихарда Вагнера творчеству Жоржа Бизе, с целью сделать контраст "хорошей" и "плохой" музыки более выразительным, чтобы помочь своему читателю разглядеть "зло", показав, что же на самом деле является благом.
"Хорошей музыкой, - согласно Ницше, - будет являться та, которая воспитывает слушателя, которая не ошеломляет эффектами, но относится к слушателю как к равному, как к музыканту".
 Ницше так описывал музыку Бизе:
 "Музыка Бизе обладает утонченностью. Она богата. Она точна. Она строит, организует и заканчивает". Музыку Вагнера, в свою очередь, философ описывает как не обладающей гармонией, воздействующей на психологическое состояние человека, на его эмоции, а точнее: на его "больные нервы".
"Если мир полон зла, то  лучше всего желать химер",  -  предположил Ницше.
  В смысле, нужно мечтать, пусть даже мечты будут несбыточные.
 "О, когда человек мечтает - он бог, но когда рассуждает -  он нищий; и когда его восторг прошёл, он стоит, словно непутёвый сын, выгнанный отцом из дому, и разглядывает скудные гроши, которые кто-то из милости подал ему на дорогу"
(Фридрих Гёльдерлин)
 Главное, постараться  отыскать  прекрасные, "обольстительные" иллюзии, чтобы они не утратили любви к  жизни, несмотря на все её страдания. Стоит только приложить всю энергию к познанию этих иллюзий.
   По Ницше существуют две главные иллюзии, которые дают оправдание нашему существованию: аполлоновская и дионисийская.
"Взирая на мир с точки зрения красоты его форм, мы можем создать себе прекрасный образ-мечту, заполняющую все наше существование - это есть аполлоновская иллюзия. С другой стороны, несмотря на ужасные страдания, разрушение и смерть, замечается проявление вечной мировой воли. Отсюда вторая иллюзия дионисийская, иллюзия вечности и неразрушимости индивида, неуничтожимости лежащего в основе вещей стихийного порыва. Сочетание этих двух иллюзий создает "трагическую мудрость",  до которой возвысились древние греки. Именно эта  мудрость должна составлять идеал стремлений и новейшей цивилизации". (11)
 Рихард Вагнер, с которым  Ницше около трех лет связывала духовная дружба, в своей музыкальной драме по мнению философа "воскрешает трагедию древней Греции".
"Будьте столь же благочестивы, как древние греки"
(Фридрих Гёльдерлин)
  Тем не менее, Ницше надеется, что трагичность и пессимизм вместо того, отчаяться,  наоборот, подтолкнет  человека на героические поступки.  Будет считаться "добром" не то, что уменьшает страдание, а то, что делает жизнь достойной, более  прекрасной.
   Назначение человека не в желании добра и не в стремлении к истине. Согласно философии Ницше, зло и иллюзии так же полезны для развития жизни, как добро и истина. Человек сам может определить, где Добро, а где Зло.
  Высшим назначением человека будет не помощь слабым, а возвышение гения, сверхчеловека,  над массою средних людей. Такова в философии Ницше конечная цель человечества.
   Сверхчеловек у Фридриха  Ницше  - это тот, кто преодолел ограничения предрассудков и обычаев, великий гений, способный творить жизнь по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы.
  И если высшая культура и появление гения должны быть куплены ценою страданий, "свободный дух"  современной цивилизации должен научиться сам страдать и дать страдать другим для прогресса человеческого рода. Вселенная не имеет цели. Это чистейшая бессмыслица, которую человек призван осветить и в полной своей власти определить её внутреннюю ценность.
"Единственный смысл страдания - стать иным"
(Виктор Франкл)
  Ницше никогда не обладал крепким здоровьем, а к 30 годам здоровье резко ухудшилось. Невыносимые головные боли и бессонница, которые он лечил опиатами, вынудили в 1879 году оставить кафедру. К тому же стало падать зрение. Тем не менее,  Ницше очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых, как писал, "в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза."
   При этом важно, как сам Ницше относился к своей болезни, сопровождавшей его с самого детства: он был благодарен ей, считал, что она сыграла решающую роль в его духовном развитии:
"Только болезнь привела меня к разуму"? - писал  философ, - "Болезнь - это всегда ответ, который приходит, когда мы хотим усомниться в своем праве на свою задачу, когда мы так или иначе пытаемся облегчить ее для себя".
  Его принцип состоял в том, что нужно жить, а не лечиться. В 1890 философа окончательно сломил душевный недуг.
   С 90-х годов XIX века  в полемику с Ницше в прессе  и в своих философских сочинениях  вступил Владимир Сергеевич Соловьёв (12)  - русский философ, сын историка С. М. Соловьёва.  В 1899 году в статье "Идея сверхчеловека" он выражал сожаление, что философия Ницше воздействует на русское юношество в направлении надменности и своеволия:
"Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения - во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству "лучших", господских натур, которым всё позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, - вот очевидное заблуждение ницшеанства".
 Отношение к философии Ницше двоякое, думается, что каждый найдёт для себя разумное зерно...
Гонимый своим демоном за пределы времени и мира, за крайние пределы своего существа,
В жару неведомых доселе лихорадок,
Колющей дрожью объятый от льдистых игл мороза,
Тобой гоним, о Мысль!
Безвестная! Сокрытая! Ужасная!
содрогаясь, в страхе оглядывается он назад, замечая, как далеко за пределы всего живущего и когда-либо жившего бросила его жизнь. Но такой сверхмощный разбег уже не остановить...
(Стефан Цвейг "Фридрих Ницше. Борьба с безумием")
   Каждая  мысль Ницше  была выстрадана и вымучена не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Что победит: тело или дух? Раздавит ли мучительная боль дух человеческий?
"Нет, не раздавит!"-  восклицает Ницше.
   И это восклицание пронизывает всё его творчество. Надо быть сильным. Надо быть выносливым. Только сильный, сверхчеловек сможет одержать победу над превратностями судьбы: физическими и социальными. Возвыситься над социумом, судьбою, болезнями, освободиться от их рабства, стать хозяином в собственном доме тела и своей судьбы может лишь сильный человек, с сильным духом, яркая личность. Слабого болезнь, общество раздавят, подавят, превратят в "последнего человека".
  У Ницше было отнято все, чем украшена  обыкновенная человеческая жизнь: любовь, семья,  друзья,  взвалена такая ноша, какую редко кому приходилось нести на себе. Но до последнего дыхания он не сдался и был борцом за свободу человека, дух которого лишь крепнет в испытаниях. И вся философия Ницше являет собой процесс  создания в человеке  "творца".(13)
"...Лучше умереть, потому что ты жил, чем жить, потому что никогда ещё не жил! Не завидуй не знающим скорби, тем, кто не страдал, этим истуканам, которым ничего не нужно, ибо они нищи душой; они не спросят, идет ли дождь, светит ли солнце, ибо у них нет ничего, что надо бы возделывать."
(Фридрих Гёльдерлин "Гиперион")
   Вот и Ницше  никому не завидовал, возделывал свой сад, дошедший до нас в его произведениях и афоризмах. Читая их, каждый  найдёт для себя рациональное зерно. Человек вне национальности, вне  времени, человек мира - это Ницше.
"Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира"
(Артур Шопенгауэр)
   Заставить мир отдать предпочтение хрусталю и забыть про бриллианты казалось бы совершенно невозможно! Бриллианты и какое-то стекло, пусть и его  особый вид,  с  игрой света.
  Но история бренда Swarovski доказывает, что бриллианты могут слегка "подвинуться". Даниель Сваровски  подарил миру украшения из стекла и тем самым установил совершенно новые правила в этой игре за имидж. А все благодаря потому, что он не боялся внедрения новых технологий, не разглашал секреты производства и чутко считывал потребности современного общества. Бизнес Swarovski вот уже на протяжении более ста лет остается в руках одной семьи.  Все силы фамилии Сваровски посвящены развитию и улучшению семейного дела.
 

(1) Swarovski.Камни с австрийским прошлым. Журнал. Все об украшениях. Драгоценные камни
sokolov.ru
(2) Фридрих Вильгельм  Ницше (15.10. 1844 - 25.08.1900) - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, оценка действительности иззложена в афоризмах, оцениваемых неоднозначно
    Даниэль Сваровски (24.10.1862 -  23.01.1956) - австрийский инженер, основатель австрийской хрустальной империи Swarovski
(3) Дж. Холлидейнгл - известный переводчик и почитатель творчества Ницше создал ясную и умную книгу об этом философе - "Фридрих Ницше. "Трагедия неприкаянной души".  Автор проводит четкую границу между реальными фактами и легендами, между философией и ее профанацией
(4)  фетиш - то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения. "Сделать себе фетиш из чего-нибудь"
(5) Тереза Элизабет Александра Фёрстер-Ницше (10.06. 1846 - 8.11.1935) - младшая сестра и литературная душеприказчица  Фридриха Ницше. Супруга политика Бернхарда Фёрстера. Основательница архива Ницше  в Веймаре
Заратустра (Зороастр) - это пророк, давший древним персам учение и религию - зороастризм, осколки которой сохранились до нашего времени. В основе учения Заратустры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Одна из идей - вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
читайте: psychosearch.ru
"Гордость, сводящая с ума. Ницше: топливо к безумию"
(6) читайте:  Ницше Фридрих: цитаты, произведения: Так говорил Заратустра на сайте: nitshe.ru/
(7)  Иоганн Христиан  Фридрих Гёльдерлин (1770 - 1843) - немецкий поэт, был лучшим студенческим другом Гегеля,  современник Гёте и Шиллера
Забытый при жизни, к  30-ти годам сошел с ума от безнадежной любви к матери своего ученика. Гёльдерлин оказал главенствующее влияние на всю последующую немецкую и мировую литературу. Гёльдерлин  заново открылся новым поэтическим поколениям. "Он, как молния, разорвал небо и явил нам потрясающие отражения. Он омолаживает язык и тем самым омолаживает душу",  писал о нём поэт, основоположник немецкого символизма Стефан Георге (1868-1933).
О нём, певце Эллады, создателе знаменитого романа "Гиперион" и проникновенном лирике, М. Цветаева сказала: "Шел назад, а смотрел вперёд"
 Каждое новое время открывает поэзию Гёльдерлина по-новому.
(8) Артур Шопенгауэр (22.02.1788-21.09.1860) - немецкий философ
(9)  Рихард Вагнер (22.05. 1813 - 13.02. 1883) - немецкий композитор, дирижёр и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.
(10)  Александр Сезар Леопольд Бизе  при крещении получил имя Жорж, 25.10.1838 - 3.06.1875) - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала "Кармен".
(11) Философия Ницше -  кратко на сайте Русская историческая библиотека rushist.com
(12) Владимир Сергеевич Соловьёв (28.01.1853-13.08.1900) - русский религиозный мыслитель, мистик,  поэт, публицист, литературный критик, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского "духовного возрождения" начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, а также на творчество поэтов-символистов  - Андрея Белого, Александра Блока и других.
     Сергей Михайлович Соловьёв (17.05.1820 - 16.10.1879) - русский историк, профессор МГУ, тайный советник
 (13) Философия  и политика. Ницше и Гитлер сайт Лики Духовности shelkovaya.ucoz.ru/