Ганготри. Кедарнатх. Тунгнатх

Аркадий Клёнов
На часах 29-е. Если всё по плану, то второго – билет на Варанаси из Хардвара. Потом – на Юг.

Совершили ятру – паломничество.

В горах записывать не получалось, то света нет, то сил, то тетрадку даже нести не хочется – каждые сто грамм на счету. Что-нибудь сейчас запишу, и потом ещё.

Места. –

Ганготри – храм, белый.
(Задняя стена с мелкими, людьми начёрканными, свастиками. Видеть свастику не "уксусом на мозги"? Да всё равно не получится – европеец. Ну и. Пусть само.)
Заповедник. Чисто.
Реально чисто.
Узкая горная тропа.
В Ганготри – уже тибетский какой-то стиль этих лачуг-ночлежек. Мягкие формы, зелёное с красным (Непал влечёт).
Утром пошли. И познать, что значит горная болезнь. Всё шатается и плывёт. Голова кружится. А тропинка иной раз в две этих раскрытых тетради (ну, или в три). А справа обрыв. А навстречу кони. Блин!
Начались берёзы. Тополя. Шиповник. Чабрец. Сосны-кедры.
Справа внизу – Река.
Её присутствие.
Да, она и есть. Совсем иная Вода. Шумит.
По дороге держаться сухофруктами и орехами.
Высота. Высота сильно телом чувствуется. Сердце стучит.
Ночёвка – в монастыре Красного Отца (так, помнится) – ашрам Лал Бабы. Тёмная комната с мышами (горные мыши).
Сладкий чай с молоком.
За стеной – живое общение на хинди. Молодёжь. Запах травы.
Бабы` с дредами. 
Мирские – в рыжих майках и рыжих шортах, с бамбуковыми посохами и типа бронежилетами с флягами для Иной Воды.
Посохи и фляги поставили в ряд и окуривают дхупом*.
Я свою рыжую майку надевать не стал.
Что как все?
По дороге со всеми встречными здороваются.
Намасте!
Бом-бхоле!
Джай бхоле!
Джай бхоле натх!
Думал, оттого, что в рыжей майке. Нет. На следующий день в цивильном был, так всё равно. Так и неспроста же сюда пришёл.
В горах – важно, что живой, все вместе, друг с другом.
В Бходжбасе у Лал Бабы похоже на Аркаим, только горы высокие вокруг и Река – реально Река (хотя и там реально, но там здешняя, а здесь – Сама).
Полынь.
Днём Солнце палит, ночью дубак. И Хар Хар Махадев. И запах травы (конопли). И еда простая, но такая здесь нужная.
Следующее утро – в Гомукх – к началу Реки.
Она всё не тоньше. Где – в ручеёк? Да не в ручеёк, а прямо из горы, из льда, как из Пасти Коровьей** течёт. А лёд не верится льдом – серый, и Солнце жарит, а он лёд. Выше – горы со льдом. Небо – синее – глаз не поднять. Солнце слепит. Камни – как серебро. Травы не растут.
Камни на камнях. Мелкие. Кто сложил?
Как правда, что другая планета. (Как, извиняюсь, про Джона Картера.)
Пришёл неважный баба`, поцарапался на камнях. Поучаствовали йодом. (Вот и встретились два персонажа букваря на букву «ий»***. Хотел и его приколоть, но он и английского не знает.)
Так вчетвером – трое мы и местный – с коричневой кожей, в рыжих тряпках. Правда, как в старой фантастике.

Дорога обратно. С Бходжбасы до Ганготри, встретилась русская языком дева. И правда тахини**** – два месяца танцевала – говорит – потом бросила стулом.
Ведёт ёгу в Шанхае, лицом – тюркско-угорский неспокойный элемент, святая. Из Челябинска. Обрадовалась сильно. Давно русскую речь не слышала. Даже фантик от «Архыза» отдал.
Лица не увидел, за очками была. (А слепой был бы – каково? Всяко бывает.)
Имя оставила, (в тот раз была Жаком***** – которого сожгли, про которого Лора сочиняла). Эх! Тахинской темы, святое, не уйдёшь.

Горные дороги.
Главное – не назвать серпантином.
При чём тут Новый Год? При чём тут змеи?
Кедар.
Джай Кедар Баба!
Отец Кедр.
Подумал и надел всё ж красный шарфик. Что не просто по горам погулять пошёл. Ага, пойдёшь тут просто!
Кони.
Небольшие, красивые, с бубенцами и кисточками на головах.
Никогда не видел столько коней сразу.
Запах конского навоза.
Запах конского навоза.
Конский навоз скользит под ногами.
Смотреть на лица.
Со всей Индии.
Хорс! Хорс!
Гхора! Гхора!
Джай Бхоле!
Вич кантри?
Намасте!
Хелоу, бакшиш! – Дворник. – (Так-то чаевые, а не то, что подумалось).
Бамбуковый посох в руке.
Конский навоз под ногами.
Гроздья жвачек в лотках.
Чай с молоком.
Запах конского навоза.
Запах конского навоза.
Река – Мандакини. Приток Ганги.
Что Шива?
Самое что Шива.
Кедарнатх – один из главных его храмов.
Э… столько лет, столько песен… Где сейчас?
Что молчишь? Кем он? Кто?
Ладно…
Запах конского навоза.
//
___

Дхуп* - благовония без деревянной основы.

Гомукх** - "лицо коровы" (санскрит).

*** "йог" и "йод" (третий - "йогурт" - это уже в современных букварях).

Тахини**** / Тахинэ / Тахнэ (ударение на первый слог) (язык баз га (баз га дэръё-ни токъе) - фэнтезийный язык мира "Легенд Зелёной Реки") – "масляное зерно" –обозначение девы особого настроя и образа. "Те, кому почти никто не нужен и почти никто не страшен". Подчёркивает независимость, боевой дух, компактность и наполненность в себе, готовность к самоотдаче через изменение. В широком значении – наличие этих качеств не только для девы (и не только для человека). Ближайший аналог в мировой культуре - дакини (ударение на первый слог) в традиции буддизма Ваджраяны.

***** Жак де Моле - последний магистр ордена Тамплиеров. Сожжён в 1314 году.
___

Благословить таракана. У нас такие за деньги продаются.
//

Наверху.
Холодно.
Ночью холодно.
Облака. Туман.
Старый Храм.
Колокола. В этой традиции – на воротах, звонит каждый входящий.
Масленые обтёртые камни, серые. Стёршиеся чертами статуи. Запах сливочного масла. И на ощупь всё в масле – за сотни лет. Хоть маслом рук.
Очередь.
Как в церквях в Москве или ещё где.
Взглянуть на Лингам (один из Лингамов Света).
И на горе попали на обряд водружения очередного красного флага.
Кто-то бросал пироженку по четырём сторонам.
Хорошо.
Бабы`.
Местный рекет.
И правда монахи-разбойники. С дредами, накуренные, с разбойничьими улыбками. Видали мы и у нас таких.
Пытались развести на мешок угля.
Красивые.
Памятник Шанкаре – где рука из стены.
На совершенно российского вида пустыре.
Запустение.
И хорошо.
Рядом пасётся конь.
И не то, что пасётся, а находится. Стоит-стоит.
Должно быть, в следующий раз монахом будет, созрел уже.
И на утро на том же месте стоит!

Дорога вниз.
И кто как – навстречу лица.
На конях.
Пешком.
Пешком с бамбуковым посохом.
На носилках с четырьмя мужиками. (Среди носильщиков были непальские лица и анимэшные майки).
На – рыжем опять же – вертолёте.
И запах конского навоза.
И конский навоз на ногах – всю дорогу.
Внизу закупили шафран.
Такая разница цен (цифры не скажу, специально не стал запоминать) – если бы у нас был спрос, Андреич бы совсем разбогател. (Там ведь он и растёт!)

Снова извилистые дороги.
Горный храм Тунгнатх
Манго вперемешку с соснами.
Горные деревни.
Облака и орлы – снизу.
До вершины – Чандрашила.
Опа, белые! И йогой занимаются. Так, переглянулись.
Навстречу четверо монахов. Двое туземцы (так тут хочется сказать). А двое белые, причём одна – девушка. (Мрачные изуверы!)
Наверху – камни на камнях и храм имени Реки.
Ну всё.
Вот, получай. Самое то.
На самом, самом верху – храм Реки. Изображение Её – Девы.
Вот.
//

Жарко.
Индия.
Зачем Индия?
Отдай Андреичу его Индию.
Аркаим был твоей Индией.
Индия книг.
Индия книг про искусство.
Индия книг про индусскую веру.
Индия Юрия Василича.
Индия Джеймса Бонда.

Каждому своя Индия.

Ну какая тебе Индия?
На вокзале с раздачей прасада бомжам твоя Индия.

Скоро увидим Океан. И листья бананов. И деревья с большими листьями.

Хочу увидеть города, где танцуют на улицах!
Только Луна – одна на всех, и Одноногий* – и то вертится.
Кричат лягушки.
//

И про города, где танцуют на улицах – это ещё раз начинаться?
Или искать.
"Да, он идёт!"**

Цикады.
//

Да, в Ганготри прошли мимо картинного бабовника, где был тот баба, встретившийся с йодом. Вдруг – мексиканский флаг.
"Кто-нибудь из Мексики?" – спрашиваю. Да, один из Мексики оказался. Смотрю – и правда. Всё, направление задано.
Ipal nemohua, Tloque nahuaque!***
//

Куда в тебе индусские слова?
Куда в тебе мексиканские слова?
Закройся.
Главное выжить.
Мир праху. Да так…
Ом.
//

Кончай обезьянничать.
Ешь шоколад.
Где я?
Во-во!
Увы, бедная перепёлка.
Продолжает сниться мясо.
Только знаешь, вернёшься, не бросай йогу, она не виновата. Главное, Василичу посоветуй – если ехать, то зимой, он такого не выдержит, да и дешевле, да и вообще.
//

Хочется в лес. Под сосны с железной дудкой и этой демонской или той демонской… продышисты****.

Кёфу*****, ты реально вредный.
Всё, переставай думать, или сейчас накачаю сиропом брахми******!
//

И ведь накачал!

Такая дрянь!
Нет, будем уезжать с Ришикеша, оставлю под кустом. Невозможная дрянь.
Но прёт.
Так возьми в таблетках…
Торчок ты. И всё мясо снится…
Мрачный изувер!
___

Одноногий* - созвездие Большой Медведицы (в мексиканской традиции виделось как фигура человека с одной ногой - отсюда образ одноногого божества Тескатлипоки / Хуракана).

Yes, he is going (Да, он идёт!)** - "да пошел он!" (см. книгу Владимира Шинкарёва "Митьки").

***[ипалнемоуани, тлокэ науакэ] (язык науатль, ацтекский) - "тот, благодаря которому все живут", "хозяин непосредственной близости" - обозначения Бога в традиции науа (ацтекской).

Продышисты**** - адепты холотропного дыхания. ("Да продышись ты!").

Кёфу (кёфо, кахэ)***** - товарищ, друг (язык баз га).

Брахми****** - одна из важных трав аюрведы. (По мнению некоторых помогает "не думать").
___
Фото автора. Гомукх.