Когда вступали в силу цинизм и лицемерие

Лилия Крошнина 2
 Нас пытались приучить не «кукожить» душу от откровенного цинизма, пошлости и лицемерия. Нас и ныне приучают к публичным оскорблениям, насмешкам и откровенной лжи.
К цинизму относятся с терпимостью, объясняя с долей допустимости. Подумаешь кто-то показывает свое презрение и неуважение к людям, к какому-то народу, выставляя пошлость на всеобщее обозрение. Нас убеждали и убеждают: ко всему надо относиться с терпением, по-европейски - толерантно.
Цинизм, казалось бы, не страшен, стоит в крайнем случае не замечать его, тогда это может и не заденет. Не нравиться - не слушай, не обращай внимания.
Сталкиваясь с цинизмом, с пошлостью, с лицемерием есть две привычные реакции: ответить тем же или замкнуть свою душу, закрыть её от безжалостных слов, бьющих наотмашь по самому больному, по чувствам.

Закон простой народной жизни, основанный в России на вере православной был глубоко укоренён, он была маяком, но пришло время, и его затушили, толкая нас к другим идеям, к отрицанию бога и духа. Души стали заполнятся не верой, а идеями. А потом пришло новое время, когда прошлые идеи сгинули, и нам предложили новые взгляды, новые правила, которые мы стали примерять: свобода, дозволяющая всё, самовыражение в любой форме, прибыток как мерило жизни и благополучия, жажда потребления.
Мы с надежной открыли душу и сердца новым взглядам и идеям, в лице просветителей и миссионеров, зарубежных спонсоров и благотворителей. Благополучные, снисходительные, с бодрыми улыбками, они обучали нас, поощряя грантами, гуманитарной помощью. Они переиначивали нашу историю, колесили в комфортабельных автобусах по деревенькам и посёлкам, несли новую веру в бога, новый взгляд на "демократический" мир. И нам это казалась достижимым, если мы безоглядно переймём правила жизни благополучных и богатых западных стран.
Вот тогда в полной мере вступили в силу цинизм, пошлость и лицемерие, откровенно, с напором и в грубой форме.
Цинизм направлен на то, чтобы унизить, опорочить, показывая свою исключительность. В обществе потребления, цинизм уже не коробит, так как в "рыночном" мире каждый человек оценивается не по его достоинству, а с позиций того, какой денежный потенциал он имеет, какую прибыль из него можно извлечь, какой доход получить.

Цинизм может выступать и как компенсация чувства уязвлённой гордости. Это извращенный способ показать свою исключительность, навязать свои правила жизни, как самые справедливые. Это ситуация, когда слабый хочет казаться сильным, и потому он унижает другого, чтобы казаться умным, надо выставить другого недалёким и неспособным ни к чему, когда безнравственный порочит другого, навязывая свою мораль.
Вот один из примеров цинизма и лицемерия, ранивший не только меня, но и простых людей .
- В лесной посёлок в Карелии прибыл большой, красивый автобус. Пришли жители деревни в старый клуб посмотреть на людей, которые приехали из соседней страны с гуманитарной помощью и проповедью о новой вере. Всех предупредили, тот, кто досидит до конца, пока служба пройдёт, тот и получит продуктами и вещами помощь. Жители, принявшие гостей, пришли почти все, с детьми и внуками, гостившими как обычно летом у бабушек.
После службы приезжие, с показными улыбками, выдали гуманитарную помощь и стали усаживаться в автобус. Дети, народ любопытный, автобус их заворожил. Они крутятся рядом. Приезжие просвещенцы, зайдя в автобус, открыли окна и стали кидать на землю жвачку. Дети, они дети, бросились собирать, отпихивая друг друга. А миссионеры финские со смехом стали их фотографировать, показывая пальцами на самых бойких.
Взрослые жители стихли вдруг, и растерянно смотрели на то что происходит. Они подзывали детей, некоторые отчитывали. А дети весёлые, показывали друг другу сколько жвачек удалось собрать. Они не совали с жадностью их в рот, для них это была просто игра. Им было невдомёк, о чём там думают взрослые, чего там бабушки стыдятся за них, что хотели те, кто закрылся в большом и красивом автобусе и зачем они их фотографировали.
Через месяц в финской газете появились фотографии наших детей.
Это были унизительные и одичалые 90-е годы, когда вступали в силу цинизм и лицемерие. Я не отношусь к финнам с осуждением, люди везде разные.
Но тогда мы получили понятный урок - цинизм и лицемерие маскируется за словами и улыбчивыми лицами.


Р.С.
Корни цинизма вызревают годами.   
На фотографии финские солдаты на постое в Карельской деревне. Они пришли 1941-1942 году дать свободу карельскому народу. Такие фотографии очень популярны в Финляндии в книгах о войне.