Что увидел Авраам?

Людмила Возняк
«Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество» Сократ



Между Иисусом Христом и иудеями произошла любопытная беседа,  которая, чуть не закончилась трагедией:

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными(просвещёнными)» - сказал Иисус.

 Ему отвечали:
« Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда(хвастовство и бравада уже находящихся под римским игом, не говоря  про иго греха); как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?»

« Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое(истина) не вмещается в вас(невежество).
 Я говорю то, что видел у Отца Моего(сознание); а вы делаете то, что видели у отца вашего(невежество)» - отвечал Иисус.

 «Отец наш есть Авраам» - сказали  Ему в ответ.

Иисус сказал им:
«Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.  А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога(сознание): Авраам этого не делал.
 Кто от Бога, тот слушает слова Божии(сознание). Вы потому не слушаете(невежество), что вы не от Бога(без_сознательность).

 На это Иудеи отвечали и сказали Ему:
«Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»

 Иисус отвечал:
«Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня»
 
 «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?» - продолжали соображать иудеи.

 «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» - отвечал Иисус.

 На это сказали Ему Иудеи:
«Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?»

 Иисус сказал им:
«Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь»(Иоан.8:32-58).


Кажется, что Иисус про Фому, а иудеи про Ерёму… Так бывает при разных уровнях сознания. Сознания? Нельзя ли что-то попроще! Но ведь и человек не прост. «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Ф.М.Достоевский, «Из писем».


Попробуем понять, что увидел Авраам? Какой день мог его обрадовать?

« Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой…»(Иоан.8:56).

Некоторые богословы считают, что Авраам, будучи пророком, увидел день воскресение Иисуса Христа. Предлагаю посмотреть на перевод слова «день»:

Варианты перевода:
2250, ;;;;;
день, сутки.

Словарное определение:
1) день (в противоп. ночи);
2) день, сутки;
3) дни, время, пора, возраст;
4) век, жизнь.

А может  «Авраам рад был увидеть время(жизнь, пОру)  Иисуса Христа» (Иоан.8:56)?  Здесь, и далее, я буду приводить свои смысловые идеи перевода этого текста. 

 Как это можно было увидеть?

увидеть
3708
orav
 видеть, взирать, воспринимать, понимать, смотреть.

Словарное определение:
1) видеть, созерцать ;
2) смотреть;
3) высматривать, искать;
4) видеть, познавать;
5) воображать, представлять ;
6) med. виднеться, появляться ;
7) med. казаться, представляться;
8) med. делать вид, притворяться;
9) med. уподобляться, быть
10) pf. = praes. быть осведомленным, (по)знать;
 11) pf. = praes. быть сведущим, уметь, мочь;
12) (о чувстве благодарности и т. п.) чувствовать, испытывать.

«Авраам рад был   понять, испытать время Иисуса Христа, уподобиться Ему»(Иоан.8:56).  Это другое дело, не правда ли, хотя остаются ещё неясности.

Надо ещё рассмотреть, как именно радовался Авраам:

рад(в подстр. пер. возликовал)
21, ;;;;;;;; 
ликовать, торжествовать, сильно радоваться, веселиться, восторжествовать; LXX: 01523 (;;;;;), 07442 (;;;;).


Словарное определение:
1) украшать, убирать;
2) также средний залог прославлять, славить, чтить;
3) средний залог-pass. красоваться, гордиться, радоваться.

Подобная радость упоминается в Библии в текстах, как  духовное переживание радости и ликования,  связанных  со Святым Духом. Авраам  испытал уже её не так давно:

«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?»( Быт.17:17).

Варианты перевода:
1070, ;;;;;
смеяться; LXX: 06711 (;;;;), 07832 (;;;;;).   

Словарное определение:
1) смеяться;
2) веселиться, ликовать;
3) сиять, блистать, сверкать;
4) насмехаться .

В  данной ситуации  Авраам тоже ликовал, даже сиял от радости. А ведь  речь  шла о грядущих событиях, т.к.  Исаак  был только обещан, но ещё не рождён.  И само имя «Исаак» означает смех, радость…

Какова причина  святой радости?

«неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?»(Быт.17:17),

« ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»(Лук.2:11).

Разговор Иисуса Христа с иудеями едва не закончился трагически. Иисус заявил, что знает Бога как Своего Отца, слушает и исполняет Его слова, и Авраам, будучи  отцом  иудеев,  делал тоже. Если иудеи дети Авраама, то тем более должны  быть похожи  на своего отца, который  в свою очередь, был похож на Иисуса. Однако, Иисус заметил, что по делам  получается, что у них другой отец. Иудеев возмутила уверенность Иисуса, который был слишком молод, чтобы свидетельствовать о том, что знает дела Авраама.   И  Он их просто взбесил, назвавшись – «Я есмь», так, что они  побили бы Его камнями:

« Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее»(Иоан.8:59).

Однако, рассмотрим конфликтный момент:

есть
1510
eimi
быть, существовать, находиться;
часто не переводится.

Словарное определение:
 1) быть, существовать;
2) (как глагол-связка; в praes. часто, но реже, чем по-русски, опускается;
3) быть, находиться, являться, оказываться;
4) быть, значить, составлять, равняться;
5) бывать, происходить, случаться, тж. Обстоять;
6) (с gen. characteristicus) быть или являться свойством, возможностью, обязанностью или долгом: ;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;; ;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;; Xen. хороший хозяин должен хорошо управлять своим домом: ;;;;;; ;;;; Dem. всякий в состоянии, каждый может; ;;; ;; ;;;; ;;; ;;;;; ;;;;;; Xen. (это) было не в характере Кира;
7) быть сложенным, состоять;
8) действительно быть, быть подлинным или истинным;
9) относиться, касаться, быть причастным, принадлежать;
10) происходить, вести свой род;
12) преимущ. impers. (= ;;;;;;) быть возможным, бывать (иногда), случаться;
13) быть подчиненным, подвластным.

«Я есть» - это то, что существует, действительное, подлинное, истинное.

Назваться  «Я есмь», значит выразить претензию на подлинность, истинность, действительность. Кажется, на такое имеет право лишь Бог:

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам»(Исх.3:14).

 Я есмь = Сущий.

Назвав Себя «Я есмь», Иисус отождествил Себя с Богом. Это и  стало последней каплей в терпении  иудеев, готовых расправиться со святотатцем. Но до сих пор не утихают споры  - Иисус Христос Бог? За=против… Каждый сам для себя решает эту дилемму, вставая на одну из сторон.


Ап. Павел писал: « отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»(2Кор.5:16). 

Действительно, можно знать   как человека зовут, как он выглядит, где живёт, каковы особенности  его характера, кем он работает, что любит, и пр. пр. Но всё  это  изменчиво.  Например, можно через несколько лет его снова встретить , и  удивиться,  как он изменился.  Можно даже не узнать его.  Мы сами меняемся в течении жизни, однако,  каковы мы настоящие?

Теперь, т.е. после воскресения Иисуса Христа, говорит ап Павел, мы не будем никого знать по плоти, т.е. по набору  неустойчивых и изменчивых признаков,  в том числе и Иисуса Христа. А как? По духу…

Дух  - высшая форма сознания. Иисус Христос символ, выражение,  этого сознания. И, конечно, оно Божественно, и это единственный способ уподобления Богу.

Перевожу с русского на русский: теперь, после пробуждения  Божественного сознания, нет необходимости ориентироваться  по непостоянным признакам.

«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии…»(Мат.19:28).

Пакибытие –  на старослявянском «паки» - опять, снова,  и  «бытие», т.е. новое бытие,  новая жизнь,  возрождение.

Когда после шести лет уединения, поиска истины, медитаций, Сиддхартха Гаутама возродился, то сказал: «Когда я проснулся, мир изменился. Я чувствую удовлетворённость( святую радость) в окружающем мире. Моё сознание не обременено никакими мыслями. Я вышел из тьмы, ожил… Если я проснулся, то и все могут проснуться. И тогда начнётся новая глава  в истории человечества» к\ф «Будда»

Новое сознание формирует новое бытие, новую жизнь, человек возрождается, воскресает. Возрождение, обновление,  стало  реальностью  для большого количества людей, которые последовали за Буддой.

Спустя несколько веков,  в другом регионе, другой пробудившийся призывал:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»(Мат.11:28). 

«Авраам, как и Будда, возликовал ожидая познать, испытать,  обрести божественное сознание, или  Иисуса Христа, что одно и тоже»(Иоан.8:56).

Все религии, все  Писания,  говорят о пробуждении, воскресении,  просветлении  своих отцов-основателей,  ведь так называются люди с раскрытым Божественным сознанием.  Т.е. появляется  просветлённый,  собирается  его опыт как он получил просветление, пишутся тома, составляются правила, провозглашаются учения.  Да, по мере возможностей и способностей  религии  рассказывают об  опыте возрождения, например, даже Коран, самое замороченное учение, а тоже повествует о просветлении Мухаммеда, и  совершённом им мистическом путешествии на Бораке. Но одно дело рассказывать, а другое – пережить. Так вот, никакие религии не могут дать просветление   никому из своих даже самых  преданных  адептов. Потому что  просветление, пробуждение, воскресение   - это личный мистический опыт, который выходит за рамки любой религии, и человеческой логики.  Религия без этого опыта – сухарь, а божественному сознанию  религия  уже не нужна.  Поэтому, любая религия  регулирует жизнь безсознательных. Жизнь  же сознательных регулировать не нужно, потому что божественное сознании  дает человеку любовь,  знание, свободу, сострадание, милосердие, терпение,  единство…

  Об этом пытался рассказать иудеям Иисус Христос, будучи видимым образом  этого уникального  сознания.

Божественное сознание – это со знание_м,  совместное знание. Знание чего? Как печь пирожки, водить автомобиль?  Это ответ на вопрос - «кто Я?» -  «Я есмь». Кажется,  тавтология, но на самом деле нет. Если нас спросить – «кто мы?», мы назовём свои  ФИО, дату рождения, место проживании и пр., в зависимости от обстоятельств,  но это всё логические заключения,  об этом можно прочитать в любом паспорте. А что я «Я есмь» -  прочитать нигде нельзя, это знание, полученное  в результате    раскрытия  божественного сознания.
 
В  индуизме и буддизме  исток жизни, раскрытое сознание,  творческие силы, чистоту, духовность, красоту, счастье,  возрождение  символизирует цветок лотоса.  Почитаемые божества обычно сидели на лотосах, либо держали его  в руках, т.к. они совершенные существа, обладающие божественным сознанием. Но лотос  символизирует   также  развитие и совершенствование  человеческой души. Т.к. лотос  растет из тины(ис_тина?), ила, болотистого дна, куда погружён его корень, а  его стебель тянется через мутную толщу воды,  и, наконец, возносится над водой, чтобы зацвести на воздухе, в лучах солнечного света. Так и духовный  рост человека направлен из тьмы материализма к свету истины и понимания,  через  мутную толщу иллюзий,  чтобы достигнуть духовного просветления.

 Это можно выразить как три этапа: невежество, попытки его преодолеть, просветление.

Каждому человеку, будучи рождённому на дне невежества,  необходимо тянуться к Свету, Иисусу Христу,  пока  не произойдёт пробуждение от сна невежества:

«Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество» Сократ

Знание – Свет, и этот Свет назвали Иисусом Христом. Поэтому говоря, что человеку надо прийти, обратиться к Иисусу Христу, надо понимать, что он будет обращаться к Свету, к  Истине. Это можно сделать только через божественное сознание.

Хоть в  аравийских   пустынях и полупустынях  нет лотосов,  однако, в  авраамических  религиях  не лыком шиты.  Авраам, кочевавший по этим пустыням и полупустыням,  рад был обретать, познавать,   испытывать,  духовное просветление, которое тогда называлось «Исаак», а спустя века «Иисус Христос»(Иоан.8:56). Но, как его  не назови, хоть  пустым горшком, главное результат. А результат такой :

« …и  познал, и возрадовался»(Иоан.8:56).

 Но, т.к. в пустыне  не росли лотосы, да  к тому же, это уже другая эпоха, и другая история, соответственно, и символы другие. В авраамических религиях  процесс преодоления невежества, духовное совершенство,  раскрытие уникального божественного сознания ,  иллюстрируется  подъёмом на гору,  или рождением необыкновенных детей: Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса… Либо и тем, и другим.  Родился необыкновенный ребёнок, пьёт молочко, ест кашу,  значит божественное сознание  «зашевелилось», и, подобно лотосу, начало  двигаться к поверхности.  Но невежество просто так не  сдаётся.  Попытки фараона убить Моисея, а Ирода   Иисуса, это попытки материалистического сознания поглотить  росток божественного сознания, не выпустить его из «тины». И Каину это удалось, он не выпустить Авеля.  А пик,  раскрытие  сознания – это всесожжение на горе Мория, искушения Иисуса в пустыне, Голгофа. Жестко? Как сказал Пётр Дамаскин: «Отдай кровь и  прими Духа».

 Будда, познав  горе и счастье, правду и ложь,  учил, что есть середина. И середина  является источником жизни. Утверждения христианских богословов, о том, что Авраам пророчески  прозревал  крест Христов, не далеки от истины, потому что,  крест, представляя собой середину, является  источником  жизни.  Когда лотос выносит свой бутон на поверхность воды, он не отрывается от дна,  его корень продолжает питать и держать растение. В лучах восходящего солнца лотос зацветает.  Это баланс земли и неба, или середина.  Так и на  кресте – горизонтальная перекладина символизирует землю,  вертикаль – небо,  а их пересечение – середина, или нулевая точка, где рождается божественное сознание, и откуда берёт начало жизнь.  Чтобы родить Исаака, Аврааму и Сарре  долго пришлось достигать  этот баланс. А без баланса не получится. И это кощунство, сделать из животворящего креста орудие убийства Иисуса Христа. Но Божественное сознание не убьёшь. Оно само и есть воскресение,  вечная жизнь, древо жизни. То, с чем человек рождается в мир, и,  расширив,  насколько сможет,  уходит.

С другой стороны, Аврааму не нужно было прозревать крест Христов, потому что у него был тот же самый крест для своего возрождения. Кресты одинаковые по сути. Одна из целей, для которой Бог позвал Авраама на гору – всесожжение(Быт.22). Может показаться, что Авраам шёл на гору три дня, такова буквальная длина этого пути.  Но думаю, вся его жизнь, с момента выхода из Ура халдейского, была подъёмом на гору, движением к свету, истине, освобождению от иллюзий, путём  их  сжигания, потому что ещё одно определение сознания – это последовательная утрата иллюзий.

 В символизме гора – это высшая точка земли, её центр, и ось координат с нулевой точкой, место перехода с одного уровня  на другой. А другую ось, т.е. поперечину,  каждый  несёт сам.  На духовном  языке вершина горы – состояние полного сознания. Не случайно, паломничество к священным горам совмещается с влечением  к высшему, горнему.  По мере подъёма происходит освобождение от греховных страстей,  иллюзии сгорают, сознание проясняется. Слуги  Авраама и его  осёл, оказавшись тоже  иллюзией, остались под горой. Символически приближаясь к вершине,  достигая высшей точки, путник  встречается с трансцендентным миром, выходящим за пределы обычного земного понимания, и входит в контакт с Божеством. Гора – это место созерцания Бога, общения с Ним, получение  уникального опыта – «и ныне говорится: на горе Господней усмотрится» (Быт.22:14). А далее,   возвращение с этим опытом  на землю, наполнение  этим опытом жизни:

« Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему:  послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас»(Быт.23:5,6).

Князь, или владыка, царь, глава, начальник, что значит возвышенный, выдающийся, вознесённый. Сыны Хетовы в то время были более зрячи, и компетентны в духовных вопросах, чем иудеи, современники Иисуса Христа, потому что оказали почтение и уважение человеку, похожему на Бога. Будда тоже принимал уважение и почитание от своих современников. Но за что духовные люди прошлого почитались, Иисус Христос был распят. Неуважение к духовным людям приводит неуважающих к деградации.

Сознание в широком смысле - это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям, и связанная со способностью объяснить мысли, функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счёт рефлексии»  Википедия

Сложное определение,   попытаюсь упростить.

Сознание – это отражение действительности.

Отражение понимается, как свойство материальных систем,  в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. Например, по снегу прошёл на лыжах человек, остался след – лыжня. Это простейшая форма отражения действительности … снегом. По мере усложнения организации материи, усложняется форма отражения. Все отражают как могут: растения, животные…    А наивысшего отражения действительности может достигнуть человек, располагая высшей формой сознания :

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»(2Кор.3:18).

На что смотрю, то и отражаю, следовательно, в то и превращаюсь. На этом принципе основано и обретение богоподобия.

«Авраам рад был отражать Бога, и отразил, и возрадовался»(Иоан.8:56).

«Познайте истину, и истина сделает вас свободными» - учил Иисус. Иллюзия разделила истину на две противоположные идеи. Всесожжение помогло Аврааму, а крест призван помочь христианам,  избавиться от иллюзий,  объединить истину, и стать свободными. Но многие христиане решили, что избавляться от иллюзий, и воскресать  надо было  только Иисусу Христу, а мы присоединимся. Но без сознания,  куда денешься?

«Авраам  рад был достигнуть   время   своего освобождения, пробуждения, и достиг, и возрадовался»(Иоан.8:56).

Все религии учат о том, что надо  пробудить сознание, а пока  оно не пробудилось – исполняйте заповеди.  С пробуждением  Божественного сознания  учить уже не нужно: 

« И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное»(Иез.11:19).

Но кроме разговоров об этом, и  «горЫ»  предписаний, дело дальше не идёт.  Можно выполнять все предписания религии, но каждый решает сам, избавляться ему от иллюзий, или нет. И тем более, нельзя заставить Бога явиться к себе, потому что увидеть, осознать себя как «Я есмь», это всё равно, что встретиться с Богом.  К тому же,   Бог Сам решает, когда Он позовет  нас на гору.

Способ и время достижения божественного сознания не в компетенции человека, и не в его логике. Поэтому и обсуждение морального облика Бога, попросившего Авраама принести Исаака во всесожжение, и  морального облика Авраама, согласившегося исполнить эту  просьбу, думаю,  неуместно. Конечно, никто не запрещает  возмущаться, негодовать, доказывать, спорить,  но дело сделано, и это дело было мистическим  опытом Авраама.  И что же? Авраам  достиг высшей ступени совершенства для  человека.

Что же увидел Авраам и обрадовался?  Иисуса Христа, или божественное сознание, которое в христианстве получило такое  образное выражение. В индуизме  это сознание  называется Брахман, или Атман, в буддизме – Будда,  в исламе - Мирадж.

Сознание – это связь и  понимание сути всего и всех. Со знание_м… Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это – знание:

«теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»(1Кор.13:12),

«Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество» Сократ

Но для этого  божественное сознание должно однажды родиться. Один из главных символов христианства – мадонна с младенцем.  Ну и пусть себе мадонна рожает, на то она и мадонна… Но нет,  такой младенец-сознание должен родиться в каждой душе. А далее   расти,  развиваться, и раскрыться подобно  цветку лотоса. Авраам родил и вырастил подобного «младенца», и дождался его духовной реализации. Отчего же не возрадоваться?



Фото из интернета: Авраам и Исаак, икона.