Психология невероятного

Юрий Пахомов
В студенческие годы, по ходу моей жизни, на волне собственного любопытства и, наверное, не без влияния Николая Цзена, я наткнулся на два ярких и неправдоподобных психологических феномена, напрямую связанных с фундаментальными проблемами философии сознания.

Первый – придуманное мною году этак в 1976 упражнение-фокус. Человек – «Донор» кладет свою руку (от локтя до кисти) на руку другого человека-«Реципиента» параллельно ей. Если правую руку– то на правую, если левую – на левую. Между рукой Реципиента и рукой Донора прокладывается ткань – можно использовать шарф, пеленку, куртку и т.п. Затем оставшейся частью этого же куска ткани или чем-то другим рука Донора закрывается таким образом, что видимой остается только кисть. Как правило, основной герой нашего опыта – Реципиент. Ему дается маленькая подсказка: «Посмотри на эту кисть и почувствуй, увидь ее как свою!» В большинстве случаев ему удается получить такой эффект за 2-3 секунды. Затем следуют всякие парадоксальные вещи. Его просят пошевелить пальцем – он шевелит, а рука неподвижна. Или, наоборот, его пальцы начинают вдруг без спроса шевелиться. На лице Реципиента – полная растерянность и глубокое философское удивление. Лет через тридцать пять в найденных в Интернете переводных публикациях я натолкнулся на описание аналогичных опытов. Даже более продвинутых: там в ход шли не только части тела другого человека, но и все тело, находящееся на некотором удалении, и даже манекены. Для усиления эффекта использовались в том числе уколы иглой с одновременной демонстрацией укола в чужую руку или муляж руки. Как утверждают авторы, у испытуемых достигалась полная иллюзия переселения душ в другие тела.

Примерно в том же 1976 году, в зимней школе психфака МГУ, меня посетило озарение. Есть такие люди – дальтоники. У них с восприятием и различением цветов что-то не то. Теперь проведем мысленный эксперимент на эту тему. Если какой-то человек с самого рождения видит, скажем, красный цвет как зеленый, а зеленый как красный, то обнаружить эту аномалию практически невозможно. Ведь, осваивая наименования цветов, он, глядя на свой зеленый, будет слышать, а затем научится произносить слово «красный». И наоборот, глядя на наш красный, он научиться называть его «зеленым». А теперь задумаемся над тем, кто такие «мы», от которых отличается наш пациент? Да точно такие же пациенты! Потому что у нас нет возможности напрямую сравнить свой красный с чужим красным, а свой зеленый – с чужим зеленым: все сравнения только через слова! А слова, усвоенные еще в младенчестве, нам этого различия никогда не покажут. Оставалось, правда, - и я это понимал, - слабое звено в эксперименте, связанное с физикой цвета. С расположением красного и зеленого на спектральной шкале видимых цветов. Как я узнал много позже, починить это слабое звено – плевое дело. Несколько лет назад я наткнулся на обсуждение так называемой проблемы «квалиа» в американской философии сознания. Там, среди многочисленных мысленных экспериментов приводился и этот. Правда, в усовершенствованном и уже безупречном виде: предлагалось не просто поменять местами два цвета, а поменять полностью все видимые цвета. То есть, вместо «каждый, охотник, желает, знать….» получалось «сидит, фазан, где, знать, желает…». Ролики с этим сюжетом можно найти сегодня даже на Yutub. Вот при таком зеркальном обращении цветовой линейки уже и никакая физика не поможет отличить «нормальное» цветовосприятие от «ненормального». А значит, этого отличия просто не существует! Одинаково или по-разному мы видим цвета, чувствуем голод или боль, испытываем половое влечение или чувство вины – всего этого невозможно ни доказать ни опровергнуть.