(Продолжение)
В наше время прокладываются трубопроводы
и строятся автомобильные трассы. Они
повторяют маршруты рек, по которым в
старину двигались торговые струги…
НОВЫЙ ЗАМОК, И ЛЮДИ ДОБРЫЕ
Попытка Иоанна Васильевича Грозного вернуть земли – а он Полоччизну считал утраченной вследствие великокняжеской экспансии - натолкнулась на противодействие. Население не хотело всецело возвращаться в мономаховское прошлое, и не поддержало его устремления.
В отчаянии стрельцы творили разбой и насилие. Король жаловался на разрушения и грабежи, учиненные опричниками.
Возможно, в тот период была предрешена судьба «литовского города», так как на берегу озера отмечены столкновения. После отражения восточного нашествия власть предприняла меры по укреплению безопасности, предотвращению грабежей. Так, Баркулабовская летопись – а это историческое сочинение, составленное на беларусском церковном подворье, – зафиксировала очень важный, показательный, момент: в 1576 году «пан Баркулаб Иванович Корсак, староста дисенский и ротмистр кролевский, войт дисенский, рыцер и военник добрый, славный, замок Дисну, замок Вороничи, замок Леплю, замок Чашники — тые вси замки… c паном Романом Ходкевичом сами и з своим людом позакладали…»
Цепь замковых укреплений начиналась в Дисне, продолжалась в Вороничах на Ушаче, захватывала Лепель и Чашники. Она полукругом опоясывала Сушанский выступ, где царь Грозный обосновался в соответствии с достигнутым мирным соглашением и обустраивал часть Полоччизны, возводя среди Ушачских озер свой город, названный Кречетом. Лепель, в связи со сложившейся обстановкой, находился в приграничной зоне, и представители короля ставили там оборонный замок.
Далее летопись утверждает, что Корсак с Ходкевичем «те места поосажали людьми добрыми». Утверждение довольно примечательное, так как еще раз фокусирует внимание на коренных переменах, произошедших в крае. Сюда вселились «люди добрые». Кто они? Уже не те, что возвели «литовский город»?
В Писцовой книге, составленной чуть раньше, есть свидетельства, наоборот, исхода населения. Так, воссоздавая Полоччизну в прежних границах – до великокняжеского правления, - писцы в 1564 году натыкались на пустые деревни, откуда «люди все разошлись», а в иных местах, особенно западнее, «литовские люди бегали», то есть, покидали обжитые места. Судя по терминологии (речь о «литовских людях»), они не относились к исконным представителям населения, были пришлыми, перемещенными.
Напрашивается аналогия с той, что прозвучала в высказываниях русско-американского историка, профессора Йельского университета Георгия Вернадского (сына знаменитого русского мыслителя). Он писал: «Евреям были предоставлены обширные личные, религиозные и экономические права» в Великом княжестве Литовском. И далее отмечал, что политика литовских князей не всегда была благожелательной. Например, за полвека до вторжения Грозного они были изгнаны из Великого княжества, а собственность конфискована. «Истинный мотив жестокой меры не известен», - заключал историк.
Писцы Иоанна Васильевича наблюдали последствия той «жестокой меры»?
Позже евреям позволено было вернуться. А повторное массовое их переселение в Литву случилось сразу после образования унии – Речи Посполитой.
(Продолжение следует).
На снимке из интернета: каменный крест, найденный в бывших уделах Полоцкой земли.
09.04/18
P.S. Сейчас выявлены дополнительные архивные материалы, и можно несколько скорректировать выводы.
Баркулабовская летопись правильно зафиксировала факт строительства замка в Лепеле. Однако роль Баркулаба Ивановича несколько преувеличена. Король Август призвал его на помощь, учитывая местоположение. Лепельское староство граничило с Дисненским, где Корсаки обладали ведущей силой. Им не только принадлежали северные имения, но даже Дисненское староство подчинялось. Обращаясь к Корсаку, король призывал того провести "поровнанье" между подданными, ибо "разделу певного" они "не мают". А организация работ была возложена на Юрия Зеновьевича, который получал привилей на использование рабочей силы - Лепле вызволялось от поборов на 15 лет.
15.04/22