В Москву!

Люция Камаева
    Пассажиры в каждом рейсе писали мне благодарности в «Книгу жалоб и предложений». Видимо поэтому в качестве поощрения командир отряда проводников записала меня в рейс на 39-40-й поезд «Уфа-Москва». Я была счастлива. Ура! Я впервые еду в Москву! Белая кофточка у меня есть. Срочно нужно найти синюю юбку. В другие рейсы мы ездили в стройотрядовской форме: брюки, рубашка, куртка цвета хаки. А на 39-40-ом была обязательная форма – синий низ, белый верх.
    Я поехала к тете Альфинур. Она младшая сестра моей бабушки, живет в Уфе, работает в редакции детской республиканской газеты, пишет книжки для детей. Кстати, ее книги не залеживаются на полках книжных магазинов, их быстро раскупают. У меня есть почти все ее книги с автографами.
    - Альфинур апа, я еду в Москву. Меня включили в московскую бригаду проводников. Нужна синяя юбка.
    В студенческие годы, когда мне становилось тоскливо, скучала по дому или возникали проблемы, я шла к тете Альфинур. Ее муж и две дочери тоже были ко мне добры. У них я чувствовала себя как дома. Дядя работал водителем. Он развозил продукты в магазины. Дядя – фронтовик и на своем ЗИСе проехал до Берлина. Коренной уфимец, он хорошо знал Уфу и ее окрестности. Раньше в лесах, окружавших город и сохранившихся островками в районе Новостройки росло много лещины, и мы с ним ходили собирать орехи.
   Как-то раз я заехала к ним забрать оставленные вещи. На последнем автобусе намеревалась поехать домой к родителям. Альфинур апа предложила переночевать у них и выйти в дорогу утром. Но мне сильно хотелось домой. Дядя с тетей поехали со мной на автовокзал, они не отпустили меня одну поздним вечером. А у кассы толпится народ. Я расстроилась, что не смогу купить билет. Тут дядя достает из кармана пиджака какой-то листок бумаги и, подняв руку высоко вверх с этим с этим листком, решительно говорит:
    - Командировочный. Пропустите.
    Люди расступились. Он прошел к кассе и купил мне билет. Вот такой находчивый был. Находчивость не раз спасала его от гибели на фронте. Бойцам вовремя подвозил снаряды и боеприпасы, в грузовик не попала бомба, и он не подорвался на мине.
Их старшая дочь моя ровесница. Она работает в геологическом институте и учится на географическом факультете университета, летом ездит в экспедиции в Казахстан. А младшая – школьница.
    Тетя положила передо мной пару юбок синего цвета из своего гардероба. Я выбрала юбку тоном светлее. Однако в ее юбку поместились бы две таких как я. За вечер перекроила и сшила юбку по своему размеру  - готова ехать в Москву.
Меня поставили в паре с кадровой проводницей. Она была намного старше меня и очень полная. При невысоком росте ее фигура выглядела квадратной. Она меня хорошо встретила. Учила житейским премудростям, тонкостям и хитростям профессии проводника. Работу она распределила так: сама дежурила ночью, а я – днем. Она давала мне возможность выспаться. Но и днем помогала мне: я разносила чай, мыла посуду, а она делала уборку в вагоне.
    За работой время в пути проходит быстро. Проезжаем Рязань, скоро будет Москва. Готовимся к приезду, собираем постельное белье, возвращаем пассажирам билеты.
   Моя наставница интересуется:
  - Красную площадь поедете смотреть?
  - Конечно! – отвечаю.
   - Идите, вам, молодым, надо. А я уже насмотрелась. Куплю продукты и буду караулить вагон.
   В те годы в Москву ездили не только достопримечательности смотреть, но и отовариться продуктами. Обеспечение в столице было лучше в разы по сравнению с регионами Центральной России и Урало-Поволжья.
   Поезд прибывает на Казанский вокзал. Звучит песня о Москве. Так было в советское время, а если прибывал поезд из города-героя, звучал марш «Прощание славянки».
   Солнечный, летний день. К нашему поезду спешат встречающие с цветами в руках. На лицах улыбки. Обнимаются, целуются. Людей переполняет радость встречи. В воздухе витает ощущение праздника. Подхватив багаж или погрузив на тележки носильщиков, народ удаляется от поезда, поблагодарив проводников за поездку. Перрон пустеет.
   Сейчас песня о Москве не звучит.  Люди идут понурые, в темных одеждах. Лица хмурые, озабоченные. На вокзале грязно и мрачно...
   А мы с девчонкой с физмата торопимся на Красную площадь. И вот сердце Москвы. Ходим по брусчатке, глазея по сторонам. Разглядываем величественный Кремль, идем к памятнику Минину и Пожарскому, к собору Василия Блаженного, к ГУМу. Воочию видим башни Кремля, здания, соборы, которые с детства знакомы по фотографиям в журналах, экрану телевизора. К нам подходит фотограф, наметанным взглядом определив в нас приезжих, предлагает сделать на память фото на Красной площади. Объясняем, что мы проводники и через несколько часов уезжаем обратно, не успеем получить фотографии. А ему не хочется упускать клиентов. Он предлагает записать наш адрес и обещает выслать фотографии. Я соглашаюсь. Обещание он сдержал.
    С девчонкой с физмата пошли потом на набережную посмотреть Москва-реку. Поразила вода в реке свинцовой серостью. Однако мальчишки стояли, забросив удочки, и внимательно следили за поплавками.
    Далее идем старыми, узкими улочками вдоль побеленных в ослепительно-белый цвет церквушки и старинных двух-трехэтажных особняков. Зашли в продуктовый магазинчик в одноэтажном здании с толстыми стенами. Глаза разбежались от разнообразия ассортимента. Я купила свои любимые конфеты «Москвичка», «Каракум», Бабаевский шоколад, брынзу, баранки. А маме и тете Альфинур конфеты в красивых жестяных банках с рисунком под хохлому.
   Хотелось есть. Зашли в закусочную рядом с магазином, взяли винегрет с селедкой, и котлеты с макаронами. Наелись. Смотрим на часы - пора на вокзал. Времени остается в обрез. Побежали к метро. Сели. Едем. Поглядываем на часы. А время до отправления поезда неумолимо сокращается. Выскакиваем из метро, бежим к поездам дальнего следования. Ищем глазами табло узнать, на каком пути стоит наш поезд. Наконец увидели. Направляемся бегом к поезду, к своему вагону. Вижу: моя кадровая проводница стоит с красным флажком. Я заскакиваю в вагон, и она резким взмахом сверху вниз убирает красный флажок и держит желтый. Тут объявляют:
   - Скорый поезд «Москва – Уфа» отправляется со второго пути. Просим провожающих освободить вагоны. Счастливого пути.
Мы успели с девчонкой с физмата заскочить в поезд буквально за минуту до отправления.
Ни одного слова упрека не произнесла моя кадровичка. Спросила:
    - Посмотрели Красную площадь?
    - Посмотрели.
    Я восторженно стала рассказывать ей о своих впечатлениях. Она с легкой улыбкой снисходительно слушает меня. Ее ничем не удивишь. Она говорит, что наездилась и насмотрелась, скоро выйдет на пенсию.
Ради меня она стояла с красным флажком, чтобы в случае нашего опоздания задержать поезд. А поезд-то скорый, фирменный. Ей пришлось бы писать объяснительную из-за нашей беспечности.
   Разговариваем, пьем чай с московскими конфетами. Мне – двадцать лет, я в Москве накупила сладостей, а она – мясо, рыбу кормить семью…
   Вот и Чишмы, Дема. Скоро родная Уфа. Моя напарница позвала меня в купе проводников и  до копейки разделила чаевые пополам.
   Спасибо за уроки жизни, моя дорогая наставница, говорю я много лет спустя…

22.09.2017 г. г.Москва