Мотив сна в комедиях и трагедиях У. Шекспира

Сон, это чудо матери-природы,
Вкуснейшее из блюд в земном пиру.
Шекспир
Сон как художественный элемент произведения может присутствовать как композиционный прием, метафора, элемент сюжета, способ изображения внутреннего мира человека и т.д.
Рассмотрим, какие функции выполняет сон в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». "Сон в летнюю ночь" - одно из самых поэтических произведений Шекспира. "Когда я стараюсь определить, что такое поэзия, я вспоминаю Титанию и Оберона", - говорил американский поэт Эдгар По[М.Морозов «Шекспир»]. Пьеса очень похожа на сказку. Это сказка о  счастье, о любви, о красоте леса, в котором происходят чудесные и необыкновенные истории. В комедии несколько сюжетных линий, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку.
Мотив сна появляется уже в названии. Оно как бы говорит о том, что этой летней ночью важная роль отводится сну. Какие же роли он играет?
Сон  – это составляющая сюжета. Герои засыпают и попадают в другой мир, царство волшебства и фантазий. Здесь сбываются их мечты, здесь они разрушаются. Правит в этом царстве Оберон, который одновременно стоит над всем фантастическим и является частью этого. Он заставляет Гермию, Лизандра, Елену и Деметрия то засыпать, то просыпаться. Если сон является границей между миром реальным и миром сновидений, то Оберон – ее страж, ибо Шекспир ясно показывает, насколько хрупка эта черта между реальностью и фантазией.
Сон – фантазия. Как уже было сказано сон – это центральная тема комедии. Тайные желания персонажей становятся явными. Герои теряются в пространстве, у них спутывается представление о том, что есть сон, а что реальность.  Таким способом Шекспир показывает, что все желания осуществимы. Комедия наполнена непривычными для Шекспира сказочно-фантастическими элементами, но, даже, работая над столь необычным для себя произведением, он опирается на реальность. Мир природы поэтически одухотворен Шекспиром. В лесу среди цветов живут феи и эльфы. Оберон – царь эльфов, сверхъестественное существо, которое в средневековом западноевропейском эпосе помогало посредством волшебства в добывании невесты. Пак - в английском фольклоре  – это шутник эльф.  Таким образом, мы видим, что автор при написании комедии опирается на мифологию, использует сказочные и фантастические элементы, которые заставляют нас, читателей, воспринимать всю пьесу как сновидение.
Сон – превращение. Еще в начале произведения, когда Оберон захотел, чтобы его жена влюбилась в какое-нибудь животное, Пак превращает ремесленника Основу в получеловека-полуосла. Такой поворот сюжета дает возможность автору создать различные фарсовые ситуации. Например, Титания влюбляется в Основу с ослиной головой. Это превращение позволяет взглянуть на героев с другой стороны. Так, вместо спорящей с мужем, Титании мы видим Титанию влюбленную. А вместо, стремящегося показать себя Основы перед нами предстает Основа, с некоторой стороны эгоистичный. Таким образом Шекспир  показывает внутреннее «я» героев, которое раскрывается лишь во сне. Проснувшись, все возвращается на свои места.
Титания
Мой Оберон! О, что за небылица!
Мне снился сон, что я люблю осла. [действие 4, явление 1]

Основа
Ну и чудной же мне сон приснился! Такой сон мне приснился, что не хватит ума человеческого объяснить его! Ослом будет тот, кто станет рассказывать этот сон. Мне снилось, что я был…что у меня была…Круглым дураком будет тот, кто вздумает сказать, что у меня было. Глаз человеческий не слыхал, ухо человеческое не видало, рука человеческая не осилила, сердце бы лопнуло, если бы рассказать, какой мне сон снился…[акт IV, сцена 1]
Сон – как предсказание. Мы уже говорили, что сон у Шекспира, как и фантазия вообще, не бывает оторван от реальности. Так автор с помощью сновидений посылает предупредительные сигналы и показывает тем самым, что есть связь между двумя этими мирами. Например, сон Гермии:
Лизандр мой, помоги! Скорей приди,
Ползучую змею сорви с груди!..
О страшный сон!.. Дрожу от страха я.
Мне снилось, что ужасная змея
Мне грызла сердце. Было тяжко, душно,
А ты смотрел с улыбкой равнодушно.[акт II, сцена 2]
И, действительно, после того как Пак капнул соком цветка на глаза ее возлюбленного, тот не мог не смотреть на нее с отвращением. Так Шекспир говорит, что не стоит недооценивать сны, к ним надо прислушиваться.
Таким образом, с помощью различных функций, которые выполняет сон в комедии, автор создает иллюзию сновидения, в которое погружен читатель. Сон в комедии – это сказка, обретающая счастливый конец.
Совсем другой характер имеет мотив сна в трагедиях.
Например, трагедия «Макбет» - самая мрачная трагедия Шекспира. Само по себе произведение напоминает ночной кошмар: шабаш ведьм, война, убийства…
Сон в художественном произведении – психологическое изменение внутреннего мира человека. Так, сначала Макбет произносит: «Сон, смерть дневных тревог, купель трудов, Бальзам больной души, на пире жизни Второе и сытнейшее из блюд…»[акт II, сцена 2], а позже, когда ночные кошмары лишили его возможности укрыться в мире сладких грез от «дневных тревог», он говорит:
…..Нет, скорее связь
Вещей порвется, рухнут оба мира.
Чем есть я буду с трепетом свой хлеб
И ночью спать, дрожа от грез ужасных.
Нет, лучше быть в гробу, как тот, кто стал
Покойником, чтоб мы покой вкусили,
Чем безысходно корчиться на дыбе
Душевных мук…[Акт III, сцена 2]
Таким образом Макбет испытывает расстройство сна, вызванное проснувшейся внутренней тревогой.  После убийства сон для него - это страх, более того, это постоянный страх за свою власть и свою жизнь. Он и приводит к тому, что  Макбет теряет покой. Из-за страха, что приближенные узнают, каким способом он достиг трона, он вынужден совершать убийства вновь и вновь. Мы видим, что он страдает, как наяву, так и во сне.
По-другому проявляются страдания Леди Макбет. В то время как ее муж, король, мучается от ночных кошмаров, она сама нам кажется абсолютно спокойной и хладнокровной. Однако, находясь в одиночестве, Леди Макбет говорит:
Победе грош цена,
Коль не дает нам радости она.
Милей судьбой с убитым поменяться,
Чем страхами, убив его, терзаться. [акт III, сцена 2]
И мы понимаем, что, несмотря на то, что она пытается казаться равнодушной, страдания не обошли и ее стороной. Тут уже можно сказать, что сон выполняет функцию наказания. С виду сильная, мужественная женщина постепенно сходит с ума.  Уже не в первый раз придворная дама замечает, что Леди Макбет ходит во сне, при этом произнося не связные речи, ранее адресованные мужу: «Вымой руки, надень халат и не будь так бледен. Повторяю; Банко похоронен, ему не встать из могилы», «Ложись, ложись, в ворота стучат. Идем, идем, идем. Дай руку. Что свершено, то свершено. Ложись, ложись, ложись». К тому же при этом сомнамбулизме она то и дело моет руки, и не может смыть с них кровь, ведь эту кровь и не смыть:
Леди Макбет
Эта маленькая ручка все еще пахнет кровью. Всем благовониям Аравии не отбить этого запаха. [Акт V, сцена 1]
 Леди Макбет страдает бессознательно. Зная теперь, что творится на душе у королевы, придворная дама замечает, что «не согласилась бы таить в груди такое сердце, если бы даже за это <ее> тело облекли королевской мантией». Через такого рода помешательство Шекспир показывает, что всякий преступник должен быть наказан.
Таким образом, у Шекспира сон – это не просто состояние, в котором мы находимся ночью, сон – это отражение внутреннего «я» героев, их переживаний, желаний, страхов. Он использует прием сна во многих своих произведениях («Буря», «Ричард III», «Ромео и Джульетта» и т.д.), в каждом из которых сновидение выполняет свою функцию, причем в комедиях и трагедиях они имеют совершенно противоположные оттенки. Автор уделяет внимание и состоянию человека во время сна, что делает его  непревзойденным психологом души. Мы можем смело назвать сон одним из основных литературных приемов в творчестве У.Шекспира.


Рецензии