Триллер. Суворова словА - для нас! Глава 29

Сергей Владимирович Евдокимов
Философский Детектив
по мотивам моей Поэмы
«Суворова слова - потомкам»

Глава 29

Генералиссимус Суворов сказал живописцу Шмидту такие слова:

«Я не любитель Демосфеновой болтовни, не люблю ни академиков, кои только вносят путаницу в здравые суждения, ни сената Ганнибалова.
Я не люблю соперничества, демонстраций, контр-маршей.
Вместо этих ребячеств – глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители».

Выслушав эти слова Суворова я подумал,
это – тема не одной диссертации...

- Правильно подумал, Командир!
- Ты знаешь, Оригинал, я уже начинаю привыкать, что ты постоянно копаешься в моей голове и слушаешь мои мысли!
Не надоело?
- Извини, Командир, но и мной руководят неведомые мне силы...
- А у меня возникают подозрения, может, ты сам ко мне навязался, чтобы постоянно сидеть в моей голове?
- Успокойся, Командир, Конь пешего не обидит!
- Смирно!
- Есть, Командир!
- Вот так! А то, совсем распустился! И оставь свой бело-лошадный солдафонский юмор, чтоб я больше этого не слышал!
- Слушаюсь, Командир!
- Так-то лучше... Так что ты думаешь о словах Суворова?
- Думаю, что Владимир Семёнович их позаимствовал...
- Это какой Владимир Семёнович? Не Высоцкий ли?
- Так точно!
- И что именно?
- А ты, Командир, прислушайся к словам Суворова: «Я не люблю
соперничества, демонстраций, контр-маршей...» Тебе это ничего не напоминает?
- Нет...
- А мне напоминает Лирического Героя Высоцкого: «Я не люблю...»
Чувствуешь  сходство по духу построения фразы у Суворова в конце восемнадцатого века и у Высоцкого во второй половине двадцатого века?
- Уж не намекаешь ли ты на плагиат?
- Ни коим образом!
Владимир Семёнович мог вообще не знать этих слов Александра Васильевича, а вот его Лирический Герой в его песне встал в рост по духу с самим Суворовым!
- Оригинал, а ты сам-то себе не напоминаешь этих «академиков», которых не любил Суворов?
- Это за их болтливость?
- Так точно, Оригинал! За их болтливость!
- Это не так, Командир! Я не болтаю, я рассуждаю, да попутно сообщаю тебе неведомые ранее для тебя сведения!
- Это, какие сведения мне ранее были неведомы? Хоть один пример приведи!
- Есть, Командир! Вспомни хотя бы, что я тебе говорил об Александре Невском?
- И что?
- А военно-политический союз «ОРДУСЬ»?
- Да об этом я сам читал у одного Историка...
- А о рыцаре Биргере, перед котором дрожала вся Европа?
- Не нашёл я о нём ничего! Да и шведский десант был в 1240-м году...
- Именно в этом году, Командир, Биргер высадил Шведский десант на берегу Невы, в том месте, где впадает в неё река Ижора.
Биргер приказал разбить палатки на берегу; шведские рыцари-наёмники до того обнаглели, что даже не выставили часовых.
Ещё бы! С ними был сам Биргер, а его именем матери во всей Европе пугали своих детей, когда те не слушались! Биргер ждал, что Новгородцы принесут ему с поклоном Ключи от Новгорода...
Ведь так делала вся Европа!
А тем временем в Новгороде, молодой Суздальский князь Александр Ярославович не мог убедить купцов и богатейших и знатных граждан Великого города, что надо выставить против Биргера войско...
Купцы кричали, что не дадут ни гроша на это безнадёжное дело, что они соберут всё золото и серебро что у них есть и, с ключами от Новгорода, придут на поклон к Биргеру!
Мол, так делает вся Европа!
Тогда князь Александр Ярославович принял самостоятельное решение – дать бой Биргеру на реке Неве, пока его псы-рыцари отдыхают в своих палатках!
Князь Александр отправился к Биргеру со своей малочисленной Суздальской дружиной и Новгородскими добровольцами из малоимущих семей...
- А ты-то откуда это всё знаешь? Небось, академики, которых так не любил Суворов, наплели тебе это в какой-нибудь диссертации?
- Нет, Командир! Это всё я видел и слышал сам лично!
- Ну, ты и заврался...
- А ты, Командир, мою родословную знаешь?
- Да какая там у тебя, деревяшки, родословная?
- А ты меня, где подобрал, Командир?
- На помойке, где Бомжи роются...
Выносил мусор, а когда выкидывал мешок с мусором в бак, смотрю, а на верху ты лежишь с отпиленным деревянным ухом...
Так какая же у тебя родословная? Может такая, как у этих Бомжей, что крутились возле тебя?
- Бомжи, Командир, порождены людской Перестройкой, да и что ты о них-то знаешь? Но речь не о них, а о моей родословной!
- Ты, наверно, был до того, как тебя выкинули в бак с мусором у какого-нибудь Бомжа играющего в шахматы?
- Нет, Командир! За много веков своей жизни я много где побывал, был я и у Александра Ярославича в подсумке седла, там он хранил свой любимый набор Шахмат и не расставался с ним даже в походах...
- А как же тогда ты, Белый шахматный Конь оказался на нашей помойке?
- Очень долго рассказывать, скажу коротко, когда меня под Новгородом откопали археологи и хотели поместить в музей, началась Перестройка: кто из археологов просто умер с голоду из-за постоянной невыплаты зарплаты, кто ушёл в бандиты, кто в бизнес, кто во власть, а меня – выбросили на помойку, где ты, Командир, меня и подобрал...
- Не верю я ни одному твоему слову!
- Твоё право, Командир!
- Конечно моё, Оригинал! Вот я тебя сейчас во лжи и уличу! Ведь ты настолько любишь стихи, что запоминаешь даже некоторые Сонеты, и даже кое-что сочиняешь сам, верно?
- Так точно, Командир!
- А если так, и если ты действительно видел князя Александра, даже принял участие, когда лежал в подсумке княжеского седла, в сражении с Биргером, то это должно было остаться яркой страницей твоих воспоминаний, так?
- Так точно, Командир!
- А если так, то ты, как Графоман, то есть Конь пишущий, не мог не оставить хотя бы несколько поэтических строк об этом событии...
- Всё верно, Командир!
- И что, ты можешь их так запросто мне сейчас прочесть?
- Так точно!
- Думаю, что ты заврался! А если нет, то читай, я слушаю!
- Слушай, Командир, я читаю:

«Давно,
В году
Двухсот сороковом
Второго тысячелетья
Здесь
На Неве,
Где нынче Петербург стоит,
Точнее,
Где река ИжОра
В Неву впадает,
Расположился БИргер
С войском.

Пред ним склонилась вся Европа,
Поэтому он ждал,
Когда князь Александр молодой
К нему пришлёт ключи
Чтоб Новгород открыть,
В подарок,
И на колени упадёт,
И ноги будет целовать
Ему,
И умолять
О милости
Его!

Так делали
Во всей Европе просвещённой.
И БИргер к этому привык
И Александра ждал,
Дождался,
Но просчитался он жестоко...»

- Ну, допустим ты, Оригинал, немного выкрутился...
Перейдём к словам Суворова!
- Есть, Командир! Приказывай, что с ними делать?
- Чётко и коротко, без всяких украшательств перескажи мне их своими бело-лошадными словами!
- Слушаюсь, Командир!
Для этого я, с одной стороны, разобью слова Суворова на три части, а с другой – обращусь к авторитетам, ведь вы, люди, тогда скажете, что это всё я рассказал своими словами...
- Но-но!
- Виноват, Командир! Постараюсь больше не отвлекаться!
Итак, часть первая.
Слова Суворова «Я не любитель Демосфеновой болтовни, не люблю ни академиков, кои только вносят путаницу в здравые суждения, ни сената Ганнибалова».
В качестве авторитета, приведу тебе, Командир, поэта, которому много памятников установили!
Владимир Владимирович Маяковский, возможно, сам того не ведая, косвенно так сказал об этих словах Суворова в опубликованном в 1922-м году стихотворении  «Прозаседавшиеся» - о болтовне и непрерывных заседаниях Большевиков, пришедших к Власти.
Добавлю к этому стихотворению ещё пару авторитетов.
- К этому самому стихотворению?
- Так точно!
- У него что, ещё соавторы были?
- Никак нет, Командир! Не соавторы, а реализаторы, борцы за справедливость!
- И им тоже памятники поставили?
- Так точно!
- И кто же это?
- Слушай, Командир, и не перебивай, время нас поджимает!
- Действительно, у нас ещё и конь не валялся, а всё болтаем! Давай, валяй! Кто же эти авторитеты, да такие, что им ещё и памятники ставили?
- Это - Ленин и Дзержинский; Владимир Ильич, когда прочитал это стихотворение в газете «Правда», сказал, что автор – молодец!
Что он, Ленин, не берётся судить о поэзии, поскольку в ней не разбирается, а вот с политической точки зрения эти стихи отражают самую суть, поэтому с этим бюрократическим беспределом сегодня же немедленно поборется и даст указание Феликсу Эдмундовичу: волокитчиков и чинуш немедленно и без всякой проволОчки - посадить в тюрьму, как не оправдавших доверие народа!
- Хорошо, что сейчас нет Дзержинского, а то нынешним прозаседавшимся пришлось бы несладко...
- Ты отвлекаешься, Командир, а время идёт!
- Виноват! Тьфу, ты... Оригинал, ты ничего не перепутал? Это ведь я – Командир!
- Виноват, Командир!
- То-то же! Валяй дальше!
- Итак, часть вторая.
В этой части слова Суворова таковы: «Я не люблю соперничества, демонстраций, контр-маршей», то есть, Александр Васильевич был противником ненужных конкурсов, соревнований, показухи и бряцания оружием, в соответствии с Русской пословицей: «Если достал меч, то не убирай его в ножны раньше, чем отсечёшь голову!»
А авторитет тебе, Командир, на эти слова -  Великий поэт Владимир Семёнович Высоцкий со своей песней: «Я не люблю...»
- А третья часть?
- А третья часть – это то, что осталось от слов Суворова: «Вместо этих ребячеств – глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители»!
То есть Суворов, как творческий Человек, а не заскорузлый профессионал, не мог терпеть над собой ничьё руководство!
Были случаи, когда Александр Васильевич напрочь отказывался командовать армией, если ему при этом следовало слушать чьи-либо указания или чьи-либо профессиональные Инструкции, даже от самого Царя!
А в качестве авторитета, опять поставлю Высоцкого!
Владимира Семёновича, при его жизни, не то чтобы не признавали Поэтом, а даже знаменитые Советские поэты не хотели считать и младшим братом, а в СМИ Высоцкого просто травили, как волка.
Так, главная Советская газета «Правда» опубликовала на огромной полосе большущую статью «О чём поёт Владимир Высоцкий?».
Партийные функционеры, которые в будущем, во время Перестройки добьются того, чего не смог добиться Гитлер – развала СССР, которые будут цинично перед публикой сжигать свои партийные билеты членов КПСС, в этой статье на Высоцкого обрушили всю свою мощь тогдашней пропаганды!
В этой статье разбирались три текста из песен Высоцкого, как они говорили - артиста, претендующего на звание «Поэт», а на самом деле – шарлатана, не имеющего даже высшего литературного образования!
Одна из разбираемых песен называлась «У вина достоинства, говорят, целебные»...
Журналистам, состряпавшим такую статью, наверно, много заплатили, чтобы гениальные строки Высоцкого, слово за словом в этой статье вымарывать пошлой и циничной грязью!
Статья оканчивалась примерно такими словами, что больше мы, мол, никогда не будем возвращаться к этой теме, тем более, что эти дешёвые песенки и так очень быстро забудут, и никто и никогда ни о них, ни о бездарном авторе этих песенок и не вспомнит!
- Но это же - ложь! Зайди в любой книжный магазин и увидишь книги с текстами песен Высоцкого! Да как они смели такое написать?
- Это сейчас, а при жизни Высоцкого не печатали...
- Тем более, что же тогда они на него так окрысились?
- Об этом, Командир, у них спроси! А здесь речь о другом!
- Действительно! Какое это имеет отношение к словам Суворова: «Вместо этих ребячеств – глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители»?
- А речь о руководителях! Ведь профессионал, не может без руководителя и Инструкций, а творческому Человеку, каким был Суворов, в его творчестве любые руководители и Инструкции – помеха!
Ведь для любого творческого Человека, слово «Профессионал», сродни оскорблению!
Например, один очень известный Великий актёр реально оскорбился, когда его назвали профессионалом; он с возмущением говорил, что профессионал – это ремесленник, что как только язык повернулся назвать его, Великого актёра ремесленником, ведь Актёр – это не ремесло и даже не призвание, это – диагноз, поставленный ещё при рождении будущего Актёра – Небом!
- Ты не о Высоцком так говоришь?
- Нет, Командир! Высоцкого я привожу в качестве авторитета этим словам Суворова, привожу лично для тебя!
- Так приводи!
- Тогда постарайся, Командир, меня не перебивать, тогда и быстро всё расскажу!
- Слушаю!
- Когда Высоцкий был за границей с театром, где работал актёром, то его один из журналистов спросил в интервью для местного ТВ: «Что для Вас важнее, профессиональная работа в театре, профессиональная съёмка в кинофильмах или любительское сочинение и дилетантское исполнение ваших песенок? И почему?»
Владимир Семёнович не задумываясь ответил, что если на одну чашу весов положить все его роли в театре и в кино, где он был настолько популярен, что шли смотреть не сам фильм, а именно его, Высоцкого; а на другую чашу весов положить его песни, то последняя - перевесит!
Перевесит потому, что и в театре и в кино над ним всегда есть руководители, а когда он сочиняет и поёт свои песни, то только его Совесть, Сердце и Чувство – его руководители!
- Действительно, похоже на слова Суворова!
Но мы забыли про время! Который сейчас час?
- Эх, Командир! Даже в такой малости ты лицемеришь!
- Ты что это говоришь?
- Это не я говорю, а ты говоришь: «Который сейчас час?»
- А что, неверно?
- Конечно!
- Да так меня со школы учили говорить, не спрашивать же: «Сколько сейчас времени?»
- Именно так и надо спрашивать!
Ведь вы, люди, до сих пор не знаете, что такое время, ваши академики строят по этому поводу домыслы-гипотезы, вы только и научились, что механически определять время!
- Вот именно! Поэтому и не надо говорить «сколько»! Сколько чего?
- Да, Командир, ты совсем не знаешь историю техники!
Сначала были придуманы Солнечные часы – простЫ и удобны, да вот только Солнце не всегда светит!
Тогда придумали Песочные часы – более сложные в изготовлении, но работающие и без Солнца, да вот только они показывали  прошедшее время по конкретно высыпанному песку, то есть, если мы хотим ими пользоваться не для замера чего-то, а постоянно узнавать о часах и минутах, то сколько минут, столько надо иметь специальных «колб» с песком или слуг, которые должны переворачивать эти «колбы»!
К тому же при каждом переворачивании, накапливается погрешность измерения времени...
Поэтому изобрели водяные часы, не очень точные, но более компактные и простые в обслуживании – раз в сутки следовало менять кюветы с водой. Принцип работы – простой и надёжный: вода по каплям утекает через отверстие в дне кюветы с водой понижая уровень воды с плавающей пробкой, которая опускаясь вниз по кювете, по мере понижения уровня воды, меняет положение механизма перемещающего часовые и минутные стрелки на циферблате.
Такими часами люди пользовались несколько столетий, а так как прошедшее время здесь отождествлялось с количеством текущей по каплям воды через отверстие в дне кюветы, то люди, встретившись друг с другом после длительного перерыва, говорили: «Сколько воды утекло!»
И естественно, отдавая дань многовековому опыту Человечества в использовании водяных часов, пока не изобрели механические, в память о наших Предках следует говорить не бессмысленную и искусственно придуманную нелюбимыми Суворовым академиками фразу: «Который час?», а фразу: «Сколько времени», которая, по словам Суворова, «не вносят путаницу в здравые суждения»!
- Всё, хватит болтать, а то ты уже уподобился Суворовским академикам!
- Слушаю, Командир!
- Слушай и запоминай: сейчас, после того как соберёшься, то со своего белого поля «b7» доскачешь до чёрного поля «а5», а оттуда помчишься на белое поле «с6» и там дождёшься моего прихода! Понятно?
- Так точно!
- Выполняй!
- Есть!

Белый Конь развернулся и строевым шагом,
поднимая высого копыта,
с первой на третью и
со второй на четвёртую ногу
чётко дошёл до белого поля «b7».
Остановившись,
Конь постучал каждым копытом, проверяя,
не отваливаются ли гвозди от подков,
подтянул сбрую, закусил удила и отправился
к далёкому чёрному полю «а5», затянув свою
залихватскую бело-лошадную песню:

«Еда ослом цигейковым дымилась.
Артист оттопал буйный трясоплЯс.
Циркачка одой этакой двоилась.
Жал озверевший хлипкий тарантас.

Жасмин пылает хилым самоваром.
Фазан воздушно дЫбится сурком.
Бочонок воет амбразУрным шАром.
Былой чудак алеет двойником.

ЦецЕ трещит, бравируя осОкой.
Арена треснула, батут пустой.
Ангар свинцовый цокает высОко.
Этолог светит фишкою простой.

Едва толкнувший, достаётся палкой.
Фонарь шуршит живИнками вина.
Хозяин шикает железной чалкой.
Халат доводит функцию окна.

Добыли дело ёжиковых чушек.
Цеплял петлёй анисовый чулок.
Баклан шакалил армадОнских вьюшек.
Цветок слюнявил ёршивый вьюнок.

Желудок сузил худощавый плотник.
Жестянщик треснул хлипким ободкОм.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.

Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чушью филья трескотня.
Ель парадигмы цАнгою чудила.
Дрожала шерстью белая семья.

АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри.
Дрожал вдали фальшивейший сигнал.
Хорьки вовсю желудками шуршали.
Хмырь черепаху жёлтую догнал!»

Белый Конь, в ожидании меня,
с наслаждением дышал воздухом
белого поля «а5»,
когда же я подошёл,
Конь взглянул на меня озорными глазами и,
не дожидаясь моей команды,
стал докладывать о походе:

- Чёрное поле «а5» не просто чёрное, а ужасно чёрное для Белых!
Даже появление на этом чёрном поле «а5» Чёрного Коня может окончиться для Белых -  лишением преимущества двух слонов, когда Белый Ферзь, по своей глупости, захочет усилить давление Белым белопольным Слоном, расположенным на белом поле «с4», на слабое белое поле «f7» королевского фланга Чёрных путём своего выдвижения на белое поле «b3»!
Но наиболее опасны для Белых с чёрного поля «а5» Шахи Белому Королю Чёрным Ферзём!
Так, если Белый чернопольный Слон задумает без должной подготовки связать Чёрного Коня стоящего на чёрном поле «f6» с чёрного поля «g5», то на этом же поле Белый Слон и погибнет от руки Чёрного Ферзя после Шаха Белому Королю с чёрного поля «а5»!
Если на это чёрное поле «а5» встанет...
- Достаточно! Что там у тебя о белом поле «с6»? Только коротко!
- Слушаюсь, Командир!
Белое поле «с6», хоть и расположено в стане Чёрных, но даже мне оно нравится!
Представляю, как это поле нравится Чёрному Коню, ведь с этого белого поля Чёрный Конь легко обозревает два центральных чёрных поля: «d4» и «е5», оказывая на них сильное давление!
Именно поэтому очень часто, особенно в Испанской партии Белые вяжут Чёрного Коня своим Белым белопольным Слоном...
- Стоп! Достаточно! Я и так всё понял, нравится тебе это поле!
- Но я хотел сказать, что Белые, взяв Чёрного Коня...
- Остановись! Твой доклад не о дебютах, а о Шахматных полях! Повторяю: на сегодня – достаточно! Отдыхай!
- Слушаюсь, Командир! Но, ты, как всегда, забыл мне кое-что сказать! Что означает в песне фраза - «АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри»?
- А ты, как всегда, со своим бело-лошадным деревянным мышлением неспособен сам понять, что фраза «АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри» обозначает два Шахматных поля: чёрное поле «а5» и бело поле «с6»!

Для Белого Коня моё сообщение было,
как говорил Суворов, снег на голову!
Конь замер в том положении, в каком находился...
Я отвернулся от него и,
с большим аппетитом стал вспоминать
ещё никем не снятый фильм
о Суздальском князе
Александре Ярославовиче,
о его подвиге на реке Неве:

«На Русь нашу всем своим войском
БИргер пришёл, как домой.
Он был полководцем геройским,
Знамя Побед нёс с собой.

Нева, где впадает ИжОра,
Где наша Белая ночь,
Стала БИргеру днём позора,
Здесь шведа выгнали прочь!

Весь день продолжалась здесь сЕча
И озверевшая страсть.
Так дрались, друг друга калЕча,
Что негде было упасть.

Нева стала выше от крови,
Раненый швед уползал,
КалЕки орали от боли,
А КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР сказал:

"С мечом приходить к нам
Не надо!
Помните это всегда!"
За эту Победу,
В награду,
Князя "НЕВСКИМ"
Назвали
Тогда»...

А за кадрами фильма звучали
ещё никем не озвученные слова диктора:

«Шведский флот в 1240 году вошёл в устье Невы и высадил десант в том месте, где в Неву впадает ИжОра.
Суздальский князь Александр Ярославович, а ему было тогда всего 21 год, со своей дружиной и новгородскими добровольцами атаковал шведов и разбил их.
Битва продолжалась целый день и вода в Неве от крови поднялась на два метра, так говорят летописцы.
За этот подвиг князя назвали «Невским».

В 1242 году Тевтонские рыцари захватили русские города: Псков, Ям и Копорье, угрожая Новгороду.

Каждый Тевтонский рыцарь стоил целого отряда воинов.
Во-первых, рыцари и их кони были надёжно защищены прочными доспехами.
Во-вторых, они были блестяще подготовленными воинами.
В-третьих, если рыцарь самовольно покидал поле боя, то он лишался всего своего имущества и с позором, со всеми своими родными и близкими, изгонялся из города и объявлялся "изгоем", которого никто не имел права приютить или накормить.
Более того, РИМСКИЙ ПАПА, отправляя крестоносцев на Русь, требовал от них, чтобы они не просто убивали русских людей, а убивали их так, чтобы страх овладел русскими на тысячу лет!
И рыцари жарили грудных русских младенцев на кострах и ели их на глазах матерей и т.п.

Князь Александр Невский освободил Псков и разбил немцев на льду Чудского озера 5 апреля (сейчас - 18 апреля) 1242 года.

На Руси всех иностранцев называли «немцами», так как они говорили непонятно, подобно немым.
Лейтмотив всей немецкой политики с 1202 года был всегда один - "Drang nach Osten".

Александр Невский был первым, кто смог остановить немцев!

Пётр Великий, не знал точно, где Александр Невский разбил на Неве шведов, поэтому при строительстве Санкт-Петербурга, им было указано для строительства Монастыря не совсем то место, где располагался шведский десант – на этом месте сейчас располагается Александро-Невская Лавра с мощами Александра Невского, а на площади, перед Лаврой – памятник Александру Невскому»

Сквозь ВРЕМЕНИ шумЫ,
сквозь зависть и интриги,
слова Суворова доносятся до нас
на частоте биенья сердца полководца,
где в каждом стуке дробью барабана боевого
звучит мелодия одна:
забыв свои обиды,
любить Россию,
всю жизнь России посвятить
и укреплять Величие России!

Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам,
пусть вырванные из контекста,
в главе 29-й
звучат конкретные слова Суворова потомкам:
«Я не любитель Демосфеновой болтовни, не люблю ни академиков, кои только вносят путаницу в здравые суждения, ни сената Ганнибалова.
Я не люблю соперничества, демонстраций, контр-маршей.
Вместо этих ребячеств – глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители»


Продолжение следует


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118040910631