Ришикеш

Аркадий Клёнов
// День следующий, утро. // Ришикеш. //

Они реально улыбаются!
Вот кто ещё из людей так будет?



// Утро ещё дня. Ришикеш. Вольная тема. //

Натырили манго – с куста – кажется, ничейные. Кислые жутко, но ароматные, и интересен сам процесс.
Утром во дворе видел голубя какого-то пёстрого, какую-то мелкую птицу с чёрным хохлом и попугая – зелёного с чем-то красным.
Птицы утром сильно кричат. Резко, но красиво. Ночью – вроде цикады.
Светает рано – нормально просыпаться часов в шесть. Пока прохладно – размяться.
Темнеет совсем рано – часов в 10 уже ночь, часов в 11 – конкретно вырубает.
У нас такое нам не светит, а микроволновка… ну, этот вопрос проработаем.
[Панир* – всему голова и ещё кой-что.]
Вот. Ночью света опять не было. Выгнало спать на крышу. И это очень.
//

Нет, сироп брахми слишком сладкий, невозможно уже пить. Резкие вкусы. Много сладкого – сироп, чйаванпраш, сладости, фрукты; кислое – лимоны, масамби** (или как их там), анар***, кисло-сладкие манго, горячая еда острая, снадобья горькие (глотать – не очень приятно). Солёного немного, ну и хорошо.
//

Выгнало спать на крышу.
У, первый раз здесь выспался нормально, со свежим воздухом.
//

Ой, свет дали.
//

Комары здесь погуманнее. Меньше, наверное. Не видел, но жужжали потише наших. Всё равно пришлось много чесаться. Наверное, от дневного солнца. И вообще, пора мыло купить, и, может, мыльницу.
Вчера побрил голову у цирюльника на берегу Ганги. Лезвие сменное, но станок в духе Ван Гога. Страшно и приятно. Сделал массаж головы всей, и даже рук. Такие движения, что, кажется, не особо должно быть – кулаком бил и подобное. Но так силу рассчитал мастерски. Очень приятно. Надушил всякими маслами.
Потом видел, рядом продаются книги – обложки рядом – «Гарри Поттер» и «Ахам брахмасми».
Потом омылся в Ганге, посидел с ней с именем Зелёной Реки. Приветствовал псов. Ну всё!
Кой-что захлопнулось.
Подобно кошке в один из дней.
Таракан чуть меньше.
Сикхи очень красивы.
По-мусульмански чистые и вообще особая от них атмосфера. Сильно её чувствую.
Да, когда чувствует свою хорошую мужскую силу, знает, кто его община и такой кинжал у него – легко и спокойно ему быть великодушным и чистым. Да и воспитание, видать.
Всё едут наверх в рыжих тряпках, замотанные, грозные, на мотоциклах, с рыжими флагами. А одежды на них какие чистые!
//

Хардвар. Хар Ки Паури. Место, где упала капля амриты.
Блин, окунулись в Гангу. Прямо среди всего этого срача. Вонища. Попрошайки. Э!.. А это и не для белых.
Да, кстати, там белых кроме нас, вроде, и не было…
Короче, людно. Грязно, конечно. Пахнет. Преющими отбросами, едой, не всегда удобоваримой, думается, тлеющим коровьим навозом.

//

Далее.
Водопад.
Красивые молодые сикхи.
Да, это, вроде, вчера.
Сейчас шарашился хён урцни****. Один наконец-то шарашился. Пошёл, стало быть, куда глядят.
Вроде, в …
//

Со светом копец нелады, и с водой.
//

Завтра в Горы. Надеюсь, попрохладнее будет.
 //

Что думается.
Как не случайно, и как Махадев милостив к людям. Люди на Юге научились жить, люди на Севере научились жить. Но если Земля наша была бы чуть-чуть теплее или чуть-чуть холоднее – на чуть другом расстоянии от Солнца – все те, кто сейчас люди, жить бы на ней не смогли. Как же всё точно и неслучайно, и всё посчитано. Это милость.
И что, Кёфу*****, в твоей хвалёной Латинской Америке тебя бы так же колбасило? Не сможешь ведь здесь жить и даже не хочешь.
Слишком жарко. Тело постоянно потеет, царапины долго заживают.
Но люди здесь добрые, страшнее, чем цыгане…
Но при чём здесь Шива?
…Какой ещё Шива?
Советская мультипликация.
Советская мультипликация.
Не носить индусскую одежду.
Сочувствовать несчастным британцам. Каково им тут было?
Почему не поёшь индусские песни? На нашем Севере – постоянно пел.
А сегодня поёшь только «Уэй Тонанцин»******…
Да что, это ж тоже бхакти, какая разница, что за язык
У…
Да нет, темы чисто.
Как тогда, с Курганским. «Кто здесь шиваит? Я шиваит?»
А дома алтарь стоит…
Ну пусть стоит, Ахмеда покамест посмущает.
У…
Индия Индией, а Шиву никто не отменял. И мясо ем, только не ем.
Кто куда?
Темнеет здесь быстро.
Скажи спасибо, что не индеанист.
Подобно бибисишному путешественнику.
В белой шляпе.
Кёфу, молчи, пожалуйста, думай о пещере.
Так и рождение.
Но здесь шумно.
Днём на улицах шумно.
//

На воре шапка, что спирт на ладони…
Лучше было бы Абхая сюда сослать. А сейчас думаешь, что больше не поедешь ни в какую Индию.
Да и так густо.
А впереди Гималаи. Впереди Варанаси. Аруначала.
То ли ещё будет.
Хочется послушать тамильскую речь.
//

По делу.

Женщины свободнее, чем у мусульман. Этим ближе к нашему, хотя внешне и по ритму мусульмане нам ближе.
Гандж курят и предлагают прямо на улице – и садху, и остальные тоже.
Обезьяны грязные и нездоровые, но в лесу видел побольше и чистых (лангуры) – красивые.
Выбор орехов и сухофруктов меньше, чем у нас, финики дурацкие.
Аптеки – аюрведа, конечно, всё дико дёшево.
Не хочется брать ничего.
Хочется быть здесь, быть пустым.

Спать.
Хари Ом.
//
___

Панир* - индийский вариант сыра, который мы зовём "адыгейским".

Масамби (маусамби)** - "сладкий лайм".

Анар*** - гранат.

Хён урцни**** - в одиночку (язык баз га (баз га дэръё-ни токъе) - фэнтезийный язык мира "Легенд Зелёной Реки").

Кёфу (кёфо, кахэ)***** - товарищ, друг (язык баз га).

Уэй Тонанцин****** (язык науатль, ацтекский) - "О наша Великая Мать".



20. 06. 23:51.

Блин, ещё месяц здесь!
Ну, ё моё!...
//

Север. Горы.
Наконец-то холодно.
Чуть похоже на Аркаим.
Днём Солнце и очень ярко, ночью дубак. Ветер. Смеющиеся парни в оранжевом и с бусиками, с волосами длинными. Запах конопли.
Горы нереально высокие, верхушки за облаками.
Ганга. Неширокая.
Серо-зелёного цвета.
Маленькие вороны с ярко-красными ногами и ярко-жёлтыми клювами.
Темнокожие улыбающиеся люди. Холодный ветер.
Утро.
Вчера шли, было трудно.
Да, горная болезнь.
Сердце, давление, башка кружится. Узкая дорожка над обрывом, как раз головокружение. Неверный шаг – и всё.
Яркое Солнце. Огромные гладкие камни у Реки.
Берёзы, крыжовник, шиповник, чабрец, сосны-кедры.
Запах опавшей хвои.
По виду и запаху похоже на наш лес. Но воздух, наверное, чище, и что горы.
Вдалеке уже видно те, что со снегом.
Не хочется носить одежду с религиозной символикой.
Не помню своего лица.
Маленький храм рядом со столовой. Жёлтый флаг со свастикой и как-то очень позитивно.
Скандальные сны – это вымещение. Я же говорил, что так будет.
Хинди – звуки чёткие, скорее грубые, слова короткие. Узнал о мусульманском влиянии в языке, и чувствуется.
Бамбуковые посохи.
Ярко-оранжевые одежды среди охристых камней и пыли и жёсткой зелени.
Орехи по дороге.
Сладкий чай с молоком.
Тут похоже на наше, хоть не так людно.
А голуби – как наши. Глюк!
Чувствовать Реку святой. Другой. Куда?
Думать на ломаном английском. Само.
Сейчас гор не видно. Туман.
//

Молоко у них хорошее. Жирное.
Продолжают ехать сикхи с рыжими флагами.
Вернулись в Ришикеш.
Снова жарко.
За стеной то ли лягушки, то ли птицы – 1, то ли обезьяны, то ли псы – 2, и так-то цикады – 3 – кричат.
Половина Луны.
По горам быстрым шагом идут люди в рыжих шортах – несут воду – с одного места Реки к другому. Но пешком – в том-то и прикол. Гордые, уверенные. Много – в одинаковой одежде. Бом-бом-бхоле!
//

Ришикеш.
Днём.
Выгоревшее бесцветное небо. Жаркий воздух. Запах навоз, гниющих фруктов, мягкого – столь ценного и редкого у нас – дешёвого здесь – дхупа*. Огурцы и арбузы.
Мухи. Мухи.
С дредами, с глазами и лицами наших бомжей – только трезвые, но едва ли практикующие – санйаси возле моста Рамы. Среди них – одинокая оборванная девушка с ребёнком. Недлинные волосы, дикий, очень живой взгляд. Какой-то старик из их же побирающейся компании сплёл люльку из верёвок и тряпок, повесил на корни баньяна возле банкомата. Баньян, размеченный под дорожный столб.
Положил туда ребёнка.
Радовались.
Кто вырастет?
Такой же.
Ладно.
Мычание бездомных быков.
Изображение Госпожи Реки на каком-то совсем ящере.
Жаркий ветер в пальмах.
Сушится коровий навоз на заборе – топливо.
Белые – с дредами, но чистые.
Белые, одетые, как индусы, и индусы, одетые, как белые.
Две трети белых смотрятся немцами. А так-то их мало.
Настоящая простокваша, как в деревне. «Дахи» на хинди. Тыква – «каду». Подходящее слово.
Чай марки «Тата» – как местные смешные грузовики, и сухари марки «Бабаджи», как Самый-Самый.
Место, где реально не пахнет шашлыками (хотя лето), и не бухают. Но курят что ни попадя.
Овсянка марки «Квакер», а «Британия» – теперь тоже марка всякого печенья. Каково вспоминать? Может, как снижение?..
Ручные весы с гирями.
Мужчины, крашеные хной.
Игрушечный, из 70-х – 80-х робот с наклеенным изображением Ширди Бабы на пузе. И косой рыжий мужик спит рядом.
Худые чистые бурундуки.
Карканье ворон.
Обезьяны с красными лицами – маленькие, грязные, быстрые, трусливо-нахальные, как в мультике; с чёрными – большие, степенные, чистые, лесные видом. Хануман – с тех, что с красными.
Чай не стынет.
Говорят, в Варанаси будет жарче.
//
 
Мрачное средневековье. Мозоли от посоха.
//

Какой-то местный юный браток всё же сказал, что я похож на индуса. И на том спасибо. И зовут его соответственно – Кумар**. Запомню.
//
___

Дхуп* - благовония без деревянной основы.

Кумара** - "юноша" (санскрит).
___

Фото автора. Ришикеш.